№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе практических работ |
Образ и условия жизни русского населения (18 ч.) |
1 | ТБ на уроках краеведения. Традиции сибирского деревянного зодчества. | 1 | |
2 | Традиционное жилище русского населения. | 1 | |
3 | Практическая работа № 1.Изучение традиционного жилища, вычерчивание плана усадьбы. | | 1 |
4 | Природно-климатические факторы и эволюция жилища. Клеть. Изба. | 1 | |
5 | Простые и сложные типы жилища. Строительные материалы. Техника рубки дома. | 1 | |
6 | Плотничьи секреты старых зауральских, сибирских мастеров. Поверья при строительстве. | 1 | |
7 | Интерьер жилища крестьянина-старожила. Подворье и хозяйственные постройки. | 1 | |
8 | Традиционные занятия населения. Орудия труда и хозяйственный инвентарь. | 1 | |
9 | Специфика земледелия в крае. Факторы. | 1 | |
10 | Практическая работа №2. Моделирование хозяйственного года в домохозяйствах крестьян. | | 1 |
11 | Природосообразность. | 1 | |
12 | Производительность труда. | 1 | |
13 | Цикл земледельческих работ и хозяйственных забот. | 1 | |
14 | Многообразие видов труда и забот женщины в зауральской деревне. | 1 | |
15 | Разделение труда по полу и возрасту. | 1 | |
16 | Практическая работа №3. Зависимость показателей (доходов и расходов) от количества пашни и т.д. | | 1 |
17 | Работы годовые, сезонные, повседневные. | 1 | |
18 | Практическая работа №4. Степень участия в рыночных отношениях. | | 1 |
Тема родной природы в творчестве литераторов (9 часов) |
19 | Тема родной природы в творчестве М.С.Керченко. | 1 | |
20 | Природа родного края в произведениях В.Ф.Потанина, В.И.Юровских, А.М.Виноградова. | 1 | |
21 | Природа родного края в произведениях И.И.Анисимовой, К.Н.Сульдиной, А.Н.Еранцева. | 1 | |
22 | Практическая работа №5. Сбор сведений о деятелях литературы родного края. | | 1 |
23-24 | Знакомство с письмами и дневниками писателей, статьями о литераторах края в местной печати, архивными материалами. | 2 | |
25-27 | Знакомство со статьями о музыкантах родного края в местной печати. | 1 | |
Природа и человек в творчестве художников Зауралья (8ч.) |
29 | Художники-акварелисты: травников Г., Кокорин М.,Щетинин И., Щетинина Н., Луцко О. и др. | 1 | |
30 | Живопись тематических картин, портрета, пейзажа, натюрморта: Илюшин В., Орехов Б., Евлантьев Б., Лохматов И., Морозов А., Петухов А., Пичугин В., Годин Н., Синицын Б., Иванчин Г. и др. | 1 | |
31 | Художники-графики: Долгушин В., Думчев В., Левин В., Хорошаев В. | 1 | |
32 | Творчество скульпторов: Лытченко-Меткий В., Лытченко-Меткая Т., Архипов. | 1 | |
33 | Практическая работа № 6. Сбор сведений о деятелях искусства родного края. | | 1 |
34 | Знакомство со статьями о художниках и других деятелях искусства родного края в местной печати. | 1 | |
35 | Посещение литературных и художественных музеев, выставок. | 1 | |
ИТОГО: | | 35 | 6 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В т.ч. практи-ческих работ |
Введение (1 ч.) |
1 | ТБ на уроках краеведения. Введение. Курганская область на карте России. | 1 | |
Родной край в древности (5 часов) |
2 | Родной край в древности. История края в древности. | 1 | |
3 | Древнейшие жители. | 1 | |
4 | Источники по изучению древней истории края. | 1 | |
5 | Археологическое изучение Южного Зауралья. | 1 | |
6 | Уникальные памятники археологии на территории Курганской области. | 1 | |
Средневековье (3 часа) |
7 | Средневековье. Формирование этно-национального состава населения. | 1 | |
8 | Кочевое общество Зауралья. | 1 | |
9 | Современное расселение на территории области. | 1 | |
Освоение края русскими (4 часа) |
10 | Освоение края русскими. Начало русской колонизации. | 1 | |
11 | Влияние природных факторов на освоение края. Слободы и остроги, пограничные линии. | 1 | |
12 | Практическая работа №1. Составление карты первых русских поселений родного края. | | 1 |
13 | Далматовский Успенский моностырь, Шадринская слобода, Царёво городище. | 1 | |
Устное народное творчество русского населения края (16 часов) |
14 | УНТ русского населения края. Русский фольклор. | 1 | |
15 | Мифологические образы в фольклоре Зауралья. | 1 | |
16 | УНТ Зауралья как часть общей культуры народа, выражение национальных черт характера. | 1 | |
17 | Практическая работа №2. Работа с текстами заговоров, сказок, преданий, легенд, сказов. | | 1 |
18 | Отражение в зауральском фольклоре народных традиций. Представление о добре и добре и зле. | 1 | |
19 | Практическая работа №3. Работа с текстами сказок, преданий, легенд. | | 1 |
20-21 | Русские народные сказки Зауралья. | 1 | |
22 | Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. | 1 | |
23 | Практическая работа №4. Работа с текстами сказок, преданий, легенд. | | 1 |
24 | Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. | 1 | |
25 | Практическая работа 5. Сбор необрядовых песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок. | | 1 |
Народные промыслы Зауралья (14 часов) |
26 | Народные промыслы Зауралья. История становления народного декоративно-прикладного искусства и развития ремёсел Зауралья. | 1 | |
27 | Виды промыслов Зауралья, обусловленные природой края, составом населения. | 1 | |
28 | Художественно-прикладная обработка древесины. Художественная обработка берёсты. Роспись по дереву. | | |
29 | Кузнечное дело. Керамика. | 1 | |
30 | Производство глиняной посуды на территории Курганской области. | 1 | |
31 | Ткачество и ковроделие. | 1 | |
32 | Многообразие женского художественного ремесла Зауралья. Лоскутная техника. | 1 | |
33 | Художественная обработка соломки. | 1 | |
34 | Современные формы сохранения и развития местного народного декоративно-прикладного искусства Зауралья. | 1 | |
35 | Подготовка выставки рисунков, фотографий, отражающих народные промыслы своей местности. | 1 | |
ИТОГО | 35 | 5 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В т.ч. практи-ческих работ |
Родной край в XVIII – первой половине XIX веках. (25 часов) |
1 | Типы застройки сел и деревень Зауралья. Внешний облик населенных пунктов. | 1 | |
2 | Состав и занятия населения. | 1 | |
3 | Начало изучения края. Имена исследователей и путешественников. Фальк и Паллас о нашем крае b XVIII веке. | 1 | |
4 | Духовная культура старожилов: ценности и традиции. Оценка нравственного человека. Традиции в поговорках-афоризмах. | 1 | |
5 | Православная культура Зауралья. Роль церкви в повседневной жизни населения. | 1 | |
6 | Храмы Зауралья. | 1 | |
7 | Община и церковь. Приход. Церковь - духовный центр общины и села. Народный и христианский календарь. | 1 | |
8 | Досуг и праздники зауральцев. Ярмарки. Славление. Святочные песнопения. Гадания. Ворожба. Игры и забавы зауральцев. | 1 | |
9 | Старинные обряды и ритуалы. | 1 | |
10 | Практическая работа №1. Наблюдения народных праздников и гуляний, исполнения религиозных обрядов. | | 1 |
11 | Распорядок дня зауральского старожила. Традиционная одежда, пища. | 1 | |
12 | Практическая работа №2. Сбор рецептов национальной кухни. | | 1 |
13 | Практическая работа №3. Подготовка выставки рисунков, фотографий, отражающих традиционную национальную одежду, хозяйственную утварь населения, народные промыслы своей местности. | | 1 |
14 | Народная медицина, лечебные травы и траволечение, суеверия. | 1 | |
15 | Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. | 1 | |
16 | Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Частушки в Зауралье. | 1 | |
17 | Практическая работа №4. Этнографические группы населения Курганской области. Экскурсия в краеведческий музей с целью знакомства с этнографическими экспозициями. | | 1 |
18 | Развитие сельского хозяйства, промыслов, торговли. Социальные движения в 18 - первой половине 19 вв. | 1 | |
19 | Наш край в Отечественной войне 1812 года. Курган - место политической ссылки. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В. К. Кюхельбекер). | 1 | |
20 | Города края, развитие промышленности. Основные городские сословия. | 1 | |
21 | Сибирская крестьянская община. | 1 | |
22 | Практическая работа №5. Моделирование общественного схода. Выборы старосты общины из кандидатов-представителей различных социальных групп. | | 1 |
23 | Семья, традиционная система воспитания детей. Образование. Семейные предания. | 1 | |
24 | Практическая работа №6. Изучение особенностей патриархальной семьи. Составление семейных родословий. | | 1 |
25 | Историческое прошлое Петуховского района (села Пашково). | 1 | |
Природные особенности Петуховского района. (10 часов) |
26 | История- образования района. | | |
27 | Особенности географического положения. Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте. | 1 | 1 |
28 | Административно-территориальное деление. | 1 | |
29-30 | Типичные и уникальные природные комплексы (ландшафты) Петуховского района. Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов. | 1 | 1 |
31 | Антропогенные ландшафты Петуховского района. Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов. | 1 | 1 |
32 | Проблемы охраны природы. Заказники, памятники природы на территории района. | 1 | |
33 | Практическая работа №10. Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов. | | 1 |
34 | Перспективы развития сети охраняемых природных территорий. | 1 | |
35 | Экспедиция в природу с целью изучения типичных и уникальных ландшафтов своего района. | | 1 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В т.ч. практи-ческих работ |
Географическое положение и административно - территориальном деление Курганской области (2 час.) |
1 | Географическое положение области и его влияние на социально-экономическое развитие и условия жизни населения. | 1 | 1 |
2 | Изменение экономико-географического положения области в различные исторические периоды. | 1 | 1 |
Природа Курганской области (15 час.) |
3 | История геологического развития и особенности геологического строения территории области. | 1 | |
4 | Характерные черты рельефа, факторы их определившие. | 1 | |
5 | Построение профиля рельефа Курганской области. | | 1 |
6 | Основные виды полезных ископаемых, их размещение. | 1 | |
7 | Определение особенностей размещения и хозяйственного значения полезных ископаемых своего района и области. | | 1 |
8 | Климатические условия и факторы их определяющие. | 1 | |
9 | Метеорологические явления. | 1 | |
10 | Агроклиматические ресурсы Зауралья. | 1 | |
11 | Выявление влияния климатических особенностей на условия жизни и хозяйственной деятельности населения. | | 1 |
12 | Реки и озера области, водные ресурсы. Особенности их размещения по территории области. | 1 | |
13 | Анализ данных наблюдений уровня воды в реке; определение его влияния на условия жизни и деятельности населения; объяснение особенностей внутригодовой динамики уровня воды в реке (озере) | | 1 |
14 | Основные типы почв; влияние почвообразующих факторов на распространение почв по территории области. Земельные ресурсы. | 1 | |
15 | Видовой состав растительного и животного мира. | 1 | |
16 | Физико-географическое районирование области. | 1 | |
17 | Зональные и азональные природные комплексы (ландшафты). | 1 | |
18 | Особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах природных зон и ландшафтов области. | 1 | |
19 | Выявление объектов охраны природы. | 1 | |
Населенные пункты области. Современное архитектурное и монументальное искусство родного края. (9 час.) |
20 | Населенные пункты области, их внешний облик и уровень благоустройства. | 1 | |
21 | Архитектурные стили зданий. | 1 | |
22 | Исторические архитектурные памятники Кургана и др. населенных пунктов области. | 1 | |
23 | Описание памятника истории, культуры родного края. | | 1 |
24 | Изучение достопримечательных мест родного края - памятников культуры. | | 1 |
25 | Современное архитектурное искусство родного края. | 1 | |
26 | Монументальное искусство Зауралья: памятники, обелиски, мемориалы, стелы. | 1 | |
27 | Составление карты достопримечательностей Петуховского района. | | 1 |
28 | Курганский художественный музей. Современные художники Зауралья и их творчество. | 1 | |
Современная русская литература края(9 час.) |
29 | Творчество писателей-современников. | 1 | |
30 | Творчество писателей-современников (Потанин В. Ф., Юровских В. И., Яган И. П., Керченко М. С, Еранцев А. Н., Виноградов А. М.) | 1 | |
31 | Современная поэзия родного края. | 1 | |
32 | Современная поэзия родного края. | 1 | |
33 | Обзор журналов («Тобол», «Сибирский край» и др.). | 1 | |
34 | Обзор журналов («Тобол», «Сибирский край» и др.). | 1 | |
35 | Посещение, литературных музеев и организация литературных выставок. | | 1 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | 1 | 1 |
| . | 1 | |
| | 1 | 1 |
| | 1 | 1 |
| | 1 | |
| | | 1 |
| | 1 | |
| | | 1 |