СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Решиться жить правильно"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование жизни Митрополита Горьковского Евгения (Зернова) и участие в экспедиции по маршруту Епископа Евгения помогают ученику ответить на вопрос: Можно ли быть счастливым человеком, соблюдая заповеди Божии?

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Решиться жить правильно"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ленска



Литература

Учебный проект













«Решиться жить правильно, выполняя заповеди Божии»







Выполнил:

Жерибилов Степан,

ученик 8 «В» кл.

Руководитель:

Никонова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы





Ленск

2017 г.

Содержание:

План………………………………………………………………………………...

Введение ………………………………………………………………………........

Основная часть ……………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….....

Список источников, словарь………………………………………………………













































План:

1) Знакомство с книгой Н.А. Пономарева «Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 года».

а) Проповедь в храме.

б) Приобретение книги.

в) Несколько слов о Владыке Евгении.

г) Мечта.

2) Историко-краеведческая экспедиция «Возрождение».

а) Мечты сбываются.

б) По следам Владыки Евгения.

в) Мои впечатления.

3) Вывод.

а) На каких людей надо равняться в жизни.

б) Десять заповедей Божиих.



































Введение:

Цель:

Исследование жизни Митрополита Горьковского Евгения (Зернова) по материалам книги Н.А. Пономарева «Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 года» и участие в экспедиции по маршруту Епископа Евгения.



Задачи:

а) Сбор информации: чтение книги Н.А. Пономарева «Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 года», сканирование фотографий, карт, участие в экспедиции, подготовка собственного архива фотографий.

б) Обработка собранного материала.



Гипотеза:

а) Был ли счастлив в жизни Митрополит Горьковский Евгений (Зернов)?

б) Можно ли быть счастливым человеком, соблюдая заповеди Божии?































Впервые о Епископе Евгении я услышал на проповеди в храме. Меня впечатлил рассказ отца Анатолия (Астафьева) о жизни Владыки Евгения. Владыка был мужественным человеком с большим, любящим сердцем. Когда я узнал, что он был в наших краях, мне стало очень интересно, как жили люди здесь сто лет назад. Что это были за люди? Как был устроен их быт? Насколько тяжел был их труд духовный и физический? Какие храмы стояли на Ленской земле? И самое главное мне хотелось побольше узнать о Владыке Евгении. Все это не могло оставить меня равнодушным!

И когда вышла книга о поездке Епископа Евгения по нашей земле, моя семья приобрела ее в храме. Книга интересная и читается легко.

В годы советского правления трагически сложились судьбы многих священнослужителей. Тяжелые испытания перенес и митрополит Евгений (в миру Семен Алексеевич Зернов), положивший свою жизнь в борьбе с режимом богоборцев и заслуживший своими духовными подвигами причисления к лику святых в чине священномученика. Часть его подвижнической жизни прошла в Иркутске.

Владыка родился 18 января 1877 года в семье диакона Московской епархии. В 1898 году окончил духовную семинарию, а в 1902 году - Московскую духовную академию, получив степень кандидата богословия, и был определен преподавателем в Черниговскую семинарию. Еще студентом (в 23 года) принял монашеский постриг. В дальнейшем, находясь в чине иеромонаха, сумел проявить себя в качестве талантливого преподавателя и способного администратора. В возрасте 29 лет (1906 год) отец Евгений был рукоположен в сан архимандрита и получил новое назначение на должность ректора Иркутской духовной семинарии. Будучи всегда на виду, священник, в каком бы ни был сане, считался человеком публичным. Так и архимандрит Евгений, обладая сильной харизмой, успевал осуществить много полезного в сфере пастырской деятельности. Семь лет плодотворной службы на просветительской стезе не прошли бесследно. Отец Евгений был председателем церковно-археологического общества, председателем епархиального училищного совета, членом Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, редактором «Иркутских епархиальных ведомостей» и исполнял обязанности настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря.

По высочайшему повелению государя императора Николая II и при содействии Святейшего синода архимандрит Евгений был хиротонисан в викарного епископа Киренского 20 января 1913 года. А уже летом того же года он совершил поездку в Киренский и Илимский уезды, преодолев по дорогам и рекам Ангара, Илиму и Лене, с учетом всевозможных переездов на перекладных по бездорожью, более пяти тысяч верст. Посетил свыше 80 селений. Маршрут составлялся так, чтобы можно было за два с небольшим летних месяца посетить «все села и деревни, все церковные и министерские школы и во всех храмах и молитвенных домах помолиться вместе с вверенной Богом паствой». И такое непреодолимое намерение Владыка Евгений исполнил почти в точности, не посетив всего два прихода в связи с очень плохими дорогами. Во время этой длительной поездки викарный епископ делил все трудности и неудобства путешествия со своими помощниками, сопровождающими его.

В августе месяце 1914 года Владыка Евгений возглавил кафедру Благовещенской епархии, которой он управлял девять лет. Здесь Его преосвященство и застали революционные события, и здесь начался его крестный путь новомученика. Впервые Владыка был арестован в конце августа 1923 года в ночь под Успение Пресвятой Богородицы. На следующий день по городу пронесся слух об аресте всеми уважаемого Владыки, и по улицам стала ездить телега с надписью «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набралось так много, что Владыка Евгений кормил заключенных. Несколько месяцев спустя Его преосвященство оказался на свободе, но ненадолго. 30 ноября 1923 года Владыка Евгений был рукоположен в сан архиепископа. Через полгода (21 мая 1924 г) во время пребывания в Москве его вводят в состав Священного синода. Вскоре он был опять арестован и осужден на три года тюрьмы. Наказание отбывал в Соловецком концлагере с 1924-1927г., а с 1927-1929 г. провел в ссылке на территории Автономного Округа Коми (Зырян). После освобождения Владыка был не вправе посещать Москву, и ему разрешили поселиться в городе Котельнич Нижегородского края (Вятская область). В 1930 году его назначили архиепископом Котельническим, викарием Вятской епархии. В апреле 1931года был награжден правом носить крест на клобуке. С сентября 1931-1934 годы Владыка исполнял должность управляющего Вятской епархией. В мае 1934 года стал митрополитом и возглавил уже Горьковскую епархию. Довольно частое перемещения Владыки по службе и должностям объясняется лишь все возникающими внутренними сложностями, испытываемыми церковью в те годы. А весной 1935 года после пасхальной службы, которая совпала с 1 мая, митрополит Евгений возвращался домой в клобуке. Этого было достаточно для ареста. В ноябре 1935 года его осудили за «антисоветскую агитацию» на три года лишения свободы с отбыванием наказания в Карагандинском лагере. А 20 сентября 1937 года митрополит Горьковский Евгений был приговорен к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. 20 августа 2000 года Архиерейским собором Русской православной церкви митрополит Евгений (Зернов) канонизирован по чину священномученика.

Когда я прочитал книгу, у меня еще больше возник интерес к истории нашего края. Те вопросы, которые я задавал себе о людях, живших здесь почти сто лет назад, не давали мне покоя. И у меня зародилась мечта побывать в тех местах среднего Приленья, где был Владыка Евгений.

И, как говорится, мечты сбываются. Осенью 2015 года директор православной школы Морока Ольга Валерьевна предложила мне участвовать в экспедиции «Возрождение». Экспедиция должна была частично пройти по маршруту Владыки Евгения и его помощников. Я подал заявку, написал сочинение по книге Н.А. Пономарева «Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 года», подготовил реферат и презентацию по теме и выполнил еще другие требования для участия в экспедиции. При этом я все время обращался за помощью к своим небесным покровителям. Работы хватило на всю зиму. А весной после сдачи экзаменов в школе я стал готовиться к поездке. Было очень волнительно, так как я впервые уезжал из дома без родителей.

Вот и наступил этот долгожданный день. Все участники экспедиции встретились в аэропорту нашего города. Мы вылетели в город Иркутск. Как и у Владыки Евгения, наш маршрут также начинался с этого города. Ведь не так давно (до 1922г.) Ленский район принадлежал Иркутской области. Иркутск поразил меня своей красотой. Но истинная красота города заключается в людях, живущих в нем. Как и сто лет назад, когда в Иркутске служил епископ Евгений, иркутяне остались добрыми и отзывчивыми людьми. Нашу группу встретили как дорогих гостей в государственной универсальной научной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского. Потом в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» мы поближе познакомились с бытом людей, живших в Иркутском крае в конце XIX- начале XX веков. Таким образом, нам стало легко представить, какие вещи окружали при жизни епископа Евгения и как трудно ему было в путешествии. Дальше наш путь лежал до города Усть – Кута поездом. От Усть – Кут до Ленска (Мухтуи) наш маршрут проходил уже по реке Лене на теплоходе «Берегиня». Мы останавливались в тех населенных пунктах, где побывал епископ Евгений. По своему маршруту мы нашли местоположения храмов, часовен и молельных домов. С большой грустью мы смотрели на разрушенные деревни, храмы и часовни, а от большинства из них ни осталось ничего, даже фундамента. Итак, из 35 храмов на протяжении от Усть Кута до Ленска (Мухтуи) осталось храмов от того далекого времени - 1 (Усть-Кут), используемых в качестве других социальных объектов - 3 (Киренск, Красноярово, Никулино), заброшенных зданий храмов – 6 (Макарово, Потаповское, Мокаровское, Банщиково, Сполошинское, Мутинское), реставрируется - 1 (Кривая Лука), разрушенных до основания – 22, строятся новых – 3 (Усть-Кут, Верхнемарково), построено новых – 6 (Усть - Кут, Пеледуй, Ленск).

Путь от Усть-Кута до Ленска оставил свой неизгладимый след в моей душе. Красота и просторы нашей реки Лены очень удивительны и привлекательны. Но было грустно и страшно смотреть на заброшенные села и храмы. Я задавал себе вопрос: «Почему так происходит?». И сделал заключение, что, где были восстановлены или построены заново храмы, там и течет жизнь.

Жить правильно – значит жить по правилам человеческим, утвержденными вековой народной мудростью и моралью, и соблюдая Закон Божий.



Закон Божий.

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будет тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под змлею: да не поклонишеся им, ни послужиши им.

3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дел твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земле.

6. Не убий.

7. Не прилюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.





















Выводы

Выводы напрашиваются сами собой.

  • Чтобы жить хорошо, счастливо, т.е. правильно, надо обязательно знать свое прошлое, прошлое страны, края, в которых ты живешь.

  • Знать и брать пример с тех людей, которые своей жизнью доказали, каким путем надо идти по жизни. Конечно, все не могут быть священниками или монахами, но быть добропорядочными, отзывчивыми, милосердными, бескорыстными, бесстрашными людьми может каждый, если захочет. Для этого надо знать десять заповедей, т. е. Закон Божий, которые когда - то Бог дал людям через пророка Моисея на Синайской горе.

  • Многие люди в своей жизни ищут рецепт счастья и не находят его. А что же такое счастье? Счастье, на мой взгляд, - это жить для других, ставить интересы близких тебе людей выше своих собственных. И Митрополит Горьковский Евгений (Зернов), стараясь жить не для себя, был счастливым человеком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!