СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учет психофизиологических особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учет психофизиологических особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе.»

Учет психофизиологических особенностей школьников  в учебно-воспитательном процессе

Учет психофизиологических особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе

Индивидуализация обучения Индивидуальность - свойство человека, делающее его уникальным, неповторимым.   Анатомические особенности (строение органов) Физиологические особенности (работа органов) Психофизические особенности (особенности темперамента, нервной системы) Психические особенности (протекание психических процессов) Личностные особенности (особенности характера, поведения)

Индивидуализация обучения

  • Индивидуальность - свойство человека, делающее его уникальным, неповторимым.

Анатомические особенности (строение органов)

Физиологические особенности (работа органов)

Психофизические особенности (особенности темперамента, нервной системы)

Психические особенности (протекание психических процессов)

Личностные особенности (особенности характера, поведения)

Пример: Представьте ситуацию: вам необходимо научить учащихся при работе на компьютере открывать ранее созданные текстовые документы или файлы (папки) с текстовыми документами. Вы даете ученикам словесную инструкцию: «Для того, чтобы открыть какой-либо документ или папку с документами, можно воспользоваться двумя способами.  Первый способ: Наведите мышью на значок необходимого документа курсор (стрелочку). Нажмите правую кнопку мыши. В появившемся диалоговом окне левой кнопкой выберите функцию Открыть.  Второй способ: Наведите мышью на значок необходимого документа курсор (стрелочку). Откройте документ быстрым двойным нажатием левой кнопки мыши».

Пример:

  • Представьте ситуацию: вам необходимо научить учащихся при работе на компьютере открывать ранее созданные текстовые документы или файлы (папки) с текстовыми документами.
  • Вы даете ученикам словесную инструкцию: «Для того, чтобы открыть какой-либо документ или папку с документами, можно воспользоваться двумя способами.

Первый способ: Наведите мышью на значок необходимого документа курсор (стрелочку). Нажмите правую кнопку мыши. В появившемся диалоговом окне левой кнопкой выберите функцию Открыть.

Второй способ: Наведите мышью на значок необходимого документа курсор (стрелочку). Откройте документ быстрым двойным нажатием левой кнопки мыши».

Каждый человек воспринимает окружающую его действительность по-разному. Что связано с особенностями его восприятия.  Информацию из окружающего мира человек получает с помощью 5-ти органов чувств: органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.  Эти органы чувств соответствуют трем основным каналам восприятия , по которым люди воспринимают информацию об окружающем мире.  Это: - визуальный канал  - аудиальный канал  - кинестетический канал В НЛП эти каналы называются модальностями (репрезентативными системами) .
  • Каждый человек воспринимает окружающую его действительность по-разному. Что связано с особенностями его восприятия.
  • Информацию из окружающего мира человек получает с помощью 5-ти органов чувств: органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
  • Эти органы чувств соответствуют трем основным каналам восприятия , по которым люди воспринимают информацию об окружающем мире.

Это: - визуальный канал

- аудиальный канал

- кинестетический канал

  • В НЛП эти каналы называются модальностями (репрезентативными системами) .

Модальность (репрезентативная система), которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной (ведущей).  По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.
  • Модальность (репрезентативная система), которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной (ведущей).
  • По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы:

визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения,

аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал,

кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций).

  • Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.
Соотношение органов чувств с модальностями Модальность Чувства Визуальный канал Характеристика Зрение Аудиальный канал То, что мы видим (образы, картинки, кино) Слух Кинестетический канал То, что мы слышим (речь, свист ветра, звук капающий воды, интонация, тембр, высота голоса) Обоняние Вкус  Кожная чувствительность Внутренние ощущения Мета-ощущения То, что мы чувствуем (запах и вкус, о щущения кожи, мышечные ощущения, ощущения в желудке, тепло, боль, ощущения любви, радости, горя) репрезентативные системы являются своего рода

Соотношение органов чувств с модальностями

Модальность

Чувства

Визуальный канал

Характеристика

Зрение

Аудиальный канал

То, что мы видим (образы, картинки, кино)

Слух

Кинестетический канал

То, что мы слышим (речь, свист ветра, звук капающий воды, интонация, тембр, высота голоса)

Обоняние

Вкус Кожная чувствительность Внутренние ощущения

Мета-ощущения

То, что мы чувствуем (запах и вкус, о щущения кожи, мышечные ощущения, ощущения в желудке, тепло, боль, ощущения любви, радости, горя)

репрезентативные системы являются своего рода "фильтрами" нашего восприятия. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи".

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?    Оказывается, учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей.  Если педагоги знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • Оказывается, учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей.
  • Если педагоги знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
  • Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.

 Краткая характеристика модальностей (репрезентативных систем)

Краткая характеристика модальностей (репрезентативных систем)

Визуал Визуалы воспринимают мир глазами . Им нужен контакт с глазами собеседника , у них живая жестикуляция, они часто потирают глаза. Визуалы хорошие рассказчики , так как «видят» картину рассказа. Они любят придумывать и мечтать . Обладают живым воображением . У них больше развита визуальная (зрительная) память , в связи с чем они лучше запоминают то, что видели на уроке. Слушая, они переводят глаза от говорящего, чтобы транслировать услышанное во внутренний образ. Для этого визуалу нужно немного времени. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел.

Визуал

  • Визуалы воспринимают мир глазами .
  • Им нужен контакт с глазами собеседника , у них живая жестикуляция, они часто потирают глаза.
  • Визуалы хорошие рассказчики , так как «видят» картину рассказа.
  • Они любят придумывать и мечтать . Обладают живым воображением .
  • У них больше развита визуальная (зрительная) память , в связи с чем они лучше запоминают то, что видели на уроке.
  • Слушая, они переводят глаза от говорящего, чтобы транслировать услышанное во внутренний образ. Для этого визуалу нужно немного времени.
  • Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел.
Визуал Визуал любит картинки и краски , а также видеть и составлять таблицы и схемы. Когда учитель читает, он всегда читает сам. С большим удовольствием читает, нежели слушает. Читает быстро (целыми словами). Испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте . Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Обладает красивым почерком. Пишет грамотнее других. При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. С трудом запоминает словесные инструкции.

Визуал

  • Визуал любит картинки и краски , а также видеть и составлять таблицы и схемы.
  • Когда учитель читает, он всегда читает сам.
  • С большим удовольствием читает, нежели слушает.
  • Читает быстро (целыми словами). Испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые.
  • Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте .
  • Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Обладает красивым почерком.
  • Пишет грамотнее других.
  • При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. С трудом запоминает словесные инструкции.
  Аудиал Аудиалы воспринимают мир ушами . Им не нужен контакт глазами , т.к они вслушиваются в речь, интонацию. Аудиалы способны повторить всё слово в слово , даже когда они, казалось бы, не слушали учителя. У них в большей степени развита слуховая память, они любят повторять вслух. Из мимики у аудиалов выразителен рот . Они любят говорить и слушать, запоминая произношение слов и интонации. Чаще предпочитают переспросить , нежели записать что-то. Любят пошуметь. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики. Гораздо чаще отвлекаются, чем визуальные ученики. Аудиал часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот.

Аудиал

  • Аудиалы воспринимают мир ушами .
  • Им не нужен контакт глазами , т.к они вслушиваются в речь, интонацию.
  • Аудиалы способны повторить всё слово в слово , даже когда они, казалось бы, не слушали учителя. У них в большей степени развита слуховая память, они любят повторять вслух.
  • Из мимики у аудиалов выразителен рот .
  • Они любят говорить и слушать, запоминая произношение слов и интонации. Чаще предпочитают переспросить , нежели записать что-то. Любят пошуметь.
  • Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики. Гораздо чаще отвлекаются, чем визуальные ученики. Аудиал часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот.
Аудиал Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход – пишет так, как слышит - и поэтому пишет неправильно). Аудиал рассказывает лучше, чем пишет. Любит разговаривать с собой. Не начнет делать до тех пор, пока не проговорит это. Любит читать вслух и слушать.

Аудиал

  • Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход – пишет так, как слышит - и поэтому пишет неправильно).
  • Аудиал рассказывает лучше, чем пишет.
  • Любит разговаривать с собой. Не начнет делать до тех пор, пока не проговорит это.
  • Любит читать вслух и слушать.

Кинестетики Кинестетики воспринимают мир телом . Такой ученик учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать. Кинестетикам необходимы действия с материалом : что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы. Для них характерно раннее мышечное развитие. Рассказывая, кинестетики используют пантомиму . У них много жестов. В разговоре лаконичны, тактичны, используют слова, описывающие действия. У таких школьников больше развита механическая память , когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом.

Кинестетики

  • Кинестетики воспринимают мир телом . Такой ученик учится, делая, запоминает, проходя через опыт.
  • Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать.
  • Кинестетикам необходимы действия с материалом : что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д.
  • Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы.
  • Для них характерно раннее мышечное развитие.
  • Рассказывая, кинестетики используют пантомиму . У них много жестов. В разговоре лаконичны, тактичны, используют слова, описывающие действия.
  • У таких школьников больше развита механическая память , когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом.
Кинестетики Кинестетик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку , ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Любит читать книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо , как другие.

Кинестетики

  • Кинестетик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши).
  • Он редко поднимает руку , ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему.
  • Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки.
  • Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Любит читать книги с активным сюжетом.
  • Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо , как другие.
Как педагог может распознать у ученика ведущий канал восприятия и переработки информации? Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах , выводы делаются в основном по наблюдениям.  Если это подросток или взрослый , то ему можно предложить еще и специальный опросник .

Как педагог может распознать у ученика ведущий канал восприятия и переработки информации?

  • Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах , выводы делаются в основном по наблюдениям.
  • Если это подросток или взрослый , то ему можно предложить еще и специальный опросник .

Наблюдение за тем,  как общается ученик Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).  Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Наблюдение за тем, как общается ученик

  • Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
  • Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
  • Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Наблюдение за протеканием познавательных процессов ученика Особенности внимания Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; Аудиал легко отвлекается на звуки; Визуалу шум практически не мешает.  Особенности запоминания Визуал  лучше помнит то, что видел; запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает двигаясь .

Наблюдение за протеканием познавательных процессов ученика

Особенности внимания

  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
  • Аудиал легко отвлекается на звуки;
  • Визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания

  • Визуал лучше помнит то, что видел; запоминает картинами.
  • Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.
  • Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает двигаясь .

Наблюдение за тем, как ученик записывает домашнее задание Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может

Наблюдение за тем, как ученик записывает домашнее задание

  • Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  • Аудиал если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  • Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Наблюдение за поведением  детей на перемене  Визуал  чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось

Наблюдение за поведением детей на перемене

  • Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Наряду с перечисленными показателями отдельные исследователи выделяют следующие характеристики, по которым можно определить преобладающий тип модальности: предпочитаемая поза, особенности телодвижений, тембр голоса, темп речи, направление взгляда во время общения  и др.  Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
  • Наряду с перечисленными показателями отдельные исследователи выделяют следующие характеристики, по которым можно определить преобладающий тип модальности:
  • предпочитаемая поза,
  • особенности телодвижений,
  • тембр голоса,
  • темп речи,
  • направление взгляда во время общения

и др.

  • Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
Направление взгляда  во время общения с собеседником   Существует определённое соответствие положения глаз человека, и тому, в какой модальности ( Визуальной, Аудиальной, Кинестетической ) он производит обработку информации на данный момент .  Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию.  Ключи Глазного Доступа (КГД) У визуалов  при общении взгляд направлен в основном вверх . У аудиалов  - по средней линии ( на уровне ушей ). У кинестетиков - вниз.

Направление взгляда во время общения с собеседником

  • Существует определённое соответствие положения глаз человека, и тому, в какой модальности ( Визуальной, Аудиальной, Кинестетической ) он производит обработку информации на данный момент .
  • Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию.

Ключи Глазного Доступа (КГД)

У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх .

У аудиалов - по средней линии ( на уровне ушей ).

У кинестетиков - вниз.

  АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ   Выберете наиболее подходящий для вас вариант ответа. Ответов может быть несколько.  1. Когда лектор (педагог, учитель) объясняет новый материал, вы предпочитаете ... а) видеть иллюстрации; б) чтобы материал громко и выразительно зачитывали; в) чтобы учитель приводил примеры.  2. Когда вы занимаетесь (делаете какую-то важную, требующую сосредоточенности, работу), что вас больше всего раздражает? а) люди, входящие и выходящие из комнаты; б) громкий звук телевизора или другой посторонний звук; в) чувство голода или жажды, холода или другие ощущения.  3. Когда вы видите слово, обозначающее что-либо (особенно если оно не знакомо)? Вы… а) думаете о том, как выглядит, пытаетесь его себе представить; б) много раз произносите слово

  АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ

Выберете наиболее подходящий для вас

вариант ответа. Ответов может быть несколько.

1. Когда лектор (педагог, учитель) объясняет новый материал, вы предпочитаете ...

а) видеть иллюстрации;

б) чтобы материал громко и выразительно зачитывали;

в) чтобы учитель приводил примеры.

2. Когда вы занимаетесь (делаете какую-то важную, требующую сосредоточенности, работу), что вас больше всего раздражает?

а) люди, входящие и выходящие из комнаты;

б) громкий звук телевизора или другой посторонний звук;

в) чувство голода или жажды, холода или другие ощущения.

3. Когда вы видите слово, обозначающее что-либо (особенно если оно не знакомо)? Вы…

а) думаете о том, как выглядит, пытаетесь его себе представить;

б) много раз произносите слово "про себя";

в) стараетесь представить запах, вкус, тактильные ощущения, связанные с предметом.

  4. Готовясь к экзамену, вы .... а) составляете перечень вопросов и отмечаете галочкой выученные; б) обсуждаете с друзьями или коллегами ответы; в) делаете рисунок по материалу и мысленно проходите через все ступени в уме.  5. Входя в помещение, что вы скорее всего сделаете? а) посмотрю на плакаты, стенды на стене; б) поговорю с коллегами; в) похожу по кабинету.   6. Во время ссоры с родными, что вероятней всего вы сделаете?  а) сделаете сердитое лицо; б) закричите, выскажите, что думаете; в) с сердитым видом выйду из комнаты.

 

4. Готовясь к экзамену, вы ....

а) составляете перечень вопросов и отмечаете галочкой выученные;

б) обсуждаете с друзьями или коллегами ответы;

в) делаете рисунок по материалу и мысленно проходите через все ступени в уме.

5. Входя в помещение, что вы скорее всего сделаете?

а) посмотрю на плакаты, стенды на стене;

б) поговорю с коллегами;

в) похожу по кабинету.

6. Во время ссоры с родными, что вероятней всего вы сделаете?

а) сделаете сердитое лицо;

б) закричите, выскажите, что думаете;

в) с сердитым видом выйду из комнаты.

 7. В вашей жизни произошло плохое событие. Как вы сообщите об этом своему лучшему другу? а) напишите записку (письмо по электронной почте, смс-ку по телефону) о том, что случилось; б) позвоните другу и расскажите обо всем; в) подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.  8. Когда вы слушаете музыку, вы… а) мысленно видите образы, навеваемые музыкой; б) напеваете под звучащую музыку; в) танцуете под музыку.  9. Что вы предпочитаете? а) читать книгу с большим количеством иллюстраций; б) слушать рассказ; в) составить кроссворд.

7. В вашей жизни произошло плохое событие. Как вы сообщите об этом своему лучшему другу?

а) напишите записку (письмо по электронной почте, смс-ку по телефону) о том, что случилось;

б) позвоните другу и расскажите обо всем;

в) подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.

8. Когда вы слушаете музыку, вы…

а) мысленно видите образы, навеваемые музыкой;

б) напеваете под звучащую музыку;

в) танцуете под музыку.

9. Что вы предпочитаете?

а) читать книгу с большим количеством иллюстраций;

б) слушать рассказ;

в) составить кроссворд.

Результаты:    Если у вас больше ответов под буквой «а» – то вы визуал.  - Если «б» – то аудиал.  - Если «в» - то кинестетик.

Результаты:

  • Если у вас больше ответов под буквой «а» – то вы визуал.

- Если «б» – то аудиал.

- Если «в» - то кинестетик.

Закономерности развития репрезентативных систем школьников

Классы

В (%)

10, 11-е

-

А (%)

8-е

К (%)

11

5-е

4

12,5

1-е

6

В-А (%)

4

10

В-К (%)

27

19

17

20

30

19

46

А-К (%)

26

40

12,5

27

11

15,5

8

10

12,5

12

Российскими учеными были проведены исследования с целью получения данных о развитии репрезентативных систем у школьников на разных возрастных этапах и установления корреляции их с успеваемостью. Все было исследовано 500 школьников разного возраста г. Москвы.

Из таблицы видно, что младшие школьники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы. Большинство учащихся 5-ых классов также имеют одну хорошо развитую репрезентативную систему. В то же время дети этого возраста, очевидно, перестраивают свою ориентацию в использовании репрезентативных систем. Примерно 1/3 пятиклассников все ещё остается кинестетиками, но увеличивается общее число школьников, у которых ведущая репрезентативная система - аудиальная: у 17% она преобладает и у 25% - конкурирует с кинестетической и визуальной (по 12,5%). Визуальная репрезентативная система, по развитию, в 5-х классах оказывается на последнем месте - 12,5%, хотя число детей, использующих ее в качестве ведущей также увеличивается.

Таким образом, в средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к аудиальной и частично визуальной.

Результаты исследования в 8-ых классах демонстрируют, что среди учеников этой параллели уже реже встречаются те, у кого хорошо развита только одна модальность, то есть возрастает процент детей, у которых приблизительно одинаково развиты две модальности. Интересен тот факт, что среди этих учеников достаточно много детей с кинестетической ведущей репрезентативной системой. К 8-му классу еще большее развитие получает визуальная модальность: среди конкурирующих систем она представлена у 45% учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой снижается к этому периоду с 17% до 6%.

У 65% старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46%. Таким образом, хорошо видно, что визуальная система восприятия прогрессирует в эволюции ребенка. При этом обращает на себя внимание факт, что даже в старших классах около 1/3 учеников достаточно сильно ориентирована на аудиальную и кинестетическую системы восприятия.

Данные исследования показали, что опора в получении информации только на какую-либо одну из репрезентативных систем в этом возрасте становится не характерной. Примечательным является факт, что в 10-х и 11-х классах не встречено учащихся с резким преобладанием одной из репрезентативных систем.

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе Информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима учителю, для того чтобы более

Тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе

Информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима учителю, для того чтобы более "тонко" подстроить методы и приемы обучения.

Практические рекомендации

Практические рекомендации

Организация учебной деятельности ученика - визуала Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности.  Необходимо выделять цветом различные пункты или аспекты содержания.  Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя.  Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д.  Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче.

Организация учебной деятельности ученика - визуала

  • Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности.
  • Необходимо выделять цветом различные пункты или аспекты содержания.
  • Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя.
  • Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д.
  • Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче.

Организация учебной деятельности ученика - визуала Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога.  Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях.  Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Организация учебной деятельности ученика - визуала

  • Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога.
  • Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях.
  • Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.
Организация учебной деятельности ученика - аудиала Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы).  Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.  Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы.  Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух.  Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Организация учебной деятельности ученика - аудиала

  • Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы).
  • Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.
  • Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы.
  • Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух.
  • Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.
Организация учебной деятельности ученика - аудиала Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.  Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Организация учебной деятельности ученика - аудиала

  • Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.
  • Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.
Организация учебной деятельности ученика - кинестетика Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти.  Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.).  Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал.  Применяйте игры и соревнования, метод

Организация учебной деятельности ученика - кинестетика

  • Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти.
  • Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.).
  • Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал.
  • Применяйте игры и соревнования, метод "динамических поз" (попеременное обучение стоя и сидя), динамические паузы. Чаще меняйте виды деятельности на уроке.
Организация учебной деятельности ученика - кинестетика Включайте кинестетика в работу малых групп с переменным составом. В учебном процессе используйте муляжи, реальные предметы.  Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.  Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.  С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко.  Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Организация учебной деятельности ученика - кинестетика

  • Включайте кинестетика в работу малых групп с переменным составом. В учебном процессе используйте муляжи, реальные предметы.
  • Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.
  • Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
  • С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко.
  • Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.
При организации учебной деятельности ВАЖНО: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;  аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;  кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

При организации учебной деятельности ВАЖНО:

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Как правильно сделать замечание ученику? Визуалу - лучше покачать головой, погрозить пальцем ( изобразить мимикой) .  Аудиалу - сказать шепотом « ш-ш-ш».  Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему ( тактильно ).

Как правильно сделать замечание ученику?

  • Визуалу - лучше покачать головой, погрозить пальцем ( изобразить мимикой) .
  • Аудиалу - сказать шепотом « ш-ш-ш».
  • Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему ( тактильно ).
Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Экспериментальные данные подтверждают значительное улучшение качественных и количественных показателей внимания (на 20,3%) и памяти (на 19,7%) в условиях учета модальностей учащихся (Л.М. Митина).  В условиях массовой школы целесообразно использовать задания полисенсорной направленности , которые сочетают потребности аудиалов, визуалов и кинеститиков. Так, например, желательно, особенно на младшей и средней ступенях, чтобы текст урока был прочитан визуалами, прослушан аудиалами, а кинестетики имели возможность в нем что-то подчеркнуть, выписать, графически изменить и т.д.  Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
  • Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика.
  • Экспериментальные данные подтверждают значительное улучшение качественных и количественных показателей внимания (на 20,3%) и памяти (на 19,7%) в условиях учета модальностей учащихся (Л.М. Митина).
  • В условиях массовой школы целесообразно использовать задания полисенсорной направленности , которые сочетают потребности аудиалов, визуалов и кинеститиков. Так, например, желательно, особенно на младшей и средней ступенях, чтобы текст урока был прочитан визуалами, прослушан аудиалами, а кинестетики имели возможность в нем что-то подчеркнуть, выписать, графически изменить и т.д.
  • Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Список использованной литературы и Интернет - ресурсов: Павлова П. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Учебное пособие. М., Изд-во Института Психотерапии, 2000. Центр современных технологий НЛП : раздел «Библиотека» ( http://www.center-nlp.ru/library/ )

Список использованной литературы и Интернет - ресурсов:

  • Павлова П. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Учебное пособие. М., Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  • Центр современных технологий НЛП : раздел «Библиотека» ( http://www.center-nlp.ru/library/ )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!