СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская деятельность как фактор развития компетентности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый предмет обладает определенным потенциалом для повышения мотивации учащихся при изучении той или иной темы. На мой взгляд, литература стоит несколько в стороне, имея свои преимущества и недостатки.

 К числу основных недостатков я отношу невозможность проведения наглядного опыта и однозначность воздействия на восприятие того или иного текста на подростка.

Преимуществом: возможность привлечения других видов искусств (художественная фотография, живопись, кино, театр, музыка), разнообразие текстов, что позволяет учесть вкусы и пристрастия учащихся, соотношение личных переживаний с точкой зрения критиков, мнением учителя и одноклассников.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская деятельность как фактор развития компетентности учащихся»

Краснокамское Управление Системы Образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»















Учебно-исследовательская деятельность

как фактор развития компетентности учащихся









Выполнила: Щукина Л. В.

Учитель начальных классов











Краснокамск, 2014



Каждый предмет обладает определенным потенциалом для повышения мотивации учащихся при изучении той или иной темы. На мой взгляд, литература стоит несколько в стороне, имея свои преимущества и недостатки.

К числу основных недостатков я отношу невозможность проведения наглядного опыта и однозначность воздействия на восприятие того или иного текста на подростка.

Преимуществом: возможность привлечения других видов искусств (художественная фотография, живопись, кино, театр, музыка), разнообразие текстов, что позволяет учесть вкусы и пристрастия учащихся, соотношение личных переживаний с точкой зрения критиков, мнением учителя и одноклассников.

Конечно же, начавший изучать литературу младший школьник не совсем готов к написанию самостоятельной исследовательской работы и даже ее проведения, но именно первые шаги надо начинать в этом возрасте, ведь «аппетит приходит во время еды». Эту возможность нам дают творческие задания, например, такие как

  • На примере какой-либо волшебной сказки найти жанровые особенности волшебной сказки (ребята обращают внимание на конец и начало сказки, троекратное повторение, волшебных помощников, присутствие дороги, победу добра над злом, особенности речи);

  • Составить цветовую гамму текста и определить ее значение.

  • Найти незнакомые слова в тексте, затем посмотреть в словаре их значение (использую сказы Бажова, закрепляем просмотром мультфильма). Так при изучении текстов Бажова мы вышли на определение роли растений, обратив внимание на роль пейзажных зарисовок в сказах.

  • И т.п.

Работа на уроке при изучении того или иного текста зависит от фантазии учителя и уровня подготовки учащихся.

На умение наблюдать накладываются умения работать с критической литературой, подбирать критические тексты и самостоятельно с ними работать при выполнении докладов и сообщений.

В старших классах выполнение исследовательской работы демонстрирует набор навыков и умений:

  1. умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу;

  2. умение работать с первоисточниками и другим эмпирическим материалом;

  3. способность к систематизации и структурированию полученного материала;

  4. умение сопоставлять различные умозаключения;

  5. умение обобщать, делать выводы;

  6. умение качественно давать самооценку.

Роль руководителя – роль куратора. При выполнении учеником исследования руководитель в свою очередь:

  • принимает участие в формулировке темы;

  • согласует с учащимся цели и задачи исследования;

  • составляет совместно с учеником план учебного исследования;

  • организует работу по подбору литературы и других источников по теме, консультирует ученика;

  • контролирует правильность оформления работы, ход ее выполнения;

  • готовит ученика к защите на экзамене, в частности – к выступлению на научно-практической конференции;

  • пишет отзыв на работу или согласует написание отзыва с другим преподавателем по предмету.

При оценке работы руководителем рассматриваются такие критерии, как знание фактического материала, широта кругозора и наличие знаний интегрированного характера, глубина проникновения в проблему, владение основами исследовательской деятельности, способность кратко и грамотно изложить суть работы, свободное владение материалом, проявление творческих способностей при решении задач исследования, культура оформления работы, культуру представления материала. Сегодня появилась возможность презентовать учащимся свои работы в виде электронных презентаций, работать с материалом, используя Интернет. На мой взгляд, это также полезно в плане приобретения навыков поиска и обработки информации. А избежать «скачивания» рефератов поможет подбор неординарных тем.

Так мои ребята пробовали свои силы при выполнении таких работ, как:

1. «Образ Иисуса Христа в русской литературе 19-20 веков», автор Пономарева Оксана, II место в городском конкурсе научно-исследовательских работ

2. «Стилевые особенности поэзии С. Черного», автор Черняева Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.

3. «Традиции в изображении детства в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.Искандера», автор Черняева Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.

4. «Тайный мир растений в сказах П. Бажова», автор Авдеева Полина, II место в городском конкурсе научно-исследовательских работ. Диплом победителя Всероссийской конференции «Первые шаги в науку», г. Обнинск.

5. Принцип противоречия в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», автор Пономарева Кристина, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.

6. «Тема памяти в творчестве В.И.Докукина», автор Карпов Кирилл, участие в Астафьевских (малых) чтениях в г. Перми.

7. Тайный мир звуков Велимира Хлебникова», автор Суханова Людмила, I место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.

8. «Тема Родины в творчестве Михаила Смородинова», автор Максимова Ксения, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ, I место в краевом конкурсе «России славные сыны», Диплом II степени Всероссийского фестиваля «Дети и книга», г.Геленджик.

9. «Ох, уж этот Корюшкин!», авторы Гилева Елизавета, Ощепкова Мария, III место в городском конкурсе научно-исследовательских работ.

Последние работы переходят границы изучаемого предмета, привлекают учащихся своими межпредметными связями.

Наш земляк В.И. Докукин возглавляет в городе «Мемориал», собирает документы и фотографии людей репрессированных в годы Сталина. Исторические документы, личная жизненная трагедия поэта легли в основу работы Кирилла Карпова.

Людмила Суханова провела целый эксперимент: искала подтверждение идеям «сверхязыка» Хлебникова среди школьников и обнаружила, что «заумь» имеет право быть, так как звуковой ряд действительно наталкивает слушателя и читателя к прочтению тех образов, каких имел в виду автор. Данная работа близка к психологии и психолингвистике.

Три последних автора тоже выходили в классы, но не с экспериментом, а с чтением любимых произведений. Так родились иллюстрации к их работам.

Исследовательская деятельность не всегда выливается в научную работу. Она может стать началом реализации литературного проекта.

Мои ребята стали участниками трех.

Первый был общешкольным – создание литературного альманаха «Мой бесценный край», куда вошли творческие работы учащихся. А сам проект вошел в число победителей краевого конкурса «Человек на Земле».

Второй проект нашел свою поддержку среди пятиклассников. Изучение произведения о войне натолкнуло их к мысли, что герои живут и среди нас – это самые наши близкие люди, прабабушки и прадедушки. Среди них оказались связисты, разведчики, артиллеристы, медсестры и даже пережившие концлагерь. Была создана ребята виртуальная аллея Памяти и Славы. А урок «Спасибо прадеду за победу!» оставил след в душе и родителей и детей. Представленный материал на районном конкурсе получил высокую оценку (II место).

Третий проект «Семейная реликвия» также родился на уроках литературы. Подростки 6 класса стали участниками рождения музейной выставки. В качестве экспонатов были представлены старинные иконы, ордена и медали прадедов бабушек и отцов, старинные монеты и книги, сувениры из далеких стран, фотографии, вещи, сделанные членами семьи. Каждый из ребят приготовил небольшой текст о своей реликвии. Среди них были и стихи. Выставка переросла из классной в общешкольную.

Такая деятельность не только учит ребят проектировать деятельность, а осознавать ее значимость. Обыденное явление становится необыденным. А близкий человек воспринимается как часть истории его жизни и страны. Учит ценить и любить свою малую и большую Родину.

Считаю важным в своей работе обращать внимание на то, чтобы работа или ее фрагменты были представлены учащимся перед своими одноклассниками, родителями. Ведь защита работы носит публичный характер и ориентирована на демонстрацию достижений учащегося как исследователя. Им приобретается опыт публичного выступления. Это повышает подростка в своих глазах, глазах сверстников и педагогов, дает ему возможность самоутвердиться и почувствовать значимость своей деятельности. А самое главное, это играет большую роль в повышении интереса к предмету, а значит, и в повышении мотивации обучающихся.


Заявка на участие в региональном фестивале-конференции

«Инновации в образовании: культурно-педагогические инициативы»


ФИО

Погоржальская Елена Викторовна

Место работиы, должность, телефон, сотовый телефон

МОУ «СОШ №3» г. Краснокамска, учитель русского языка и литературы, 8(34273)51872, 89526404817

Ученая степень

-

Награды

-

Направление работы фестиваля-конференции (номер секции)

Научно-исследовательская деятельность учащихся (2)

Название доклада

Повышение мотивации учащихся к изучению предмета через учебно-исследовательскую деятельность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!