СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематический план к рабочей программе по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-тематический план является приложением к рабочей программе по географии в 10 - 11 классах, разработанной по учебнику Максаковского.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематический план к рабочей программе по географии 10 класс»

Приложение № 1

Учебно-тематическое планирование учебного материала

по курсу «Экономическая и социальная география мира», 10 класс

на 2015-2016 учебный год

(35 ч., 1 час в неделю)

Учителя: Макушиной Ольги Александровны

Используемое УМК: 1. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Учебник (автор В.П. Максаковский)

2. Географический атлас. 10 класс

3. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс

(автор В.П. Максаковский)

3. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Рабочая тетрадь

(автор В.П. Максаковский)

Количество недельных часов: 1 час


п/п

Раздел, тема урока,

Тип урока, применение ИКТ

Содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды учебной деятельности учащихся

Лабораторные и практические работы

Вид и форма контроля

Введение (1 час)

1

Введение

Вводный урок

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные и новые. Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.

Знать и понимать основные традиции и новые методы географических исследований

Определять и сравнивать по разным источникам информации социально-экономическое развитие,

применять разные источники географической информации для проведения наблюдений за природными социально- экономическими объектами.

Знакомство с учебником, правилами работы с ним, конспект лекции учителя, работа с картами атласа, статистическими таблицами, графиками, диаграммами


Стартовый,

Устный фронтальный опрос

Раздел 1: Общая характеристика мира (34 часа)

Тема 1: Современная политическая карта мира (5 часов)

2

Многообразие стран современного мира

УИНМ, ИНП «Политическая карта мира»

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Знать и понимать различные подходы в классификации стран на политической карте

Уметь составлять и давать характеристику стран мира по количественным и качественным показателям.

Характеристика стран мира по количественным и качественным показателям. Работа с политической картой мира

Практическая работа № 1: По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

Стартовый,

Устный фронтальный опрос, таблица

3

Международные отношения и политическая карта мира


КБ

ИНП «Политическая карта мира»

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.

Знать и понимать этапы формирования политической карты, роль международных отношений в изменениях политической карты. Особенности ЭГП и ПГП стран.

Уметь: составлять характеристику стран, оценивать географическое положение стран, сопоставлять географические карты разной тематики для комплексной характеристики стран

Характеристика ЭГП и ПГП стран мира по типовым планам. Оценка ГП стран. Нанесение на контурную карту «горячих» точек планеты, самопровозглашенных (непризнанных) государств

Практическая работа № 2: Охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой

4

Государственный строй стран мира

КБ

ИНП «Политическая карта мира»

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.

Знать: формы правления, формы административно-территориального устройства стран

Уметь: группировать страны по формам правления и административно-территориального устройства

Группировка стран по формам правления и административно-государственного устройства, составление конспективно-справочной таблицы «Государственный строй стран мира»

Практическая работа № 3: Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

Текущий,

Устный фронтальный опрос, таблица, работа с контурной картой

5

Политическая география и геополитика

КБ

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Знать: понятия «политическая география», «геополитика»

Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Анализ докладов и презентаций, обсуждение проблемных вопросов


Текущий,

Устный фронтальный опрос, доклады

6

Обобщение знаний по теме «Современная политическая карта мира»


УОС

Зачетный тест

Знать: различные подходы в классификации стран на политической карте, этапы формирования политической карты, роль международных отношений в изменениях политической карты. Особенности ЭГП и ПГП стран, формы правления, формы административно-территориального устройства стран,

Выполнение тестового задания


Итоговый,

Тестовые задания

Тема 2: Природа и человек в современном мире (6 часов)

7

Взаимодействие общества и природы

УИНМ

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.

Понимать международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

Анализ докладов и презентаций, обсуждение проблемных вопросов


Стартовый,

Устный фронтальный опрос, презентация

8

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

КБ

ВУ

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, минеральных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Оценка обеспеченности минеральными ресурсами отдельных стран и регионов мира. Составление конспективно-справочной таблицы. Расчет запасов угля, нефти, природного газа и железных руд на ближайшую перспективу.

Практическая работа № 4: Составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

Практическая работа № 5: Рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

Текущий, устный фронтальный опрос, конспективно-справочная таблица; статистические расчеты

9

Земельные и водные ресурсы стран мира


КБ

ВУ

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания. География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Знать особенности размещения земельных и водных ресурсов, обеспеченность ими различных стран.

Уметь сравнивать обеспеченность стран мира земельными и водными ресурсами

Объяснять: различия в обеспеченности земельными и водными ресурсами регионов и стран

Оценка обеспеченности земельными и водными ресурсами отдельных стран и регионов мира. Составление сравнительных таблиц.

Практическая работа № 6: Сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

Практическая работа № 7: Сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

Текущий, устный фронтальный опрос, сравнительные таблицы

10

Биологические, климатические и рекреационные ресурсы

КБ

ВУ

Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.

Знать особенности размещения лесных ресурсов, обеспеченность ими различных стран. Биологические, космические и рекреационные ресурсы

Уметь сравнивать обеспеченность стран мира лесными, биологическими, космическими и рекреационными ресурсами

Объяснять: различия в обеспеченности этими ресурсами регионов и стран

Оценка обеспеченности лесными, биологическими, космическими и рекреационными ресурсами отдельных стран и регионов мира. Составление классификационной схемы «Природные ресурсы Мирового океана», проектная деятельность

Практическая работа № 8: Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

Проект № 1: Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.

Текущий, устный фронтальный опрос, классификационная схема, защита проекта

11

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы

КБ

ВУ

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.

Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Знать основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

Понимать экологические проблемы, иметь свою точку зрения на пути выхода из экологического кризиса.

Анализ докладов, презентаций, обсуждение проблемных вопросов.

Практическая работа № 9: Привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

Текущий, устный фронтальный опрос, таблица

12

Обобщение знаний по теме «Природа и человек в современном мире»

УОС

Зачетный тест.

Знать природно-ресурсный потенциал разных территорий, территориальные сочетания природных ресурсов; понимать геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования, знать  пути сохранения качества окружающей среды.

Выполнение тестового задания.


Итоговый,

Выполнение тестовых заданий

Тема 3: География населения мира (6 часов)

13

География населения.

Численность и воспроизводство населения

УИНМ

ВУ

География населения как ветвь социально-экономической географии. Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва.

Знать численность и динамику населения мира, стран, регионов, понятие воспроизводства населения, типы воспроизводства, географическое распространение стран.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические  тенденции процессов изменения населения мира.

Объяснять: причины затухания демографического взрыва

Сравнение географических тенденций процессов изменения населения мира, построение линейных и круговых диаграмм роста численности населения.

Практическая работа № 10: Подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

Стартовый,

Устный фронтальный опрос, диаграммы

14

Демографическая политика. Качество населения

КБ

ВУ

Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

Знать: понятия «демографическая политика», «качество населения», демографические показатели России

Уметь определять демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.

Объяснять: различия показателей качества населения в экономически развитых и развивающихся странах

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира, построение схемы демографического перехода, работа с контурной картой

Практическая работа № 11: Нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Практическая работа № 12: Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, схема демографического перехода, работа с контурной картой

15

Состав (структура) населения

КБ

ВУ

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

Знать структуру населения, этнографическую специфику отдельных регион и стран, многообразие народов и культур, историко – социальную характеристику народа, религиозный состав населения мира, мировые религии. 

Уметь: составлять поло-возрастную пирамиду.

Объяснять: влияние религий на жизнь и быт людей


Анализ докладов и презентаций, построение поло-возрастной пирамиды.

Практическая работа № 13: Найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, поло-возрастная пирамида, презентация

16

Размещение и миграции населения

КБ

ВУ

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

Знать: показатель плотности населения, виды миграций, основные направления миграций

Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения

Оценка территориальной концентрации населения, анализ устных сообщений, составление классификационной таблицы.

Практическая работа № 14: Найти сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, классификационная таблица, устное сообщение

17

Расселение населения. Городское и сельское население. Население и окружающая среда

КБ

ВУ

Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

Знать проблемы современной урбанизации на разных территориях стран мира. 

Оценивать и объяснять, уровни и темпы урбанизации.

Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы

Оценка уровня и темпов урбанизации, построение картодиаграммы численности городского населения в указанные периоды

Практическая работа № 15: Построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, картодиаграмма

18

Обобщение по теме «География населения мира»

УОС

Учебное исследование по картам атласа (или контрольная тестовая работа)

Объяснять и оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Выполнение тестового задания или защита проекта


Итоговый,

Тестовое задание или проект

Тема 4: Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)

19

Научно-техническая революция


УИНМ

ВУ

Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

Знать: понятие НТР, характерные черты НТР, составные части НТР, пути развития техники и технологии, главные направления развития производства.

Уметь: составлять систематизирующие таблицы по статистическим материалам

Составление систематизирующей таблицы «Главные направления развития производства в эпоху НТР»

Практическая работа № 16: Составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Стартовый, устный фронтальный опрос, систематизирующая таблица

20

Мировое хозяйство

КБ

ВУ

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.

Знать: становление мирового хозяйства, его особенности, понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «отрасль международной специализации».

Оценивать и объяснять  отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства, влияние и роль международной экономической интеграции.

Оценка отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, составление систематизирующей таблицы стран по отраслям международной специализации

Практическая работа № 17: Составить в тетради систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран (Страна – отрасли международной специализации)

Текущий, устный фронтальный опрос, систематизирующая таблица

21

Глобализация и ее движущие силы

КБ

ВУ

Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Знать: понятие «глобализация», ее движущие силы, «отраслевая структура мирового хозяйства», ее типы

Уметь: называть транснациональные и глобальные ТНК

Объяснять: воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства.

Работа с картами атласа, составление конспекта урока, нанесение на контурную карту главных региональных экономических группировок

Практическая работа № 18: Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Текущий, устный фронтальный опрос, работа с контурной картой

22

Основные пространственные модели мирового хозяйства

КБ

ВУ

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Знать: основные пространственные модели мирового хозяйства

Уметь: называть и показывать примеры стран с различными моделями хозяйства

Объяснять: причины возрастания роли Азиатско-Тихоокеанского региона

Нанесение на контурную карту главные центры мирового хозяйства. Составление прогноза развития этих стран до 2025 года.

Практическая работа № 19: Нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.

Текущий, устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, прогноз развития

23

Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика.

КБ

ВУ

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.

Знать: основные территориальные структуры хозяйства

Уметь: называть и показывать примеры стран с различными территориальными структурами хозяйства

Объяснять: различия в региональной политике развитых и развивающихся стран

Составление картосхемы развивающихся стран в соответствии с основными территориальными структурами хозяйства, анализ рассказа по картосхеме

Практическая работа № 20: Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

Текущий, устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, рассказ по картосхеме

24

Факторы размещения производительных сил

КБ

ВУ

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.

Знать: отрасли международной специализации. Факторы размещения отраслей.

Объяснять изменение пропорций между производственной и не производственной сферам, промышленностью и сельским хозяйством

Характеристика воздействия отдельных факторов на размещение производства

Практическая работа № 21: Охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

Текущий, устный фронтальный опрос, таблица

25

Обобщение по теме «НТР и мировое хозяйство»

УОС

Зачетный тест

Знать: понятие НТР, характерные черты НТР, составные части НТР, основные пространственные модели мирового хозяйства, основные территориальные структуры хозяйства, отрасли международной специализации. Факторы размещения отраслей.

Выполнение тестового задания


Итоговый,

Тестовые задания

Тема 5: География отраслей мирового хозяйства (10 часов)

26

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность

УИНМ

ВУ

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв.

Знать географические особенности отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, размещение основных отраслей.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения основных отраслей промышленности, отраслей топливно-энергетического комплекса. Построение картодиаграммы «Двадцать стран – лидеров в мировом промышленном производстве»

Практическая работа № 22: Построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

Стартовый,

Устный фронтальный опрос, картодиаграмма

27

Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика

КБ

ВУ

Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.

Знать географические особенности нефтяной, газовой и угольной промышленностей, электроэнергетики, их размещение.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения нефтяной, угольной и газовой промышленности, электроэнергетики. Нанесение на контурную карту основных «мостов» этих отраслей.


Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой

28

Горнодобывающая промышленность. Металлургия.


КБ

ВУ

Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.

Знать географические особенности горнодобывающей промышленности и металлургии, размещение их отраслей.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения отраслей горнодобывающей промышленности и металлургии. Нанесение на контурную карту основных «мостов» этих отраслей.


Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой

29

Машиностроение мира. Химическая, лесная и текстильная промышленности


КБ

ВУ

Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.

Знать географические особенности машиностроения, химической, лесной и текстильной промышленностей, размещение их отраслей.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения отраслей машиностроения, химической, лесной и текстильной промышленности. Нанесение на контурную карту основных «мостов» этих отраслей. Составление систематизирующей таблицы «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения»

Практическая работа № 23: Составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, систематизирующая таблица

30

Сельское хозяйство: растениеводство


КБ

ВУ

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры.

Знать географические особенности сельского хозяйства, размещение растениеводства.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения отраслей растениеводства. Нанесение на контурную карту области возделывания основных сельскохозяйственных культур.


Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой,

31

Сельское хозяйство: животноводство и рыболовство

КБ

ВУ

Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Знать географические особенности сельского хозяйства, размещение животноводства и рыболовства.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения отраслей животноводства и рыболовства. Нанесение на контурную карту основные области этих отраслей сельского хозяйства. Составление систематизирующей таблицы «Распространение главных отраслей животноводства»

Практическая работа № 24: Составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, систематизирующая таблица

32

География транспорта мира

КБ

ВУ

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.

Знать географические особенности транспорта мира, размещение его отраслей.

Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Оценка географических особенностей и размещения основных отраслей транспорта мира. Нанесение на контурную карту основные мировые транспортные магистрали. Составление систематизирующей таблицы «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду», проектная деятельность

Практическая работа № 25: Составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

Проект № 2: Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, систематизирующая таблица, защита проекта

33

Всемирные экономические отношения. Свободные экономические зоны

КБ

ВУ

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.

Знать: понятия «всемирные экономические отношения», «открытая экономика», «свободная экономическая зона»

Объяснять: отношения Север - Юг

Анализ докладов, презентаций, обсуждение проблемных вопросов.


Текущий,

Устный фронтальный опрос, доклады

34

Мировой рынок капитала

КБ

ВУ

Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Знать: понятия «мировой рынок капитала», «инвестиции», географию мирового рынка капитала

Уметь: называть и показывать мировые финансовые центры и оффшорные зоны, страны – лидеры по экспорту и импорту капитала.

Анализ докладов, презентаций, обсуждение проблемных вопросов.


Текущий,

Устный фронтальный опрос, доклады

35

Мировая торговля. Международное производственное сотрудничество

КБ

ВУ

Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).

Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.

Знать: понятия «мировая торговля», «всемирная торговая организация», географию международного туризма.

Уметь: называть и показывать главные районы и страны мировой торговли и туризма

Анализ докладов, презентаций, обсуждение проблемных вопросов. Нанесение на контурную карту первую десятку стран по объему внешней торговли и крупнейшие двусторонние товарные потоки.

Практическая работа № 26: Нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли, крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

Текущий,

Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой



УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

- УИНМ – урок изучения нового материала

- КБ – комбинированный урок

- УОС – урок обобщения и систематизации

- ИНП – интерактивное приложение

- ВУ – видео-урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!