СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая разработка "Правовая культура"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно в образовательных организациях проводится месячник правовых знаний. Данная учебно-методическая разработка подготовлена специально для реализации мероприятий в рамках месячника правовых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка "Правовая культура"»

Н. А. Гаврилова,

методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников города Евпатории Республики Крым», г. Евпатория







Учебно-методическая разработка

«Правовая культура»

















Содержание

Тематическая беседа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»……………........3

Тематический час, посвященный проблеме правонарушений «С законом шутки плохи»……………………………………………………………………...8

Тренинг для обучающихся «Правонарушения несовершеннолетних»………13

Игровое занятие для детей младшего школьного возраста по формированию правовой культуры «Мои права»……………………………………………….18

Памятка «Как не стать жертвой преступления»……………………………….24

Анкета для выявления уровня правовой культуры обучающихся…………...25

Акция «Делай добро»……………………………………………………………27

Использованные источники…………………………………………………….28
























Тематическая беседа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Цели

- профилактика правонарушений несовершеннолетних;

- пропаганда правовых знаний;

- формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения и навыков критического анализа сложных ситуаций;

- формирование у обучающихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

                                        Ход беседы: 

Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной и актуальной проблеме нашего времени - о правонарушениях и преступлениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Давайте вспомним слова великого русского писателя Л.Н. Толстого:

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Как вы понимаете это высказывание? Можете ли вы привести примеры из своего опыта, иллюстрирующие это высказывание? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. По данным статистики ежегодно подростками совершается около 145 тысяч преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. 

Упражнение «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям):

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

стремление к примитивному времяпровождению.

зависть

преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

жадность.

резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

неуверенность в завтрашнем дне.

стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

Низкий материальный уровень жизни населения.

Низкий уровень правовой культуры граждан.  Алкоголизм и наркомания 

Ответственное отношение к учебе, знаниям.

Обладание внутренним миром

Общение и искусством, природой

доброта

Делается вывод: сто приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Давайте подумаем и назовем причины, по которым люди совершают преступления?

Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем и зарабатывать деньги на жизнь честно и открыто, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.

Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете?

Давайте познакомимся с правовыми терминами, которые относятся к теме нашей беседы.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ – это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституционном порядке.

Подумайте, ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы, которые подходят к нашему сегодняшнему обсуждению проблемы правонарушений и преступлений?

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. 

Одна из задач нашей беседы предупредить вас об опасностях в игре с законом.

Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.  За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Давайте рассмотрим пример правонарушения по статье «Хулиганство»:

в кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение. 

«Хулиганство» (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

- арестом на срок до 2-х лет;

- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

«Мошенничество» (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, наказывается: 

  • штрафом,

  • обязательными работами,

  • исправительными работами».

Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

«Вымогательство» (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается: 

  • ограничением свободы;

  • арестом;

  • лишением свободы».

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (Ст. 162 УК РФ).

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашей беседы, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.


Тематический час, посвященный проблеме правонарушений

«С законом шутки плохи»

Мысли Мудрых

- Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную стену. (Гераклит)

- Никто не должен быть умнее закона. (Аристотель)

- Нравы – это люди, Законы – разум страны! (О.Де Бальзак)


Слово педагога: Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир «Права».

Давайте вместе подумаем над возможными последствиями тех или иных поступков, как вести себя в различных жизненных ситуациях; узнаем, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Потому что «Право» существует для того, чтобы мы жили в согласии, и оно всегда отстаивает наши справедливые интересы.

Помни, в любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, правовые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям.

В любом государстве есть правоохранительные органы. Для чего они существуют? Каковы их задачи? (ребята высказывают своё мнение).

Правильно, они призваны защищать человека, его права и свободы. И обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан. Полицейский должен в критических ситуациях первым встать на защиту людей в случае посягательств на их жизнь, здоровье, собственность.

Пожалуйста, поделитесь с нами, если вы или ваши друзья попадали в такие сложные жизненные ситуации. (Ребята рассказывают примеры из непростых ситуаций и как поступали представители полиции).

Рассмотрим другой пример. А если кто-то сам нарушает закон, совершает правонарушения. Что тогда делает полиция? Правильно, тогда необходимо защищать интересы людей от нарушителя – хулигана.

Приведите примеры (ребята высказываются).

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвонить им сами.

Рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1.Скорее позвони по телефону «02».

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление.

3.Сообщи приметы хулиганов.

4.Поставь в известность родителей.

Как вы думаете, надо ли с собой носить документы, удостоверяющие личность? И почему? (ребята отвечают).

Вы правы! Лучше всего с собой иметь ксерокопии паспорта (страничка с фотографией и домашним адресом) или ученический билет (удостоверение, справку).

А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения.

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о наших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).

2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям. Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при психологе или педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие необязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Правовой словарь»: я говорю вам слово из области правовых знаний, а вы пробуете дать ему определение своими словами.

Итак, поясните слово «Право» (ребята отвечают).

Значит, это разработанные людьми правила поведения человека в обществе; законы, которые в обязательном порядке должны исполнять все граждане государства, независимо от пола, национальности, профессии, положения в обществе и занимаемой должности.

Кодекс - что это по-вашему? (ребята поясняют)

Сейчас проверим, открываем словарь – это правовые нормы (правила) определяющие отношения в какой-либо сфере нашей жизни. Уголовный кодекс определяет, какие бывают преступления и какие наказания за них следуют.

Ответственность – поясните (ребята отвечают).

Правильно, это обязанность отвечать за свои поступки перед законом. Если человек поступил неправильно в отношении других людей, он должен понести наказание и исправить свои ошибки.

Проступок – это нарушение человеком правил или правовой нормы.

Штраф – деньги, которые берутся с человека, нарушившего какие-то нормы или правила.

Арест, тюрьма, конституция, свидетель, обвиняемый, потерпевший, терроризм, право.

Какие еще слова вы бы включили в наш «Правовой словарь»?

Молодцы, ребята!

Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

Так что, помните, с законом шутки плохи!




Тренинг для обучающихся

«Правонарушения несовершеннолетних»

Задачи:

- раскрыть понятие термина «правонарушение» и его признаки;

- сформулировать собственное отношение к правонарушению и его последствиям;

- анализировать возможные последствия правонарушения;

- создать условия для активного взаимодействия участников между собой.


Вид работы

Время

Ресурсное обеспечение

1

Вступительное слово

2 мин.


2

Знакомство: «Сравнение»

3 мин.

Бейджи.

3

Правила «Конституция группы»

5 мин.

Плакат «Правила», маркер.

4

Ожидание «Солнышко»

5 мин.

Плакат «Солнышко», стикеры-«лучи», маркеры.

5

Информационное сообщение «Правонарушения несовершеннолетних»

10 мин.


6

Упражнение «Ситуация»

10 мин.

Раздаточный материал – карточки с ситуациями правонарушений.

7

Мозговой штурм «Причины правонарушений»

5 мин.

Ватман, маркеры.

8

Заключение: упражнение «Остров»

20 мин.

Бумага, маркеры.


Ход тренинга

Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! Тема нашего тренинга «Правонарушения несовершеннолетних». Все вы знакомы с понятиями «право», «закон», «преступление», «правонарушение». Но сегодня мы с вами более подробно рассмотрим актуальную в наше время проблему – совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетними, т.е. вашими сверстниками. Несовершеннолетними, как вы знаете, считаются, лица не достигшие возраста 18 лет.

Для начала нам нужно познакомиться с вами поближе.

Упражнение на знакомство «Сравнение».

Цель упражнения: групповая рефлексия

Описание упражнения: Каждый участник по очереди сравнивает себя с определенным животным (птицей, насекомым), объясняя это сравнение, и подробно рассказывая об этом животном - где оно живет, с кем, чем питается, веселое оно или грустное.

Спасибо! Так как мы работаем в группе давайте разработаем наши правила поведения.

Правила «Конституция группы» (ребята называют правила, ведущий записывает их на ватмане: Говорить по очереди, Если хотите говорить – поднимайте руку, Не шуметь, Не критиковать, Уважать мнения друг друга, Быть открытым, Активность, Конфиденциальность, Не подавать дурных примеров, Соблюдать правила).

Мы с вами разработали наши общие правила поведения в группе.

Ожидание «Солнышко». А теперь я прошу вас на заготовленных «ладошках» написать свое имя и то, что вы ожидаете получить по окончанию нашего тренинга.

Информационное сообщение.

Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено прежде всего традиционно высокой преступной активностью подростков. Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. По материалам профессора В.А. Лелекова о структуре, материально-бытовом положении, нравственно-правовой характеристике семей, где проживали несовершеннолетние преступники:

- всего 6% несовершеннолетних преступников имели с братьями и сестрами отдельные комнаты (в контрольной группе - 29%);

- треть - выходцы из многодетных семей;

- доходы 78% семей находятся на уровне ниже прожиточного минимума;

- из близких родственников 36,5% были судимы, а 60% семей родственники злоупотребляют спиртными напитками.

Для многих семей характерна атмосфера жестокости, насилия, эмоционального голода. Это побуждает тысячи детей совершать побеги из дома (в год 50 тыс. уходят из дома, 2 тыс. - кончают жизнь самоубийством).

В России насчитывается около 4 миллионов беспризорных детей. Вместе с тем любопытен такой факт: какими бы родители не были, со временем обида проходит и дети стремятся к семье. На вопрос о том, что сыграло бы решающую роль в предотвращении преступления, 83,2% юношей и 75,6% девушек из воспитанников колоний ответили - усиление контроля со стороны родителей. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, лежит на их законных представителях (родителях, усыновителях, опекунах). Ответственность в данном случае строится на началах вины, которая заключается либо в ненадлежащем надзоре за несовершеннолетними, либо в их недостаточном воспитании.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Упражнение «Ситуация».

Я предлагаю вам рассмотреть следующие ситуации и подумать какие правонарушения совершили подростки.

№1. Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Мозговой штурм «Причины правонарушений».

Ребята давайте подумаем, какие причины вызывают совершение подростками правонарушений? (ответы записываются на ватман)

Заключение: упражнение «Остров».

Роли участников: Представители  разных островов (внутри островов роли могут быть самыми разнообразными).

 Задача играющим:

  1. Написать закон острова, включающий свод правил, прав, обязанностей и свобод для живущих на острове и туристов. 

  2. Придумать название и легенды для островов (их история, традиции).

  3. Провести презентацию своего острова со сводами законов и прав, обосновать их.

Итак, ребята, сегодня мы с вами провели тренинг, на котором проявили свои знания по праву и научились быть терпимее друг к другу, уважать мнения других. Давайте теперь посмотрим на ваши «ладошки»-ожидания. Оправдались ли они?

Обсуждение тренинга.


















Игровое занятие для детей младшего школьного возраста

по формированию правовой культуры «Мои права»

Цель:

- познакомить детей с гражданскими правами и обязанностями;

- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;

- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувство уважения к другим людям;

Необходимый материал: картинки с изображением прав детей; шляпа; волшебный сундучок.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о правах, которые есть у каждого ребенка на земле.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка. Права есть у всех людей. Права никто не дает, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Я сейчас покажу вам картинки, на которых проиллюстрированы ваши права. (Демонстрация картинок по теме «Права ребенка»)

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,

У него уже с пеленок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

Давайте сейчас поиграем в игру «Волшебная шляпа». Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Сейчас я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.) Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.

Послушайте отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит»

«...И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку

Даёт шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!...»

- О каком праве здесь говориться (Медицинский уход.) Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)

Следующий отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик»

Вот кто я, поди-ка...

Грозный Карабас,

Славный Барабас.

Куклы предо мною

Стелятся травою...

У меня есть плетка,

Плетка в семь хвостов.

Пригрожу лишь плеткой –

Мой народец кроткий

Песни распевает,

Денежки сбирает

В мой большой карман,

В мой большой карман...

- О каком праве я вам прочитала? (Жестокое обращение.)

Следующий отрывок из рассказа «Цветик-семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав, круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых.)

Следующий отрывок из сказки «Золушка»

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.) Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной.

А теперь давайте попробуем отгадать загадки.

Загадки по теме «Права ребенка»

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку,
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно -
Это право на …
(жильё)

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам понравилось. Скажите что вы узнали нового на нашем занятии? И в завершении занятия послушайте стихотворение и подумайте прав герой этого стихотворения?

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребенка право есть

Кашу манную не есть,

Да еще просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,


Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дернуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?





























ПАМЯТКА

Как не стать жертвой преступления

1.Находясь на улице, будьте внимательны: не подходите к машине, которая остановилась, даже если вас просят показать направление движения, или указать точный адрес, хотят ли незнакомые взрослые передать вам какое-то поручение от родителей.

2.Идите по краю тротуаров или навстречу движению машин – таким образом вы уменьшите возможность внезапного нападения.

3.Заблаговременно выбирайте самый безопасный маршрут, обсужденный с родителями.

4.По возможности избегайте маршрутов через безлюдные парки и скверы.

5.Деньги и документы носите во внутренних карманах одежды, задние карманы - легкая добыча для грабителей.

6.Не носите мобильные телефон на шнурке на шее – все шнурки элементарно срезаются или обрываются.

7.Не давайте свой мобильный телефон незнакомцам. Дети имеют право не давать без разрешения родителей ценные вещи.

8.Если вы заметили, что вас преследуют, пытайтесь изменить темп и направление, зайдите в людное место, попросите своих близких встретить вас.

9.В случае нападения как можно громче зовите на помощь, кричите слово «пожар», на него люди реагируют быстрее, или «помогите».

10.Если вы уверены, что самостоятельно преодолеете противника, используйте свое право на необходимую самооборону.

11.Находясь дома в одиночестве, ни в коем случае не отворяйте дверь незнакомым людям. Перезвоните родителям и сообщите о визите незнакомцев. Если вас спрашивают, когда вернутся родители, скажите, что они скоро придут.

12.Помните, что ваши ценные вещи, особенно изделия из золота и серебра могут стать легкой добычей грабителей, поэтому желательно носите их только в присутствии родителей. Поэтому в стенах учебного заведения педагоги не несут ответственности за ваши мобильные телефоны, ценные вещи, украшения.

13.Внимание! В любом случае пытайтесь запомнить внешность преступника, его возраст, рост, походку, во что он одет и немедленно сообщите в полицию по телефону 102. Многие преступления можно предупредить, а совершенные – раскрыть «по горячим следам», в случае вашего своевременного обращения в полицию.


Анкета

для выявления уровня правовой культуры обучающихся

Цель: выявить уровень правовых знаний и правовой культуры

  1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?

__________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?

_____________________________________________________________

4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает?

– думаешь о том, что тебе выгодно;

– поступаешь так, как считаешь правильным;

– думаешь о том, что скажут твои друзья.

5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?

– можно;

– нельзя;

– в зависимости от возраста.

6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?

– не сознался бы;

– сознался бы в своей вине.

7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?

- старался бы выгородить;

- сказал правду;

- смолчал.

8. Что нужно сделать, чтобы подростки не встали на путь преступления?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как Вы оцениваете свой уровень правовой грамотности

Низкий

средний

высокий

_____________________________________________________________


















Акция «Делай добро».

Цель акции: сформировать у обучающихся интерес и уважительное отношение к другим людям; посредством творческой деятельности отвлечь от негативных эмоций.

Идея акции: нарисовать и расклеить по городу необычные объявления. На них – ни продажи квартир, ни горящих туров. А добрые и милые пожелания хорошего дня незнакомцам. Простые слова, написанные от руки, и по-детски забавные рисунки на клочке бумаги, которые несли бы в себе глубокий смысл и подарить незнакомым людям ярких бабочек сделанных в технике оригами.





















Использованные источники

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.

Материалы сайта «Детский правовой сайт».

Стихотворения Резник Ф.Э.

Конвенция о правах ребенка. М., 2003.

Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.

Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию. Практическое пособие. - М.: Аркти, 2006. 

Ваши права. Книга для учащихся начальных классов. - М.: «Вита –Пресс», 1996.

Володина С.И., Полиевктова А.М., Ашмарина Е.М. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. – М., 2004.



30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!