Учебный проект
Тема : История возникновения детской литературы.
Над проектом работали :
Научный руководитель проекта:
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы
2.Постановка цели и задачи
3.Выдвижение гипотезы
4.Сбор информации по теме , её анализ, отбор и оформление
5.Выбор формы проекта и его реализация
6. Представление и защита проекта
7. Подведение итогов работы над проектом, результат и выводы.
Введение.
С первых уроков литературного чтения в 4классе мы начали, знакомится с детской литературой разных веков. И тогда мы решили всю информацию оформить в виде проектной деятельности и подробнее познакомиться, как зарождалась детская литература. С чего всё начиналось? На уроках мы узнали, что детская литература прошла большой и интересный путь. Тогда мы разделились для сбора информации по векам.
И вот, что у нас получилось.
Тема нашего проекта: « История возникновения детской литературы»
Проект групповой.
Цель: Познакомиться с историей возникновения детской литературы.
Задачи:
1.Рассмотреть основные этапы развития детской литературы .
2.Выявить основные особенности развития детской литературы на этапах.
3. Научиться, самим отбирать нужную информацию, обобщать материал, делать выводы.
Гипотеза: « Мы считаем, что ели проследить процесс появления детской литературы, то это расширит наше представление о, историческом прошлом нашей страны, сформирует умения видеть красоту языка и воспитает любовь к книгам».
Основная часть.
Мы начали изучать возникновение детской литературы с х века, т.к. в это время
приходит письменность. Но оказывается, несмотря на то, что люди уже умели писать, но с х по хv века на Руси ещё не было детской литературы. Литература вообще ещё только зарождалась вместе с приходом письменности.
Слайд
Но возникает вопрос, а что же читали дети, хотя их было в то время очень мало, это в основном дети монахов или влиятельных людей.
Первые рукописные сведения о том, что читали дети на Руси, относятся к Х веку. Конечно же, религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь. Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания.
Слайд
Использовали для детского чтения и отрывки из летописи.
А летопись - это книга ,в которой велась запись событий по годам т.е. история. Первая русская летопись была создана в ХI-XII веках. Она называлась « Повесть временных лет»( временных означает минувших) и рассказывала о происхождении Русского государства, о первых его деятелях. Повести составляли монахи, которые были по тому времени образованными людьми.
На уроках литературы, мы познакомились с отрывком из «Повести Временных лет» хотя этот отрывок был уже в переводе, но нам было трудно читать из - за того, что очень много непонятных слов, которые в наше время уже не употребляется. Но в тоже время нам было интересно, мы узнавали историю Руси того века.
Слайд ( учебник с.34)
Возникновение русской детской литературы, то есть созданной специально для детей, приходится на XV – XVI века – время, когда детство было признано особым, важным периодом в жизни человека. Цель первых детских книг была учебно-просветительской. Старейшие произведения для детей были рукописными. И первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник «ДОНАТУС». Автор русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов. Также, от него же дошла до нас первая запись русской народной сказки « О поселянине и медведице». Мы с ней тоже познакомились на уроках литературного чтения. И в ней мы увидели ,что цель сказки не развлекательная , а учить уму-разуму.
Слайд.
Во второй половине XVI в. на Руси появилось книгопечатание. И первой печатной книгой для детей была азбука русского первопечатника Ивана Федорова. В ней были: средневековые стихи, обращения к детям и их родителям.
Слайд( можно страницу уч. с. 46)
Но это всё были поучительные книги. А нам всё хотелось узнать ,а кто же всё таки был первым русским писателем или поэтом для детей и пошли изучать дальше.
В течение XVII в. происходит появление отдельных жанров и видов детской литературы. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты занимательности, художественности.
Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей.
Слайд
Важную ступень в развитии детской литературы составило и творчество Симеона Полоцкого. Его поэтическое наследие представляет в двух книгах: «Рифмологион, или Стихослов»– сборник речей (диалогов, приветствий), которые писались специально, чтобы кто-то их произносил и учился тем самым словесной культуре. «Вертоград многоцветный» – своеобразная поэтическая энциклопедия, в которой описывается 1155 понятий.
Познакомившись с некоторыми произведениями этих автором, мы заметили, что они тоже в основном поучительные и в них много устарелых слов.
Слайд
Но, оказывается, что значительный подъем пережила детская литературы в правление Екатерины II (1762 – 1796), которая сама написала 8 книг для детей.
В эпоху Екатерины II появилось много познавательных книг, расширявших представление детей о мире. Н.Г. Курганов издает «Российскую универсальную грамматику» (1769) – первую книгу энциклопедического характера для детей старшего возраста. А.Т. Болотов пишет для своих потомков «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанная самим им для своих потомков»
Сергей Аксаков написал повесть «Детские годы Багрова – внука». Это автобиографическое произведение, в котором автор пишет о своём детстве.
Читая отрывки из произведений этих авторов, мы заметили, что язык автора почти современный и ничего не нужно переводить. Но основная функция детских книг того времени состояла отнюдь не в развлечении(каких книг много в наше время) или религиозном просвещении( как были до этого), а в государственной пользе (воспитание будущих гос. работников).
Наконец, в это же время появился первый в России журнал для детей – организованное Н.И. Новиковым «Детское чтение для сердца и разума». Он содержал разнообразные познавательные статьи, повести, рассказы, пьесы, сказки.
Слайд
А в начале XIX века было создано много таких произведений, которые прочно вошли в круг детского чтения: басни И.А. Крылова, стихотворные сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова. Хотя первоначально эти произведения детям не адресовались.
Слайд про басни.
Прочитав некоторые басни ,мы заметили, что они чем-то напоминают сказки. И некоторые басни мы разыгрывали на уроках. Было весело, но мы заметили, что с помощью смеха и главных героев - животных, автор раскрывает свойства человеческого характера. Басни занимательные, весёлые, легко читаются и в тоже время поучительны.
А наиболее популярным жанром становится литературная сказка.
И мы познакомились со сказкой Антонио Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
И там уже происходит волшебство, которое нас заинтересовало.
Слайд
Также появляются авторские сказки, наиболее известные и популярные таких поэтов, как А.С Пушкин (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» , «Сказка о попе и о работнике его Балде».и др. И В. Жуковский с его сказками « Спящая царевна» и « Сказку о царе Берендее»
С некоторыми сказками, мы знакомились на уроке, а некоторые читали самостоятельно.
Оба они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты.
Слайд
Хотя сказки Жуковского предназначались для детей. Пушкин же действительно никогда специально для детей ничего не сочинял. Все его произведения , в том числе и сказки ,можно читать в любом возрасте. Просто для каждого возраста есть как бы свой уровень понимания.
Слайд.
Но в 19 веке в русскую детскую литературу приходит ещё одна новая тема- мир природы, и писали уже о природе для детей.
В детской литературе к теме природы впервые обратился С.Т.Аксаков с его книгой «Детские годы Багрова- внука». Мы читали отрывок из его произведения, и заметили как его главный герой , вместе с ним и мы , учится видеть, чувствовать красоту природы.
Слайд.
Эту мысль-об удивительном влиянии природы на человека, мы могли увидеть и в стихотворениях А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева.
Слайд
А также на страницах книг Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д Ушинского «Жалобы зайки», «Детский мир и хрестоматия», которые мы прочитывали и нам очень понравились.
Слайд
А в XX веке детские писатели приходят к выводу ,что разговаривать с детьми надо забавно, что детская книга -- развивает мировоззрение. И большой вклад вносят такие известные до сих пор писатели как, М.Горький, С.Маршак, Б.Житков, К.Чуковский. И мы узнали ,что К. Чуковский это его псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Чуковский.
Советские детские верят в способность ребенка чувствовать острее взрослого и убеждены, что необходимо передавать сложный внутренний мир в книге, рассчитанной на детей. Прежде всего, это относится к такому писателю, как А.Гайдар.
Другим не менее талантливым детским писателем был и Виталий Валентинович Бианки, биолог, исследователь и cледопыт, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе , а также Борис Житков , Евгений Чарушин.
Книги писателя Носова Н.Н. занимают особое место в детской литературе.
Рассказы Н.Носова всегда включают воспитательный характер.
Слайд
Сейчас, конечно большой выбор детских книг. И по жанру ,и по оформлению. Мы были в центральной детской библиотеке п. Березника и сравнили книги начала 20 века и конец 20 века начала 21 века. И заметили, что современные книги, более красочные привлекательные. Т.е детской литературе до сих пор уделяется особое вниание.
Слайд-фото
А самую старую книгу мы нашли в нашей школьной библиотеке. Это книга М Горького Избранные сочинения 1939 года выпуска. А также есть ещё книги: 1946 и 1959 года выпуска.
Слайд-фото
А ещё мы провели анкетирование.
Заключение.
Слайд
Таким образом, рассматривая историю возникновения детской литературы, мы узнали, что детская литература прошла большой и интересный путь. И в процессе своего развития кардинально изменялась.
Мы прочитали стихи, статьи, сказки, басни, исторические рассказы, которые читали наши сверстники с15 по 20 век. Мы познакомились с новыми именами, которые внесли свой вклад в детскую литературу.
Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить , учит всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.