Краснокамское Управление Системы Образования
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Учебно-исследовательская деятельность
как фактор развития компетентности учащихся
Выполнила: Щукина Л. В.
Учитель начальных классов
Краснокамск, 2014
Каждый предмет обладает определенным потенциалом для повышения мотивации учащихся при изучении той или иной темы. На мой взгляд, литература стоит несколько в стороне, имея свои преимущества и недостатки.
К числу основных недостатков я отношу невозможность проведения наглядного опыта и однозначность воздействия на восприятие того или иного текста на подростка.
Преимуществом: возможность привлечения других видов искусств (художественная фотография, живопись, кино, театр, музыка), разнообразие текстов, что позволяет учесть вкусы и пристрастия учащихся, соотношение личных переживаний с точкой зрения критиков, мнением учителя и одноклассников.
Конечно же, начавший изучать литературу младший школьник не совсем готов к написанию самостоятельной исследовательской работы и даже ее проведения, но именно первые шаги надо начинать в этом возрасте, ведь «аппетит приходит во время еды». Эту возможность нам дают творческие задания, например, такие как
На примере какой-либо волшебной сказки найти жанровые особенности волшебной сказки (ребята обращают внимание на конец и начало сказки, троекратное повторение, волшебных помощников, присутствие дороги, победу добра над злом, особенности речи);
Составить цветовую гамму текста и определить ее значение.
Найти незнакомые слова в тексте, затем посмотреть в словаре их значение (использую сказы Бажова, закрепляем просмотром мультфильма). Так при изучении текстов Бажова мы вышли на определение роли растений, обратив внимание на роль пейзажных зарисовок в сказах.
И т.п.
Работа на уроке при изучении того или иного текста зависит от фантазии учителя и уровня подготовки учащихся.
На умение наблюдать накладываются умения работать с критической литературой, подбирать критические тексты и самостоятельно с ними работать при выполнении докладов и сообщений.
В старших классах выполнение исследовательской работы демонстрирует набор навыков и умений:
умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу;
умение работать с первоисточниками и другим эмпирическим материалом;
способность к систематизации и структурированию полученного материала;
умение сопоставлять различные умозаключения;
умение обобщать, делать выводы;
умение качественно давать самооценку.
Роль руководителя – роль куратора. При выполнении учеником исследования руководитель в свою очередь:
принимает участие в формулировке темы;
согласует с учащимся цели и задачи исследования;
составляет совместно с учеником план учебного исследования;
организует работу по подбору литературы и других источников по теме, консультирует ученика;
контролирует правильность оформления работы, ход ее выполнения;
готовит ученика к защите на экзамене, в частности – к выступлению на научно-практической конференции;
пишет отзыв на работу или согласует написание отзыва с другим преподавателем по предмету.
При оценке работы руководителем рассматриваются такие критерии, как знание фактического материала, широта кругозора и наличие знаний интегрированного характера, глубина проникновения в проблему, владение основами исследовательской деятельности, способность кратко и грамотно изложить суть работы, свободное владение материалом, проявление творческих способностей при решении задач исследования, культура оформления работы, культуру представления материала. Сегодня появилась возможность презентовать учащимся свои работы в виде электронных презентаций, работать с материалом, используя Интернет. На мой взгляд, это также полезно в плане приобретения навыков поиска и обработки информации. А избежать «скачивания» рефератов поможет подбор неординарных тем.
Так мои ребята пробовали свои силы при выполнении таких работ, как:
1. «Образ Иисуса Христа в русской литературе 19-20 веков», автор Пономарева Оксана, II место в городском конкурсе научно-исследовательских работ
2. «Стилевые особенности поэзии С. Черного», автор Черняева Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.
3. «Традиции в изображении детства в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.Искандера», автор Черняева Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.
4. «Тайный мир растений в сказах П. Бажова», автор Авдеева Полина, II место в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Диплом победителя Всероссийской конференции «Первые шаги в науку», г. Обнинск.
5. Принцип противоречия в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», автор Пономарева Кристина, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.
6. «Тема памяти в творчестве В.И.Докукина», автор Карпов Кирилл, участие в Астафьевских (малых) чтениях в г. Перми.
7. Тайный мир звуков Велимира Хлебникова», автор Суханова Людмила, I место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.
8. «Тема Родины в творчестве Михаила Смородинова», автор Максимова Ксения, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ, I место в краевом конкурсе «России славные сыны», Диплом II степени Всероссийского фестиваля «Дети и книга», г.Геленджик.
9. «Ох, уж этот Корюшкин!», авторы Гилева Елизавета, Ощепкова Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.
Последние работы переходят границы изучаемого предмета, привлекают учащихся своими межпредметными связями.
Наш земляк В.И. Докукин возглавляет в городе «Мемориал», собирает документы и фотографии людей репрессированных в годы Сталина. Исторические документы, личная жизненная трагедия поэта легли в основу работы Кирилла Карпова.
Людмила Суханова провела целый эксперимент: искала подтверждение идеям «сверхязыка» Хлебникова среди школьников и обнаружила, что «заумь» имеет право быть, так как звуковой ряд действительно наталкивает слушателя и читателя к прочтению тех образов, каких имел в виду автор. Данная работа близка к психологии и психолингвистике.
Три последних автора тоже выходили в классы, но не с экспериментом, а с чтением любимых произведений. Так родились иллюстрации к их работам.
Исследовательская деятельность не всегда выливается в научную работу. Она может стать началом реализации литературного проекта.
Мои ребята стали участниками трех.
Первый был общешкольным – создание литературного альманаха «Мой бесценный край», куда вошли творческие работы учащихся. А сам проект вошел в число победителей краевого конкурса «Человек на Земле».
Второй проект нашел свою поддержку среди пятиклассников. Изучение произведения о войне натолкнуло их к мысли, что герои живут и среди нас – это самые наши близкие люди, прабабушки и прадедушки. Среди них оказались связисты, разведчики, артиллеристы, медсестры и даже пережившие концлагерь. Была создана ребята виртуальная аллея Памяти и Славы. А урок «Спасибо прадеду за победу!» оставил след в душе и родителей и детей. Представленный материал на районном конкурсе получил высокую оценку (II место).
Третий проект «Семейная реликвия» также родился на уроках литературы. Подростки 6 класса стали участниками рождения музейной выставки. В качестве экспонатов были представлены старинные иконы, ордена и медали прадедов бабушек и отцов, старинные монеты и книги, сувениры из далеких стран, фотографии, вещи, сделанные членами семьи. Каждый из ребят приготовил небольшой текст о своей реликвии. Среди них были и стихи. Выставка переросла из классной в общешкольную.
Такая деятельность не только учит ребят проектировать деятельность, а осознавать ее значимость. Обыденное явление становится необыденным. А близкий человек воспринимается как часть истории его жизни и страны. Учит ценить и любить свою малую и большую Родину.
Считаю важным в своей работе обращать внимание на то, чтобы работа или ее фрагменты были представлены учащимся перед своими одноклассниками, родителями. Ведь защита работы носит публичный характер и ориентирована на демонстрацию достижений учащегося как исследователя. Им приобретается опыт публичного выступления. Это повышает подростка в своих глазах, глазах сверстников и педагогов, дает ему возможность самоутвердиться и почувствовать значимость своей деятельности. А самое главное, это играет большую роль в повышении интереса к предмету, а значит, и в повышении мотивации обучающихся.
Заявка на участие в региональном фестивале-конференции
«Инновации в образовании: культурно-педагогические инициативы»
ФИО | Погоржальская Елена Викторовна |
Место работиы, должность, телефон, сотовый телефон | МОУ «СОШ №3» г. Краснокамска, учитель русского языка и литературы, 8(34273)51872, 89526404817 |
Ученая степень | - |
Награды | - |
Направление работы фестиваля-конференции (номер секции) | Научно-исследовательская деятельность учащихся (2) |
Название доклада | Повышение мотивации учащихся к изучению предмета через учебно-исследовательскую деятельность |