СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки по профессиональному модулю ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей.

Просмотр содержимого документа
«МУ к СРС»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий,

бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы студента

по профессиональному модулю

ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей


основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии

09.01.02 Наладчик компьютерных сетей

(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)

















Волгодонск

2016

ОДОБРЕНЫ:

Цикловая комиссия профессионального информационно-технического цикла

Протокол от «31» августа 2016 г. №1

Председатель ЦК_________ /Н.В. Полякова/


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_________ /О.В. Кобелецкая/

«31» августа 2016 г.



Разработчик: Саблина О.И., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД».

Рецензент: Селезнев А.А., зам. директора по ИТ ГБПОУ РО «ВТИТБиД».


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТА

п/п

Наименование
раздела, темы
изучаемой дисциплины

Предлагаемые темы

Кол-во часов

1

Тема 1.1 Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей

Реферат на тему: «Защита информации от несанкционированного доступа»

6

2

Тема 1.1 Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей

Реферат на тему: «Угрозы и уязвимости проводных корпоративных сетей»

6

3

Тема 1.2.Аппаратные и программные средства резервного копирования данных

Реферат на тему: «Модели безопасности по разграничению доступа в систему»

6

4

Тема 1.2.Аппаратные и программные средства резервного копирования данных

Реферат на тему: «Модели защиты при отказе в обслуживании»

8

5

Тема 1.3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа

Реферат на тему: «Модели безопасности по разграничению доступа в систему»

8

6

Тема 1.3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа

Реферат на тему: «Модель безопасности объектов ВС»

8

7

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Реферат на тему: «Классификация компьютерных вирусов»

6

8

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Реферат на тему: «Политики безопасности»

6

9

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Реферат на тему: «Виды антивирусных программ»

8

10

Тема 1.5 Состав мероприятий по защите персональных данных

Реферат на тему: «Построение системы антивирусной защиты корпоративной сети»

8

Всего

60

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА


Методические указания по выполнению самостоятельных работ профессионального модуля ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей предназначены для реализации ОПОП по профессии 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих) (приказ Министерства образования и науки РФ № 853 от 02.08.2013, зарегистрирован Минюстом России 20.08.2013г №29676) (далее по тексту методические указания) и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Задания на самостоятельные работы разработаны и составлены на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей. Указанная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Самостоятельная работа – способ активного, целенаправленного приобретения учащимися новых для него знаний без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.

Самостоятельная работа студента проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений.

Цель СРС – научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

СРС, как один из видов промежуточного контроля за качеством усвоения изучаемого материала, служит одновременно формой отчетности по следующим разделам данной учебной дисциплины:

  • Тема 1.1 «Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей».

  • Тема 1.2 «Аппаратные и программные средства резервного копирования данных».

  • Тема 1.3 «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа».

  • Тема 1.4 «Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами».

  • Тема 1.5 «Состав мероприятий по защите персональных данных».

При ее выполнении обучающийся должен продемонстрировать умение использовать и анализировать материал, полученный на лекционных занятиях и из других разнообразных источников, а также показать собственное понимание сущности проблемы и изложить эти знания в виде реферата в печатной форме.

Кроме того, обучающийся привыкает четко, последовательно и грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять теорию.

Методические указания к выполнению реферата

1. Общие положения

  1. Реферат является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

  2. Тематика рефератов определяется программой соответствующей учебной дисциплины. Как правило, тему реферата студент выбирает из перечня тем, рекомендуемых преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При этом преподаватель определяет, возможно ли дублирование тем в пределах учебной группы, может ли студент предложить инициативную тему и т.п.

  3. Требования к содержанию, объему и оформлению реферата, а также критерии его оценки устанавливаются преподавателем с учетом специфики конкретной учебной дисциплины. При их отсутствии студент руководствуется общими требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях.

2. Содержание реферата

  1. Реферат как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

    1. титульный лист;

    2. содержание;

    3. введение;

    4. основная часть;

    5. заключение;

    6. список использованных источников;

    7. последний лист реферата;

    8. приложения (при необходимости).

  2. Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Таблица

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Последний лист

1

Приложения

Без ограничений

  1. Титульный лист реферата оформляется по установленному образцу, приведенному в Приложении 1.

  2. В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

  3. Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

2.6. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы...», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

  1. В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

  2. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

  3. Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность реферата, что подтверждается на последнем листе работы. В случае обнаружения плагиата реферат снимается с рассмотрения без права доработки (студент должен выполнять новый реферат на новую тему).

  4. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

3. Оформление реферата

  1. Реферат представляется руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем).

  2. Реферат оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210*297 мм).

  3. Текст реферата должен быть исполнен на принтере ПЭВМ на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - №14, межстрочный интервал - полуторный. Допускается рукописный вариант с теми же требованиями к оформлению.

  4. Текст реферата, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм. При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине» (двухстороннее выравнивание).

  5. Нумерация страниц реферата - сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце.

  6. Названия структурных элементов реферата и глав основной части располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.), без переносов и с выравниванием по центру. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно.

  7. Каждый структурный элемент и главу основной части следует начинать с новой страницы.

  8. Структурным элементам реферата номер не присваивается, т.е. части реферата "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п. порядкового номера не имеют. Нумерации подлежат только главы и параграфы в рамках основной части реферата.

  9. Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего реферата, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой.

  10. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту.

  11. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм.

  12. Текст реферата должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам.

  13. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в её названии (например, «Рис. 1. Блок-схема алгоритма...»).

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней после слова «Рис.» и номера иллюстрации. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица".

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова "Таблица" и располагается по центру. Слово "Таблица" и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова "Продолжение таблицы" с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то её обозначение помещается над таблицей, например, в конце заголовка.

Иллюстрации вместе с их названиями, а также таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены от основного текста снизу и сверху пробелами с одинарным межстрочным интервалом.

В поле иллюстраций и в таблице допускается более мелкий шрифт текста, чем основной текст, но не менее шрифта №10, а также меньший межстрочный интервал.

На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы (например: «на рис.5 показано...», «в соответствии с данными табл. 2» и т.п.).

  1. При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте реферата проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы источника, на которых помещается используемая информация.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  • законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

  • специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

  • статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

3.15. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

4. Критерии оценки реферата

  1. Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

  1. Реферат оценивается по четырехбалльной системе.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

4.3. Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам в организации внеаудиторной учебной деятельности по написанию и оформлению «Самостоятельной работы студента» по предложенным темам профессионального модуля ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей в виде реферата.


















Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Максимов Н.В. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов учреждений СПО [электронная версия]/ Н.В. Максимов, И.И. Попов. – 3-е изд., испр. и доп.,- М.:ФОРУМ, 2011. – 437 с.


Дополнительные источники:

  1. Кузин А. В. Компьютерные сети: учебное пособие [электронная версия] /А. В. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп .- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.- 192 с.

2. Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов учреждений СПО/О.П. Новожилов, О.В. Новожилов.– М.: Издательский дом «Академия», 2011.-224 с.





















Самостоятельная работа №1

Тема 1.1 Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей


Вид СРС: Реферат на тему: «Защита информации от несанкционированного доступа»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Конфиденциальность данных. Целостность данных. Виды угроз.

Классификация угроз.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Оценка.

Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.





Самостоятельная работа №2

Тема 1.1 Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей


Вид СРС: Реферат на тему: «Угрозы и уязвимости проводных корпоративных сетей»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Конфиденциальность данных. Целостность данных. Виды угроз.

Классификация угроз.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Оценка.

Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.





Самостоятельная работа №3

Тема 1.2.Аппаратные и программные средства резервного копирования данных


Вид СРС: Реферат на тему: «Модели безопасности по разграничению доступа в систему»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Модели безопасности по разграничению доступа в систему. Модели контроля целостности информации в системе. Модели защиты при отказе в обслуживании. Модели анализа безопасности ПО. Модель безопасности объектов ВС.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.



Самостоятельная работа №4

Тема 1.2.Аппаратные и программные средства резервного копирования данных


Вид СРС: Реферат на тему: «Модели защиты при отказе в обслуживании»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Модели безопасности по разграничению доступа в систему. Модели контроля целостности информации в системе. Модели защиты при отказе в обслуживании. Модели анализа безопасности ПО. Модель безопасности объектов ВС.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.




Самостоятельная работа №5

Тема 1.3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа


Вид СРС: Реферат на тему: «Модели безопасности по разграничению доступа в систему»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Модели безопасности по разграничению доступа в систему. Модели контроля целостности информации в системе. Модели защиты при отказе в обслуживании. Модели анализа безопасности ПО. Модель безопасности объектов ВС.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.



Самостоятельная работа №6

Тема 1.3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа


Вид СРС: Реферат на тему: «Модель безопасности объектов ВС»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Модели безопасности по разграничению доступа в систему. Модели контроля целостности информации в системе. Модели защиты при отказе в обслуживании. Модели анализа безопасности ПО. Модель безопасности объектов ВС.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.





Самостоятельная работа №7

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами


Вид СРС: Реферат на тему: «Классификация компьютерных вирусов»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Жизненный цикл вирусов. Классические способы распространения Электронная почта. Троянские Web-сайты


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Специализированные средства для борьбы с вирусами».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.






Самостоятельная работа №8

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами


Вид СРС: Реферат на тему: «Политики безопасности»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Обеспечение ИБ в нормальных ситуациях. Обеспечение ИБ в чрезвычайных ситуациях. Описание проблемы. Область применения. Позиция организации. Распределение ролей и обязанностей. Администраторы локальной сети


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа»

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.




Самостоятельная работа №9

Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами


Вид СРС: Реферат на тему: «Виды антивирусных программ»

Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Антивирусные программы. Антивирусные комплексы. Встраивание антивирусов в BIOS компьютеров. Виды антивирусных программ


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Специализированные средства для борьбы с вирусами».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.





Самостоятельная работа №10

Тема 1.5 Состав мероприятий по защите персональных данных


Вид СРС: Реферат на тему: «Построение системы антивирусной защиты корпоративной сети»


Цель: формировать умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу.


Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение студентов: Антивирусные программы. Профилактические меры защиты. Построение системы антивирусной защиты корпоративной сети.


Методические указания по выполнению работы

Порядок выполнения задания

1. Изучить тему программы курса «Специализированные средства для борьбы с вирусами».

2. Изучить литературу по теме

3. Подготовить реферат

4.Защитить самостоятельную работу.


Правила оформления реферата.

Реферат должен содержать следующие составляющие:

- тему СРС;

- вид СРС;

- цель работы;

- текст;

- выводы;

- список используемой литературы.

Объём работы должен быть не менее 2 и не более 5 печатных страниц.


Студент должен предоставить реферат в печатном виде в папке скоросшивателе.

Критерии оценки самостоятельной работы:

  • точность ответа на поставленный вопрос;

  • раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);

  • самостоятельность, логичность изложения;

  • наличие выводов, сделанных самостоятельно.






Приложение 1

Образец оформления титульного листа контрольного задания (реферата)

Министерство общего и профессионального образования РО государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»









Реферат

на тему

(название темы)

по дисциплине «ОП.01 Основы информационных технологий»

специальности 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей





Исполнитель студент(ка) курса группы

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

Проверил

(преподаватель) (личная подпись) (инициалы, фамилия)




Волгодонск (год)

Просмотр содержимого документа
«ПМ.03 Рабочая программа»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

профессионального модуля


ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии

09.01.02 Наладчик компьютерных сетей

(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)



















Волгодонск


2016

ОДОБРЕНА:

цикловой комиссией профессионального информационно-технического цикла

Протокол №1 от «31» августа 2016 г.

Председатель ЦК_________ /Н.В. Полякова/




УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе

_________ /О.В. Кобелецкая /

«31» августа 2016 г.


ОДОБРЕНА:

цикловой комиссией профессионального информационно-технического цикла

Протокол №___ от «___»_______ 20__ г.

Председатель ЦК_________ /_____________/



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе

_________ / _______________ /

«___»_______ 20__ г.




Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей» (приказ Минобрнауки России от 02.08. 2013 №853, зарегистрирован Минюст России от 20.08. 2013 №29676), входящей в укрупненную группу профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.



Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского» (ГБПОУ РО «ВТИТБиД»)


Разработчик:

Саблина О.И., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД»


Рекомендована методическим советом ГБПОУ РО «ВТИТБиД», протокол от 31.08.2016 № 1

Рецензенты:

Селезнев А.А., зам. директора по ИТ ГБПОУ РО «ВТИТБиД»

Костыченко О.И., индивидуальный предприниматель.









Саблина О.И., 2016

Волгодонский техникум информационных

технологий, бизнеса и дизайна

имени В. В. Самарского, 2016

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6

3 СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13

5. Контроль и оценка результатов освоения профессиональ-ного модуля (вида профессиональной деятельности) 15







1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, требований профессионального стандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем (от «05» октября 2015 г. № 684 н) и требований WSR/WSI компетенции Сетевое и системное администрирование по профессии 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей, входящей в укрупнённую группу профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Обеспечивать резервное копирование данных.

ПК 3.2. Осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа

ПК 3.3. Применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

ПК 3.4. Осуществлять мероприятия по защите персональных данных.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

  • обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, резервного копирования и восстановления данных;

  • установки, настройки и эксплуатации антивирусных программ;

  • противодействия возможным угрозам информационной безопасности.


уметь:

  • обеспечивать резервное копирование данных;

  • осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа;

  • применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;

  • осуществлять мероприятия по защите персональных данных;

  • вести отчетную и техническую документацию.

  • организовывать защищенные соединения сетей предприятий, доступ в Интернет и иные.


знать:

  • виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей от них;

  • аппаратные и программные средства резервного копирования данных;

  • методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа;

  • специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;

  • состав мероприятий по защите персональных данных;

  • защищенные соединения сетей.


1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 480 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося –60 часов;

учебной практики (производственное обучение) – 156 часа

производственной практики –144 часов

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД)Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Обеспечивать резервное копирование данных.

ПК 3.2

Осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа.

ПК 3.3

Применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами.

ПК 3.4

Осуществлять мероприятия по защите персональных данных.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




3 СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

ПК.3.1-3.4

МДК 03.01 Информационная безопасность персональных компьютеров и компьютерных сетей

Раздел 1. Обеспечение информационной безопасности ПК и компьютерных сетей

180

120

60

60


ПК.3.1-3.4

Учебная практика (производственное обучение)

156




156

ПК.3.1-3.4

Производственная практика

144





144


Всего:

480

120

60

60

156

144


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей.

1

2

3

4

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 03.01 Информационная безопасность персональных компьютеров и компьютерных сетей


480

 

Раздел 1. Обеспечение информационной безопасности ПК и компьютерных сетей

 

180

Тема 1.1 Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей

Содержание учебного материала

26

1.

Основные понятия защиты информации. Защита информации от несанкционированного доступа (НСД). Система защиты информации

4

2

2

Понятие информационной безопасности (ИБ). Понятие автоматизированных систем (АС). Компоненты АС. Конфиденциальность данных. Целостность данных. Виды угроз. Классификация угроз.

4

2

3

Использование сети Интернет. Модель ISO/OSI и стек протоколов TCP/IP. Проблемы безопасности IP-сетей. Угрозы и уязвимости проводных корпоративных сетей. Угрозы и уязвимости беспроводных сетей.

6

2

4

Способы обеспечения ИБ сетей. Пути решений проблем защиты информации в сетях. Задачи управления системой сетевой безопасности.

4

2

Практические занятия

6

 

1

Практическая работа №1 «Работа с шифрующей файловой системой EFS и управление сертификатами. Настройка параметров аутентификации».

6

Контрольная работа №1 «Виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей»

2

3


Тема 1.2.Аппаратные и программные средства резервного копирования данных

Содержание учебного материала

22


1.

Аппаратные и программные средства резервного копирования данных. Классификация программ резервного копирования. Краткий обзор наиболее популярных программ резервного копирования. Сравнение программ резервного копирования. Аппаратные средства резервного копирования

4

Практические занятия

16

 

2

Практическая работа №2 «Создание резервной копии системы с помощью стандартных программ. Восстановление системы из резервной копии»

8

3

Практическая работа №3 «Создание резервной копии системы с помощью Acronis. Восстановление системы и данных с помощью Acronis»

8

Контрольная работа №2 Аппаратные и программные средства резервного копирования данных

2

3

Тема 1.3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа

Содержание учебного материала

30


1.

Стратегия предотвращения несанкционированного доступа в информационную систему (ИС). Модели безопасности по разграничению доступа в систему. Модели контроля целостности информации в системе. Модели защиты при отказе в обслуживании. Модели анализа безопасности ПО. Модель безопасности объектов ВС.

8

2

2.

Понятия политики безопасности. Обеспечение ИБ в нормальных ситуациях. Обеспечение ИБ в чрезвычайных ситуациях. Описание проблемы. Область применения. Позиция организации. Распределение ролей и обязанностей. Администраторы локальной сети

6

2

Практические занятия

14

 

4

Практическая работа №4 Разграничение прав пользователей. Защита от несанкционированного доступа и сетевых хакерских атак

4

5

Практическая работа №5 Назначение прав пользователей при произвольном управлении доступом. Разграничение доступа к ресурсам

8

6

Практическая работа №6 Реализация политики безопасности

2

Контрольная работа №3 Методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа

2

3


Тема 1.4 Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Содержание учебного материала

36


1.

Классификация компьютерных вирусов. Жизненный цикл вирусов. Классические способы распространения Электронная почта. Троянские Web-сайты

4

2

2

Методы обнаружения вирусов. Антивирусные программы. Антивирусные комплексы. Встраивание антивирусов в BIOS компьютеров. Виды антивирусных программ Профилактические меры защиты. Построение системы антивирусной защиты корпоративной сети. Защищенные соединения сетей

4

2

Практические занятия

24

 

7

Практическая работа №7 Проверка компьютера на вирусы с помощью антивирусной программы Avira Anti Vir PersonalEditionClassic Установка программы Avira Anti VirPersonalEditionClassic

4

8

Практическая работа №8 Проверка работы антивирусного сторожа. Проверка работы антивирусного сканера

4

9

Практическая работа №9 Восстановление зараженных файлов. Профилактика «троянских программ». Организация защищенных соединений сетей предприятий, доступ в Интернет и иные».

8

10

Практическая работа №10 Установка и предварительная настройка Антивируса Касперского Работа с Антивирусом Касперского.

4

11

Практическая работа №11 Выявление вредоносных программ. Выявление вредоносных программ с помощью командной строки

4

Контрольная работа №4. Специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

4

3

Тема 1.5 Состав мероприятий по защите персональных данных

Содержание

2


1.

Состав мероприятий по защите персональных данных

Основные мероприятия обеспечения безопасности персональных данных. Мероприятия по техническому обеспечению безопасности персональных данных

2

2



Дифференцированный зачет

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических указаний преподавателя, выполнение индивидуальных заданий к практическим работам с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет. Оформление отчётов о выполнении практических работ и подготовка их к защите.

Подготовка рефератов с использованием конспекта, дополнительной учебной литературы, ресурсов интернет по тематике:

  • Защита информации от несанкционированного доступа

  • Проблемы безопасности IP-сетей

  • Угрозы и уязвимости проводных корпоративных сетей

  • Способы обеспечения ИБ сетей

  • Краткий обзор наиболее популярных программ резервного копирования

  • Модели безопасности по разграничению доступа в систему

  • Модели защиты при отказе в обслуживании

  • Модель безопасности объектов ВС

  • Обеспечение ИБ в чрезвычайных ситуациях

  • Политики безопасности

  • Модели безопасности по разграничению доступа в систему

  • Модели защиты при отказе в обслуживании

  • Модель безопасности объектов ВС

  • Обеспечение ИБ в чрезвычайных ситуация

  • Политики безопасности

  • Классификация компьютерных вирусов

  • Обзор антивирусных программ

  • Виды антивирусных программ

  • Построение системы антивирусной защиты корпоративной сети

  • Состав мероприятий по защите персональных данных

60


Учебная практика

156

Виды работ:

Резервное копирование данных

Меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа

Работа со специализированными средствами для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Мероприятия по защите персональных данных

Ведение отчетной и технической документации

Производственная практика

144

Виды работ:

Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей

Резервное копирование и восстановление данных

Установка, настройка и эксплуатация антивирусных программ

Противодействие возможным угрозам информационной безопасности

Всего

318



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).






4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация профессионального модуля осуществляется в кабинетах теоретического обучения, и лаборатории технических средств обучения и вычислительной техники; подготовка самостоятельной работы обучающихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в Интернет.

Оборудование лаборатории и рабочих мест:

–мультимедиа проектор для преподавателя;

–столы для обучающихся;

–комплект учебно-методической документации.

Оборудование рабочих мест лаборатории:

–монтажные столы;

–персональные компьютеры;

-лабораторный стенд ПК-02 «Персональный компьютер»

–комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;

  • мультимедийное оборудование.


Специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ.

Для лиц с нарушениями слуха:

-индукционная система,

-сенсорный информационный киоск.

Для лиц с нарушениями зрения:

- сенсорные моноблоки,

-электронный видеоувеличитель,

-мультимедийная система,

-документ-камера,

-сенсорный информационный киоск.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

-сенсорные моноблоки.


Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которая проводится рассредоточено, и производственную практику, которая проводится - концентрированно.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Максимов Н.В. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов учреждений СПО [электронная версия ]/ Н.В. Максимов, И.И. Попов. – 3-е изд., испр. и доп.,- М.:ФОРУМ, 2011. – 437 с.


Дополнительные источники:

  1. Кузин, А. В. Компьютерные сети: учебное пособие [электронная версия ]/А. В. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп .- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.- 192 с.

2. Новожилов, О.П. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов учреждений СПО/О.П. Новожилов, О.В. Новожилов.– М.: Издательский дом «Академия», 2011.-224 с.



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие учебные дисциплины: «Основы информационных технологий», «Основы электротехники», «Основы электроники и цифровой схемотехники», «Охрана труда и техника безопасности», «Экономика организации», «Безопасность жизнедеятельности».

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться концентрированно и рассредоточено после изучения теоретического материала.

Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов: опрос обучающихся на уроках, проведение проверочных работ и тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение примеров и задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)



Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Обеспечивать резервное копирование данных

- демонстрация умений резервного копирования данных

Оценка в рамках текущего контроля результатов работы на лабораторных занятиях:

  • Лабораторные занятия №3-6

Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик.

ПК 3.2. Осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа

- демонстрация мер по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа

Оценка в рамках текущего контроля результатов работы на лабораторных занятиях:

  • Лабораторные занятия №1-2

Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик.

ПК 3.3. Применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

- демонстрация установки, настройки и использования антивирусных программ, а также других средств для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

Оценка в рамках текущего контроля результатов работы на лабораторных занятиях:

  • Лабораторные занятия №12-19

Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик.

ПК 3.4. Осуществлять мероприятия по защите персональных данных

- демонстрация мероприятий по защите персональных данных

Оценка в рамках текущего контроля результатов работы на лабораторных занятиях:

  • Лабораторные занятия №7-11

Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- обоснование сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- добросовестное выполнение учебных обязанностей при освоении профессиональной деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.


- обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области установки и обслуживании программного обеспечения вычислительной техники;

- правильная последовательность выполнения действий на лабораторных, практических работах, во время учебной и производственной практик в соответствии с инструкциями, указаниями и т.п.

Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременно выполненной работы

Наблюдение и оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач

- демонстрация приемов и способов работы с различными информационными источниками (учебной, справочной, технической литературой) для эффективного выполнения профессиональных задач

Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков получения информации из электронных учебников, обучающих программ.

- демонстрация навыков использования Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.

Наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

-корректное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

-полнота понимания того, что успешность и результативность работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих;

интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в ситуациях взаимодействия

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

-самостоятельный выбор учетно-военной специальности, родственной полученной профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

.





Разработчик:

Саблина О.И., преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД».


Рецензенты:

Селезнев А.А., зам. директора по ИТ ГБПОУ РО «ВТИТБиД»

Костыченко О.И., индивидуальный предприниматель.

















АННОТАЦИЯ

к рабочей программе

профессионального модуля

ПМ.03 Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей


Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, требований профессионального стандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем (от «05» октября 2015 г. № 684 н) и требований WSR/WSI компетенции Сетевое и системное администрирование по профессии 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей, входящей в укрупнённую группу профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обеспечение информационной безопасности компьютерных сетей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Обеспечивать резервное копирование данных.

ПК 3.2. Осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа

ПК 3.3. Применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами

ПК 3.4. Осуществлять мероприятия по защите персональных данных.


Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

  • обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, резервного копирования и восстановления данных;

  • установки, настройки и эксплуатации антивирусных программ;

  • противодействия возможным угрозам информационной безопасности.


уметь:

  • обеспечивать резервное копирование данных;

  • осуществлять меры по защите компьютерных сетей от несанкционированного доступа;

  • применять специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;

  • осуществлять мероприятия по защите персональных данных;

  • вести отчетную и техническую документацию.

  • организовывать защищенные соединения сетей предприятий, доступ в Интернет и иные.


знать:

  • виды угроз и методы защиты персональных компьютеров, серверов и корпоративных сетей от них;

  • аппаратные и программные средства резервного копирования данных;

  • методы обеспечения защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа;

  • специализированные средства для борьбы с вирусами, несанкционированными рассылками электронной почты, вредоносными программами;

  • состав мероприятий по защите персональных данных;

  • защищенные соединения сетей.


Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 480 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;

практической работы обучающегося – 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося –60 часов;

учебной практики (производственное обучение) – 156 часа.

производственной практики –144 часов.



Скачать

© 2017 1213 35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!