«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Выполнила:
Учитель СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»
Исаченкова Алёна Владимировна
Задача современного образования – формирование поискового стиля мышления, привитие интереса к интеллектуальной деятельности, познанию, и исследованию окружающего пространства.
Исследовательская деятельность (по В.А. Леонтовичу)
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы;
• повторение теории, посвященной данной проблематике;
• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
• обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Этапы учебно-исследовательской деятельности.
1. Мотивация. 2. Исследование. 3. Обмен информацией. 4. Организация информации. 5. Связывание информации, оценка. 6. Подведение итогов: рефлексия. 7. Применение новых знаний. 8. Постановка новых вопросов.
Этап мотивации - ключевой этап в исследовании. От него во многом зависит, состоится ли исследование вообще. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.
Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования . Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.
Наличие нескольких групп делает целесообразным следующий этап - этап обмена информацией , когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о ней.
Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации . На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.
Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования.
Исследование лексического значения слов. Авторский текст и толковый словарик , выполненные учащимися (таблица 1).
Исследование лексического значения слов. Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2).
Исследование грамматического значения слов. Варианты «переводов», выполненные учащимися (Таблица 2). Морфологические признаки
Глагола
Существительного
Сяпала – глаг.
I. Калуша (что делала?) сяпала, обозначает действие предмета.
Н. ф. – сяпать.
II. Пост. призн.: несов. вид, неперех. (сяпала понапушке), невозвратный, 1спр. Непост. призн.: изъяв.накл,прош.вр, ед. ч., ж. р.
III. Калуша (что делала?)
сяпала – сказуемое
Прилагательного
(По) напушке – сущ.
I. Сяпала (по чему?) по напушке. Обозначает предмет. Н. ф. – напушка.
II. Пост. призн.: неодуш., нариц., ж.р.,1е скл.
Непост. призн.: ед.ч., дат. падеже.
III. Сяпала (где?) по напушке – обстоятельство
Наречия
Некузявая (бутявка) – прил.
I. (Какая?)некузявая.
Обозначает признак
предмета.
Н. ф. – некузявый.
II. Пост. призн.:
в полной форме. Непост. призн.:
ж. р., ед. ч.,
им. падеже.
III. Бутявка (какая?) некузявая – определение
Зюмо-юмо – нар.
I. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо, обозначает признак признака.
II. Морф. призн.: неизм.
III. Некузявая (насколько?) зюмо-зюмо – обстоятельство
меры и степени
Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжении всего занятия - это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.
Учебно-исследовательская деятельность ребёнка – это прежде всего эффективный способ организации образовательного процесса, средство развития у учащихся способности к анализу, обобщению, синтезу, идентификации информации, способ социализации и воспитания личности ребёнка.