СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё в одной таблице "Грамматические нормы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 7 в ЕГЭ вызывает трудности у школьников и своим содержанием, и своим объёмом. Я постаралась сформировать учебную таблицу, которую можно распечатать для каждого ученика с возможностью пользоваться ею как кратким справочником при подготовке к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Всё в одной таблице "Грамматические нормы русского языка"»


Задание №7

Название ошибки

Разъяснение, правило

Пример

1.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом


а)окончание причастия в причастном обороте проверяем вопросом, который надо задать от определяемого слова

б)причастный оборот обычно стоит рядом с определяемым словом


в)причастный оборот нельзя разрывать другими словами

а)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавший порядочность с неумением осуществлять свои идеалы. (человеком КАКИМ?, сочетавшим..)

б)Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне. (…произведение, посвященное…,я прочитал летом)

в)Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома. (… развешанные по стенам дома…)

2.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

а)деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному и тому же существительному или местоимению

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал? Что создано?)

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

а)Если какое-либо название в кавычках употреблено без определяемого слова, то оно может склоняться

б)Если перед каким-либо названием в кавычках стоит определяемое слово, то слова в кавычках не склоняются

а)В «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев.


б)В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (.В романе «Евгений Онегин»…)

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

а)двойные союзы соединяют однородные члены



б)состав двойных союзов не изменяется


в)однородные члены предложения чаще всего являются одной и той же частью речи

г)союз И между двумя глаголами. Надо проверить, одинаковый ли вопрос задаётся от этих глаголов

а)На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.

Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение.

б)Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. (союз не только…,но и)

в)К числу моих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом. (сущ. И инф.Надо: …увлечение… и занятия…)

г)Он любил и увлекался чтением. (любил ЧТО? Увлекался ЧЕМ? Надо: Он любил чтение и увлекался им)

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

а)местоимения ТЕ, ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ и под. употребляются со сказуемыми во МНОЖ.ЧИСЛЕ.

Местоимение КТО – в ЕД.Ч. б)собирательные сущ. употребляются только в ед.ч.

Все, кто любит поэзию, знает А.Фета как тонкого лирика любви и природы. (все….. знают….)

Те, кто участвовали в соревнованиях, получили дипломы. (…кто участвовал)

Крестьянство на протяжении веков боролись против помещиков. (боролОсь)

Задание №7 (продолжение)

Название ошибки

Разъяснение, правило

Примеры

6.Смешение прямой и косвенной речи

а)При переводе прямой речи в косвенную местоимения 1 и 2 лица заменяются местоимениями 3 лица

а)Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (что он …не прячется….)

М.Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». (что и ненавидИТ ОНО…)

7.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

(Нарушение управления)

а)Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ… употребляются с сущ. или мест. в Дат.п.

б)не смешивать Вин.п. и Предл.падеж (кого? Что? и о ком? О чём?)

в)Антонимичные пары предлогов: В – ИЗ, НА - С

а)Благодаря состоявшегося разговора решение о поездке было принято. (Благодаря ЧЕМУ? … разговорУ…)

б)В своих дневниках автор описывает о путешествии на Кавказ.

(… описывает ЧТО? путешествие…)

в)Каждый раз, возвращаясь с бассейна, она проходила мимо этого дома. (… из бассейна…, так как в бассейн)

8.Нарушение границ предложения

а)Придаточное предложение с союзами потому что, когда, который и т.п. не употребляются самостоятельно, без главного предложения.

а)Иван – очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.

9.Ошибка в построении сложного предложения

а)к союзному слову, связывающему придаточное предл. с главным, надо задать вопрос от опред.слова

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село. (праведником КАКИМ? без которого… - м.р.)

10.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

(Нарушение способа выражения сказуемого)

а)вид и время глаголов в предложении чаще всего должны быть одинаковыми: сов.-сов., несов.-несов.; прош.вр.-прош.вр., наст. – наст. И т.д.

Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (ударил, блеснула – сов.вид, кричали – несов.вид. Надо: закричали)

11.Неправильное употребление имени числительного

а)собирательные числит. не употр. с сущ., обозначающими лиц женского пола

б)собир.числит. употребляются с сущ., которые имеют только мн.ч. (брюки, очки, сутки …)

а)Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина – занимались в разных спортивных секциях. (три одноклассницы)

б)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток. (четверо суток)

Белякова Наталья Фёдоровна, учитель школы ВДЦ «Орлёнок»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!