СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по курсу "Человек и мир" в 1 классе "Осенние плоды и семена – источник здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данного учебного занятия помогут расширить знания учащихся об овощах и фруктах, сформировать представление о роли витаминов в укреплении здоровья, помогут углубить знания  о правилах гигиены при употреблении овощей и фруктов

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по курсу "Человек и мир" в 1 классе "Осенние плоды и семена – источник здоровья"»

Осенние плоды и семена – источник здоровья


Цель: обеспечить осознание учащимися значения свежих фруктов и овощей для сохранения и укрепления здоровья человека.

Задачи: расширить знания об овощах и фруктах; сформировать представление о роли витаминов для укрепления здоровья детей; углубить знания о правилах гигиены при употреблении овощей и фруктов; учить принимать правильное решение в ситуации выбора продуктов питания; создать условия для развития познавательных процессов (внимания, мышления, памяти)

Ход учебного занятия

I. Организационный момент

II.Актуализация ранее изученного материала

(Задача: создание ситуации успеха.)

- Какая сейчас пора года?

- Назовите осенние месяцы.

- Какие изменения происходят в природе с приходом осени.

Дети отвечают по плану, записанному на доске:

небо солнце растения

- А сейчас давайте рассмотрим картинки. Определите, куда пришла осень?

(Картинки: лес осенний, зимнее поле, весенний сад, осенний огород.)

- Как догадались, что в лесу осень?

- Но ведь в огороде нет желтых деревьев. Как вы догадались, что там тоже осень?

Подготовка к новой теме

- Как вы думаете, кто является хозяином огорода? Подсказка: этот герой еще есть в сказке «Волшебник Изумрудного города». (Страшила.)

Появляется Пугало (игрушка или картинка):

- К нам в гости пришло Пугало, а фамилия его Огородное. Про него еще говорят: «Сам не берет и воронью не дает». Почему так говорят?

- Вот поэтому и назначили его хозяином.

- Ребята, а сейчас Пугало задаст вам несколько вопросов.

- Владения у него большие. Делятся они на две части.

- Как называется участок, где растут плодовые деревья и кусты? (Сад.)

- Участок, где расположены грядки? (Огород.)

- Чем отличается сад от леса? Там ведь тоже растут деревья и кусты. (Плодовые деревья и ягодные кусты.)

Упражнение «Подбери деревья и кусты для посадки в саду»

- Обозначьте их красным цветом. (Тополь, яблоня, слива, береза, груша, вишня, ель, крыжовник, сирень, смородина, акация, малина.)

- Как называются плоды этих деревьев? (Фрукты.) А плоды этих кустов? (Ягоды.)

2. Огород

- Сад вы знаете хорошо. А вот огород? Сейчас мы это проверим.

- Что растет в огороде?

- И с растениями огорода вы тоже знакомы.

Ребята, скажите, для чего человек выращивает овощи, фрукты, ягоды? Что полезного в них есть?

- Может кто-то может сказать, о чём мы сегодня будем говорить на учебном занятии?

III. Сообщение темы и целей учебного занятия

- В ходе нашего занятия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. ЧТО ТАКОЕ ВИТАМИНЫ? О ПОЛЬЗЕ ВИТАМИНОВ… ПОЗНАКОМИМСЯ С ГЛАВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ВИТАМИНОВ… Мы будем говорить о дарах осени — овощах и фруктах — и их пользе для человека. И для этого на уроке надо быть внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. 

IV. Объяснение нового материала

Более ста лет назад в деревнях к весне, когда запасы мяса и овощей кончались, начиналась повальная болезнь – куриная слепота. Даже зоркие люди к вечеру словно слепли. Куриная слепота проходила, когда люди ели свежую зелень, сливочное масло, морковь.

А кривые ноги малышей, большая голова на слабом тельце? Это болезнь – рахит, который прежде всего заметили у городской детворы, проводившей ранние годы в сырых подвалах без солнечного света. Оказалось, что рахит можно излечить рыбьим жиром. Учёные пришли к выводу, что в пище содержатся ещё неизученные вещества. Они скрывались то в рисовой шелухе, то в плодах шиповника, то в печени или овощах. Долго пища не открывала своих секретов. Первыми сдались рисовые отруби. Польский учёный Казимир Функ извлёк из них жёлтые кристаллы. Они были неприятны на вкус, горчили. Однако крошечная доля полученного вещества излечивала голубей от страшной болезни «бери-бери». Это вещество учёный назвал витамином от латинского слова «вита» — жизнь. Вскоре удалось открыть и другие витамины. Их стали обозначать буквами латинского алфавита. Так, одна за другой занимали свои места буквы чудесной азбуки здоровья. Сейчас витаминов насчитывается около 30.

(На доске картинки с витаминами А, В, С)

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся? Или можно сказать где же «живут» витамины?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.


Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

  • V. Физкультминутка «Овощи»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания-руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания).

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания – руки в стороны).

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного. (Потягивания – руки вперёд).

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся).

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

- Ребята, а вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)

- Чем так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно!

- А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью). Совершенно верно! Осенью мы собираем богатый урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

VI. Работа с учебником

С. 16 Знакомство учащихся с ягодными растениями, созревающими летом и осенью

Игра « Ягоды в корзинке»

- Витамины – это не только драже из аптеки. Самые полезные витамины – те, которые находятся в овощах и фруктах. Чтобы узнать, какие именно овощи и фрукты нужно есть, мы идём дальше. Отгадаем несколько загадок об овощах и фруктах.

*Красна девица

сидит в темнице,

а коса на улице. (Морковь)

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

Сладкая морковка богата витамином А. Этот овощ снимает усталость, улучшает зрение.

*  На плечах Игнашки

Сорок три рубашки,

Все из тканей отбелённых,

А поверх – пиджак зелёный. (Капуста)

Капусту выращивали ещё первобытные люди. Она по праву называется кладовой здоровья, т. к. содержит 10 витаминов, среди которых главное место принадлежит витамину С. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, у него может наблюдаться расшатывание зубов, ломкость суставов. Очень нужный овощ!

 *Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. Помидор

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг. Помидоры содержат целый комплекс витаминов. Сочные плоды помидоров вкусны и полезны. В них много разных витаминов, особенно витамина А.

*Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Это одно из немногих растений, которое употребляют в пищу целиком – луковицу и зелёные листья. Причём в зелени витамина С в три раза больше, чем в луковице. Доказано, те, кто ест лук и чеснок, реже болеют простудными заболеваниями. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».

 *Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь(Свёкла)

В свёкле много марганца – вещества, необходимого для роста детей. Листья молодой свёклы содержат больше витаминов, чем корнеплоды. Борщ из свекольной ботвы улучшит вашу кровь, потому что в ботве много железа.

- Овощи – основной поставщик минеральных веществ и витаминов. Овощи дают человеку энергию. Недаром говорят: «В овощах силы велики».

Наиболее полезны свежие овощи, сорванные прямо с грядки. Для пищи выбирай плотные, упругие, яркие овощи.

Каждый день надо есть самое малое два вида овощей. Овощи жёлтого, оранжевого и красного цвета обеспечат вас витамином А. Это морковь, помидор, тыква, красный перец. В овощах зелёного цвета содержат много витамина С. Это салат, зелёный лук, капуста, петрушка, укроп.

У того, кто ест много сырых овощей, как правило, у него всегда хорошее настроение, здоровая кожа, красивая фигура и нет хлопот с ожирением.

Ешьте больше овощей –

Будете вы здоровей!

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собираем урожай». Давайте поможем Незнайке разместить овощи и фрукты в разные корзины.

VII. Работа в тетради

- Откройте тетради на с. 7

(1 вариант – размещает овощи в верхнем ряду, 2 вариант – фрукты – в нижнем ряду)

Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями, оцените работу в конце строки «+», «-», «?»)

- Какие фрукты выращивает ваша семья на приусадебном участке?

- Ягоды и фрукты – главный источник витаминов. Витамина С много во всех ягодах и фруктах, особенно в чёрной смородине, облепихе, плодах шиповника. Витамина А много в крыжовнике, малине, алыче, жёлтых сортах яблок, в жёлтых сливах, черноплодной рябине. Железа особенно много в чернике и землянике, много – в малине и чёрной смородине. Но главный поставщик витаминов – яблоко. Мы едим яблок больше, чем других фруктов, а значит, получаем много полезных веществ. Врачи говорят: чтобы быть здоровым, съедай каждый день по одному-два яблока. И стараться не употреблять в пищу вредные продукты такие как сухарики, чипсы, газировка, всевозможные сладости

Знакомство с правилами рационального питания

Чтобы быть здоровым, нужно уметь правильно питаться:

  • Ешь ежедневно как можно больше различных овощей и фруктов, таких как морковь. Свекла, капуста, тыква, кабачки, яблоки, которые содержат вещества, необходимые для твоего роста и развития.

  • Если ты решил порадовать себя чем-то вкусным, вместо пирожного, мороженого, конфеты лучше съешь яблоко, апельсин, мандарин или банан. Это будет тебе только на пользу.

  • Никогда не отказывайся дома, в гостях от морской рыбы или морской капусты. Они содержат йод, а также вещества, регулирующие многие важные процессы в твоем организме. Их можно есть каждый день.

  • Ограничь потребление продуктов, содержащих сахар и муку высшего сорта: конфеты, булочки, пирожное, сладкую воду и т.д. Их можно употреблять лишь изредка, чем реже, тем лучше. Постарайся поменьше сахара добавлять в чай, кофе.

  • Питайся разнообразно. Продукты животного и растительного происхождения по своему составу отличаются друг от друга. Чем разнообразнее будет твой рацион, тем полнее ты удовлетворишь потребности своего организма в витаминах и минералах.


Игра «Узнай фрукт»

- Учитель предлагает с закрытыми глазами на ощупь определить вид фрукта.

  Проблемная ситуация

А сейчас представьте:

- В ясный погожий осенний денёк Марина вышла в сад. Поспели яблоки. Одно румяное яблоко висело на ветке так низко, что Марине захотелось его сорвать. Она с удовольствием съела яблоко.

- Какую ошибку допустила Марина?

 Работа с рисунками на стр. 7 рабочей тетради

Какие правила гигиены надо соблюдать при употреблении в пищу овощей и фруктов?

Помни! Всегда мой фрукты и

овощи перед едой!




VIII. Подведение итогов

-Что выращивают люди в саду и огороде?

- Какую пользу приносят овощи, фрукты, ягоды?

- Какие витамины вам запомнились? Чем?

Продолжите фразу « Я выбираю….потому что….»

IX. Рефлексия «Яблоко»








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!