СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект" История возникновения детской литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект "История возникновения детской литератыры"

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект" История возникновения детской литературы"»



Учебный проект

Тема : История возникновения детской литературы.













Над проектом работали :

Научный руководитель проекта:

























Этапы работы над проектом

1. Выбор темы

2.Постановка цели и задачи

3.Выдвижение гипотезы

4.Сбор информации по теме , её анализ, отбор и оформление

5.Выбор формы проекта и его реализация

6. Представление и защита проекта

7. Подведение итогов работы над проектом, результат и выводы.



































Введение.

С первых уроков литературного чтения в 4классе мы начали, знакомится с детской литературой разных веков. И тогда мы решили всю информацию оформить в виде проектной деятельности и подробнее познакомиться, как зарождалась детская литература. С чего всё начиналось? На уроках мы узнали, что детская литература прошла большой и интересный путь. Тогда мы разделились для сбора информации по векам.

И вот, что у нас получилось.



Тема нашего проекта: « История возникновения детской литературы»

Проект групповой.

Цель: Познакомиться с историей возникновения детской литературы.

Задачи:

1.Рассмотреть основные этапы развития детской литературы .

2.Выявить основные особенности развития детской литературы на этапах.

3. Научиться, самим отбирать нужную информацию, обобщать материал, делать выводы.



Гипотеза: « Мы считаем, что ели проследить процесс появления детской литературы, то это расширит наше представление о, историческом прошлом нашей страны, сформирует умения видеть красоту языка и воспитает любовь к книгам».















Основная часть.


Мы начали изучать возникновение детской литературы с х века, т.к. в это время

приходит письменность. Но оказывается, несмотря на то, что люди уже умели писать, но с х по хv века на Руси ещё не было детской литературы. Литература вообще ещё только зарождалась вместе с приходом письменности.


Слайд

Но возникает вопрос, а что же читали дети, хотя их было в то время очень мало, это в основном дети монахов или влиятельных людей.


Первые рукописные сведения о том, что читали дети на Руси, относятся к Х веку. Конечно же, религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь. Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания.

Слайд

Использовали для детского чтения и отрывки из летописи.

А летопись - это книга ,в которой велась запись событий по годам т.е. история. Первая русская летопись была создана в ХI-XII веках. Она называлась « Повесть временных лет»( временных означает минувших) и рассказывала о происхождении Русского государства, о первых его деятелях. Повести составляли монахи, которые были по тому времени образованными людьми.

На уроках литературы, мы познакомились с отрывком из «Повести Временных лет» хотя этот отрывок был уже в переводе, но нам было трудно читать из - за того, что очень много непонятных слов, которые в наше время уже не употребляется. Но в тоже время нам было интересно, мы узнавали историю Руси того века.

Слайд ( учебник с.34)

Возникновение русской детской литературы, то есть созданной специально для детей, приходится на XV – XVI века – время, когда детство было признано особым, важным периодом в жизни человека. Цель первых детских книг была учебно-просветительской. Старейшие произведения для детей были рукописными. И первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник «ДОНАТУС». Автор русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов. Также, от него же дошла до нас первая запись русской народной сказки « О поселянине и медведице». Мы с ней тоже познакомились на уроках литературного чтения. И в ней мы увидели ,что цель сказки не развлекательная , а учить уму-разуму.

Слайд.

Во второй половине XVI в. на Руси появилось книгопечатание. И первой печатной книгой для детей была азбука русского первопечатника Ивана Федорова. В ней были: средневековые стихи, обращения к детям и их родителям.

Слайд( можно страницу уч. с. 46)

Но это всё были поучительные книги. А нам всё хотелось узнать ,а кто же всё таки был первым русским писателем или поэтом для детей и пошли изучать дальше.

В течение XVII в. происходит появление отдельных жанров и видов детской литературы. Она постепенно отделяется от учебной литературы и становится самостоятельной, приобретает черты занимательности, художественности.

Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей.

Слайд

Важную ступень в развитии детской литературы составило и творчество Симеона Полоцкого. Его поэтическое наследие представляет в двух книгах: «Рифмологион, или Стихослов»– сборник речей (диалогов, приветствий), которые писались специально, чтобы кто-то их произносил и учился тем самым словесной культуре. «Вертоград многоцветный» – своеобразная поэтическая энциклопедия, в которой описывается 1155 понятий.

Познакомившись с некоторыми произведениями этих автором, мы заметили, что они тоже в основном поучительные и в них много устарелых слов.

Слайд

Но, оказывается, что значительный подъем пережила детская литературы в правление Екатерины II (1762 – 1796), которая сама написала 8 книг для детей.

В эпоху Екатерины II появилось много познавательных книг, расширявших представление детей о мире. Н.Г. Курганов издает «Российскую универсальную грамматику» (1769) – первую книгу энциклопедического характера для детей старшего возраста. А.Т. Болотов пишет для своих потомков «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанная самим им для своих потомков»

Сергей Аксаков написал повесть «Детские годы Багрова – внука». Это автобиографическое произведение, в котором автор пишет о своём детстве.

Читая отрывки из произведений этих авторов, мы заметили, что язык автора почти современный и ничего не нужно переводить. Но основная функция детских книг того времени состояла отнюдь не в развлечении(каких книг много в наше время) или религиозном просвещении( как были до этого), а в государственной пользе (воспитание будущих гос. работников).

Наконец, в это же время появился первый в России журнал для детей – организованное Н.И. Новиковым «Детское чтение для сердца и разума». Он содержал разнообразные познавательные статьи, повести, рассказы, пьесы, сказки.

Слайд

А в начале XIX века было создано много таких произведений, которые прочно вошли в круг детского чтения: басни И.А. Крылова, стихотворные сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова. Хотя первоначально эти произведения детям не адресовались.

Слайд про басни.

Прочитав некоторые басни ,мы заметили, что они чем-то напоминают сказки. И некоторые басни мы разыгрывали на уроках. Было весело, но мы заметили, что с помощью смеха и главных героев - животных, автор раскрывает свойства человеческого характера. Басни занимательные, весёлые, легко читаются и в тоже время поучительны.

А наиболее популярным жанром становится литературная сказка.

И мы познакомились со сказкой Антонио Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

И там уже происходит волшебство, которое нас заинтересовало.

Слайд

Также появляются авторские сказки, наиболее известные и популярные таких поэтов, как А.С Пушкин (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» , «Сказка о попе и о работнике его Балде».и др. И В. Жуковский с его сказками « Спящая царевна» и « Сказку о царе Берендее»

С некоторыми сказками, мы знакомились на уроке, а некоторые читали самостоятельно.

Оба они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты.

Слайд

Хотя сказки Жуковского предназначались для детей. Пушкин же действительно никогда специально для детей ничего не сочинял. Все его произведения , в том числе и сказки ,можно читать в любом возрасте. Просто для каждого возраста есть как бы свой уровень понимания.

Слайд.

Но в 19 веке в русскую детскую литературу приходит ещё одна новая тема- мир природы, и писали уже о природе для детей.

В детской литературе к теме природы впервые обратился С.Т.Аксаков с его книгой «Детские годы Багрова- внука». Мы читали отрывок из его произведения, и заметили как его главный герой , вместе с ним и мы , учится видеть, чувствовать красоту природы.

Слайд.

Эту мысль-об удивительном влиянии природы на человека, мы могли увидеть и в стихотворениях А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева.

Слайд

А также на страницах книг Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д Ушинского «Жалобы зайки», «Детский мир и хрестоматия», которые мы прочитывали и нам очень понравились.

Слайд

А в XX веке детские писатели приходят к выводу ,что разговаривать с детьми надо забавно, что детская книга -- развивает мировоззрение. И большой вклад вносят такие известные до сих пор писатели как, М.Горький, С.Маршак, Б.Житков, К.Чуковский. И мы узнали ,что К. Чуковский это его псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Чуковский.

Советские детские верят в способность ребенка чувствовать острее взрослого и убеждены, что необходимо передавать сложный внутренний мир в книге, рассчитанной на детей. Прежде всего, это относится к такому писателю, как А.Гайдар.

Другим не менее талантливым детским писателем был и Виталий Валентинович Бианки, биолог, исследователь и cледопыт, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе , а также Борис Житков , Евгений Чарушин.

Книги писателя Носова Н.Н. занимают особое место в детской литературе.

Рассказы Н.Носова всегда включают воспитательный характер.

Слайд

Сейчас, конечно большой выбор детских книг. И по жанру ,и по оформлению. Мы были в центральной детской библиотеке п. Березника и сравнили книги начала 20 века и конец 20 века начала 21 века. И заметили, что современные книги, более красочные привлекательные. Т.е детской литературе до сих пор уделяется особое вниание.

Слайд-фото

А самую старую книгу мы нашли в нашей школьной библиотеке. Это книга М Горького Избранные сочинения 1939 года выпуска. А также есть ещё книги: 1946 и 1959 года выпуска.

Слайд-фото

А ещё мы провели анкетирование.





Заключение.



Слайд

Таким образом, рассматривая историю возникновения детской литературы, мы узнали, что детская литература прошла большой и интересный путь. И в процессе своего развития кардинально изменялась.

Мы прочитали стихи, статьи, сказки, басни, исторические рассказы, которые читали наши сверстники с15 по 20 век. Мы познакомились с новыми именами, которые внесли свой вклад в детскую литературу.

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить , учит всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!