СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народная поэзия»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Ученическая презентация проекта                                                            

  «Календарно-обрядовая  русская  народная  поэзия»         Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами наших родителей. И чем раньше мы начнём  понимать  и осмыслять  культуру своего народа, тем больше проникнемся чистотой народных  ценностей, тем роднее и ближе она нам станет.                                                                                                                                                                      В моей семье есть давний обычай - праздновать Рождество всей семьёй за красиво убранным столом. Бабушка заранее по старинке заносила в дом солому,  накрывала ею маленький стол, застилала расшитым полотенцем и ставила на него кутью  (кашу из пшеничного зерна), вареники, сладости, пряники –козульки  в виде животных. Мне было интересно: для чего всё это? Бабушка сказала, что так народ  величает Христа в День его Рождения, что эти дни священные для всего православного народа. История праздника Рождества  Христова, рассказанная бабушкой, мне понравилась, но не удовлетворила моего любопытства. Мне нравятся народные праздники с их обычаями, каждый такой праздник наполнен внутренним смыслом, но чтобы его понять,  нужно    прежде  всего  хорошо  изучить сам праздник.  Как раз уроки литературы, на которых мы изучали «Фольклор» (устное народное творчество), подсказали, где можно найти подробную информацию по интересующей меня теме.  

Просмотр содержимого документа
«Ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народная поэзия»»

Ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народная поэзия»

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами наших родителей. И чем раньше мы начнём понимать и осмыслять культуру своего народа, тем больше проникнемся чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она нам станет. В моей семье есть давний обычай - праздновать Рождество всей семьёй за красиво убранным столом. Бабушка заранее по старинке заносила в дом солому, накрывала ею маленький стол, застилала расшитым полотенцем и ставила на него кутью (кашу из пшеничного зерна), вареники, сладости, пряники –козульки в виде животных. Мне было интересно: для чего всё это? Бабушка сказала, что так народ величает Христа в День его Рождения, что эти дни священные для всего православного народа. История праздника Рождества Христова, рассказанная бабушкой, мне понравилась, но не удовлетворила моего любопытства. Мне нравятся народные праздники с их обычаями, каждый такой праздник наполнен внутренним смыслом, но чтобы его понять, нужно прежде всего хорошо изучить сам праздник. Как раз уроки литературы, на которых мы изучали «Фольклор» (устное народное творчество), подсказали, где можно найти подробную информацию по интересующей меня теме.

Календарно-обрядовая русская народная поэзия - вот что мне нужно, чтобы лучше изучить народные праздники и проникнуться их внутренним смыслом. Моя идея понравилась моим одноклассникам, и мы решили работать над проектом «Календарно-обрядовая русская народная поэзия». Проект рассчитан на 1 год ( с января по декабрь 2017 года) для 5-6 классов.

Слайд1. Ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народ-ная поэзия».Ученики 5 класса Протасова Яна, Сичкарь Карина, Медведева Алина.

Слайд 2. Аннотация проекта. 1.Данный проект представляет собой творческое исследование календарно-обрядовой поэзии. Давайте разберёмся в вопросе: почему народную поэзию называют «календарно-обрядовой»? Слайд 3.Жизнь русского человека и его обычаи в далёкие от нас времена были связаны с календарём. На Руси календарь назывался «месяцесловом». Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Значит, каждому празднику в году было отведено определённое время. Слайд 4. «Обрядовой» поэзию называют потому, что с её помощью проводился обряд. Для календарных обрядов характерно, например, использование календарных песен ( колядок, масленичных , купальских), закличек (веснянок), приговоров, прибауток, небылиц, пословиц и поговорок, что и составляло обрядовую поэзию. В обрядовой поэзии запечатлена национальная картина мира.

Слайд5. Аннотация проекта. 1.Данный проект представляет собой творческое исследование календарно-обрядовой поэзии. Давайте разберёмся в вопросе: почему народную поэзию называют «календарно-обрядовой»? 2.Разнообразие многовекового поэтического творчества русского народа удивляло и восхищало великих собирателей русского фольклора. 3. Очень важно, чтобы подрастающее поколение уважало многовековой опыт народа, знало и сохраняло основные народные традиции. 4.Проект разработан для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и рассчитан на 1 год ( с января по декабрь).

Разнообразие многовекового поэтического творчества русского народа удивляло и восхищало великих собирателей русского фольклора. Поэтическое начало, по их мнению, присутствовало всюду: и в древних притчах, и в обрядах, и в календарных приметах, и в играх, и в загадках. Всё это собрано, сохранено и даровано нам, новым поколениям. Очень важно, чтобы подрастающее поколение уважало многовековой опыт народа, знало и сохраняло основные народные традиции. Мы должны помнить о том, что традиция жива до тех пор, пока её чтут и берегут.

Слайд 6. Цель данной работы -Познакомиться с обрядовой поэзией и узнать, какое место она занимала в развитии народного творчества. -В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1)Изучить обрядовые песни, соответствующие праздникам времён года. 2)Определить характерные черты народной речи , мелодичной, сжатой и мудрой. 3)Выяснить, какое место в жизни русского народа занимали традиции

Слайд 7.Актуальность проекта Мы живём уже в XXI веке, нас разделяют многие века с тем временем, когда зародилась наша культура- культура великого русского народа, у которого очень огромный исторический опыт духовного развития. Но есть среди молодёжи мнения, что нужно жить по-новому, быть модными, современными, брать за образец всё западное. Мне кажется, всё это может разрушить самобытность нашего народа. Русский человек ещё в древние времена ,подобно дереву, своими корнями родовыми сросся с землёй – кормилицей, поэтому у него было особое отношение к труду, к русской земле, к природе ,к своей культуре. Мы должны сохранить свою русскую культуру и почитать традиции своих отцов. Но традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому. Их необходимо изучать , они должны жить.



Слайд 8.Этапы реализации проекта:

  • Мозговой штурм (формулирование тем исследований учеников) .

  • Формирование групп для проведения исследований .

  • Обсуждение плана работы учащихся .

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации .

  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания в каждой группе.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

  • Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе.

  • Защита полученных результатов и выводов.

Слайд 9. Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

- Почему Коляда приходит накануне Рождества? - Какие песни называются «подблюдные»? -Как связан обряд проводов Масленицы с приходом весны? -Что такое Зелёные Святки? -Какой обряд венчал конец уборки хлеба? -На каких осенних посиделках устраивали ярмарку невест?

Слайд 10.Среди методов исследования мы использовали такие, как: -изучение литературных источников -изучение интернет ресурсов( прослушали записи колядок, подблюдных песен различных областей Центральной России) -беседы с родителями -отбор информации для работы - работали над сценарием праздников зимнего периода - репетировали фрагменты праздников Итак первая часть нашего проекта посвящена зимним праздникам

Слайд 11. Результаты представления исследований: -ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народная поэзия» ( по временам года), -театральные представления, -альбомы, -буклеты.

Ученица: Ученическая презентация проекта «Календарно-обрядовая русская народная поэзия» будет проходить поэтапно (по временам года). Ведь календарные обряды были связаны с культом солнца и входили в зимние, весенние, летние и осенние обряды. Они соответствовали поворотным моментам в смене времён года и отражали различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Сначала у обрядов была языческая направленность. Люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь. Самыми древними считаются заклички , (веснянки) , которыми закликали и заклинали Весну, Солнце ,Дождь: Приди, Весна красная! Приди, Весна ясная! С солнышком, с ливнями, С песнями дивными, С радостью и с великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными! Эти песни очень маленькие по объёму и несложные по структуре, но в них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. После прихода христианства стали отмечать христианские праздники, но элементы древних языческих обрядов остались, а вместе с ними осталась обрядовая поэзия. На первом этапе работы над проектом мы познакомились с календарно-обрядовой поэзией зимних народных праздников. Материал оказался интересный, и мы решили разыграть театральное представление, назвав его «Зимние русские потехи».Свой спектакль мы показали младшим школьникам, рассказали им, как с давних пор повелось на русской земле славить песнями и играми приход снежной зимы, как шумно и весело праздновали Рождество Христово со святками.

Слайд 12. Показали , как дети, собираясь ватагами, колядовали, то есть пели рождественские песенки-колядки. Прослушав множество колядок, мы выбрали самые весёлые, но содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания: (на слайде фотография и запись

Коляда, Коляда . отворяй ворота ! Мы к тебе пришли, Рождество принесли! Мы искали Коляду во всех дворах, Во всех улочках , переулочках…

Слайд 13.(фотография и запись) Мы нашли коляду у Петра на двору. Как Петров-то двор далеко стоит: На 7 верстах, на 7 столбах! Посреди двора да 3 терема. Как во первом терему- сам хозяин во дому. Во втором-то терему- мать-хозяюшка, А во третьем терему- малы детушки, Малы детушки- часты звёздушки!

Слайд 14. ( На слайде фотография и запись песни): В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили в морозную ночь кликать суженого, устраивали гадания.  Святочные гадания были преимущественно девичьим развлечением. Пытались угадать свою судьбу, наблюдая за тем, как курица клюёт зерно. Капали расплавленный воск в воду. По образовавшимся фигуркам судили о своём будущем. . Одним из самых интересных считалось подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, пели песенки. Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели о курочке, что вырыла «зо­лотой перстень», — верная примета замужества; пели о воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине. Содержание только что исполненной песни предсказывало судьбу хозяйке предмета.

Благослови, Боже... Благослови, Боже,
Да новую песню петь,
Новую песню петь, Нам перстенёчки тресть.

По саду хожу,
Перины стелю.
Кому вынется-
Тому сбудется. (Чье кольцо, тому - дорога )

За гумном кони 
Позаряжены,
Только сесть на них,
Дай поехати. Кому вынется – тому сбудется. (Чей браслет, тому - сватовство)

Ходит котик да по лавочке, 
Водит кошечку да за лапочки. Кому вынется – тому сбудется. ( Чьи бусики, тому- свадьба).

Слайд 15. (фотография праздника) Масленица - самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Кроме того, Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Древние славяне были язычниками, они обожествляли Солнце - Ярилу, пекли в честь него хлебы, блины, пироги, которые обязательно должны были быть круглыми и желтыми. Масленицу гуляли шумно, весело и разгульно. В народе называли её “весёлой”,“широкой”, “пьяной”, “обжорной”, ”разорительницей . Целую неделю длился этот настоящий русский карнавал. Скоморохи не унимались, зазывали на площадь :  Собирайтесь в хоровод.
Нынче празднует народ!
Будем Зиму провожать,
А Весну - красну встречать!

Звучали частушки, заклички, прибаутки, пелись обрядовые песни. Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько,
С блинами, с каравайцами, С сырными вареничками

С первых дней Масленицу старались отпраздновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее. В Масленичные дни принято было всех угощать блинами. Много русские люди ели блинов на Масленицу. А потом сами над собой подшучивали. А сколько поговорок и пословиц подарил нам этот праздник ?!

Слайд16.(фотография и запись поговорок и прибауток) Вспомните  поговорки и прибаутки со словами "блин" и "Масленица»:

  • Блин не клин, брюха не расколет.

  • Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

  • Не житьё, а Масленица. -Не всё коту Масленица – будет и Великий пост.
    - Это Масленица идёт – блин да мёд несёт.
    -Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны.

  • На горах покататься, в блинах поваляться..

  • Прибаутка:    У кумы была сестрица

  • Печь блины-то мастерица.
    Напекла их кучек шесть,
    Семерым их не поесть.
    А сели четверо за стол,
    Дали душеньке простор,
    Друг на друга поглядели
    И... блины-то все поели

Слайд 17 (фотография с праздника «хоровод»)

Масленица, прощай На тот год опять приезжай
С горки кататься,
Блинами объедаться. Мы тебя будем ждать, Во дворе встречать. Славить будем песнями,
Стихами интересными. Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. В народе говорили: «Масленицу провожаем – Весну встречаем». Выходили на высокий холм и пели. Слайд 18.

  1. Ясна-красна, приходи, Весна!

С голубою далью,

С Иваном-да-Марьей,

С золотым гребнем,

С изумрудным стеблем.

  1. Пришла Весна, войной пошла,

На всё в зимнем, на льды ливнем,

На снег – теплом,

На всю зиму - помелом.

Слайд 19.Потом по древнему обычаю сжигали чучело Зимы и задорно выкрикивали заклички: Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Чтобы все метели разом улетели!
Чтобы птички пели, небеса синели!- и верили, что все невзгоды, холода-непогоды, зимние морозы, неудачи-слёзы обязательно сгорят , и развеет их пепел ветром. Такова сила обряда. Удивительное разнообразие народных обрядов как языческих, так и христианских дошло до наших дней. Обрядовая же поэзия является украшением традиционных народных праздников, потому что именно в ней отражается мудрость народной речи, а так же её красивая напевность. При изучении народных традиций (обрядов, праздников, обычаев),мы обратили внимание на одну особенность русской национальной культуры - это умение русских людей создавать атмосферу праздника , любить чудеса и сказки, волшебное превращение серого, бесцветного в яркое многоцветие, как в самой природе русской при переходе от зимы к весне. Наше театральное представление завершилось хороводом и прославлением солнца, как делали это далёкие наши предки. Зрителям и участникам наш спектакль очень понравился, много интересного они узнали о народной календарно-обрядовой поэзии, услышав и увидев элементы обрядов. Знакомство с зимними праздниками нашего народа мы завершили. Интересный богатый материал своего исследования мы поместили в альбом «Колядки». Таких альбомов будет несколько, они будут посвящены весенним , летним и осенним праздникам, чтобы потом можно было использовать и как наглядное пособие на уроках литературы по фольклору , во время проведения предметных недель, или при работе над рефератами, буклетами по устному народному творчеству. Слайд 20.Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!