УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Преподаватель Ефимова О.В.
г.Ульяновск, ОГБПОУ «Ульяновский медицинский колледж»
Современное общество требует от выпускников колледжа новых личностных и профессиональных качеств, среди которых способность к приобретению новых знаний, ответственность за выполняемую работу, системное мышление, способность к анализу своей деятельности. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать. Для того чтобы получить на выходе из колледжа специалиста, способного быть конкурентоспособным в современном мире, нужно научить его связывать изучаемый предмет с другими предметами в аспекте окружающего нас мира.
Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Результатом работы преподавателя становится активная, творческая деятельность студента.
Одним из основных направлений образования в нашем колледже является исследовательская деятельность студентов.
Исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Данная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных работ должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая - то конкретный результат.
В колледж, в основном, приходят студенты из школ недостаточно подготовленные, не имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии. Поэтому привлечение студентов с первых дней обучения к работе в исследовательских группах может решить проблему их мотивации и скорейшей адаптации как к учебному процессу в целом, так и к отдельным дисциплинам, поможет больше узнать о своей будущей профессии, полюбить ее.
В системе профессионального образования исследовательская деятельность студентов является важным фактором совершенствования подготовки специалистов, который помогает решать задачи соединения науки и практики. В ходе исследовательской деятельности у студентов – медиков формируются следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
Основные виды учебно-исследовательской деятельности:
проблемно-реферативный;
аналитико-систематизирующий;
диагностико-прогностический;
изобретательско-рационализаторский;
экспериментально-исследовательский;
проектно-поисковый.
Исследовательская деятельность студентов проходит в 6 этапов:
подготовительный (объект для исследования, составление плана работы, подбор литературы);
экспериментальный (исследование объекта, системы);
камеральный (обработка результатов исследований, сравнение их с ГОСТами и нормами и т.п.)
аналитический (выявление причинно-следственных связей и закономерностей, выводы, прогнозирование, предложение путей решения проблемы);
отчетный (письменный отчет о проделанной работе по плану:
введение, отражающее актуальность темы;
цели и задачи исследования;
описание исследовательской части;
выводы и предложения;
список литературы;
информационный (знакомство аудитории с полученными результатами).
В рамках колледжа применяются, чаще всего, следующие формы организации исследовательской деятельности:
индивидуальная и групповая работа студентов по подготовке различных проектов;
студенческое научное общество;
участие в колледжных и областных научно-практических конференциях;
защита рефератов, участие в конкурсах, выставках работ;
проведение предметных недель;
подготовка к олимпиадам различного уровня;
заседания «круглого стола с ведущими специалистами»;
публикации интересных студенческих работ;
подготовка и защита курсовых и дипломных проектов и т.д.
Исследовательская деятельность направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи исследовательская деятельность, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях профессионального образования. Исследовательские способности выпускника, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.
Исследовательская работа является важным и действенным фактором учебно-воспитательного процесса: способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности педагога, повышает его творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и высокий уровень общественной культуры, в конечном итоге, повышает качество образования.
В нашем колледже сложилась система включения студентов в исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая включает написание и защиту рефератов, курсовой и выпускной квалификационной работы, выполнение исследовательских работ в рамках изучаемых дисциплин и производственной практики, участие в работе студенческого научного общества.
В колледже с сентября 2011 года организовано студенческое научное общество «Шаг вперед», основной целью которого является создание условий для самореализации студентов в пространстве научного творчества, формирование ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, поддержки одаренных студентов, развития их интеллектуального потенциала. Ежегодно студенты Ульяновского медицинского колледжа под руководством преподавателей ведут исследовательскую работу по актуальным темам современной жизни в рамках деятельности предметных кружков по дисциплинам. Кроме того, колледж уже третий год становится площадкой для проведения областных конференций, на которых активно участвуют студенты и преподаватели средних профессиональных образовательных учреждений области, вне зависимости от профиля учебного заведения.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/05/s_59ae3a0da914d/683179_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/05/s_59ae3a0da914d/683179_2.jpeg)
Результаты исследовательской деятельности студенты представляют на научно-практических конференциях колледжа. Лучшие работы представляются для участия в ежегодных областных, межрегиональных, а также международных студенческих научно-практических конференциях, где студенты подтверждают высокий уровень исследовательских умений и навыков.
Таким образом, исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.
Литература
Палагута Т.А. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности студентов / сост. Т.А. Палагута – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2011. – 22 с.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2007. - С. 128.
Дубовик И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / И.М. Дубовик. - Гомель, 2005.
Казанцева Е.С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.
Шихова А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114