СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект по литературе и истории " Славянская мифология"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кчебный проект по литературе и истории  "Славянская мифология".

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по литературе и истории " Славянская мифология"»

Учебный проект по литературе и истории «Славянская мифология ».

Паспорт проекта.

Название проекта: «Электронный журнал по теме «Славянская мифология».

Направленность проекта: формировать у учащихся умение понимать проблему и решать её (использовать информацию разных источников и интегрировать её).

Руководитель проекта: учитель литературы.

Консультант проекта: учитель истории, учитель ИЗО

Учебный предмет: литература.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

История, ИЗО.

Автор проекта: учащиеся 6 класса

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Тип проекта:

1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, информационно-поисковый.
2. По предметно-содержательной области: литературный, исторический.
3. По количеству участников проекта: групповой.
5.4. По широте охвата содержания: межпредметный.
5.5. По времени проведения: непродолжительный.

Заказчик проекта: учитель.

Цель проекта:

-освоение учащимися метода исследовательской и творческой деятельности, в процессе совместной работы, направленной на достижение общего результата труда;

-формирование умения прогнозировать результат и представлять результат работы;

-усвоение учащимися литературоведческих знаний;

-установление связи мировоззрения древних славян с современностью;

-создание электронного журнала, который послужит основой для проведения интегрированного урока литературы и истории по теме «Славянская мифология».

Задачи проекта:

1. Познакомить учащихся с технологией создания проекта по славянской мифологии (верованиями древних славян, их мифологией, отражающей представление древнего человека о мире и себе, с культами богов, животных, растений, обрядами и праздниками).

2. Обучать коллективной работе.

3. Развивать устную речь; умение работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, ресурсами Интернет (развивать умение анализировать цели, выбирать тему проекта группы в рамках общего).

4. Развивать умение выбирать главное в собранной информации, осуществлять

планирование своей дальнейшей деятельности, интегрировать результаты разных групп.

Создавать электронные варианты представления информации.

5. Развивать творческие способности учеников.

6. Воспитывать уважительное отношение к культуре древних славян.





Вопросы проекта:

  1. Чему в ближайшем окружении могли поклоняться наши предки?

  2. Какие мифы связаны с происхождением мира, богов, человека?

  3. В каких низших богов и духов верили древние славяне?

  4. Какие культы складываются у славян и какое отражение они получают в УНТ?

  5. Какие праздники были отражением веры древних славян, как они связаны с современностью?

Необходимое оборудование:

компьютер, принтер, сканер, проектор, экран.

Аннотация:

Данный проект позволяет развивать познавательный интерес учащихся, приобщить их к традициям своего народа. Научить критически и творчески мыслить, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать ИТ. Позволяет достичь стабильных результатов в учебной деятельности учащихся по данной теме не только на уроках литературы, но и истории

Предполагаемый продукт проекта

электронный журнал по литературе

Этапы работы над проектом:

1 этап.

Изучение материала по теме.

Форма – исследование. Место – школа. Содержание – работа с энциклопедиями, Интернетом, информационными папками по литературе , истории.

2 этап.

Создание электронного журнала( презентации) по теме на основе собранного материала

Форма - обобщение материала. Место – класс. Содержание – работа свыбранным и обработанным материалом, создание презентации.

3 этап.

Создание тетради иллюстраций.

Форма – конкурс рисунков. Место – классный кабинет. Содержание – работа мифами, создание иллюстраций.

Место презентации проекта: интегрированный урок литературы и истории.







План проекта

Предварительный этап

Перед началом проекта учитель проводит встречу с учениками в форме беседы, в ходе которой проверяются знания учащихся о славянской культуре.

Начало проекта

Результатом этого этапа является формирование исследовательских групп и выбор метода исследования.


Руководитель знакомит учеников с идеей проекта. Проектные группы выбирают направления и виды деятельности.

На данном этапе каждая проектная группа размышляет над поиском материалов по теме " Славянской мифологии", определяется количество часов на аудиторную и внеаудиторную работу.

Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект.

Развитие проекта

На первом занятии, посвященном проекту, проводится проблемное изложение материала преподавателем, беседа на основе выполненного задания (основные понятия, вопросы).

Для оценивания на данном этапе используется стратегия выявления потребностей учащихся.
Обсуждение проходит со всеми, после чего обучающиеся работают в созданных группах, обсуждают план деятельности. Учитель направляет участников проекта на определение результатов работы каждой группы, представляет критерии оценивания деятельности групп. Каждая группа приносит первые наработки, собранный материал по заданной теме. Необходимый прием на данном этапе демонстрация примеров .

Обучающиеся получают домашнее задание – создать план работы группы. Таким образом, все вовлекаются в совместное планирование проекта.

Вопросы для планирования исследования

  1. Ответ на какой проблемный вопрос будет получен в ходе исследования?

  2. Какова тема исследования?

  3. Все ли участники команды согласны с выбранным вопросом и темой?

  4. Какие определены цель и задачи работы?

  5. Спланировали ли вы последовательность действий?

  6. Включили ли вы необходимые для действий ресурсы?

  7. Что вы считаете самым главным (важным) в вашей работе?

  8. Какие формы представления результатов будете использовать?

  9. Какая помощь может потребоваться команде?

  10. Какие затруднения в составлении плана исследования вы испытываете?

  11. Как вы определите, что еще должно быть сделано?

Обсуждение проходит всей группой, определяются целей и задач, результат работы каждой подгруппы, обсуждается план деятельности. Дидактические материалы – подборка литературы в библиотеке, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, критерии оценивания деятельности групп.

Обсуждение, оценка возможности исполнения, корректировка плана происходят в режиме консультирования групп в специально назначенное время после занятий.

На втором занятии проводится беседа по тематике проекта. Просмотр материалов. Организация обсуждения помогает обучающимся увидеть внутренние качественные характеристики своей работы через оценивание работ других участников.

Тема1. Представления древних славян об окружающем мире.

Тема 2. Боги древних славян.

Тема3. Духи и мифические существа.

Тема 3.Языческие праздники.

Обучающиеся работают в группах: выполняют задания, работают с предложенной литературой, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов работы.

Оформление результатов деятельности

Последние занятия объединены и проводятся в компьютерном классе. Учитель представляет шаблоны презентации (подготовленные учителем и членами групп). Для подготовки журнала используются информационные материалы, энциклопедии, словари. Здесь учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы . Обсуждение, корректировка проходят в режиме консультирования после уроков по определенному графику. На этом этапе осуществляется самооценка , что даст ученикам возможность оценить собственное развитие, свои мысли и познания в области исследуемой темы и методы самостоятельной работы.

Завершение проекта

Группы представляют результаты работы, задают вопросы другим участникам, размышляют о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Обучающиеся рассказывают о том, что больше всего их увлекло, заинтересовало, расстроило и т.п.

Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода.







Проект интегрированного урока литературы и истории

" Славянская мифология" .

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, презентации учеников, выполненные к уроку.

Ход работы.

 1. Слово учителя.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» («народ»- это одно из значений древнеславянского слова «язык»). Накануне принятия христианства мировоззрения славян- язычников являлось средоточием интереснейших мифологических представлений о мире и человеке. Вселенная наших предков, по их преданиям, состояла из трех ярусов: на небе жили высшие боги, земля была отдана духам природы, а под землей обитали злые демоны.

При подготовке к сегодняшнему уроку вы разделились на 4 группы, подбирали материал, рисовали, готовили презентации в соответствии с выбранной вами темой. Предлагаю вам посмотреть их и послушать выступления ребят.

Ребята по группам представляют свои проекты по выбранным темам.

2. Работа по защите проектов.

Раздел 1. Представление древних славян об окружающем мире.

( Приложение, слайд )

Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим, по их мнению, все вокруг. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

В далекие времена, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители - дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное (тотем).

Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. (Приложение , слайд )

Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. (Приложение , слайд )

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. (Приложение , слайд )

Среди домашних животных древние славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ солнца- коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком- изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Подкова, найденная на дороге и подвешенная с внутренней стороны двери, до сих пор считается могучим оберегом. (Приложение , слайд )

С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. О ни населяли не только леса и воды. Известно немало божеств- домовых, а также доброхотов и доброжилов. (Приложение , слайд )

Раздел 2. Боги древних славян.

С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. (Приложение , слайд )

К древнейшему земледельческому культу Матери- Земли восходит общеславянское почитание Мокоши (Макоши)- богини земли, урожая, женской судьбы, великой Матери всего живого. (Приложение , слайд )

Велес –покровитель скотоводства. Представлялся в виде медведя.

Лада- богиня любви и брака. (Приложение , слайд ).

В развитой славянской мифологии высшим богом стал громовержец Перун. Он представлялся в образе седого и златоусого воина. Он едет по небесам на колеснице или верхом на коне и мечет оттуда стрелы- молнии.

Наиболее выразительно поклонение Перуну как высшему божеству, проявлениями которого являются другие боги, отразилось в языческом Збручском идоле. (Приложение , слайд ). Этот уникальный памятник древнерусской скульптуры отражает воззрения древних славян на структуру мира и иерархию богов. У идола четыре лика, каждый из которых соответствует одному из божеств славянского пантеона.

С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна - к нему, даже поверженному, проявили уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из 12 дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен, как умерший человек.

Раздел 3. Духи и мифические существа.

Считалось, что домовые живут либо в подпечье, либо в лапте, подвешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи, приговаривая при этом : «Домовой, Домовой, пойдем со мной». Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой.

Изображения домовых вырезались из дерева и представляли собой бородатого человека в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков- прадедов, пращуров. Выражение «Чур меня!» означало просьбу: «Предок, охрани меня!»

На Руси верили, что домовой схож лицом с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью. В Беларуси его почитали в образе настоящего, живого ужа, живущего под печью; хозяйки называли его господариком и угощали молоком.

Часто изображения домовых вырезались из дерева и выставлялись во дворе или на крыше дома на высоком шесте. Считалось, что так дом находится под постоянным покровительством домового.

В некоторых северных русских селах бытовали поверья о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовый, скотник и кутной бог, для них в углу хлева оставляли немного хлеба и творога, а также овинник- хранитель запасов зерна и сена.

Хозяином леса считался Леший (Приложение , слайд ).

В воде так же водились духи- водяной и русалки. (Приложение , слайд ).

Широкой известностью пользовались у славян божества и духи, связанные со сменой времен года. Их почитание, как правило, ограничивалось празднествами в честь перехода от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, а также зимнего солнцеворота.

Раздел 4. Языческие праздники.

В день зимнего солнцестояния надо было помочь солнцу набрать силу- потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, которые символизировали светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками. (Приложение , слайд )

Время рождественских и новогодних празднеств (Святки) считалось магическим – когда любое доброе пожелание непременно должно исполниться. Поэтому от Рождества до Крещения девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества было Колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели пол окнами колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия. (Приложение , слайд )

В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния. Многие поверья и ритуалы, связанные с этим праздником, оказались потом приуроченными к дню Ивана Купалы. Крестьяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривали, травы наполнялись особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собрать. (Приложение , слайд )

Празднование седьмого четверга после Пасхи – исключительно языческий обряд. Вся неделя носила название русальной и была посвящена поминовению усопших предков и расцвету весенней растительности. Символом праздника считалась молодая береза. Девушки шли в лес и плясали, водили хороводы. Считалось, что с ними празднуют и русалки. Мужчинам в это время запрещалось ходить в лес, т. к. русалки могли погубить их. (Приложение , слайд )

3. Слово учителя.

Русский народ, будучи уже крещенным, долго сохранял многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях.

Языческое наследие и высокая культура стран христианства - два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, практически незнакомых Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы. (Приложение , слайд )

4. Беседа. Обсуждение проектов.

- Чей проект вам понравился больше всего?

- Интересно ли было работать над созданием проекта?

- Чему вас научила подобная работа?

- Что нового вы узнали о верованиях наших предков.

5. Подведение итогов работы.

Выставление оценок. (Оценки выставляются всем участникам творческой группы по итогам работы. Особо старательным и творческим ребятам можно поставить оценку вне зависимости от группового результата).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!