СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект на тему: Вирусные заболевания человека, животных, растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студентка представила учебный проект по теме: "Вирусные заболевания человека, животных, растений" (Биология).

Соблюдены все требования к проектной работе. Прослеживаются все разделы: Введение, Основная часть, Заключение, Список используемых источников, Приложение. (В приложении описан продукт. Допустимо: фотография автора проекта с продуктом).

Проектная работа оценена была комиссией на "отлично".

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект на тему: Вирусные заболевания человека, животных, растений»

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Таганрогский медицинский колледж»











Учебный проект на тему:

Вирусные заболевания

человека, животных, растений

Вид: исследовательский



Автор:

студентка

Саяпина Д.В.

группа: 1-2 специальность: Сестринское дело









Руководитель:

Преподаватель биологии: Яценко А.В.



Оценка при защите:



Председатель комиссии (подпись)



Члены комиссии:







2019



ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. Открытие вирусов 4

2. Строение вирусов 5

3. Вирусы как возбудители заболеваний 6

3.1. Заболевания человека 6

3.2. Заболевания животных 7

3.3. Заболевания растений 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11





ВВЕДЕНИЕ

Вирусные заболевания –болезни, вызываемые вирусами, неклеточными формами жизни, представляющими собой автономные генетические структуры. Вирусы способны заражать не только практически всех представителей флоры и фауны, но и микроорганизмы. Эффективность борьбы со многими вирусами не имеет положительных результатов, так как вирусы не только имеют природный резервуар в окружающей среде, но и постоянно мутируют, в связи с чем снижается эффективность проведения вакцинопрофилактики. Одним из наиболее ярких примеров является неэффективная многолетняя борьба с вирусом иммунодефицита человека.

Мы постоянно сталкиваемся с различными вирусными заболеваниями. Они снижают качество жизни и проявляют себя в опасной роли для живых организмов. Указанный фактор обуславливает актуальность темы, выбранной для проекта.

Цель работы: состоит в ознакомлении с различными вирусными заболеваниями, затрагивающих представителей царства животных, в том числе человека, и растений.

Задачи:

  1. Исследовать специальную литературу о вирусах и инфекционных заболеваниях человека, животных и растений.

  2. Дать характеристику некоторым вирусным заболеваниям.

  3. Создать проектный продукт.

Практическая значимость: результаты работы над проектом могут быть использованы на лекционных и практических занятиях по биологии и микробиологии, при изучении такой темы как «Вирусные заболевания».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Вирусы – особая неклеточная форма жизни.

  2. Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Открытие вирусов

Дмитрию Иосифовичу Ивановскому принадлежит честь открытия вирусов. Будучи студентом Петербургского университета, он выезжал на Украину и в Бессарабию для изучения причин болезни табака, а затем, после окончания университета, продолжал исследования в Никитском ботаническом саду под Ялтой. В содержимом пораженного листа он не обнаружил бактерий, однако сок больного растения вызывал поражения здоровых листьев. Ивановский профильтровал сок больного растения через свечу Шамберлана, поры которой задерживали мельчайшие бактерии. В результате он обнаружил, что возбудитель проходит даже через такие поры, так как фильтрат продолжал вызывать заболевание листьев табака. Культивирование его на искусственных питательных сре­дах оказалось невозможным. Д.И. Ивановский приходит к выводу, что возбудитель имеет необычную природу: он фильтруется через бактериальные фильтры и не способен расти на искусственных питательных средах. Он назвал новый тип возбудителя «фильтрующиеся бактерии».

Ивановский установил, что болезнь табака, распространенная в Крыму, вызывается вирусом, который обладает высокой заразительностью и строго выраженной специфичностью действия. Это открытие показало, что наряду с клеточными формами существуют живые системы, невидимые в обычные световые микроскопы, проходящие через мелкопористые фильтры и лишенные клеточной структуры.

Спустя 6 лет в 1898 г. после открытия Д.И. Ивановского гол­ландский ученый М. Бейеринк подтвердил данные, полученные русским ученым, придя, однако, к выводу, что возбудитель табачной мозаики — жидкий живой контагий. Ивановский с этим выводом не согласился. Благо­даря исследованиям Ф. Леффлер и П. Фрош в 1897 г. установили вирусную этиоло­гию ящура, показали, что возбудитель ящура также проходит через бактериальные фильтры. Ивановский, анализируя эти данные, пришел к выводу, что агенты ящура и табачной мозаики принци­пиально сходны. В споре с М. В. Бейеринком прав ока­зался Ивановский.

Опыты Д.И. Ивановского были положены в основу его диссертации «О двух болезнях табака», представленной в 1888 г., и изложены в книге того же названия, вышедшей в 1892 г. Этот год и считается годом открытия вирусов.

  1. Строение вирусов

Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур:

  1. Сердцевины – генетическое материала, представленного либо ДНК, либо РНК; ДНК или РНК могут быть одноцепочной или двухцепочной;

  2. Капсида– защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину;

  3. Нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом;

  4. Оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки-хозяина;

  5. Капсомеров– идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.

Общая формакапсида отличается высокой степенью симметрии, обусловливая способность вирусов к кристаллизации. Это дает возможность исследовать их как методом рентгеновской кристаллографии, так и с помощью электронной микроскопии. Как только в клетке-хозяине образуются субъединицы вируса, они сразу же могут путем самосборки объединиться в полную вирусную частицу.

Для структурыкапсида характерны определенные типы симметрии, особенно полиэдрическая и спиральная. Наиболее распространенная полиэдрическая форма у вирусов - икосаэдр, у которого имеется 20 треугольных граней, 12 углов и 30 ребер.

Вирусы, атакующие бактерий, образуют группу, называемую бактериофагами или просто фагами. У некоторых бактериофагов имеются четко выраженная икосаэдрическая головка и хвост, обладающий спиральной симметрией.

  1. Вирусы как возбудители заболеваний

Множество различных инфекционных заболеваний человека, животных и растений вызываются вирусами. Остановимся на некоторых из них.

    1. Заболевания человека

Грипп– вирусная инфекция, склонная к широкому распространению. Отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов.

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода.

Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают в среднем 20-35% населения.Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире.В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ.

Полиомиелит— вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы, так же поражается глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, при этом наступает паралич. Вирус полиомиелита поражает конечности, то есть изменяет формы костей. Характерные изменения костей были найдены при раскопках в Гренландии на скелетах, относящихся к 500-600 годам до нашей эры.

Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина. Однако, вакцинация живой вакциной – это не полная ликвидация вируса – убийцы, а только замена его искусственно лабораторным штаммом, безопасным для человека. Поэтому прививание новорожденных детей является обязательным делом. Через несколько лет прививку необходимо повторить.

СПИД(Синдром приобретенного иммунного дефицита)– это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет, и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как "глобальный кризис здоровья", как первую действительно всеземную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор не контролируется медициной и от которого умирает каждый заразившейся человек.

    1. Заболевания животных

Бешенство— инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, передающимся со слюной при укусах больными животными. Особенно часто болеют собаки и кошки, а также дикие животные (лисицы и др.). Заражение возможно также путем попадания зараженной слюны на кожу и слизистые оболочки, имеющие ранки, царапины и др.

Панлейкопения кошачьих (чума кошек) —высококонтагиозная вирусная остропротекающая болезнь. Поражает млекопитающих семейства кошачьих, куньих, енотовых и виверровых. Характеризуется поражением желудочно-кишечного тракта животных и значительным снижением общего количества лейкоцитов в крови.

Болезнь Карре(чума плотоядных)-высококонтагиозная вирусная болезнь плотоядных животных характеризуется лихорадкой, острымкатаральным воспалением слизистых оболочек, кожной экзантемой, пневмонией и тяжелым поражением нервной системы.

    1. Заболевания растений

Мозаичность листьев - это заболевание можно распознать по разнообразным по форме пятнам и полосам, белым или желтоватым на листьях, светлым или темным на цветках. Эти пятна напоминают мозаику, которая имеет некий рисунок. Все эти круги, полосы и пятна расположены в каком-либо порядке или узоре. Помимо этого мозаичная болезнь зачастую сопровождается деформацией листа. Чаще всего такими вирусными заболеваниями болеют такие растения, как каллы, бегонии, пеларгонии, примулы, гидрангеи.

Курчавость листьев - это вирусное заболевание, которое сопровождается появлением многочисленных пятен (1-2мм) на листьях, со временем они высыхают. При заболевании листья морщинятся, становятся курчавыми, а цветки деформируются. Это вирусное заболевание так же может сопровождаться появлением светло-желтых или серо-белых пятен и полос. В основном от этого заболевания страдают такие растения, как примулы, пуансеттии, пеларгонии, гидрангеи.

Пожелтение листьев - это вирусное заболевание носит еще одно название - желтуха. Листья становятся желто-зелеными либо просто желтыми. Всё растение или отдельные побеги замедляют рост. В клетках растения накапливается много крахмала, из-за чего стебли становятся ломкими. На листьях можно увидеть мозаичный узор.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итог вышесказанному можно сказать что: вирусы - особая неклеточная форма жизни. Они имеют особое строение, постоянно мутируют, что усложняет борьбу с ними. Вирусы обладают способностью легко передаваться от больных к здоровым, а так же быстро распространяться. Вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных, растений. Среди них я назвала самые распространенные. Однако, я уверена, что ученым удастся "приручить" и заставить их работать на благо человечества. В заключение хочу сказать, что я реализовала поставленную цель своей проектной работы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Электронные ресурсы

  1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://medinfo.social/uchebniki_884/obschaya-biologiya-uchebnik-mamontov-zaharov.html/ свободный.

  2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2047/p1.php/ свободный.

  3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/ свободный.



ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве проектного продукта я выбрала модель вируса СПИДа, поскольку на модели четко выражено строение и форменные элементы неклеточной формы жизни. Макет выглядит как увеличенный во множество раз вирус в разрезе.

В заключении можно прийти к выводу, что в моем проектном продукте состоит практическая значимость. Этот прототип вируса может быть использован, как учебный образец на уроках биологии и микробиологии в колледже, а так же других учебных заведениях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!