Учебный проект "Местоимение - загадка, помощник, характеристика"
.
Руководитель: С.А.Гайдар, учитель русского языка высшей квалификационной категории
Создание электронного учебного пособия по теме «Местоимение» для изучения, закрепления и повторения материала по теме «Местоимение»
Задачи:
- Изучить материал по теме «Местоимение»;
- Составить различные задания для закрепления материала;
- Исследовать употребление местоимений в художественной литературе, их роль;
- Создать творческие работы на тему: «Роль местоимений в речи»;
- Создать слайд-презентацию с использованием наработанного материала по теме «Местоимение»
Методы и приемы работы:
- работа со справочной и художественной литературой;
- исследование собранного материала;
- написание сочинений
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена.
Гипотеза:
… Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
Реформатский
Александр Александрович –
российский языковед
(1900-1978гг.)
КАЖДОЕ МЕСТОИМЕНИЕ - ЗАГАДКА
Прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас , шумел высокой травой, фыркал и сердился... И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня . Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос.
Каждое местоимение - помощник
В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов.
Мой Барсик
В прошлом году ... принесли брошенного котёнка. ... назвал ... Барсиком. Теперь ... подрос, превратился в огромного сильного кота.
Барсик – сиамский кот, … очень красивый, умный и упрямый и даже немного своенравный.
У Барсика есть свои привычки. ... любит встречать ... после школы, делать со мной уроки, а вечером ложится на свое место на диване и никому … не уступает.
Барсик не любит, когда … что-то запрещают. … только на время сделает вид, что согласен … , а потом проверит, что … всё-таки не разрешили делать.
Барсика любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.
КАЖДОЕ МЕСТОИМЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА
Есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крыла ты ми фразами.
Попробуем дать характеристику человеку по данным выражениям:
сам себе хозяин;
себе на уме;
строит из себя;
пришёл в себя;
взял себя в руки ;
вне себя
По значению и грамматическому особенностям выделяются несколько разрядов:
- Личные.
- Возвратное.
- Притяжательные.
- Вопросительные.
- Относительные.
- Неопределённые.
- Отрицательные.
- Определительные.
- Указательные.
Я - местоимение 1-го лица.
Мы - местоимение 1-го лица.
Ты – местоимение 2-го лица.
Вы – местоимение 2-го лица.
Он, она, оно – местоимение 3-го лица.
Они – местоимение 3-го лица.
- ед.ч - мн.ч
Говорящий
Собеседник
Говорящий
Неопределённое
лицо
Притяжательные местоимения ( мой, твой др.) указывают на признак предмета и отвечают на вопрос чей? ( чья? чьё? чьи?)
Это его гитара.
Это их собака
Это мои котята.
Это её игрушка
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное.
Возвратное местоимение не имеет рода, лица, не имеет числа.
В предложении возвратное
местоимение себя выполняет роль
дополнения
Пташка, посмотри: я вижу себя! А ты видишь себя?
И
Р
- -
Кого? себя
В
Д
Кого? себя
Кому? себе
Т
Кем? Собой (-ою)
П
О ком? (о) себе
Вопросительные местоимения кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? откуда? почему? зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях: Сколько лет слоны живут? Где течёт река Нева?
Вопросительные местоимения-существительные кто? что? и местоимение-числительное сколько? Изменяются по падежам.
Вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? Изменяются по родам, числам и падежам.
Вопросительные местоимения-наречия где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? не изменяются.
Местоимения кто ,что ,какой ,чей ,который , сколько, когда , где , куда , как и др. являются относительными в тех случаях , когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Например: Этот листок , что иссох и свалился , золотом вечным горит в песнопенье.
Грамматические особенности относительных местоимений такие же , как и вопросительных.
Неопределённые местоимения некто , некоторый , несколько , некогда ,
- Неопределённые местоимения некто , некоторый , несколько , некогда ,
кто-то , что-то , кто-нибудь , какой-то , когда-то , где-то , кое-кто , кое-где , кое-когда и др. указывают на неопределённые , неизвестные предметы , признаки , количество.
Неопределённые местоимения образуются от вопросительных прибавлением частицы не , которая превращается в приставку ( некто , некоторый , несколько ) , и частиц –то , -либо ,
- нибудь , кое- ( кто-то, какой
- нибудь , кое- что).
КАВОТ и КАМУТ
Мне с постели вставать неохота : И ещё с ним такая забота :
Я боюсь наступить на Кавота , - Накормить невозможно Кавота ,
У меня под кроватью живёт Так как каждый кусок почему-то
Симпатичнейший в мире Кавот. Попадает в желудок Камута.
Отрицательные местоимения никто , ничто , некого , нечего , никакой , ничей , нигде , никогда , никуда и др. указывают на отсутствие предметов , признаков , количества.
Завёлся озорник у нас. Кто , например , залез в буфет ,
Горюет вся семья. Конфеты там нашёл
В квартире от его проказ И все бумажки от конфет
Буквально нет житья! Кто побросал под стол?
Никто с ним , правда , не знаком , Кто на обоях рисовал?
Но знают все зато , Кто разорвал пальто?
Что виноват всегда во всём Кто в папин стол свой нос совал?
Лишь он один- НИКТО! НИКТО , НИКТО , НИКТО!
- НИКТО – ужасный сорванец! -
Сказала строго мать. -
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдёт
Ни в гости , ни в кино!
Смеётесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!
Определительные местоимения- сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др.
Про сома
Всё приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся-
Сам
С усами!
Местоимение , указывает на крайнюю близость к предмету
Частица в составе превосходной степени прилагательного
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Я стоял на берегу самого синего моря на свете.
- Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, тут и др.
Местоимения-прилагательные тот, этот, такой изменяются по родам, числам и падежам.
Что это? Хм… По этой дороге пойдёшь – голову сложишь, по той – смерть найдёшь…
Ничего себе! И только две дороги!
Почему столько ? Таких сказок не бывает. Подожду, пока поправят – таково моё решение!
Русский язык богат частями речи: существительное, прилагательное, глагол и другие. А есть в нём слова, которые употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Это местоимение.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называют их. Например, я, ты, он, она, оно, они, вы, мы другие. Местоимений в языке немного, но они употребляются чаще, чем другие части речи, так как одно местоимение может употребляться вместо разных слов.
Местоимения помогают объединять предложения в текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи. Это очень важная часть речи. Необходимо знать, как её употребить, написать и произнести.
Автор: Булдакова Марина.
Дорогое местоимение!
Я так удивлена тобой: ты имеешь девять разрядов! Личные , возвратные , притяжательные , неопределённые , вопросительные , относительные , определительные , указательные.
И даже имеешь четыре группы: местоимения-существительные , местоимения-прилагательные , местоимения-числительные , местоимения-наречия. А ещё ты заменяешь повтор. Мне необходимо научиться правильно тебя употреблять и писать. До свидания!
С уважением Дынник Анастасия.
Любимое местоимение!
Я очень рада , что знаю тебя. Ты такая интересная часть речи! В тебе так много различных разрядов местоимений и у тебя такие разные роли! Например, вопросительные местоимения могут задавать любой вопрос , неопределённые скрывают в себе таинственность , притяжательные быстро определят, чья это вещь, и ещё много других функций
ты выполняешь. Ты очень интересное и необычное!
С уважением Кокарева Елизавета.
Дорогое местоимение! Изучив тебя, я поняла, что ты занимаешь важное место а моей речи. Ты помогаешь мне избежать повторов, задавать вопросы, связывать предложения, что-то отрицать. Я удивлена тем, что ты имеешь целых девять разрядов. И среди них ты имеешь близнецов: вопросительные и относительные местоимения. Они совершенно одинаковые, но роль у них разная. А возвратное местоимение возвращает действие к действующему лицу. Притяжательные местоимения помогают мне разобраться, кому принадлежит тот или иной предмет. Например, это моё, это твоё, а это наше. Определительные местоимения помогают мне стать самостоятельней. « Я сама!»- говорю я маме. Благодарю тебя за то, что ты играешь в моей речи большую роль!
С уважением ученица 6 класса Зиндяева Валентина.
Найдите местоимение , которое изменяется по родам и числам:
а) мне; г) столько;
б) собой; д) некто;
в) мы; е) весь.
Укажите личные местоимения:
а) кто-то; б) у кого;
в) сам; д) его;
г) никто; е) мною.
В каких предложениях допущены речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений?
- А. На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.
- Б. Шкафы были плотно набиты книгами. Они служили стеной, разделяющей комнату на две половины.
- В. Ихние тетради лежали на столе.
- Г. У его сестры очень красивый почерк.
- Д. Мы решили пойти к ему в гости.
- Е. Мы ничего не знали о этой истории.
Какую букву нужно вставить?
а) б) в) г)
н..кому не верить е и и и
н..какой урок и е и и
н..чего делать е е е и
н..чем удивить и и е е
Укажите отрицательные местоимения:
а) никто; г) некто;
б) несколько; д) некоторый;
в) ничей; е) никакой.
Почему в предложении у ченики поздравляют Вас , Анна Ивановна , с праздником местоимение пишется с большой буквы? Выберите правильный ответ.
А. Это ошибка.
Б. Это форма вежливого обращения.
В. Когда кого-то поздравляем , то местоимение пишем с большой буквы.
Г. местоимение называет старшего по возрасту человека.
Укажите , какие местоимения надо писать через дефис:
а) (что)же; г) (кто)бы;
б) (о)нём; д) (какой)нибудь;
в) (я)то; е) (мне)ли.
Укажите правильные употребления предлогов с местоимениями.
- О этих событиях написано много интересных книг.
- Много хорошего было сказано об этом храбром человеке.
- Об этих книгах спорили долго.
- О этой книге сразу забыли.
не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, ни за какие коврижки, ни под каким видом, делать нечего, как ни в чем не бывало, ни за что на свете, ничего не скажешь, не на что надеяться, выиграть кое в чем, не согласен кое с кем, как-то вечером, учиться чему-нибудь
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
Кто много знает, тот плохо спит
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не учи плясать, я и сам скоморох!
К чему рук не приложит, все кипит.
У него дело как гусли идет.
Что упало, то пропало.
- «Сам себе режиссер»
- «Пока все дома»
- «Жди меня»
- «Вы очевидец»
- «Самый умный»
- «Эти забавные животные»
- «Мы»
- «Кто хочет стать миллионером»
- «Наш сад»
- «Своя игра»
- «Кино, которое было»
Масленица… Только вдумайтесь в ___ слово. ___ ___ несет ? И сразу представляются ____ составляющие _____ ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а _______ главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. ____ являли ____ символ солнца, _______ ____ ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но _____ не могло изменить широкую масленицу. ____ встречали и провожали с ____ же неудержимой удалью, _____ и в ____ далёкие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепёлочка», «объедуха».
Слова для справок: это, что, оно, все, этого, самое, они, собой, которое, всё, ничто, её, той, что, те.
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова... Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им : «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..» За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку..
- Местоимение является средством связи между предложениями.
- Местоимение помогает избежать лексического повтора.
- Каждый человек хочет говорить красиво, изъясняться так, чтобы собеседник в полной мере понял, о чем хотели ему сказать. Мы все желаем, чтобы наша речь была наполнена образными выражениями, которые мы можем составить и с помощью местоимений.