СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученик ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ученик ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать»

Журнал «Справочника классного руководителя», №2 Февраль 2018

Консультация специалиста Ученик ведет себя неадекватно. В чем причина и что делать

Елизавета Зайцева, нейропсихолог, ГБОУ гимназия № 1748, «Вертикаль», Москва

Важное в статье
  1. Если игнорировать неадекватное поведение ученика, оно будет закрепляться. Как запускается механизм неадекватного поведения.

  2. Если педагог правильно реагирует на поведение ученика, то не обострит ситуацию. Как реагировать на неадекватное поведение.

Каждый отдельный случай неадекватного поведения учеников следует рассматривать индивидуально. У каждого могут быть свои причины, например органические поражения головного мозга или личностные особенности учащегося. Какие еще причины могут провоцировать неадекватное поведение.

Как запускается механизм неадекватного поведения

В основе детского неадекватного поведения – всегда отрицательные аффективные переживания, которые связаны с неудовлетворенными значимыми потребностями, например потребностью в признании, взаимопонимании, защите. Возникают аффективные переживания чаще всего в ситуациях неуспеха, когда уровень притязаний ребенка не соответствует результату его деятельности, и он должен признать свою несостоятельность.

Притязания – это достижения, которых ребенок хочет добиться во что бы то ни стало. Основываются они на его самооценке – то есть определенной оценке своих возможностей, которая сложилась в его предыдущем опыте. Эта самооценка стала для ребенка привычной, у него появилась потребность сохранить ее и уровень притязаний, основанный на ней. Если он не может удовлетворить эту потребность, то попадает в ситуацию неуспеха. Возникает неадекватная реакция: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его причинами, которые не соответствуют действительности.

Пример. Ученик неправильно ответил у доски. Сам он считает себя хорошо успевающим. Неадекватно оценивая данную ситуацию, он также и реагирует: обижается на учителя («он ко мне придирается») или на одноклассников («Петров помешал мне ответить правильно»). Он может упрямиться, замыкаться в себе, уходить в отрицание. Становится эмоционально лабильным, заторможенным.

Неадекватная реакция ребенка – защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку. К формам неадекватного поведения относят агрессию, негативизм, капризы, плач без причины, немотивированные отказы от общения с окружающими или от какой-либо деятельности.

Справка

Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспехом в деятельности. При этом ученик игнорирует сам факт неуспеха или не признает себя его причиной

Какие причины вызывают неадекватное поведение

Неадекватное поведение может возникнуть по разным причинам, например из-за наследственности или органических поражений головного мозга, личностных особенностей учащегося – повышенной чувствительности, тревожности, инфантилизма, демонстративности. Перечислим другие причины.

Неблагоприятная семейная обстановка. Ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика и взаимные претензии. Родители проецируют на ребенка свои проблемы. Тип воспитания – например, излишне строгое обращение, при котором родители не учитывают возможности и эмоциональное состояние ребенка. Важно отметить: в этом случае он почти не нуждается в коррекции поведения. Отношение к своим действиям необходимо пересмотреть взрослым.

Стрессовые ситуации. Рождение другого ребенка в семье, вынужденная разлука с близкими, развод родителей, смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь. Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то постепенно она становится патологической чертой личности.

Общее переутомление, физическое и психологическое перенапряжение. У учащегося заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности. Могут появиться нарушения сна и вегетативные расстройства, например приступообразные головные боли, снижение работоспособности, повышенная потливость, предрасположенность к внезапной потере сознания.

Как действовать в случаях неадекватного поведения

Каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода. Но есть общие рекомендации, следуя которым можно решить проблему.

Выясните истинную причину неадекватного поведения. Как правило, учащиеся понимают, что ведут себя неправильно. Но они не осознают, что делают это, чтобы: привлечь внимание, избежать ситуаций неуспеха, получить власть, «отыграться», почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь этого коллектива (даже нарушая дисциплину).

Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на личности. Обсудите с учеником один на один его поведение – лучше когда страсти поутихнут. Не используйте оценок, избегайте резких определений, например «безобразно», «вызывающе», «по-хамски». Обсуждайте тот поступок, который произошел в данный конкретный момент. Не вспоминайте прошлое и не говорите: «Я уверен, что это снова повторится». Если вы выполните эти условия, то не спровоцируете отрицательную реакцию учащегося и не испытаете негативных эмоций, «не накрутите» себя.

Контролируйте отрицательные эмоции. Чувствовать злость, беспомощность и возмущение – нормально. Но в таком состоянии трудно мыслить спокойно и здраво. Этого добиваются ученики, которые хотят ощутить власть. Если педагог остается спокойным, учащийся не получает ожидаемой реакции, а у педагога есть возможность успешно взаимодействовать с ним. Если же ученик видит, что педагог теряет контроль, то таким образом он получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом.

Важно

Если педагог ведет беседу доброжелательно, у ученика не появится желание защищаться и протестовать

Не усиливайте напряжение ситуации. Если вы не хотите усугубить ситуацию, то не следует: повышать голос, использовать унизительные выражения, говорить с сарказмом, оставлять за собой право последнего слова, оценивать личность ученика, сравнивать его с другими, передразнивать, требовать и давить, втягивать в конфликт других людей, применять физическую силу.

Дайте учащемуся выйти из ситуации достойно. Не требуйте, чтобы школьник беспрекословно и полностью подчинился всем вашим требованиям. Допустите, что он их выполнит, но по-своему. Главное, что он перестал мешать вам, одноклассникам, самому себе. Не давите на учащегося, лучше выслушайте его мнение, чтобы найти компромисс.

Покажите пример доброжелательного поведения. Отложите дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции. Покажите пример мирного разрешения конфликта. Если вы демонстрируете доброжелательность – ученик начнет вести себя так же. Дети не придумывают новые формы поведения – они лишь повторяют за взрослыми.

ДЛЯ СПРАВКИ  Словарь терминов

Эмоциональная лабильность – расстройство, в определенном роде патология нервной системы, которая характеризуется неустойчивым настроением. Такой ученик излишне эмоционально реагирует на любые события и особенно трудности.

Негативизм – любое сопротивление чужому влиянию, не имеющее явных мотивов. Основная причина такого поведения у подростков – потребность в самоутверждении, защите своего «Я».

Инфантилизм – незрелость в развитии, когда человек сохраняет в поведении или физическом облике черты, присущие предшествующим возрастным этапам. Для таких учащихся типично неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований.

Демонстративность – черта характера, выражающаяся как стремление человека быть в центре внимания. Люди с демонстративным характером часто бывают истеричны, нервны, навязчиво отвлекают внимание «на себя», провоцируют конфликты. У детей и подростков демонстративность может проявляться как средство достижения цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!