СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия "Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка практического занятия "Статистические закономерности модификационной изменчивости".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия "Статистические закономерности модификационной изменчивости"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


Учебно-методическая разработка практического занятия № 8


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Модификационная изменчивость. Статистические закономерности

модификационной изменчивости»


Тип урока: практическое занятие


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


  1. Актуальность темы

Изучение темы необходимо для понимания процессов эволюции органического мира (приспособительный характер модификационной изменчивости).

Понимания влияния факторов окружающей среды на организм имеет большое значение для современного медика, т.к. человеку как биологическому виду присущ большой диапазон изменчивости морфологических, физиологических и биохимических признаков. Модификационная изменчивость обусловливает индивидуальность реакции больных, страдающих одним и тем же заболеванием (норма реакции), с чем постоянно приходится сталкиваться медицинскому работнику в своей работе.


2. Цели занятия:

а) Образовательные (обучающие) цели

2.1. Знать:

- определение понятий модификационной изменчивости и нормы реакции;

- статистические закономерности модификационной изменчивости

2.2. Уметь:

- строить вариационный ряд и вариационную кривую;

- вычислять среднюю арифметическую (М);

- уметь давать оценку степени и характеру ичменчивости

б) Развивающие цели:

- Развивать умения и навыки применять теорию при построении графиков, умение
использовать формулы, навыки самостоятельной работы;

- развить представление о влиянии факторов окружающей среды на формирование
фенотипа.

в) Воспитательные цели

- воспитывать наблюдательность, внимательность, умение работать в группе.


2.3 Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.


3. Междисциплинарная интеграция

Дисциплина

Знать

Уметь

1

Обеспечиваемые дисциплины:

- генетика человека с основами медицинской генетики;

- анатомия и физиология;

- все клинические дисциплины

Влияние факторов окружающей среды на формирование фенотипа

Применять знание темы для уменьшения частоты возникновения мультифакториальных болезней

2

Внутрипредметная интеграция

Темы:

«Селекция»


«Эволюционное учение»


«Экология»

Приспособительный характер модификационной изменчивости в естественных условиях

Применять знания о модификационной изменчивости при изучении новых тем



4. Содержание темы занятия

1. Роль генотипа и влияние окружающей среды среды на формирование фенотипа.

2. Модификационная изменчивость и её особенности.

3. Норма реакции.

4. Статистические методы модификационной изменчивости:

- построение вариационного ряда:

- вариационной кривой:

- определение средней арифметической изучаемого вариационного ряда.


5. Организационно-деятельностная структура занятия


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организация занятия:
- проверка внешнего вида, заполнение журнала.

2. Постановка учебных целей и мотивация занятия.





3. Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:

- тесты исходного уровня знаний с последующим самоконтролем.


Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию.

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.




Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания и выполнение коррекционной работы тестов исходного уровня знаний (самоконтроль).


Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей практического занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Контроль выполнения домашнего задания. Фиксирует правильные ответы, после ответов студентов – демонстрация правильного ответа на слайдах. Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Оценивание результата.


Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация по теме занятия.

Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»




Тесты исходного уровня знаний (Приложение).

Слайд «Самоконтроль по эталонам ответов тестов исходного уровня знаний».


3'



15'- 20'


II

Основной этап. Формирования умений и навыков.

Работа малыми группами.

Подгруппы работают с разными таблицами цифровых показателей (масса тела, длина листьев лавровишни и др).


Задание 1.

Построение вариационного ряда.










Задание 2

Построение вариационной кривой (изображение вариационного ряда графически)



Задание 3

Вычисление средней арифметической по формуле: М = Σ v x p/n






Работают с таблицами цифровых показателей согласно алгоритму действий






Подсчитывают и записывают в тетради цифровые показатели (варианты) в порядке нарастания величин. Определяют крайние варианты ряда изменчивости (наименьшую и наибольшую величину).


Строят вариационную кривую, согласно алгоритму ООД

Формулируют краткий и лаконичный ответ.


Определяют среднюю арифметическую данного вариационного ряда.







Демонстрация слайдов.

Организация учебного взаимодействия членов групп, координация и оценка рассуждений обучающихся, обеспечение контроля за выполнением задания.


Объясняет выполнение

задания, наблюдает за работой подгрупп, организует обсуждение.
Обеспечивает контроль и коррекцию работы обучающихся.
Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем.


Объясняет выполнение задания.
Наблюдает за выполнением работы.
Корректирует выполнение задания.


Объясняет вычисление.

Демонстрация решения на слайде.

Обеспечивает контроль и коррекцию выполнения задания.

Наблюдает за выполнением работы.

Устранение в ходе проверки обнаруженных проблем.

Инструкция к практическому занятию (Приложение )










Слайд
«Таблицы цифровых показателей»;

Слайд «Алгоритм ориентировочной основы действия построения вариационного ряда»;




Слайд «Алгоритм ориентировочной основы действия построения вариационной кривой»;




Слайд «Вычисление средней
арифметической»










60'



















5'

III

Заключительный этап
1. Контроль и коррекция уровня умений и навыков.
Тесты конечного уровня знаний.

2. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие студенты.


3.Домашнее задание.


Отвечают на тесты конечного уровня знаний.



Подведение общих итогов, в том числе дают ответ на вопрос: достигнуты ли намеченные цели? Помогут ли знания, полученные на занятии, в будущем?

Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.


Оценка результатов занятия:
- тестовый контроль;
- проверка результатов самостоятельной работы студентов по тетрадям.
Оценка учебного занятия преподавателем.



Выставляет оценки.


Проводит инструктаж по домашнему заданию.

Объявляет задания для самостоятельной.


Тесты конечного уровня знаний (Приложение).










Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Методические рекомендации к самостоятельной работе; стр. 14-20 (Приложение )

5'




1-3'

6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия:

А) карточки с биологическим диктантом (Приложение)

Б) тесты исходного уровня знаний (Приложение)

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

- Какие виды изменчивости существуют в природе?

- дайте определение модификационной изменчивости.

- Охарактеризуйте модификационную изменчивость.

- Сформулируйте определение нормы реакции.

- Что называется вариационным рядом?

- Что определяет пределы модификационной изменчивости?

- Что называется вариационной кривой?

6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) инструкция к практическому занятию (Приложение);

б) презентация занятия (прилагается).

7. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

- тесты конечного уровня знаний (Приложение).

7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.



Приложение 1

Краткое содержание темы занятия


Тема «Изменчивость организмов. Модификационная изменчивость»


Актуальность темы

Генетика изучает не только явления наследственности, но и изменчивости организмов.

Изменчивость является одним из фундаментальных свойств живого, проявляется на всех уровнях организации живой материи. В генетике, экологии, систематике, эволюционной теории изменчивость является ключевым понятием.

Изменчивость это свойство живых организмов изменяться, выражающееся в способности приобретать новые признаки или утрачивать прежние.

Изучение темы необходимо для понимания процессов эволюции органического мира (приспособительный характер модификационной изменчивости). Понимания влияния факторов окружающей среды на организм имеет большое значение для современного медика, т.к. человеку как биологическому виду присущ большой диапазон изменчивости морфологических, физиологических и биохимических признаков

Изучение влияния факторов окружающей среды на организм имеет большое значение для современного медика, т.к. человеку как биологическому виду присущ большой диапазон изменчивости морфологических, физиологических и биохимических признаков.


Изменчивость это свойство живого изменяться, выражающееся в способности приобретать новые признаки или утрачивать прежние.

Изменчивость заключается в изменении генов или их проявлении в процессе развития организмов. Различают:

ИЗМЕНЧИВОСТЬ


Ненаследственная Наследственная

(фенотипическая): (генотипическая):

- модификационная - комбинативная;

- мутационная


Формирование различных типов изменчивости является следствием взаимодействия внешней среды и генотипа.

В 1895 г. французский ботаник Г. Б о н ь е провел следующий опыт: разделил молодое растение одуванчика на две части и стал выращивать их в разных условиях на равнине и высоко в горах. Первое растение достигло нормальной высоты, а второе оказалось карликовым. Этот опыт показывает, что на формирование фенотипа (т. е. признаков) оказывает влияние не только генотип, но и условия окружающей среды: каждый организм, развиваясь в определенных условиях освещенности, влажности, температуры и т. д., испытывает на себе действие факторов среды и способен изменяться под их влиянием. Поэтому организмы, имеющие одинаковые генотипы (например, монозиготные близнецы), могут отличаться друг от друга по фенотипу.

Ненаследственная изменчивость не затрагивает генотипа и не передается по наследству. Она выражается в разнообразии особей, имеющих одинаковый генотип и связана с изменениями внешних условий, в которых развивается организм. Наличие ненаследственной (фенотипической) изменчивости объясняется тем, что организмы наследуют не сами признаки, а гены, которые определяют лишь возможность развития определенных признаков, и то, как разовьется этот признак зависит от условий окружающей среды.

Фенотипическая изменчивость – изменения фенотипа, возникающие под действием условий внешней среды, не затрагивающие генотип, хотя степень их выраженности определяется генотипом.

Модификационная изменчивость – фенотипические изменения, возникающие вследствие воздействия факторов внешней среды на организм.

Модификационная изменчивость детерминируется генотипом. Модификации не передаются по наследству и бывают сезонные и экологические.

Сезонные модификации – генетически детерминированная смена признаков в результате сезонных изменений климатических условий.

Экологические модификации – адаптивные изменения фенотипа в ответ на изменение условий внешней среды. Фенотипически они проявляются в степени выраженности признака. Экологические модификации затрагивают количественные (масса животных, потомство) и качественные (цвет кожи у человека под влиянием УФ-лучей) признаки.

Модификационная изменчивость характеризуется рядом особенностей:

1.  Модификации часто носят обратимый характер, т. е. со сменой внешних условий у особей меняется степень выраженности тех или иных признаков. Например, у взрослого человека в зависимости от питания и образа жизни изменяется масса тела, у коров могут изменяться удои, у кур – яйценоскость.

2.  В большинстве случаев модификации носят адекватный характер, т. е. степень выраженности признака находится в прямой зависимости от интенсивности и продолжительности действия того или иного фактора. Например, чем больше времени человек проводит под прямыми солнечными лучами, тем больше меланина синтезируется в открытых участках кожи и соответственно темнее ее цвет. Поэтому модификационную изменчивость еще называют определенной.

3.  Модификации носят адаптивный (приспособительный) характер. Это означает, что в ответ на изменившиеся условия среды у особи проявляются такие фенотипические изменения, которые способствуют ее выживанию. Например, у человека, оказавшегося высоко в горах, увеличивается содержание эритроцитов в крови, чтобы обеспечить клетки тела кислородом. Загар – приспособление к воздействию чрезмерной инсоляции.

4.  Одним из основных свойств модификаций является их массовость. Это выражается в том, что один и тот же фактор вызывает примерно одинаковые изменения у особей, сходных генотипически. Поэтому модификационную изменчивость называют групповой. Например, при перемещении овец в более холодные условия у всех особей шерсть становится более густой.

5. Так как при модификационной изменчивости генотип не затрагивается, то модификации не наследуются. Наследуется только норма реакции, поскольку она обусловлена генотипом.

Изменчивость признака под влиянием условий окружающей среды не беспредельна. Степень выраженности признака или пределы модификационной изменчивости называется нормой реакции.

Норма реакции

широкая узкая

(размер листьев) (цвет шерсти, жирность молока)


Статистический анализ модификационной изменчивости

Признаки организмов подразделяются на качественные – признаки, которые можно описать (цвет глаз и волос у человека, масть животных, окраска семян и др.) и количественные – определяются измерением (рост, масса тела). Для характеристики степени изменчивости количественных признаков применяют статистические методы – построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Число отдельных вариант, расположенных в порядке возрастания или убывания признака отображается в вариационном ряду.

Графическое выражение изменчивости признака (вариационного ряда) называется вариационной кривой. Вершина кривой определяет среднюю величину признака.

Определение средней арифметической изучаемого вариационного ряда вычисляют по формуле:

Σ v x p

М = ---------;

n

где М – средняя величина, Σ – знак суммирования, v – варианты, р – частота встречаемости, n – общее число исследуемых вариант в совокупности.

Формы модификационной изменчивости

Модификации

Фенокопии

Морфозы

Это ненаследственные изменения генотипа, которые возникают под действием фактора среды, носят положительный адаптивный характер. Возникают перестройки фенотипа, которые зависят от силы фактора и исчезают после прекращения действия фактора. Например: увеличение эритроцитов в крови при недостатке О2, развитие мышечной и костной систем в результате физических нагрузок, загар и др.

Ненаследственные изменения фенотипа, вызванные факторами окружающей среды и копирующее проявление какого-либо наследственного изменения (мутации). Например, авитаминоз беременных женщин влечет формирование заячьей губы и волчьей пасти у эмбриона.

Инфекционные болезни (краснуха, токсоплазмоз), которые перенесла мать во время беременности, также могут стать причиной фенокопий ряда

наследственных болезней

и пороков развития новорожденных

Ненаследственные изменения фенотипа, которые возникают под действием экстремальных факторов среды, не носят адаптивный характер и необратимы.

Например: ожоги, шрамы, расстройство двигательного аппарата вследствие травмы).

Часто это грубые изменения фенотипа, выходящие за пределы нормы реакции, в итоге развивается патология и может наблюдаться даже гибель организма.


Значение модификационной изменчивости 

Модификационная изменчивость обеспечивает сравнительно быстрое формирование в ходе онтогенеза приспособлений организма к изменяющимся условиям внешней среды, способствуя тем самым выживанию особей. Следовательно, модификации являются важнейшим фактором нормального протекания индивидуального развития живого организма.

Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение, так как позволяет предвидеть и заранее планировать многие показатели. В частности, создание оптимальных условий для реализации генотипа дает возможность добиться высокой продуктивности животных и растений.




ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.

Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.

Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!