СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие «Сборник диктантов по русскому языку в начальных классах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно- методическое пособие "Сборник диктантов по русскому языку в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие «Сборник диктантов по русскому языку в начальных классах»»

СОШ № 12











Учебно-методическое пособие

«Сборник диктантов по русскому языку в начальных классах»














Составитель: учитель начальных классов

Гриценко Татьяна Николаевна
















Уральск , 2016


ВВЕДЕНИЕ


Казахстан сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнёра в рыночно-экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель высокой самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в начальной школе. Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.

Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.

Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 –е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.

Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения орфографии: зрительном - списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом- проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном - запоминание движений органов речи; рукодвигательном - запоминание движений руки.

Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.




  1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов


Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.

- Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Выборочно-распределительный диктант – это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

- Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

- Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

- Восстановленный диктант – это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

- По аналогии – это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

- Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.

- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.



  1. Методика проведения диктанта в начальной школе


  1. Учитель должен приучать детей не бояться диктантов, не пугать их.

  2. До начала проведения диктанта учителю следует проверить у детей наличие ручек, карандашей, линеек; попросить детей проверить, хорошо ли пишет ручка, при необходимости – поменять ее.

  3. В процессе диктовки учитель находится на одном месте. Категорически не допускается ходьба по классу. Нельзя делать замечания детям по поводу допущения ими ошибок.

  4. Сначала учитель читает диктант полностью в чуть замедленном темпе, выразительно. Непонятные слова или выражения детям следует разъяснить, можно с помощью учащихся. Допускается вопрос детям об орфограммах или пунктограммах, которые встречаются в диктанте.

  5. Учитель выразительно и четко диктует каждое предложение три раза:

  6. Первый раз – целое предложение. Дети должны понять смысл предложения и запомнить последние слова для постановки верного знака препинания. Нельзя допускать, чтобы дети начали писать в этот момент, это провоцирует большое количество ошибок на пропуск и замену слов и букв.

  7. Второй раз – словосочетаниями и смысловыми частями. Недопустимо многократное повторение одних и тех же словосочетаний, каждое словосочетание произносится 1-2 раза.

  8. Третий раз – после написания предложения для проверки. Следует приучать детей не глазами пробегать написанное, а прочитывать, проговаривая шепотом или про себя.

  9. Очень важно! Учитель читает текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Если орфограмма еще не изучена, то следует произнести орфографически не всё слово, а лишь ошибкоопасное место. Недопустимо проговаривание по слогам уже изученных орфограмм. В отдельных случаях можно выписать особенно сложное в написании слово на доске.

  10. Чтение учителя не должно быть ни подсказывающим, ни провоцирующим ошибки.

  11. После написания диктанта учитель читает весь текст диктанта целиком, делая небольшие паузы между предложениями, чтобы дать детям возможность успеть проверить написанное.

  12. Грамматические задания к диктанту дети не должны видеть, чтобы не отвлекаться. Следует записать их заранее и закрыть. После того, как учитель открыл задание, он дает к ним пояснения, уточняет, все ли поняли, после чего учащиеся выполняют задания самостоятельно, без помощи и подсказок учителя. В третьем-четвертом классах нужно приучать выполнять грамматические задания «на слух», чтобы написанные на доске слова не стали подсказкой для учащихся.



НОРМЫ ОЦЕНОК

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20)

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5-7 ошибок

«1» - более 7 ошибок

Количество слов для словарного диктанта

1 класс – 7-8 слов

2 класс – 10-12 слов

3 класс – 12-15 слов

4 класс – до 20 слов

        Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.

Оценки за контрольное списывание

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс)

            1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс)

«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)

            2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс)

«2» - 4 ошибки (1 класс)

           3 ошибки (2-4 класс)

Ошибкой считается:

Нарушение правил орфографии при написании слов

Пропуск и искажение букв в словах

Замена слов

За 1 ошибку считается:

Два исправления

Две пунктуационные ошибки

Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.










































ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


1 класс

 

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла. (19 слов).

 

 Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур.(11 слов).

Ключ

 

Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.


Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты. (35 слов).


Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. (18 слова).


Бобры

 Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. (21 слова).


На реке

 Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)

                             

Пчёлы

 

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

                            

В лесу

 

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова).

 



2 класс

Рысь

 На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

                                       

Новый дом

 У нас идёт большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.

 

Слова для справок: большая, этажей, у нас.

                                   

Игрушки

 У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!

 

Слова для справок: у нас, сделал.

                                       

Шиповник

 В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

                                     

Два товарища

 Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.

                                     

Мой друг

 Мы живем в новом доме. Алёша - мой друг. Он ходит в школу. Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы.

 

Слова для справок: друг, меня, в новом.

                      

Трудное время

 Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги. Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!

                       

Зима в лесу

 Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

                            

Зимой

 Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши

 

Слова для справок: весело, катит.

                               

Яблонька

 Около дома росла маленькая яблонька. Под нялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.

 

Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.

                               

Дюймовочка

 Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.

 

Слова для справок: Дюймовочка, заметила.

 

Сходит снег

 Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

 

Слова для справок: бегут, стоят.

                               

Настала весна

 Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воронами. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

 

Слова для справок: потемнела, дышат.

                   

Первые дни весны

 Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

 

Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

 

 

  





3 класс

 

 

Вчера наш класс с Анной Геннадьевной ходил на экскурсию ь лес. Красив осенний лес. Деревья стоят зелёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листья. Сегодня ребята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени по иллюстрациям без грамматических ошибок. Мы любим уроки русского языка.

 

 

Радостный Серёжа свистнул грустному щенку. Поздним вечером стояла ненастная погода. Человека охватило радостное чувство, когда он посмотрел на звёздное небо. Местные старожилы рассказали об опасностях окрестных лесов. Несчастный бессловесный крепостной крестьянин напрасно честно работал на властного и злостного барина.

 

 

Конец ноября - самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний день с лёгким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру.

(По К.Паустовскому)

 

 

Стоят ненастные осенние дни. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льет осенний дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. И мокрыми, и грустными стали сады, поля и леса. В тёплые норки забились зверьки. Не слышно жужжания насекомых. Унылая пора!

 

 

Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно! После ночного дождя с трудом начинает редеть ночная мгла. Радостно на небе обозначится солнце. Везде падают с деревьев гигантские капли, будто каждое дерево умывается.

(По М.Пришвину)

 

 

Дуют яростные ветры и гонят парусные лодки. Местность нашего края прелестная. Мы с радостным чувством в прекрасном детстве встречали весной журавлей. Школьники снимали с капустных листьев гигантских гусениц. Охотник поймал в гигантском тростнике несчастного журавля с больной ногой. Известный режиссёр в ненастный день приехал в прекрасную Одессу.

 

 

Летом наша семья совершила интересную поездку в Севастополь. Прекрасный город! Много чудесного увидели мы там. Поздно вечером мы возвращались домой. Молния осветила окрестность. Местность вдруг резко изменилась. Густой тростник на пруду казался большими деревьями. Местный пруд зарос гигантским тростником. Ужасная молния осветила окрестность.

 

 

Честное сердце бьётся в груди. Здравствуй, праздник солнца и весны! Чудесным котятам у капустных грядок повстречался грустный крот. Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

 

 

Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши ужасно почернели. Прелестная трава в саду полегла. Над лугами тащились гигантские тучи. Сыпался грустный дождь. Местные пастухи перестали гонять на окрестные пастбища стада. До весны затих чудесный пастуший рожок.

Пятёрки

 

Беличья память

 Я разглядывал на снегу следы зверюшек и птиц. Вот что я по этим следам прочитал. Белка пробиралась сквозь снег в мох. Она достала оттуда два ореха. Потом зверёк отбежал десяток метров и опять юркнул в снег. В лапах у белочки было ещё два ореха. Значит, помнила она с осени о своих орехах. Вот так чудо!

Пришёл вовремя на помощь

 

В сарае лежал ягнёнок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Слава заметил это. Он достал бинты и йод, промыл ранку. Ягнёнок жалобно смотрел на мальчика. Слава налил в бутылочку молочка и стал кормить малыша. Вскоре рана стала заживать. Слава выносил ягнёнка на воздух, чтобы он мог щипать свежую травку.

                                   

Первый мороз

 Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Как нарисованные, стояли заваленные снегом ёлки и сосны. С кружевных берёз на шапки и за воротники сыпался лёгкий блестящий иней.

                                       

                                              


Гнёзда

 Случилось это утром. Я шёл из леса. Вдруг из-под ног вылетел жаворонок. Я нагнулся. Под маленькой сосенкой было гнездо. Там лежало четыре серых яичка. Другая птица свила свое гнездо на поляне. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домишке, и не видно её.

                                        

Лесные музыканты

 Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.

 

                                   Солнце

 Выплыло из-за леса весеннее солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке и в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит ласковое солнце.

 

Слова для справок: из-за.

                        

                             

 



















4 класс

 

                       Время лесных малышей

 Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.

 Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. А кто мелькает в сосновых ветках? Да это ловкие бельчата совершают свои первые высотные прыжки. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.

 Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

 

(По Н. Надеждиной)

                                                Солнце

 Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

 Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность.

 Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

                                           

Ежи

 У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся.

 Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку.

 На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.

                                     

Летнее утро

 Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается, меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском золотая кайма.

 Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах.

 Что за чудесные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужжали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.

 Все рады тёплому летнему утру. Радостно и мне.

                                                          

Сад

 Наш дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал.

 Сад тянулся далеко. За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости.

                                

Гнездо ласточки

 Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.

 Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.

 Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде.

 Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела.

                                  

Черепаха

 Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке. Они смастерили для черепахи домик, положили соломки. Черепаха привыкла и к мягкой постельке, и к новой квартире.

 

(По Ю.Яковлеву)

                                

Лиса

 Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, ольхи. Недалеко от рощи кормились сороки. Однажды лиса шла с охоты. Она почуяла запах птиц. Лисица быстро поползла к добыче. Затрещали сороки на макушке ольхи. Тетерева сорвались с кормёжки.

 

( По Н.Никольскому)

 

Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке. Грачи важно расхаживали по пашне. Пчёлы перелетали от кашки к гвоздике, от фиалки к ромашке.

 

(По В Свереденкову)

 

Над горизонтом нависли тучи. Они ползли по небу мохнатым зверем. С болота несло холодом и туманом. Мы с товарищем пошли на речку около леса. Тишина нарушалась шелестом высокой травы. Дятел клювом долбит шишку ели и языком достаёт семена. Собака стоит под деревом, смотрит на рябчика и заливается лаем.

 

Во дворе и в доме учителя разместился зооопарк. В зоопарке жила ручная обезьянка. Хозяин передал её киевскому цирку, а взамен взял медвежонка. Теперь обезьянка выступает в Киеве. Медвежонок живёт в Таганроге. Любитель животных увлекается киносъёмкой. Всем очень нравится фильм о дружбе обезьянки, овчарки и сороки.

 

Необъятна наша страна. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге, в Ялте, люди в море купаются и на пляже загорают. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на несколько часов раньше, чем в Донбасе.

 

В поле, на огороде появились проталины. В овраге бегут ручьи. Высоко над полем летит небольшая птичка. Это жаворонок. В колхозе с берёзок вторит ему скворец. Скворец поселился в родном скворечнике. Важно шагает он в огороде по грядке.

 

(По Г.Скребицкому)



Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят. Кругом тишь. На слабом ветру шелестят листья берёзки. На зелёной травке паслось весёлое стадо маленьких телят.

 

Еловый лес сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши маленькие лесные красавицы! Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

 

Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Земляника любит расти по лесным опушкам, вырубкам, пригоркам. У грибов тоже есть свои адреса. Шампиньоны растут на полях, у лесных дорог, на огородах, Рыжики растут под соснами, елямк, пихтами, лиственницами. Опята растут на пнях, на живых деревьях.

 

(По Н.Надеждиной)

 

Наш лес

 Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесенные человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Береги лес!

 

Слова для справок: нанесенные, ожоги.

 

Примечание: Учитель предупреждает детей о постановке запятой.

                           

Встреча

 Весь август я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днем поле хорошело. Наливались желтые усатые колосья. От теплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две березки. Они словно отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Березки-сестрички шепотом встречали меня ранним утром и провожали вечером. Русское поле и эти две молоденькие березки надолго остались у меня в памяти.

 

Слова для справок: словно.

                           

Сластены

 Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лег в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке.

 

Я подошел и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки! Слова для справок: вышел, возвышалась, пряный, сорочьи, заметил.

                                

Ворона

 Середина ноября. Стоит теплая осень. Можно еще за грибами сходить. На пустыре остались поздние цветы. Они удивительно красивы. Но на пороге уже вьюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Масса ворон приходит в движение еще до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день наступает с поиска пищи. Сытая ворона не оставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осенние листья или под снег.

 

Слова для справок: становятся, внимание.

                       



Чудные птицы

 Наступила осень. Листья в лесу пожелтели. Ветер срывает их к разносит по воздуху По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утенку.

Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длинными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широким крыльями. Они полетели с холодных лугов за синее море.

Утенок не знал, как зовут птиц и куда они летят. Его охватила тревога. Он вытянул шею и закричал. Утенок всем сердцем полюбил этих прекрасных птиц.

 

(По Г. X. Андерсену)

 

Слова для справок: из-за, тревога.

                          

Гости леса

 Уже стало забываться жаркое лето. Наступает пора затяжных дождей, первых порош и морозов. Осенний лес озяб. Он весь просвечивает. Далеко видны сквозь ветки красные ягоды шиповника. Манит тронутая морозцем сладкая и сочная ягода рябины. Весело перелетает от ря бинки к рябинке стайка веселых птиц. Из северных лесов прибыли снегири. Заявились на зимовку и чечетки. Они подлетели к ольхе и ловко стали объедать сережки. А вот и гостья из тундры. Это пеночка.

 

Слова для справок: забываться, чечетки.

                          

Художник

 Выглянуло солнце из-за сизых туч. Под его ласковым взглядом повеселела, заулыбалась природа. Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья. Ветер срывает их и гонит от березки к березке. Притихли омытые осенним дождем поля, леса. Гибкие голые ветки кустов и деревьев ждут нового художника. Это он оденет их в белый пушистый наряд. Настает очередь зиме рисовать свою картину.

 

(По Г. Скребицкому)


Мурлыка

 Это случилось поздней осенью во время войны. Шли бои прямо в цехах завода. В разгар боя внезапно появился кот. Это был обычный серый, полосатый кот. Он был весь в пыли и саже. По каким крышам, этажам кот бродил под огнем врага? Бойцы покормили кота. Он удобно лег и тихо замурлыкал. Бойцы вспомнили родной дом, свою семью. Стало легче на сердце. Не такими длинными и тяжелыми казались теперь дни. Кота назвали Мурлыкой. Мурлыка быстро привык к бойцам.

 

Слова для справок: внезапно, не такими.

Утром

 Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы оленей. Животные ночью подходили к па латке. След русака тянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро умчался.

 

Слова для справок: палатка, пелена, несколько.


Природа осенью

 Наступают осенние дни. Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие к пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие Одинокие золотые монетки зисят на осине. Ветер несет листья по тропинке к опушке леса. Мы подъезжаем к реке. Она выпрямилась и стала шире. От холода в ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.


Птицы

 С первым морозом и снегом прилетают гости с севера. С островов Северного Ледовитого океана летит маленькая беленькая птичка. Это пеночка. Только кончики крыльев да полоска вдоль хвоста черные. Любит пеночка бегать около дороги. Там она ищет корм. Пеночку называют еще снежным подорожником. Прилетает снегирь. Он с яркой грудкой, в черном шапочке, с черными хвостом и крыльями. Удивтельно красивая птица! С удовольствием съест ягодку калины и рябины. Стая клестов подлетела к ели. Эта птица выводит птенцов зимой.

                              

Скоро зима

 Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенных дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от елки к елке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку.

 

(По Г. Скребицкому)

 

Слова для справок: оденется, отпечатается.

                     

Морозко

 Послала мачеха девушку в лес за хворостом. Мороз трещит. Ветер воет. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику Морозко. Он подошел к девушке. Она рассказала ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку сшить ему рубаху. Всю ночь она шила ее. Взглянул Морозко на рубашку, похвалил девушку за работу. Подарил он ей соболью шубку, повязал узорный платок, вывел на дорогу.

 

Слова для справок: подошел.


Растите, елочки!

 Встретили Новый год. С елки сняли игрушки и понесли ее на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.

Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали елки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят елки на мягкой земле, как на пуховой подушке.

Растите, елочки!

 

Примечание: обратите внимание детей на постановку запятых в заглавии диктанта, в последних двух предложениях, а также на словосочетание Новый год.

                                     

Стояло теплое раннее утро. Мы отправились на рыбалку. На берегу я насадил на крючок червячка и забросил удочку

Одна рыбка схватила червячка. И вот на крючке - красивая широкая серебристая рыбина. У нее красные, как кетовые икринки, глаза, черно-зеленая спинка, розовые плавники. Это оказалась плотва. Чтобы поймать рыбу, нужны выдержка и умение. Я рассмотрел рыбу и пустил ее снова в речку.

Живи, рыбка, долго!

                      Умный баран

 

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягненок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягненок любил капусту.

Пришло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога! Они были похожи на два огромных скрученных бублика.

Баран все время ходил за девочкой, как собачка. Он защищал ее даже от мальчишек. Раз Надя пошла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал ее.

Настоящий друг!

 

(По Н.Куратовой)

                           Прощальная песня

 

Вечером шел дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен, перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.

Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний птичий крик, веселые не бывают.

 

(По И. Васильеву)

 

Примечание: учитель предупреждает детей о постановке знаков препинания в последнем предложении.

                       Облепиха

 

Облепиха помещена в длинный список лекарственных даров леса. В старину ее листьями и молодыми побегами кормили боевых лоша дей. Они быстро росли и хорошо себя чувствовали. Цветет облепиха в апреле, мае. С конца августа до октября созревают плоды. Много облепихи находится на Кавказе, в Сибири, на Алтае. Она хорошо растет у речки, озера. Облепиху сажают и в пустыне. Попробуй посадить облепиху у себя. Рядов* с домом ты поселишь радость, бодрость, здоровье.

 

Слова для справок: поселишь, у себя.

                         

Зимой

 Листья на деревьях пожелтели и побурели. Ветер кружит их по воздуху. Тяжелые осенние тучи сыпали на землю снег и град. На изгороди сидел ворон и каркал от холода. На поверхности пруда появились льдинки.

Зима настала холодная. Лед трещал от мороза. Бедный утенок плавал по воде без отдыха. Полынья становилась меньше. Бедняжка выбился из сил, растянулся и примерз ко льду. Ранним утром птицу заметил крестьянин. Он взял ее домой.

 

(По Г. X. Андерсену)

 

Слова для справок: примерз, крестьянин.

 

 

На льдине

 Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать.

Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море. Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

 

(По Б. Житкову)









































ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ


 

ПЫЖИК

Пыжик - это оленёнок,

он пушистый и смешной.

К маме ласково спросонок

прижимается спиной.


ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?

 У Саши шишки сосновые,

у Серёжи шишки еловые,

у Алёши - большие кедровые,

а у Миши на лбу - бедовые.

(24 слова)


 МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

 Сшил жилет жирафу ёжик

из шикарной рыжей кожи.

Шимпанзе - из джинсы клёши

и из замши плащ хороший.

(20 слов)


 ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИН

 Вот шмель пушистый, жирный

в шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

нектаром он спешит.

(14 слов)


 ВСЮДУ СНЕГ

 Двор весь заснеженный ярко блестит,

снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

но вот подснежники видим во сне.

(52 слова)

 

ЧИСТЫЕ ВОДЫ

 Чистая в речке Симке вода.

Тихая заводь рыбы полна.

Царство подводное мирно живёт.

Там водяной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой водичкой прощаться,

к водопроводу домой возвращаться.

(30 слов)


СТАЛ ЧИСТЮЛЕЙ

 Что случилось вдруг со мной?

Подружился с чистотой.

Руки чисто мыть не лень,

зубы чищу каждый день.

Начищаю всем ботинки,

вычищаю все соринки.

Брюки вычистил вчера

и расчистил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “Чистюля!”

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

(49 слов)

 

ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ 

 По ступенькам в погребок

мы с братишкою слезали.

Как коты, мы сливки все

с молока вдвоём слизали.

(19 слов)


ОХОТНИЧИЙ ИНСТИНКТ 

 Деревенский старожил

сад колхозный сторожил.

А кругом луга, леса.

Видит дед: бежит лиса.

Он ружьё наизготовку

и убить решил плутовку.

(22 слова)

(Я. Козловский)


ПОЧТИ РЕКЛАМА 

 После завтрака, обеда

нужно жвачку пожевать,

без зубной тогда мы боли

будем жить да поживать.

(17 слов)

 

ВКУСНЫЙ БУКЕТ 

 Васильков букет огромный

я Бурёнке подаю.

Съест когда  букет Бурёнка,

я Бурёнку подою.

(15 слов)


БЫЧОК 

Травку есть устал бычок,

и прилёг он на бочок.

Нам мычит: «Бачок водицы

принесите мне напиться!»

(17 слов)


У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД

(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

Кот пятнистый в пятнах весь,

кошка полосатая - в полоску.

Полосы её попробуй счесть!

Шкурка вся похожа на матроску.

У лисички рыжий весь наряд,

лисий хвост костюм весь украшает,

ведь себя украсить каждый рад,

а лисица просто обожает.

Побелел к зиме зайчишка наш.

Зайчик белый зиму очень любит.

Серый фрак закинул он в шалаш:

серый цвет зимой его погубит.

(66 слов)

НА СОДЕРЖАНИЕ

 

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

 

ПОПРОБУЙ ДОГОНИ!

 

По ускоренной программе

обучается наш класс.

Как экспресс, мы мчимся, мама, -

не догнать тебе уж нас.

(18 слов)

 НА ПРИРОДУ

 

Пассажиры на перроне

ожидают свой экспресс.

В долгожданную субботу

все спешат умчаться в лес.

(16 слов)

 ВАЛЬС ОТЛИЧНИКА 

 

Я контрольную писал,

получил высокий балл.

В настроении прекрасном

побегу сейчас на бал.

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

(23 слова)

 ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА 

 

Я сегодня всем наврал -

от стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я

в тёмную аллею.

(18 слов)

 ВОЗДУШНАЯ ПРИНЦЕССА

 

Нахожусь всегда в полёте

в белоснежном самолёте.

Пассажирам помогаю,

прессу, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесса

и зовусь я ... стюардесса.

(21 слово)

 РАЗНЫЕ ВКУСЫ

 

Очень любят папы, мамы,

чтоб играли дети гаммы.

- Пожалей нас, наша мама,

мы не любим их ни грамма.

(20 слов)

 ИНТЕРЕСНЫЙ ДЕНЬ

 

Мы гурьбой бежим из класса,

впечатлений нынче масса:

кросс сегодня мы бежали,

в теннис мы потом играли,

изучали килограмм

и его частичку - грамм.

День рожденья был у Аллы -

съели мы конфет немало.

Ей нарциссы мы вручили

и подарков надарили.

Мы гурьбой бежим из класса,

впечатлений нынче масса!

(49 слов)

НА СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

 

АПРЕЛЬ

 

Снег сошёл. Запахло прелью.

Прокатился в небе гром.

Муравьи под старой елью

всей семьёю строят дом.

(17 слов)

(В. Степанов)

 МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПОМОГ

 

Вьюга хлещет так и сяк,

бьёт в лицо крупой сыпучей,

очень жёсткой и колючей,

несмотря на мягкий знак.

(22 слова)

(Я. Аким)

ОГОРОДНИК 

 

В тыкву огромную вырастет семя -

нужны только труд, терпенье и время.

Буду трудиться без устали я -

с тыквенной кашей будет семья.

(22 слова)

 

МАЛЕНЬКАЯ ПОВАРИХА 

 

Я в бурлящий кипяток

засыпаю рожки.

Их по вкусу я солю

и мешаю ложкой.

Воду я потом солью,

рожки соусом залью.

(23 слова)

ПИСЬМО 

 

Буратино взял перо,

чтоб писать письмо Пьеро.

У стола ждёт Артемон -

самый быстрый почтальон.

(15 слов)

 ПРЕДСКАЗАНИЕ 

 

Тучи тёмные, большие

отправляются в полёт.

За зонтом скорей бегите:

дождь из них сейчас польёт.

(16 слов)

 

СПРАВЛЮСЬ САМА 

 

Грядки наши овощные

я без устали полю.

Если дождик не придёт к нам,

их сама потом полью.

(19 слов)

НА СОДЕРЖАНИЕ

 

БОЛЬШАЯ БУКВА

в именах, отчествах, фамилиях людей,

кличках животных, названиях

 

ЗАКЛИНАНИЕ

 

Начал Петя наш икать -

нужно стих ему читать:

“Икота, икота,

перейди на Федота,

с Федота на  Якова,

с  Якова - на всякого.”

(22 слова)

 ВЫБОР КАНДИДАТОВ

 

Наша  Натка на уроке

оглядела всех ребят:

«Юрка? Слишком толстощёкий!

Петя ростом маловат!

Вот Алёша славный малый!

Я влюблюсь в него, пожалуй.»

(24 слова)

(по А. Барто)

 ОДНОКЛАССНИКИ

 

Как много школьников у нас!

У нас четыре Аси,

четыре Васи, пять Марусь

и два Петровых в классе.

(19 слов)

(по А. Барто)


ГОЛУБОЙ АВТОБУС

 По улице Чайковского,

широкой и прямой,

шёл с площади Восстания

автобус голубой.

Стучали капли по стеклу,

шёл дождь неугомонный,

свернул автобус за угол

и покатил по Бронной.

(29 слов)

(по О. Дризу)


СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

 

Ленива сытая хозяйка,

и такса Кнопочка - лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

и пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса - кулак и скряга,

под стать ему Репей - дворняга.

(30 слов)

 (по С. Михалкову)


ЭВКАЛИПТ

 

В нем почти сто метров роста -

на него залезть не просто.

Из Австралии был он

к нам в Колхиду завезён.

У него одна работа -

осушение болота.

(27 слов)

(Загадка)

КТО ТАКОЙ ?

 

Он и весел, и незлобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Роббин,

и приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

и на мёд - особый нюх.

Это плюшевый проказник

медвежонок ... Винни-Пух.

(34 слова)

(Загадка)


КРОТ - СТРОИТЕЛЬ

 Поработал славно крот -

сделал он подземный ход.

Из Воронежа в Калугу

проложил дорогу к другу.

(17 слов)

(А. Масленникова)

ВНУК 

 

Вот вырос внучек наш - орёл!

Учиться в лётчики пошёл.

Но с дедом нас не забывает,

гостить в Орёл к нам прилетает.

(22 слова)

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 

 

Нынче Коля Пирожков

пригласил к себе дружков

в свой десятый день рожденья

пирожков поесть с вареньем.

(18 слов)

 ЛЮБИМАЯ СЕСТРЕНКА 

 

В самых первых числах мая

родилась сестрёнка Майя,

Майка - лучший мой дружочек,

вышью майку ей в цветочек.

(19 слов)

ВСЮДУ УСПЕВАЕТ 

 

Вездесущий наш Кружков

ходит сразу в пять кружков:

бега, бокса, рисования,

бальных танцев и вязания.

(17 слов)

НА СОДЕРЖАНИЕ

 

"НЕ" С ГЛАГОЛАМИ

 

РЫБА

 

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

По земле не  хожу.

Рот есть, да не  говорю,

глаза есть - не  мигаю,

крылья есть - не  летаю.

(24 слова)

(Загадка)

 КУВШИНКИ

 

Кувшинчики и блюдца

не  тонут и не  бьются.

(9 слов)

(Загадка)

ТЕНЬ

 

Не взять меня и не поднять,

не распилить пилой,

не вырубить и не прогнать,

не вымести метлой.

Но только мне придёт пора -

сама уйду я со двора.

(28 слов)

(Загадка)

 ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

Не  кусается, не  лает,

посторонних не  пускает.

Чтоб чужой зайти не  мог,

люди вешают ... замок.

(18 слов)

(Загадка)

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

 

Папа утром сам вставал,

всё до капельки съедал,

не ронял, представьте, чашек,

никогда не рвал рубашек,

и не бегал босиком,

и не щёлкал языком,

и с дворняжкой не дружил -

очень скучно папа жил!

(38 слов)

(О. Бундур)

КАК ЖАЛКО! 

 

Не  достаёт до полки Света,

а там всегда лежат конфеты.

Недостаёт страничек в книжке -

давал я зря её братишке.

(21 слово)

 

ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ

 

На крапиву не садись!

Если сядешь - не сердись!


 































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.

Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

В результате рассмотрения данной темы хотелось бы отметить, что при подготовке к написанию данной контрольной работы мне удалось ознакомиться с различными видами диктантов и методиками их проведения.

Данная тема настолько интересна и актуальна, что при подборе материала не возникло никаких трудностей.

Но хотелось бы отметить, что в данной контрольной работе раскрыты наиболее часто встречаемые и используемые виды диктантов.

В заключении считаю необходимым рекомендовать для более глубокого изучения данной темы всем учителям начальных классов, а также словесникам обязательное ознакомление с ниже следующими статьями:

- «Орфография… Это очень трудно?» А.А. Тиханов;

- «О работе с трудными словами» Н. К. Бесединой;

- «Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов», представлена в журнале «Русский язык в школе» № 1, 1990, с.25-29.

Список использованных источников


Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.

Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.

Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.

Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.

Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Я., 1996.

Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.

Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!