СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы" состоит из теоретической (знакомит с данными видами научной деятельности, их общими и специфическими чертами) и практической частей ( представлены темы проектных работ)

 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы»

МБОУ «СОШ №32 с УИОП» ЭМР Саратовской области

Галичкина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы


Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы


I. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность становится эффективной формой обучения в современной школе и способствует повышению интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся.

Это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность эффективна, потому что ориентирована на достижение целей самих учащихся. Формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивных, поисковых (исследовательских), навыков работы в сотрудничестве, менеджерских, коммуникативных, презентационных, умений аргументировать собственные высказывания, умений отвечать на незапланированные вопросы, умений понимать задания в различных формулировках и контекстах, умений находить требуемую информацию в различных источниках.


Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.

Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в научной среде:

- выявление и постановка проблемного вопроса;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- подбор методик исследования и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

- научный комментарий;

- собственные выводы.

Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск вопроса, который требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Его называют проблемным, основополагающим вопросом или загадкой исследования.

Исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе, основные принципы которого применяются в области как естественных, так и гуманитарных наук. Таким образом, предметом исследовательской деятельности могут быть проблемы в любой области знаний, в том числе и в литературе.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи деятельности;

  • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

  • компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

- Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

- В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат есть тоже результат.

- Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

- Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.


Типология форм организации проектной деятельности:


Основание

Формы

Вид проекта

Информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный

Содержание проекта

Монопредметный, метапредметный (относящийся к нескольким областям знаний), относящийся к области деятельности т.д.

Количество участников

Индивидуальный, парный, малогрупповой, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой и т.д.

Длительность

От проекта-урока до многолетнего проекта


II. Проектно-исследовательскую деятельность в своей работе я использую уже давно. Имею победителей и призеров муниципальных, областных, всероссийских конференций и конкурсов. Это были сильные, творчески одаренные дети, заинтересованные в результатах своей деятельности. В этом году мне предложили учебный час проектной деятельности по литературе в 8 классе. В классе лишь 3 человека уже работали в этом направлении и имеют призовые места.

Составила рабочую программу. (Рабочая программа прилагается к выступлению). Основная цель курса способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной среде.

Задачи изучения: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений как на уроках, так и на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

Первые учебные часы были посвящены изучению основных требований к использованию метода проектов, изучению типологии проектов, общим подхода к структурированию, выбору тем и постановке проблем.


Проектные работы, подготовленные учениками класса в этом учебном году:

  • Урок - викторина «Я знаю басни И.А.Крылова»

  • Проблема образования и воспитания гражданина (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»)

  • Необычные памятники родного края

  • Стихи и песни о родном крае

  • Земляки – наша гордость! (Л. Кассиль)

  • Известные писатели родного края

  • Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина

  • Читают ли книги современные подростки?

  • Компьютер или книга? Что выбирает общество?

  • Актуальна ли в наше время пьеса «Ромео и Джульетта»?

  • Женщины в жизни С.Есенина

  • Памятники Сергею Есенину

  • Памятники сказочным литературным героям в России 

  • Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • Мистика в жизни и произведениях Н.В.Гоголя

  • Сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  • Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России


Работы, выполненные учениками класса, по видам деятельности можно разделить на 3 группы: информационные, исследовательские и ролевые, по содержанию: монопроекты (их большинство), межпредметные (краеведение) и метапредметные (Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России)

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)

Игровые проекты. Участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.


Продукты проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт (презентация, энциклопедия, игра)

  • выставка достижений

  • публикация

  • концерт, спектакль

  • видеосюжет (фильм)

  • путеводитель, рекламный проспект

  • серия иллюстраций

  • электронная газета

  • сказка

  • справочник, словарь

  • стенгазета


Критерии оценки работ

  • актуальность

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам

  • владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями

  • четкость изложения материала, лаконичность, наглядность

  • оригинальность раскрытия темы

  • Значимость материала для других

При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.


Результативность участия в проектных и исследовательских конкурсах

в 2015-2016 учебном году

Школьный конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Неизвестный Пушкин» учащихся 5-11 классов:

призеры

  • «Забытое стихотворение Пушкина»,

  • «Дети Пушкина»,

  • «Пушкин, его брат и сестра»,

  • учебно-исследовательская работа по книге А.Н.Зинухова «Медовый месяц императора»,

  • «Малоизвестные факты рождения и смерти Пушкина»

Конкурс исследовательских проектов «Неизвестные страницы истории земли Саратовской» на XII муниципальном фестивале православной культуры «Свет Преображения» - 2 призера (4кл., 8 кл.) «Духовной тропой святых, в земле Саратовской просиявших».

Научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка»: призеры 4 чел. за групповой проект «Необычные памятники родного края».


О проектно-исследовательской деятельности в 5-х классах… Учитывая, что в типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС – урок-исследование выделен в отдельный тип, проектно-исследовательская деятельность – это необходимость. В начале тем по изучению творчества писателя ученики готовят рассказ об авторе и презентацию. Сначала я назначала тех, кто будет выступать, сегодня – это желание самих учеников. На конференции «Мир глазами ребенка» ученица 5Д класса Барсукова Арина стала лауреатом, защитив свой проект «Забытое стихотворение Пушкина».

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!