МБОУ «СОШ №32 с УИОП» ЭМР Саратовской области
Галичкина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
I. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность становится эффективной формой обучения в современной школе и способствует повышению интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся.
Это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность эффективна, потому что ориентирована на достижение целей самих учащихся. Формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивных, поисковых (исследовательских), навыков работы в сотрудничестве, менеджерских, коммуникативных, презентационных, умений аргументировать собственные высказывания, умений отвечать на незапланированные вопросы, умений понимать задания в различных формулировках и контекстах, умений находить требуемую информацию в различных источниках.
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.
Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в научной среде:
- выявление и постановка проблемного вопроса;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- научный комментарий;
- собственные выводы.
Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск вопроса, который требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Его называют проблемным, основополагающим вопросом или загадкой исследования.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе, основные принципы которого применяются в области как естественных, так и гуманитарных наук. Таким образом, предметом исследовательской деятельности могут быть проблемы в любой области знаний, в том числе и в литературе.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи деятельности;
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
- Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. | - В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. |
- Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | - Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Типология форм организации проектной деятельности:
Основание | Формы |
Вид проекта | Информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный |
Содержание проекта | Монопредметный, метапредметный (относящийся к нескольким областям знаний), относящийся к области деятельности т.д. |
Количество участников | Индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой и т.д. |
Длительность | От проекта-урока до многолетнего проекта |
II. Проектно-исследовательскую деятельность в своей работе я использую уже давно. Имею победителей и призеров муниципальных, областных, всероссийских конференций и конкурсов. Это были сильные, творчески одаренные дети, заинтересованные в результатах своей деятельности. В этом году мне предложили учебный час проектной деятельности по литературе в 8 классе. В классе лишь 3 человека уже работали в этом направлении и имеют призовые места.
Составила рабочую программу. (Рабочая программа прилагается к выступлению). Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной среде.
Задачи изучения: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений как на уроках, так и на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
Первые учебные часы были посвящены изучению основных требований к использованию метода проектов, изучению типологии проектов, общим подхода к структурированию, выбору тем и постановке проблем.
Проектные работы, подготовленные учениками класса в этом учебном году:
Урок - викторина «Я знаю басни И.А.Крылова»
Проблема образования и воспитания гражданина (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»)
Необычные памятники родного края
Стихи и песни о родном крае
Земляки – наша гордость! (Л. Кассиль)
Известные писатели родного края
Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Читают ли книги современные подростки?
Компьютер или книга? Что выбирает общество?
Актуальна ли в наше время пьеса «Ромео и Джульетта»?
Женщины в жизни С.Есенина
Памятники Сергею Есенину
Памятники сказочным литературным героям в России
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Мистика в жизни и произведениях Н.В.Гоголя
Сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России
Работы, выполненные учениками класса, по видам деятельности можно разделить на 3 группы: информационные, исследовательские и ролевые, по содержанию: монопроекты (их большинство), межпредметные (краеведение) и метапредметные (Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России)
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
Игровые проекты. Участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Продукты проектной деятельности:
мультимедийный продукт (презентация, энциклопедия, игра)
выставка достижений
публикация
концерт, спектакль
видеосюжет (фильм)
путеводитель, рекламный проспект
серия иллюстраций
электронная газета
сказка
справочник, словарь
стенгазета
Критерии оценки работ
актуальность
соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями
четкость изложения материала, лаконичность, наглядность
оригинальность раскрытия темы
Значимость материала для других
При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.
Результативность участия в проектных и исследовательских конкурсах
в 2015-2016 учебном году
Школьный конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Неизвестный Пушкин» учащихся 5-11 классов:
призеры
«Забытое стихотворение Пушкина»,
«Дети Пушкина»,
«Пушкин, его брат и сестра»,
учебно-исследовательская работа по книге А.Н.Зинухова «Медовый месяц императора»,
«Малоизвестные факты рождения и смерти Пушкина»
Конкурс исследовательских проектов «Неизвестные страницы истории земли Саратовской» на XII муниципальном фестивале православной культуры «Свет Преображения» - 2 призера (4кл., 8 кл.) «Духовной тропой святых, в земле Саратовской просиявших».
Научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка»: призеры 4 чел. за групповой проект «Необычные памятники родного края».
О проектно-исследовательской деятельности в 5-х классах… Учитывая, что в типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС – урок-исследование выделен в отдельный тип, проектно-исследовательская деятельность – это необходимость. В начале тем по изучению творчества писателя ученики готовят рассказ об авторе и презентацию. Сначала я назначала тех, кто будет выступать, сегодня – это желание самих учеников. На конференции «Мир глазами ребенка» ученица 5Д класса Барсукова Арина стала лауреатом, защитив свой проект «Забытое стихотворение Пушкина».
5