МБОУ Синьковская СШ
Исследовательская работа
к научно-практической конференции
школьного этапа
«Шаг в науку»
"Синтаксис простого предложения на примере рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»"
Филологическая секция
Выполнила:
обучающаяся 8 класса
Марахова Анастасия Олеговна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Никитина Екатерина Александровна
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика функциональности односоставных предложений…..4
Глава 2. Функции частотных односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» …………………………………………………………………….6
Заключение….......................................................................................................................10
ВВЕДЕНИЕ
Современный русский язык прошёл длительный путь становления, процесс этот не закончен, однако почва для исследования более чем подготовлена. К какому разделу языкознания не обратишься, изучая русский язык, то заметишь, насколько мало изучено, как неизмеримо много ещё сможешь узнать. В 8 классе основным аспектом изучения является раздел языкознания «Синтаксис». При изучении синтаксиса простого предложения впервые в этом году мы познакомились с видовой классификацией односоставных предложений. Я убеждена, что изучать особенности языка намного увлекательнее и эффективней, когда привлечён в качестве материала художественный текст знаменитого литератора. На уроках при изучении раздела «Односоставные предложения» в качестве литературного источника для языкового исследования использовался текст знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Исследования в области синтаксиса простого предложения многочисленны, однако недостаточно изучена художественная специфика односоставных предложений. В связи с этим мной было выбрано для филологического исследования данное направление: «Синтаксис простого односоставного предложения на примере рассказа Ивана Алеексеевича Бунина «Антоновские яблоки».
Проблема исследования заключается в том, что синтаксис односоставного предложения отражает истинную сущность тематического определения глав рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки».
Объектом научного исследования является база односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
Предметом исследования является частотность определённых видов односоставных предложений в названном художественном произведении.
Цель работы – рассмотреть процесс функционирования односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. исследовать текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений;
2.изучить влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки;
3. ознакомиться с вкладом И.А. Бунина в области синтаксиса односоставного предложения.
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена». В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи.
«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица». Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:
1.Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например: Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья… 2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например: На сколько, позвольте спросить, персон накрывать? Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».
«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа». Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли. Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя. Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны.
Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках. Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.
«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего». Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:1.Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности. Ответа не было. 2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет. 3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее. Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.
«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем». Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:1.Описывать природные явления: Жарища!
2.Описывать среду и обстановку. 3.Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4.Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы! Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.
ГЛАВА 2
ФУНКЦИИ ЧАСТОТНЫХ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»
Стилистическая роль односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина достаточно обширна. Односоставные личные предложения произведению придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а определённо-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование Буниным в речи «самой пестрой», «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения рассказа «Антоновские яблоки» позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
Классификация односоставных предложений в рассказе Бунина представлена в табличном виде.
Вид односоставного предложения | Количество предложений | Пример из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» |
Назывные (номинативные) | 9 | Антоновские яблоки. Хозяйственная бабочка. Местность ровная. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Усадьба небольшая. Усадьба старая, прочная. Дедовские книги. Мечты. Ну, ну, девки! Первый снег! |
Определённо-личные | 52 | Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Вали, ешь досыта. Бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, доберёшься до шалаша. Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину. Тогда встрепенёшься и быстро побежишь по аллее к дому… Распахнёшь окно в прохладный сад. И не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь. Сам побежишь умываться на пруд. С наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла. Только и слышишь, бывало. Как изволите говорить, батюшка? Сколько тебе годов, спрашиваю! А не знаю-с, батюшка. Да Платона Аполлоныча-то помнишь? Явственно помню. Ну, вот видишь. Бывало, едешь солнечным утром по деревне. Все думаешь. Въедешь во двор и сразу ощутишь. Стоишь у окна и думаешь. Чувствуешь себя счастливым. Береги. Гикнешь на лошадь. Помчишься по лесу. Осадишь вспененную лошадь. Жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. После еды чувствуешь сладкую усталость. Через воду слышишь говор. А когда ляжешь в постель. И потонешь вместе со всеми ощущениями в здоровом сне. Проснёшься и долго лежишь в постели. Не спеша оденешься. Побродишь по саду. Найдёшь в мокрой листве холодное яблоко. Потом примешься за книги. Развернёшь книгу и читаешь. И невольно увлечёшься книгой. Потом наткнёшься на философские сочинения господина Вольтера. Долго упиваешься манерным слогом перевода. Перейдёшь к длинным романам. И с грустью вспомнишь бабушку, её томное чтение «Евгения Онегина». Помню. Потом иду в людскую. Но что сделаешь теперь с гончими? |
Неопределённо-личные | 14 | По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Переводятся теперь и такие.. Идут по двое, по трое,… и косятся на лохматую овчарку. Опять всю дулю на валу отрясли. В таких семьях водили пчёл. В таких семьях гордились жеребцом сиво-железного цвета. В таких семьях держали усадьбы в порядке. На гумнах темнели густые и тучные конопляники. Ветви лип обнимали его. Очень сытно пообедали. Путь держали в леса и поля. В сумерках опять возвращались. У нас любили в доме не зажигать огня. У нас любили в доме вести в полутемноте беседы. |
Безличные | 25 | Вспоминается мне ранняя погожая осень. Так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо. Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать. Покупается, конечно, на одну копейку. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Темнеет. Нам нельзя-с спать. И вдруг начинает стихать. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Вспоминается мне урожайный год. Виноват, зажился. Не объелся в Петровки луку. Как хорошо косить, молотить, спать на гумне. Так больше и желать невозможно! С собаками на сворах ехать приходится шагом. Да и спешить не хочется. Так весело в открытом поле в солнечный и прохладный день! Ему и веку не будет. Мне его передний фасад представлялся всегда живым. Как жалко. Нечего терять золотое время! В лесу холоднеет и темнеет. В светлом доме очень тепло. Случалось проспать охоту. |
Обобщённо-личные | - | - |
Название рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» представляет собой назывное (номинативное) односоставное предложение. Как известно, функция назывных предложений заключается в том, чтобы передавать картины бытия (зрительные и звуковые). Всё же исследование всех 4 глав рассказа выявило не так уж и много номинативных предложений. Функция немногочисленных назывных предложений значительна: как незаметно минула ранняя погожая осень, как внезапно сбиваемые хозяйственными женщинами антоновские яблоки усыпали не яркие листья, а снежные хлопья; это и смена времён года, не эта ли суетливая работа в людской сменилась на неторопливое зимнее чтение дедовских книг жителей усадьбы; это описание отрадного сентябрьского веселья и зимней ностальгии о светлых днях жизни.
А чтобы выразить эмоциональное состояние своего героя, передать его отношение к происходящему, Бунин использует определённо-личные предложения с глаголом в форме 1 и 2 лица единственного числа, настоящего времени. Предложения приобретают обобщенный характер, что позволяет читателю почувствовать себя участником событий. Разделить чувства и эмоции автора. Чаще всего встречались мне определённо-личные предложения в рассказе (52 предложения). Например, «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (сказуемое в форме 1 лица единственного числа характеризует повествователя). С помощью определённо-личных предложений автор для вовлечения читателя в действие использует глаголы – сказуемые в форме 2 лица единственного числа «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…».
Безличные предложения, которых в рассказе найдено в количестве 25, в данном тексте является стержневым, вокруг него группируются все остальные предложения, описывающие природу, рассказывающие о людях – читатель не должен забывать, что всё, что происходит в этом рассказе, происходит во время сбора урожая яблок. «Вспоминается мне ранняя погожая осень», «Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать», «Вспоминается мне урожайный год», «Нечего терять золотое время!».
Неопределённо-личные предложения в рассказе выступают как в форме 3 лица множественного числа настоящего времени, так и в форме прошедшего времени множественного числа, призваны они для воссоздания давно минувших отрадных дней, именно с помощью них создан образ старой дворянской усадьбы, представляется бурная хозяйственность жителей усадьбы. «По всему саду раздаются голоса и скрип телег».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом синтаксическом строе рассказа «Антоновские яблоки», в развитии темы, в сопровождающей его интонации выражено миропонимание И.А. Бунина, передана дорогая писателю мысль о неотделимости жизни человека от жизни природы.
Таким образом, цели, которые преследовало исследование, считаю реализованными, поскольку: 1. исследовала текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений; 2.изучила влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки; 3. убедилась в том, что рассказ Бунина «Антоновские яблоки» при практическом изучении синтаксиса односоставного предложения необходим для совершенствования практической речевой деятельности.
Аннотация к выступлению
Современный русский язык прошёл длительный путь становления, процесс этот не закончен, однако почва для исследования более чем подготовлена. К какому разделу языкознания не обратишь своё внимание, изучая русский язык, то заметишь, насколько мало изучено, как неизмеримо много ещё сможешь узнать. В 8 классе основным аспектом изучения является раздел языкознания «Синтаксис». При изучении синтаксиса простого предложения впервые в этом году мы познакомились с видовой классификацией односоставных предложений. Я убеждена, что изучать особенности языка намного увлекательнее и эффективней, когда привлечён в качестве материала художественный текст знаменитого литератора. На уроках при изучении раздела «Односоставные предложения» в качестве литературного источника для языкового исследования использовали текст знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Исследования в области синтаксиса простого предложения многочисленны, однако недостаточно изучена художественная специфика односоставных предложений. В связи с этим мной было выбрано для филологического наблюдения данное направление.
Уважаемые Председатель, педагоги и присутствующие на научно-практической конференции! Позвольте представить Вам небольшое исследование на тему: «"Синтаксис простого односоставного предложения на примере рассказа Ивана Алеексеевича Бунина «Антоновские яблоки»".
Проблема исследования заключается в том, что синтаксис односоставного предложения отражает истинную сущность тематического определения глав рассказа «Антоновские яблоки».
Объектом научного исследования является база односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина.
Предметом является частотность определённых видов односоставных предложений в названном художественном произведении.
Цель работы - рассмотреть процесс функционирования односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. исследовать текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений;
2.изучить влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки;
3. ознакомиться с вкладом И.А. Бунина в области синтаксиса односоставного предложения.
Название рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» представляет собой назывное (номинативное) односоставное предложение. Как известно, функция назывных предложений заключается в том, чтобы передавать картины бытия (зрительные и звуковые). Всё же исследование всех 4 глав рассказа выявило не так уж и много номинативных предложений. Примеры: Антоновские яблоки. Раннее свежее утро. Хозяйственная бабочка. Местность ровная. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Усадьба небольшая. Усадьба старая, прочная. Дедовские книги. Мечты. Ну, ну, девки! Первый снег! Функция немногочисленных назывных предложений значительна: как незаметно минула ранняя погожая осень, как внезапно сбиваемые хозяйственными женщинами антоновские яблоки усыпали не яркие листья, а снежные хлопья; это и смена времён года, не эта ли суетливая работа в людской сменилась на неторопливое зимнее чтение дедовских книг жителей усадьбы; это описание отрадного сентябрьского веселья и зимней ностальгии о светлых днях жизни.
А чтобы выразить эмоциональное состояние своего героя, передать его отношение к происходящему, Бунин использует определённо-личные предложения с глаголом в форме 1 и 2 лица единственного числа, настоящего времени. Предложения приобретают обобщенный характер, что позволяет читателю почувствовать себя участником событий. Разделить чувства и эмоции автора. Чаще всего встречались мне определённо-личные предложения в рассказе (52 предложения). Например, «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (сказуемое в форме 1 лица ед.ч. характеризует повествователя). С помощью определённо-личных предложений автор для вовлечения читателя в действие использует глаголы - сказуемые в форме 2 лица ед.числа «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах...».
Безличные предложения, которых в рассказе найдено мною в количестве … в данном тексте является стержневым, вокруг него группируются все остальные предложения, описывающие природу, рассказывающие о людях – читатель не должен забывать, что всё, что происходит в этом рассказе, происходит во время сбора урожая яблок. «Вспоминается мне ранняя погожая осень», «Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать», «Вспоминается мне урожайный год», «Нечего терять золотое время!».
Неопределённо-личные предложения (количество- …) в рассказе выступают как в форме 3 лица мн.числа настоящего времени, так и в форме прошедшего времени мн.ч., призваны они для воссоздания давно минувших отрадных дней, именно с помощью них создан образ старой дворянской усадьбы, представляется бурная хозяйственность жителей усадьбы. «По всему саду раздаются голоса и скрип телег», «В таких семьях водили пчёл», «В таких семьях держали усадьбы в порядке», «У нас любили в доме вести в полутемноте беседы».
Таким образом, цели, которые преследовало исследование, считаю реализованными, поскольку: 1. исследовала текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений; 2.изучила влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки; 3. убедилась в том, что рассказ Бунина «Антоновские яблоки» при практическом изучении синтаксиса односоставного предложения необходим для совершенствования практической речевой деятельности.