СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическая исследовательская работа на научно-практическую конференцию "Шаг в науку": "Синтаксис простого предложения на основе рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен образец ученической исследовательской работы синтаксического материала по русскому языку "Односоставные предложения" на основе рассказа Бунина "Антоновские яблоки"

Просмотр содержимого документа
«Ученическая исследовательская работа на научно-практическую конференцию "Шаг в науку": "Синтаксис простого предложения на основе рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки"»

МБОУ Синьковская СШ






Исследовательская работа

к научно-практической конференции

школьного этапа

«Шаг в науку»

"Синтаксис простого предложения на примере рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»"


Филологическая секция







Выполнила:

обучающаяся 8 класса

Марахова Анастасия Олеговна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Никитина Екатерина Александровна




2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика функциональности односоставных предложений…..4

Глава 2. Функции частотных односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» …………………………………………………………………….6

Заключение….......................................................................................................................10






















ВВЕДЕНИЕ

Современный русский язык прошёл длительный путь становления, процесс этот не закончен, однако почва для исследования более чем подготовлена. К какому разделу языкознания не обратишься, изучая русский язык, то заметишь, насколько мало изучено, как неизмеримо много ещё сможешь узнать. В 8 классе основным аспектом изучения является раздел языкознания «Синтаксис». При изучении синтаксиса простого предложения впервые в этом году мы познакомились с видовой классификацией односоставных предложений. Я убеждена, что изучать особенности языка намного увлекательнее и эффективней, когда привлечён в качестве материала художественный текст знаменитого литератора. На уроках при изучении раздела «Односоставные предложения» в качестве литературного источника для языкового исследования использовался текст знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Исследования в области синтаксиса простого предложения многочисленны, однако недостаточно изучена художественная специфика односоставных предложений. В связи с этим мной было выбрано для филологического исследования данное направление: «Синтаксис простого односоставного предложения на примере рассказа Ивана Алеексеевича Бунина «Антоновские яблоки».

Проблема исследования заключается в том, что синтаксис односоставного предложения отражает истинную сущность тематического определения глав рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки».

Объектом научного исследования является база односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

Предметом исследования является частотность определённых видов односоставных предложений в названном художественном произведении.

Цель работы – рассмотреть процесс функционирования односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

В ходе работы поставлены следующие задачи:

1. исследовать текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений;

2.изучить влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки;

3. ознакомиться с вкладом И.А. Бунина в области синтаксиса односоставного предложения.





ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена». В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи.

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица». Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1.Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например: Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья… 2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например: На сколько, позвольте спросить, персон накрывать? Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа». Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли. Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя. Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны.

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.  Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего». Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:1.Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности.  Ответа не было. 2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет. 3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее. Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем». Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:1.Описывать природные явления: Жарища!
2.Описывать среду и обстановку. 3.Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4.Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы! Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.





ГЛАВА 2

ФУНКЦИИ ЧАСТОТНЫХ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»


Стилистическая роль односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина достаточно обширна. Односоставные личные предложения произведению придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а определённо-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование Буниным в речи «самой пестрой», «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения рассказа «Антоновские яблоки» позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

Классификация односоставных предложений в рассказе Бунина представлена в табличном виде.

Вид односоставного предложения

Количество

предложений


Пример из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

Назывные (номинативные)

9

Антоновские яблоки. Хозяйственная бабочка. Местность ровная. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Усадьба небольшая. Усадьба старая, прочная. Дедовские книги. Мечты. Ну, ну, девки! Первый снег!

Определённо-личные

52

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Вали, ешь досыта. Бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, доберёшься до шалаша. Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле.

Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину. Тогда встрепенёшься и быстро побежишь по аллее к дому… Распахнёшь окно в прохладный сад. И не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь. Сам побежишь умываться на пруд.  С наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла. Только и слышишь, бывало. Как изволите говорить, батюшка? Сколько тебе годов, спрашиваю! А не знаю-с, батюшка. Да Платона Аполлоныча-то помнишь? Явственно помню. Ну, вот видишь. Бывало, едешь солнечным утром по деревне. Все думаешь. Въедешь во двор и сразу ощутишь. Стоишь у окна и думаешь. Чувствуешь себя счастливым. Береги. Гикнешь на лошадь. Помчишься по лесу. Осадишь вспененную лошадь. Жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. После еды чувствуешь сладкую усталость. Через воду слышишь говор. А когда ляжешь в постель. И потонешь вместе со всеми ощущениями в здоровом сне. Проснёшься и долго лежишь в постели. Не спеша оденешься. Побродишь по саду. Найдёшь в мокрой листве холодное яблоко. Потом примешься за книги. Развернёшь книгу и читаешь. И невольно увлечёшься книгой. Потом наткнёшься на философские сочинения господина Вольтера. Долго упиваешься манерным слогом перевода. Перейдёшь к длинным романам. И с грустью вспомнишь бабушку, её томное чтение «Евгения Онегина». Помню. Потом иду в людскую. Но что сделаешь теперь с гончими?


Неопределённо-личные

14

По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Переводятся теперь и такие.. Идут по двое, по трое,… и косятся на лохматую овчарку. Опять всю дулю на валу отрясли. В таких семьях водили пчёл. В таких семьях гордились жеребцом сиво-железного цвета. В таких семьях держали усадьбы в порядке. На гумнах темнели густые и тучные конопляники. Ветви лип обнимали его. Очень сытно пообедали. Путь держали в леса и поля. В сумерках опять возвращались. У нас любили в доме не зажигать огня. У нас любили в доме вести в полутемноте беседы.

Безличные

25

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо. Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать. Покупается, конечно, на одну копейку. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Темнеет. Нам нельзя-с спать. И вдруг начинает стихать. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Вспоминается мне урожайный год. Виноват, зажился. Не объелся в Петровки луку. Как хорошо косить, молотить, спать на гумне. Так больше и желать невозможно! С собаками на сворах ехать приходится шагом. Да и спешить не хочется. Так весело в открытом поле в солнечный и прохладный день! Ему и веку не будет. Мне его передний фасад представлялся всегда живым. Как жалко. Нечего терять золотое время! В лесу холоднеет и темнеет. В светлом доме очень тепло. Случалось проспать охоту.

Обобщённо-личные

-

-

Название рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» представляет собой назывное (номинативное) односоставное предложение. Как известно, функция назывных предложений заключается в том, чтобы передавать картины бытия (зрительные и звуковые). Всё же исследование всех 4 глав рассказа выявило не так уж и много номинативных предложений. Функция немногочисленных назывных предложений значительна: как незаметно минула ранняя погожая осень, как внезапно сбиваемые хозяйственными женщинами антоновские яблоки усыпали не яркие листья, а снежные хлопья; это и смена времён года, не эта ли суетливая работа в людской сменилась на неторопливое зимнее чтение дедовских книг жителей усадьбы; это описание отрадного сентябрьского веселья и зимней ностальгии о светлых днях жизни.

А чтобы выразить эмоциональное состояние своего героя, передать его отношение к происходящему, Бунин использует определённо-личные предложения с глаголом в форме 1 и 2 лица единственного числа, настоящего времени. Предложения приобретают обобщенный характер, что позволяет читателю почувствовать себя участником событий. Разделить чувства и эмоции автора. Чаще всего встречались мне определённо-личные предложения в рассказе (52 предложения). Например, «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (сказуемое в форме 1 лица единственного числа характеризует повествователя). С помощью определённо-личных предложений автор для вовлечения читателя в действие использует глаголы – сказуемые в форме 2 лица единственного числа «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…».

Безличные предложения, которых в рассказе найдено в количестве 25, в данном тексте является стержневым, вокруг него группируются все остальные предложения, описывающие природу, рассказывающие о людях – читатель не должен забывать, что всё, что происходит в этом рассказе, происходит во время сбора урожая яблок. «Вспоминается мне ранняя погожая осень», «Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать», «Вспоминается мне урожайный год», «Нечего терять золотое время!».

Неопределённо-личные предложения в рассказе выступают как в форме 3 лица множественного числа настоящего времени, так и в форме прошедшего времени множественного числа, призваны они для воссоздания давно минувших отрадных дней, именно с помощью них создан образ старой дворянской усадьбы, представляется бурная хозяйственность жителей усадьбы. «По всему саду раздаются голоса и скрип телег».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом синтаксическом строе рассказа «Антоновские яблоки», в развитии темы, в сопровождающей его интонации выражено миропонимание И.А. Бунина, передана дорогая писателю мысль о неотделимости жизни человека от жизни природы.

Таким образом, цели, которые преследовало исследование, считаю реализованными, поскольку: 1. исследовала текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений; 2.изучила влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки; 3. убедилась в том, что рассказ Бунина «Антоновские яблоки» при практическом изучении синтаксиса односоставного предложения необходим для совершенствования практической речевой деятельности.




















Аннотация к выступлению

Современный русский язык прошёл длительный путь становления, процесс этот не закончен, однако почва для исследования более чем подготовлена. К какому разделу языкознания не обратишь своё внимание, изучая русский язык, то заметишь, насколько мало изучено, как неизмеримо много ещё сможешь узнать. В 8 классе основным аспектом изучения является раздел языкознания «Синтаксис». При изучении синтаксиса простого предложения впервые в этом году мы познакомились с видовой классификацией односоставных предложений. Я убеждена, что изучать особенности языка намного увлекательнее и эффективней, когда привлечён в качестве материала художественный текст знаменитого литератора. На уроках при изучении раздела «Односоставные предложения» в качестве литературного источника для языкового исследования использовали текст знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Исследования в области синтаксиса простого предложения многочисленны, однако недостаточно изучена художественная специфика односоставных предложений. В связи с этим мной было выбрано для филологического наблюдения данное направление.

Уважаемые Председатель, педагоги и присутствующие на научно-практической конференции! Позвольте представить Вам небольшое исследование на тему: «"Синтаксис простого односоставного предложения на примере рассказа Ивана Алеексеевича Бунина «Антоновские яблоки»".

Проблема исследования заключается в том, что синтаксис односоставного предложения отражает истинную сущность тематического определения глав рассказа «Антоновские яблоки».

Объектом научного исследования является база односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина.

Предметом является частотность определённых видов односоставных предложений в названном художественном произведении.

Цель работы - рассмотреть процесс функционирования односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

В ходе работы поставлены следующие задачи:

1. исследовать текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений;

2.изучить влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки;

3. ознакомиться с вкладом И.А. Бунина в области синтаксиса односоставного предложения.

Название рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» представляет собой назывное (номинативное) односоставное предложение. Как известно, функция назывных предложений заключается в том, чтобы передавать картины бытия (зрительные и звуковые). Всё же исследование всех 4 глав рассказа выявило не так уж и много номинативных предложений. Примеры: Антоновские яблоки. Раннее свежее утро. Хозяйственная бабочка. Местность ровная. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Усадьба небольшая. Усадьба старая, прочная. Дедовские книги. Мечты. Ну, ну, девки! Первый снег! Функция немногочисленных назывных предложений значительна: как незаметно минула ранняя погожая осень, как внезапно сбиваемые хозяйственными женщинами антоновские яблоки усыпали не яркие листья, а снежные хлопья; это и смена времён года, не эта ли суетливая работа в людской сменилась на неторопливое зимнее чтение дедовских книг жителей усадьбы; это описание отрадного сентябрьского веселья и зимней ностальгии о светлых днях жизни.

А чтобы выразить эмоциональное состояние своего героя, передать его отношение к происходящему, Бунин использует определённо-личные предложения с глаголом в форме 1 и 2 лица единственного числа, настоящего времени. Предложения приобретают обобщенный характер, что позволяет читателю почувствовать себя участником событий. Разделить чувства и эмоции автора. Чаще всего встречались мне определённо-личные предложения в рассказе (52 предложения). Например, «Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (сказуемое в форме 1 лица ед.ч. характеризует повествователя). С помощью определённо-личных предложений автор для вовлечения читателя в действие использует глаголы - сказуемые в форме 2 лица ед.числа «Войдешь в дом и, прежде всего, услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах...».

Безличные предложения, которых в рассказе найдено мною в количестве … в данном тексте является стержневым, вокруг него группируются все остальные предложения, описывающие природу, рассказывающие о людях – читатель не должен забывать, что всё, что происходит в этом рассказе, происходит во время сбора урожая яблок. «Вспоминается мне ранняя погожая осень», «Приятно чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать», «Вспоминается мне урожайный год», «Нечего терять золотое время!».

Неопределённо-личные предложения (количество- …) в рассказе выступают как в форме 3 лица мн.числа настоящего времени, так и в форме прошедшего времени мн.ч., призваны они для воссоздания давно минувших отрадных дней, именно с помощью них создан образ старой дворянской усадьбы, представляется бурная хозяйственность жителей усадьбы. «По всему саду раздаются голоса и скрип телег», «В таких семьях водили пчёл», «В таких семьях держали усадьбы в порядке», «У нас любили в доме вести в полутемноте беседы».

Таким образом, цели, которые преследовало исследование, считаю реализованными, поскольку: 1. исследовала текст рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» на предмет наличия односоставных предложений; 2.изучила влияние определённых видов односоставных предложений на формирование смысловой авторской задумки; 3. убедилась в том, что рассказ Бунина «Антоновские яблоки» при практическом изучении синтаксиса односоставного предложения необходим для совершенствования практической речевой деятельности.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!