СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка»

«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»    Выполнила:   Учитель СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» Исаченкова Алёна Владимировна

«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Выполнила:

Учитель СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Исаченкова Алёна Владимировна

 Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, и исследованию окружающего пространства.

Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, и исследованию окружающего пространства.

 Исследовательская  деятельность     (по В.А. Леонтовичу)

Исследовательская деятельность (по В.А. Леонтовичу)

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:  • постановку проблемы;  • повторение теории, посвященной данной проблематике;  • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;  • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• повторение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

• обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Этапы учебно-исследовательской деятельности. 1. Мотивация.  2. Исследование.  3. Обмен информацией.  4. Организация информации.  5. Связывание информации, оценка.  6. Подведение итогов: рефлексия.  7. Применение новых знаний.  8. Постановка новых вопросов.

Этапы учебно-исследовательской деятельности.

1. Мотивация. 2. Исследование. 3. Обмен информацией. 4. Организация информации. 5. Связывание информации, оценка. 6. Подведение итогов: рефлексия. 7. Применение новых знаний. 8. Постановка новых вопросов.

Этап мотивации  - ключевой этап в исследовании. От него во многом зависит, состоится ли исследование вообще. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить. Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования . Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы. Наличие нескольких групп делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией , когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о ней. Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации . На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами. Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования.

Этап мотивации - ключевой этап в исследовании. От него во многом зависит, состоится ли исследование вообще. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.

Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования . Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.

Наличие нескольких групп делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией , когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о ней.

Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации . На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.

Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования.

 Исследование лексического значения слов.    Авторский текст и толковый словарик , выполненные учащимися (таблица 1).

Исследование лексического значения слов. Авторский текст и толковый словарик , выполненные учащимися (таблица 1).

Исследование лексического значения слов.  Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2).

Исследование лексического значения слов. Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2).

Исследование грамматического значения слов.  Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2). Морфологические признаки Глагола Существительного Сяпала – глаг. I. Калуша (что делала?) сяпала, обозначает действие предмета. Н. ф. – сяпать. II. Пост. призн.: несов. вид, неперех. (сяпала понапушке), невозвратный, 1спр. Непост. призн.: изъяв.накл,прош.вр, ед. ч., ж. р. III. Калуша (что делала?) сяпала – сказуемое Прилагательного (По) напушке – сущ. I. Сяпала (по чему?) по напушке. Обозначает предмет. Н. ф. – напушка. II. Пост. призн.: неодуш., нариц., ж.р.,1е скл. Непост. призн.: ед.ч., дат. падеже. III. Сяпала (где?) по напушке – обстоятельство Наречия Некузявая (бутявка) – прил. I. (Какая?)некузявая. Обозначает признак предмета. Н. ф. – некузявый. II. Пост. призн.: в полной форме. Непост. призн.: ж. р., ед. ч., им. падеже. III. Бутявка (какая?) некузявая – определение Зюмо-юмо – нар. I. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо, обозначает признак признака. II. Морф. призн.: неизм. III. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо – обстоятельство меры и степени

Исследование грамматического значения слов. Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2). Морфологические признаки

Глагола

Существительного

Сяпала – глаг.

I. Калуша (что делала?) сяпала, обозначает действие предмета.

Н. ф. – сяпать.

II. Пост. призн.: несов. вид, неперех. (сяпала понапушке), невозвратный, 1спр. Непост. призн.: изъяв.накл,прош.вр, ед. ч., ж. р.

III. Калуша (что делала?)

сяпала – сказуемое

Прилагательного

(По) напушке – сущ.

I. Сяпала (по чему?) по напушке. Обозначает предмет. Н. ф. – напушка.

II. Пост. призн.: неодуш., нариц., ж.р.,1е скл.

Непост. призн.: ед.ч., дат. падеже.

III. Сяпала (где?) по напушке – обстоятельство

Наречия

Некузявая (бутявка) – прил.

I. (Какая?)некузявая.

Обозначает признак

предмета.

Н. ф. – некузявый.

II. Пост. призн.:

в полной форме. Непост. призн.:

ж. р., ед. ч.,

им. падеже.

III. Бутявка (какая?) некузявая – определение

Зюмо-юмо – нар.

I. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо, обозначает признак признака.

II. Морф. призн.: неизм.

III. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо – обстоятельство

меры и степени

 Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

 Учебно-исследовательская деятельность ребёнка   – это прежде всего эффективный способ организации образовательного процесса, средство развития у учащихся способности к анализу, обобщению, синтезу, идентификации информации, способ социализации и воспитания личности ребёнка.

Учебно-исследовательская деятельность ребёнка – это прежде всего эффективный способ организации образовательного процесса, средство развития у учащихся способности к анализу, обобщению, синтезу, идентификации информации, способ социализации и воспитания личности ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!