Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Исследовательский проект по химии
«Химические удобрения и их использование в гидропонике»
Автор: Жуковская Милена,
Ученица 8-Б класс
МАОУ «СОШ №10».
Руководитель:
Ладина Ольга Владимировна,
учитель химии высшей категории
МАОУ «СОШ №10»
Миасский городской округ, 2019г.
Оглавление:
1.Введение……………………………………………………………....…….…стр.3
1.1 Актуальность…………………………………………………………...…...стр.3
1.2 Цель и задачи……………………………………………………………….стр.3
1.3 Гипотеза………………………………………………………………….….стр.4
1.4 Методыисследования……………………………………………………….стр.4
2. Основная часть………………………………………………………….......стр.5-6
2.1 Определения
2.2 Фосфорные удобрения
2.3 Азотные удобрения
2.4 Калийные удобрения
2.5 Минеральные комплексные удобрения
2.6 Микроудобрения
3. Практическая часть……………………………………………………..….стр.7-9
4. Преимущества и недостатки гидропоники…………………….……....….стр.10
5. Выводы……………...……………………………………………...….….…стр.11
6. Список использованной литературы………………………….….…..……стр.12
Введение
Химические удобрения содержат питательные вещества в виде различных минеральных солей. В зависимости от того, какие питательные элементы содержатся в них, удобрения подразделяют на простые и комплексные (сложные). Простые (односторонние) удобрения содержат один какой-либо элемент питания. Комплексные (сложные), или многосторонние, удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элементов.
В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. Применение минеральных удобрений — один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель.
Химические удобрения по содержанию основных компонентов бывают азотными, фосфорными, калиевыми, сложными и микроудобрениями. Они являются продукцией химического производства и содержат в себе одно или несколько питательных веществ в высокой концентрации.
Актуальность этой темы заключается в том, что в сельском хозяйстве, промышленности и даже в быту возрастает роль гидропоники. В гидропонике важную роль играет знание о концентрации многих химических удобрений.
Цель моего проекта: узнать о химических удобрениях и гидропонике как способе выращивания растений.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Найти информацию в литературе и Интернете по данной теме.
Выяснить, что такое гидропоника.
Узнать какую роль в гидропонике имеют химические удобрения.
Вырастить культурное растение методом гидропоники.
Сравнить показатели роста растений, выращенных в почвенной среде, методом гидропоники и в воде.
Найти «плюсы» и «минусы» при использовании химических удобрений в гидропонике
Моей гипотезой является предположение, что при выращивании растений методом гидропоники и использовании при этом химических удобрений, рост и качество растений улучшится.
Методы исследования:
Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Теоретические: анализ, сравнение, классификация, обобщение.
Основная часть
Удобрения - это неорганические и органические вещества, применяемые в сельском хозяйстве для повышения урожайности культурных растений.
Гидропоника – современный способ выращивания растений в специальных растворах. В переводе с греческого языка термин гидропоника дословно обозначает «рабочий раствор». При использовании этого метода растения обходятся без почвы, находятся в субстрате, который служит опорой для корневой системы и получают необходимые питательные вещества из раствора.
Фосфорные удобрения. Удобрения этой группы делят на такие подгруппы: водорастворимые (суперфосфат простой и двойной Ca(HPO4)2*H2O), полурастворимые (преципитатСаНРО4·2Н2О), труднорастворимые (фосфоритная мукаCa3(PO4)2).Этот химический элемент по праву называют источником энергии. Его значение для живых организмов сложно переоценить. Без него зеленое насаждение не сможет стабильно и быстро расти, полноценно развиваться и оказывать сопротивление негативным факторам окружающей среды. Если в грунте будет наблюдаться недостаток этого вещества, посадки в скором времени погибнут.
Азотные удобрения предлагаются производителем в трех подвидах: аммиачные (NH4NO3), амидные (CO(NH2)2), нитратные (NaNO3). Азотные удобрения – это азотсодержащие соединения, основным предназначением которых является повышение уровня содержания азота, и, как следствие, увеличение показателей урожайности. Они необходимы растению для правильного развития и роста.
Калийные удобрения содействуют в усваивании растениями углекислоты и в передвижении углеводородов, повышают устойчивость посевов к морозам, засухе. Распространенными калийными удобрениями стали хлористый (KCl) и сернокислый калий (K2SO4), калийная соль (KCl + NаCl). В составе сернокислого калия отсутствуют вредные для растений магний, натрий, хлор.Применение калийных удобрений значительно повышает иммунитет растения.Наряду с этим появляется устойчивость к грибковым болезням, растения оказывают более стойкое сопротивление различным вредителям.
Минеральные комплексные удобрения содержат перечень полезных компонентов, поддерживающих плодородность почв и укрепляющих иммунитет растений. Комплексные минеральные удобрения — это нитроаммофоска (равные части азота и фосфораNH4H2PO4+NH4NO3+KCl), нитрофоска (натрий, фосфор, калий), аммофос (калий, магний, фосфорNH4H2PO4), диаммофос (калий, азот, фосфор, дополнительные элементы для питания флоры).
Микроудобрения – это вид минеральных удобрений, в которых имеются необходимые микроэлементы. Широко применяются борные, кобальтовые, марганцевые, цинковые, молибденовые, медные и удобрения с содержанием йода. Использование фосфорных, калийных и азотных удобрений, к сожалению, не всегда дает желаемый результат из-за недостатка в почвах химических элементов, содержащихся в живых организмах в малых концентрациях и необходимых для обеспечения жизнедеятельности. Поэтому так важно пополнять в почве запасы микроэлементов.
Практическая часть
Для выяснения в какой среде растение покажет лучшие результаты роста, я провела эксперимент. Я взяла три одинаковые луковицы и поместила их в три разные среды.
Опыт № 1 Гидропонная установка
Опыт № 2 Вода
Опыт № 3 Почва
Создание гидропонной установки:
Берём пластиковую бутылку с крышкой.
Разрезаем бутылку приблизительно пополам, получая две половинки.
В верхней части бутылки делаем два ряда отверстий.
Вставляем верхнюю часть бутылки, с проделанными отверстиями, в нижнюю часть крышкой вниз.
В нижнюю часть бутылки наливаем питательный раствор.
Для приготовления питательного раствора надо растворить 5г концентрата в 1,5л воды
Состав отечественного концентрата «Кемира»
Название элемента | Кол-во мг/л |
Калий | 27,1 |
Фосфор | 20,6 |
Азот общий | 16,0 |
Азот нитратный | 8,1 |
Азот аммиачный | 7,9 |
Железо | 0,1 |
Марганец | 0,1 |
Бор | 0,02 |
В течение 10 дней я измеряла высоту перьев лука. Результаты заносила в таблицу.
Результаты роста
Дата | Высота перьев лука, в мм |
Гидропонная установка | Вода | Почва |
23.02.19 | 0 | 0 | 0 |
24.02.19 | 5 | 2 | 4 |
25.02.19 | 20 | 15 | 14 |
26.02.19 | 55 | 25 | 22 |
27.02.19 | 80 | 57 | 65 |
28.02.19 | 105 | 80 | 90 |
01.03.19 | 150 | 110 | 120 |
02.03.19 | 210 | 160 | 170 |
03.03.19 | 265 | 190 | 215 |
04.03.19 | 300 | 220 | 265 |
Выводы по практической части:
1. Рост зеленого лука на гидропонной установке происходит быстрее, чем в почвенной и водных средах;
2.Количество перьев и их высота у лука на гидропонной установке больше.
Преимущества гидропоники:
Регулировка подкормки растений
Экономия воды
Экономия питательных веществ
Быстрый рост материнского растения
Доступ к корням
Неиспользование ядохимикатов
Недостатки гидропоники:
Выводы
1.Для повышения урожайности культурных растений используют минеральные удобрения, содержащие три основных элемента: калий, азот и фосфор.
2.Питательные растворы, содержащие химические удобрения, являются основой современного метода гидропоники.
3. Моя гипотеза подтвердилась. Наибольшего роста и развития достигли растения, помещенные в питательный раствор.
4. Таким образом, метод гидропоники позволяет более результативно и с минимальными затратами времени выращивать необходимые культуры.
Список использованной литературы
https://eteplica.ru/udobrenie-i-podkorm/udobreniya-klassifikaciya-vidy-primenenie.html#
https://oyla.xyz/article/kak-vyrastit-doma-ogorod-bez-pocvy
https://ru.wikipedia.org/wiki