СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа "Театральная педагогика. 7 класс"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по театральной педагогике

7 класс

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа "Театральная педагогика. 7 класс"»



ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

7 класс


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Образовательная программа «Театральная педагогика» для учащихся 7 классов реализуется в рамках Программы развития «Школа Современных Коммуникаций» на 2017-2021 гг. МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» города Перми.

Данная рабочая программа «Театральная педагогика» рассчитана на изучение предмета в 7 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю) и составлена учителем театральной педагогики МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми Краснокутской Я.В. на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования; на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина и программ: «Космос театра»; автор- к.п.н. Пеня Т.Г., рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской федерации; «Основы театрального искусства», автор педагог дополнительного образования Бакалец О.В., 2009 г.

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с учащимися классов углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла.

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

   С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства.

В настоящее время занятие театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.

Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно на уроках театральной педагогики.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что в школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г. Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастания индивида в Человека (с большой буквы), носителя всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок на всех уровнях- от первого к одиннадцатому классу- становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой стороны (на более высоких ступенях)- художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника- творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит внутренней свободы- открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.

Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога- режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако, только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого- то должен оказывать воздействие, который кому- то нужен, с которым связано создание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой- ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссерскому творчеству- процессу постановки спектакля.


Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по

ритмике, сценическому движению, пантомиме; программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера и т.д., ибо «все на свете есть человек. Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребенок определяет собственное место в мировом Космосе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой- ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности, смежных театру искусств. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где существует не только зримая взаимосвязь искусств, включающая в себя «видимые» и «слышимые» искусства (сценография, музыка, искусство мизансцены, грим, костюм), но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом, когда творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования образа, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества других искусств. Вместе с тем выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, «стечение бытия», но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного- в целостность» (Г.Гачев). В результате ребенок должен себя почувствовать частицей мироздания, стать сопричастным силам природы и Космоса в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства как на «внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Включение ребенка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т.д.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно.

Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребенка и имеют стадии, условно названные как:

  • Период накопления (погружения) – 2-4 класс (занятия реализуются через внеурочную деятельность по программе «Космос театра»)

  • Период моделирования – 5-9 класс.

  • Период становления собственного «Я» - 10-11 класс.

Период моделирования связан с освоением духовных ценностей через моделирование- присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), примеркой на себя многообразных человеческих масок, характеров, типов, скрывающих до поры собственное лицо. Театр в данном случае выступает как «арифметика социальных отношений» (Д.Б. Эльконин), где сценическая борьба открывает смысл существования различных миров в их взаимосвязи и взаимозависимости и где ребенок учится конструировать эти модели миров – пространств – зависимостей, действуя в различных стилевых жанрах, отражающих характер конкретной модели.


Блоки, расположенные по горизонтали, отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства. К последним относятся:

  • Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера.

  • Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом.

  • Освоение творческой этики.

  • Общеэстетическое развитие.

Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребенка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом( основным доминирующим искусством является литература); совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды искусства: музыка, танец, среда).

Тренинг внутренней и внешней техники проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности школьника, обозначенных в качестве трехступенчатой модели движения ребенка к собственному «Я».

Вторая линия развития связана с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т.д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы, освоение образа- маски , образа- типа , образа- характера, действие от собственного лица. Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актерскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актера начинается прежде всего с освоения позиции «Я- в предлагаемых обстоятельствах», но является вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников. К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребенка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам. Вот почему так важно сформировать у него хотя бы иллюзорное представление о своей защищенности, помогая тем самым избежать разочарования или возникающий негатив. Желательно, чтобы уже подросток работал одновременно над двумя различными ролями, одна из которых способствовала бы углублению и развитию индивидуальных качеств и способностей, а другая (данная на «сопротивление материала») была бы полезна для преодоления недостатков и раскрытия потенциальных возможностей личности.

В целом работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств, осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература), общение с партнёрами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров (в том числе умение владеть шпагой)- всё это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый (интегрированный) процесс создания актёро- роли.

Работая над образом спектакля, начинается у школьников с формирования общих представлений о театре как ярком, зрелищном искусстве, где насмотренность становится основным условием дальнейшего развития личности в этом направлении. Период накопления или погружения, как мы условно назвали этот этап становления личности, постепенно подготавливает ребёнка к решению новых задач, связанных с формированием навыка поэтапной работы над пьесой через овладение особенностями различных жанров: сказка, водевиль, комедия, трагедия, психологическая драма, авторский театр. Представление о возможностях каждого из искусств в их сложном переплетении театрального синтеза складывается у школьников через усвоение понятия «интерпретация», когда детям предоставляется возможность попробовать себя в роли художника, композитора, мастера по свету, а в дальнейшем и автора спектакля в целом. Здесь перед детьми раскрываются внутренние законы интеграции, которые предстают перед зрителем в качестве наглядной взаимосвязи всех элементов театрального представления.

Таким образом, в процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.

Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребёнок, включённый в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык «группового поведения»); формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир (умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребёнка чувства гражданской ответственности за всё, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.

Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами этнографии, историей мирового искусства и историей театра всех времён и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека. Через беседы о литературе, живописи, музыке, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей у школьников формируется представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности к собственной деятельности.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель:

  • Воспитание творчески активной личности.

  • Развитие творческих умений и навыков детей средствами театрального искусства.

  • Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.

  • Активизация познавательных интересов.

Задачи:

1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

2. Овладение приемами пластической выразительности  с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой и двигательной культуры.

4. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

5. Формирование общечеловеческой культуры, художественного вкуса, интереса к искусству.

6. Воспитание коллективной работы и творческой самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

7 КЛАСС

Основные понятия и представления: представление о комическом как эстетической категории; развитие навыков группового поведения; понятие темпо- ритма; моделирование образа через подражание (звучание); острохарактерный грим; развитие двигательной культуры; сценическая речь; углубление представления об образе спектакля и его компонентах; освоение звукового пространства спектакля; знакомство с характером человека и разными формами его поведения через воплощение образа; освоение жанра комедии; водевиль и его специфика; развитие навыка умения анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла.


урока

Раздел/ Тема/ Урок

Теория

Практика

Всего



1. Общеэстетическое развитие.





Тема 1.1 Представление о комическом.




Урок 1.

Урок коммуникация: Представление о комическом как эстетической категории.

1



Урок 2.

Представление о комическом как эстетической категории.

1



Урок 3.

Освоение жанра комедии :комедия положений, комедия нравов.

1



Урок 4.

Разнообразие средств и форм театра комедии: сатира, фарс, буффонада, гротеск, пародия.

1



Урок 5.

Освоение жанра комедии через просмотр фильма (форма и жанр комедии на выбор учителя.


1


Урок 6.

Освоение жанра комедии через просмотр фильма (форма и жанр комедии на выбор учителя.


1


Урок 7.

Анализ сюжетных линий комедии, характеристика персонажей, выявление формы выражения авторской позиции после просмотра фильма.


1



Тема 1.2 Основы режиссуры.




Урок 8.

Условность и правда на сцене.

1




Раздел 2. Развитие психофизического аппарата.





Элементы внутренней техники актера.

Тема 2.1 Развитие навыка перевоплощения.

-



Урок 9.

Моделирование образа через звучание: упражнение «Я- музыка»; индивидуальные танцы без музыки( угадывание танца, его образное название)


1


Урок 10.

Урок коммуникация: Моделирование образа на основе темпо- ритма: упр. «Разговор ритмом»( ритм как форма отношения к другому); этюды на трехразовое изменение темпо- ритма, пятиразовое изменение темпо- ритма, парные этюды на освоение темпо- ритма ( задачи: уговорить- отстоять, доказать- переубедить, дать денег взаймы- отказать и т.д.).


1


Урок 11.

Урок вне школы: Развитие актерской наблюдательности: сочинение биографии по походке, взгляду, манерам человека.


1


Урок 12.

Моделирование образа через освоение жанра: сочинение сюжетов на тему басен И.Крылова и их сценическое воплощение в стиле комедии, трагедии, психологической драмы.


1



Элементы внешней техники актера.

Тема 2.2. Развитие двигательной культуры (Российское светское общество 19 века).




Урок 13.

Некоторые правила этикета российского светского общества второй половины 19- начало 20 века: поведение в обществе, правила вежливости, поведение за столом.

1



Урок 14.

Изучение материалов по истории интерьера и театрального костюма 19 века.

1



Урок 15.

Изучение стиля поведения российского светского общества 19 века: мужской поклон, положение рук, осанка, сочетание ходьбы с поклоном, обращение с цилиндром.


1


Урок 16.

Изучение стиля поведения российского светского общества 19 века: женский поклон, осанка, положения рук, обращение с веером, ходьба и поклоны с веером.


1


Урок 17.

Осанка и походка офицера; поворот, поклон.


1


Урок 18.

Этюды- импровизации на тему «Дама и кавалер


1


Урок 19.

Этюды – импровизации на тему «Офицер и барышня».


1



Тема 2.3. Сценическая речь.

-



Урок 20.

Подготовка речевого аппарата к звучанию. Избавление от пермского говора.


1


Урок 21

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: работа над басней (логический и образный строй произведения; накопление видений; подробный разбор каждого эпизода; выявление второго плана; предметная конкретизация образов).


1


Урок 22.

Урок коммуникация: Совершенствование техники сценической речи через художественное слово чтение басен в разных жанрах; чтение басен с разных позиций : морального разоблачителя и обвинителя, как грустное и неприятное личное воспоминание, как смешной анекдот и т.д.


1



Тема 2.4. Грим.




Урок 23.

Острохарактерный грим.

1



Урок 24.

Технология наложения острохарактерного грима

1




Раздел 3. Творчество.





Работа над ролью и создание образа героя.

Тема 3.1. Углубление представления об образе спектакля и его компонентах.




Урок 25.

Работа над ролью: действенный анализ, сверхзадача, куски, их название, определение задач.


1


Урок 26.

Поиск лица героя; поиск «взгляда на мир»; «зерно» образа, его пластическая характеристика.


1


Урок 27.

Выявление внутренних противоречий образа (когда играешь злого- ищи, где он добрый)


1



Работа над пьесой и создание образа спектакля.

Тема 3.2. Освоение водевильного жанра.




Урок 28.

Представление о темпо- ритме спектакля; освоение исторического пространства пьесы.


1


Урок 29.

Работа над музыкальным решением: музыка водевиля и ее связь с фольклорными формами музицирования (городской фольклор, романс, песня, куплеты).

1



Урок 30.

Урок коммуникация: Работа над спектаклем: постановка танцев и драк с элементами фехтования.


1


Урок 31.

Работа над спектаклем: постановка танцев и драк с элементами фехтования.


1


Урок 32.

Работа над спектаклем: постановка массовых сцен.


1


Урок 33.

Работа над спектаклем: генеральная репетиция.


1


Урок 34.

Работа над спектаклем: выпуск спектакля.


1


Урок 35.

Урок вне школы: Анализ проделанной работы. Итоговый урок-игра.


1



Итого

10

25

35



4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

7 КЛАСС

Освоение духовных ценностей через анализ взаимодействия личности с другими людьми в пьесах остросоциального жанра.
Представление о комическом как эстетической категории.
Развитие навыка группового поведения.
Понятие темпо-ритма.
Моделирование образа через подражание (звучание), освоение жанра.
Развитие актерской наблюдательности как потребности исследования жизни.    
Острохарактерный грим. Изучение стиля поведения XIX в., собирание и изучение материала по истории интерьера и театрального костюма XIX в.
Освоение стилевых особенностей художественного текста в процессе работы над басней.
Углубление представления об образе спектакля и его компонентах (театральная музыка).
Освоение звукового пространства спектакля.
Знакомство с характером человека и разными формами его поведения через воплощение образа остросоциального типа.
Освоение жанра комедии: водевиль и его специфика.
Умение анализировать свою работу и работу партнеров с позиции реализации замысла (навык согласованного осмысления совместного опыта).
Осознание себя как необходимой части коллектива.
Развитие психофизического аппарата

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ:

В течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

  • Участие в дискуссии

  • Выполнение контрольных упражнений, этюдов

  • Показ самостоятельных работ

  • Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного)

  • Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.

  • Работа над созданием спектакля/творческой работы

Критерии отслеживания усвоения образовательной программы:


  • Овладение основами актерской  профессии (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);

  • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский);

  • Умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом.


Раздел программы

Формы контроля

Критерии

Общеэстетическое развитие

Собеседование

Викторина

Тест

Игра

Конкурс

Знание истории   возникновения  и развития театрального искусства.

Знание терминологии.

Знание правил зрительского этикета.

Знание школ и направлений в театральном искусстве.

Внутренняя техника актера

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.

Внимание.

Творческое воображение и фантазия.

Активность.

Логичность и целесообразность действий.

Выразительность поведения.

Построение мизансцен.

Внешняя техника актера: Сценическое движение

Творческие показы.

Отсутствие зажимов и освобождение мышц.

Пластическая выразительность тела в работе над созданием образа персонажа.

Внешняя техника актера: Грим

Собеседование

Тест

Знание истории и возникновения театрального грима

Знание видов театрального грима

Знание категорий грима

Внешняя техника актера: Сценическая речь

Конкурсы

Творческие показы.

Выразительность речи.

Дикция.

Знание авторского текста.

Эмоциональность.

Творчество

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.

Прямое общение со зрительным залом.

Обработка литературного, музыкального материала.

Написание сценария.

Сценический ансамбль.

Сценическая пауза.

Метафорическое освоение спектакля.

Конфликт.

Зерно образа.

Характеристики героя.

Маска.

Сверхзадача и сквозное действие.


6. ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Умение использовать полученные знания в области театрального искусства в различных сферах человеческой деятельности..

2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами,

     действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри  телем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,

    литературой.

4.  Учащиеся чувствуют себя раскованно.

5.  Правильно ориентируются в этических вопросах.

6.  Умеют ценить труд коллектива.

7.  Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.


7.ЛИТЕРАТУРА:

Березкин В. Марат Китаев. — Л., 1984.
Березкин В. Художник в театре Чехова. — М., 1987.
Волконский С. Человек на сцене. — С.-Петербург, 1912.
Волконский С. Выразительное слово. — С.-Петербург, 1913.
Волконский С. Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного. - М., 1924.
Волошин М. Лики творчества. — Л., 1989.

Ганелин Е.Р. Автореферат «Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр» Санкт – Петербург,    СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2000г.

Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург,    СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.

Гачев Г. Национальные образы мира. — М., 1980.
Гачев Г. Национальный космос//Современная драматургия. — 1990. - № 2, 5.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. — М., 1967.
Градова К. Театральный костюм. — М., 1987.
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. — М., 1969.
12.    Захаров Р. Сочинение танца: Страницы педагогического
опыта. — М., 1989.
Дункан А. Танец будущего: Моя жизнь. — Киев, 1989.
Ершов П. Режиссура как практическая психология. — М., 1972.
Кибанова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, 1966.
Кнебель М. Поэзия педагогики. — М., 1976.
Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. — М., 1975.
Копцева Т. Природа и художник//Программа по изобразительному искусству для детей пятилетнего возраста с краткими методическими рекомендациями. — М., 1994.
Кренке Ю. Практический курс воспитания актера. — М., 1938.
Кулешова В. Эдуард Кочергин. — Л., 1990.
Лосев А. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.
Михайлова А. Образ спектакля. — М., 1978.    
Михайлова А. Сценофафия: Теория и опыт. — М., 1990.
Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. — М., 1981.
Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып.1. — Младенчество. Детство. — М., 1991.
Народный театр: Библиотека русского фольклора. — М., 1991.
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII — начало XX века. — Л., 1984.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. — М., 1988.
Новицкая Л. Тренинг и муштра. — М., 1969.
Новицкая Л. Уроки вдохновения. — М., 1984.
Основы сценического движения. — М., 1976.
Основы театральной культуры в школе. — М., 1988.
Петрова А. Сценическая речь. — М., 1981.
Подготовка спектаклей: Программа и методические рекомендации для театральных отделений детских школ искусств (проект)/ Сост. В.К. Давыдов, 1988.
Рапопорт И. Работа актера. — М., 1935.
Рутберг И. Пантомима: Первые опыты. — М., 1972.
Рутберг И. Пантомима: Опыты в аллегории. — М., 1976.
Славский Р. Искусство пантомимы. — М., 1962.
Советские художники театра и кино/Сост. В.Н. Кулешова. — М., 1986. - № 5.
Станиславский К. Работа актера над образом и над собой// Полн.собр.соч.: В 8 т. — М., 1954. - Т. 2.
Сценическая речь. — М., 1976.
Сыромятникова И. История прически. — М., 1989.
«Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г.

Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2  М., ВЦХТ, 2001 г.

Упражнения для занятий по театральному искусству с учащимися первых классов/Сост. Т.Г. Пеня. — М., 1986.
Уроки театра на уроке в школе/Сост. А.П. Ершова. — М., 1990.
Усов Ю. В мире экранных искусств. — М., 1994.
Фоминцев А.И.Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.Художник и сцена. — М., 1988.
Чернова А. ...Все краски мира, кроме желтой. — М., 1987.
Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. — М., 1986.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.  М., «Владос» 2003 г.
Шангина Е. Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей. — М., 1993.
Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Школьников С. Грим. — Минск, 1969.
Эфрос А. Репетиция — любовь моя. — М., 1975.
Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. — М., 1985.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!