Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнеказанищенская СОШ №3»
Проектная работа
Тема: Разработка технологической карты
инновационного урока по теме
«Секреты великого Архимеда»
Автор проекта:
Алиева А.К.
учитель физики
Буйнакский район 2017 г.
Учебный проект по физике «Секреты великого Архимеда»
Алиева А.К. – учитель физики
Визитная карточка проекта
Авторы проекта Учитель физики Алиева А.К. Учащиеся 7 класса | Эмблема проекта |
Девиз проекта На результат хороший не надейся, Пока меж нами нет взаимных действий. Научимся терпенью, уваженью Мы в поиске совместного решенья. |
Краткая аннотация проекта |
Тема | «СЕКРЕТЫ ВЕЛИКОГО АРХИМЕДА» |
- реализацию принципа связи обучения с жизнью. | Проект нацелен на изучения темы "Архимедова сила. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организована в форме выполнения проекта, реализация которого нацелена на обеспечение: - активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; - развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; - формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; - приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся; |
Краткое содержание | В ходе выполнения проекта учащиеся знакомятся с действиями жидкости и газа на погруженное в них тело. Акцентируется связь изученного материала с практическим применением: на основе теории и эксперимента объясняются условия плавания судов, воздушных шаров, плавание рыб, подводной лодки и т.п. Межпредметные связи реализуются путём интеграции с биологией и историей: рассматривается принцип погружения и всплывания рыб на поверхность, изучается история открытия архимедовой силы, даются исторические сведения про ученого Архимеда. На различных этапах проекта учащиеся работают в группах и индивидуально, что способствует созданию атмосферы сотрудничества , развитию навыков общения и взаимодействия в малой группе, развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии. |
Тип проекта | По доминирующей деятельности: Исследовательско-поисковый По комплексности: межпредметный По характеру контактов: внутриклассный По продолжительности: краткосрочный По количеству участников: индивидуально-групповой |
Предмет | Физика |
Класс | 7 класс |
Продолжительность проекта | 8 уроков (месяц) |
ОСНОВА ПРОЕКТА |
Образовательные стандарты | Закон Архимеда. Условия плавания тел. Измерение архимедовой силы. Изучение условий плавания тел. |
Планируемые результаты обучения | После завершения проекта учащиеся приобретут необходимые знания, умения - личностные: навыки проектной деятельности, пользовательские навыки работы с ПК (текстовый, графический, создание презентации, публикации); - метапредметные: понимание связи физики с историей, биологией, бытом, транспортом и т.д. - предметные: ЗУН по теме «Архимедова сила», расширение знаний по данной теме; - умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации, в том числе в сети Интернет. |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Но камень в воде не плывёт как бревно, И камнем бревно не уходит на дно. В чём сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец АРХИМЕД. |
Проблемные вопросы | Существует ли в жидкостях и газах выталкивающая сила? От каких факторов зависит (не зависит) выталкивающая сила? Кто впервые обнаружил выталкивающее действие жидкости? При каких обстоятельствах? Какие существуют способы определения выталкивающей силы? Каково практическое применение знаний о существовании архимедовой силы? |
Цели проекта | Теоретическая часть проекта o Вывод формулы выталкивающей силы Экспериментальная часть проекта o Экспериментально доказать существование выталкивающей силы o Выяснить факторы, от которых зависит и от которых не зависит выталкивающая сила o Выяснить способы определения выталкивающей силы o Выяснение условий плавания тел Поисковая часть проекта (поиск информации) o История открытия архимедовой силы o Практическое применение архимедовой силы |
СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ |
Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. |
Проблема | 1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Построение дерева проблем. 4. Построение дерева целей. |
Проектирование | 1. Формирование групп по интересам. 2. Составление плана совместных действий. |
Поиск информации | 1. Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу. 2. Проведение эксперимента. 3. Анализ полученных результатов. 4. Формулировка выводов. |
Продукт | 1. Оформление отчёта о проделанной работе. 2. Оформление буклета, презентации, итоговой презентации или учебного фильма по теме «Секреты великого Архимеда». |
Презентация | 1. Подготовка и проведение урока-защиты проекта с мини-спектаклем по теме «Как Архимед разоблачил мастера-мошенника». |
Методы исследования |
1. Изучение научной литературы. 2. Изучение Интернет-ресурсов. 3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками. 4. Обобщение теоретических знаний. 5. Проведение эксперимента. 6. Анализ полученных результатов. 7. Обобщение и систематизация полученных знаний. 8. Углубление знаний. |
Оценка проекта на разных этапах |
Текущий мониторинг (выполнение тестов, лабораторных работ, работа в сети Интернет, объём найденной информации, качество информации: полнота, достоверность, решение задач). | Этапы постановки проблемы, проектирования и поиска информации. |
Критерии оценки презентации, буклета, фильма, инсценировки. | Этапы получения конечного продукта, защиты продукта. |
Оборудование и ресурсы для выполнения проекта |
Компьютер, проектор, выход в Интернет, дополнительная литература, электронные учебники, энциклопедии. | |
Урок 1. Тема урока (в рабочей программе учителя):
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед», сосуд с водой, динамометр, линейка.
На этом уроке должны быть выполнены следующие задачи проектной работы:
Поставлена проблема исследования.
Выдвинуты гипотезы, ее объясняющие и требующие доказательств.
Определены направления поиска информации по работе с гипотезами.
Организованы группы детей, мотивированные к поиску информации.
Избраны лидеры групп, определены роли каждого члена группы.
План урока:
I. Актуальность проблемы. Просмотр презентации учителя. – 5 мин
II. Построение дерева проблем и дерева целей. - 20 мин
III. Организация детей в группы по направлениям. – 10 мин
IV. Определение направлений работы каждой группы и постановка домашнего задания. – 10 мин.
Краткое содержание урока:
Урок начинается с демонстрации презентации учителя (приложение 1), которая содержит проблему, решение которой требует приобретения дополнительных знаний.
Моря и Пустыни. Земля и Луна.
Свет Солнца
И снега лавины…
Природа сложна, но Природа одна.
Законы Природы едины.
Вот плот и корабль,
Поплавок рыбака-
Плывут как по небу
Плывут облака.
Но камень в воде не плывёт как бревно,
И камнем бревно не уходит на дно.
В чём сущность явлений?
На это ответ искал сиракузский мудрец АРХИМЕД.
Основополагающий вопрос проекта : В чём сущность явлений? Почему плавают и тонут тела? Учащиеся пытаются найти решение проблемы и выдвигают различные гипотезы, объясняющие плавание тел (идёт процесс выдвижения гипотез).
ВОДА выталкивает предметы?
С помощью учителя учащиеся приходят к выводу: В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ НА ТЕЛА ДЕЙСТВУЕТ КАКАЯ-ТО СИЛА! Она способствует выталкиванию тел из жидкостей, но не всегда.
Учащимся предлагается провести демонстрационный эксперимент, доказывающий существование в жидкости выталкивающей силы (возможен вариант с использованием модели «Опыт, доказывающий существование выталкивающей силы», Электронное пособие «Физика.7 класс.», серия «Сферы». ОАО «Издательство «Просвещение»).
Выясняется, что на тела в жидкостях действует выталкивающая сила. В связи с данным фактом выделяется ряд проблемных вопросов.
II. Дерево проблем содержит проблемные вопросы учебной темы:
Проблемные вопросы привязаны к конкретной учебной теме, поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос. Проблемные вопросы отбираются с помощью учителя, который на данном этапе поддерживает начинания учеников, направляет и побуждает к высказываниям.
Построение дерева целей для нашего проекта осуществляем исходя из ранее построенного «дерева проблем».