СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по литературе в 11 классе «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие по литературе в 11 классе (2 часа)

 

Тема: «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...»

 

Цели:

Образовательные:

кратко охарактеризовать творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова; развить умения выделять главные, существенные моменты в биографии писателя; создать образ Лермонтова не только как поэта, но и как многосторонней личности (художника и музыканта); подготовить учеников к написанию итогового выпускного сочинения.

Развивающие:

развивать навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой; умения эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления; развивать навык выразительного чтения стихотворений, монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать навык работы в команде.

Воспитательные:

формировать гуманистическое мировоззрение; воспитывать собственное отношение к поэзии М.Ю. Лермонтова; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к Лермонтову как к выдающейся личности, уникальной, неповторимой; воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, живопись, художественное слово и кинематограф).

 

Тип: урок изучения истории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.

 

Педагогическая технология: ТРКМЧП

 

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.

 

Приёмы: выразительное чтение стихотворений; игра в форме телевизионной передачи «Своя игра»; кроссворд.

 

Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; самостоятельный анализ жизни и творчества писателя;

 

Оборудование: компьютер; интерактивная доска; мультимедийная презентация; кроссворд; портреты М.Ю. Лермонтова (П.Е. Заболотского (1840) и К.А. Горбунова (1841);  видеозаписи; фрагменты фильма «Лермонтов» 1986г, Николая Бурляева;  видеофрагмент «Лермонтов – художник»; романс на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман, музыка Е.Шашиной.

 

План урока:

 

I. Организационный  этап (5 мин.)

II. Введение (25 мин.)

III. Основная часть (50 мин.):

1) 1 раунд «Кроссворд» (10 мин)

2) 2 раунд «Своя игра» (30 мин)

3) 3 раунд - творческий «Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» (10 мин)

IV. Подведение итогов (10мин)

 

Литература:

  1. Серия книг Юрия Вяземского «Умники и Умницы»: Русская литература от Пушкина до Чехова в вопросах и  ответах. Год издания: 2013. Издательство: АСТ.
  2. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Галина Пранцова. "“А Лермонтов есть Лермонтов навеки…” Литературная игра для подготовки к олимпиаде" (N3/2006)
  3. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Виктор Федоринов. "Кроссворд <М.Ю. Лермонтов>" (N35/2003)
  4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 1999.
  5. http://www.a4format.ru/book

Просмотр содержимого документа
«Конспект А Лермонтов есть Лермонтов навеки»



Учебное занятие по литературе в 11 классе (2 часа)



Тема: «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...»



Цели:

Образовательные:

кратко охарактеризовать творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова; развить умения выделять главные, существенные моменты в биографии писателя; создать образ Лермонтова не только как поэта, но и как многосторонней личности (художника и музыканта); подготовить учеников к написанию итогового выпускного сочинения.

Развивающие:

развивать навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой; умения эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления; развивать навык выразительного чтения стихотворений, монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать навык работы в команде.

Воспитательные:

формировать гуманистическое мировоззрение; воспитывать собственное отношение к поэзии М.Ю. Лермонтова; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к Лермонтову как к выдающейся личности, уникальной, неповторимой; воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, живопись, художественное слово и кинематограф).



Тип: урок изучения истории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.



Педагогическая технология: ТРКМЧП



Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.



Приёмы: выразительное чтение стихотворений; игра в форме телевизионной передачи «Своя игра»; кроссворд.



Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; самостоятельный анализ жизни и творчества писателя;



Оборудование: компьютер; интерактивная доска; мультимедийная презентация; кроссворд; портреты М.Ю. Лермонтова (П.Е. Заболотского (1840) и К.А. Горбунова (1841); видеозаписи; фрагменты фильма «Лермонтов» 1986г, Николая Бурляева; видеофрагмент «Лермонтов – художник»; романс на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман, музыка Е.Шашиной.



План урока:



I. Организационный этап (5 мин.)

II. Введение (25 мин.)

III. Основная часть (50 мин.):

1) 1 раунд «Кроссворд» (10 мин)

2) 2 раунд «Своя игра» (30 мин)

3) 3 раунд - творческий «Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» (10 мин)

IV. Подведение итогов (10мин)



Литература:

  1. Серия книг Юрия Вяземского «Умники и Умницы»: Русская литература от Пушкина до Чехова в вопросах и ответах. Год издания: 2013. Издательство: АСТ.

  2. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Галина Пранцова. "“А Лермонтов есть Лермонтов навеки…” Литературная игра для подготовки к олимпиаде" (N3/2006)

  3. Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Виктор Федоринов. "Кроссворд " (N35/2003)

  4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 1999.

  5. http://www.a4format.ru/book

Ход занятия.



Тема: М. Ю. Лермонтов «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...»



I. Организационный этап.

Урок начинается с просмотра фрагмента фильма «Лермонтов».

Ролик 1



II. Введение.

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались в этом классе, чтобы поговорить о Великом поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове - накануне 200-летия со Дня его рождения.

Такие поэты, как М.Ю.Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Эпиграфом нашего занятия по литературе станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

М.Ю.Лермонтов

Этот эпиграф выбран не случайно, ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Вниманию школьников предлагается фрагмент из кинофильма «Лермонтов» о детстве поэта.

Ролик 2



Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.

В.Г. Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в тоже время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою»

Русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.

Предлагаем вашему вниманию романс на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман. Романс на текст этого стихотворения написан Е.Шашиной. Прослушаем его в сопровождении с видеороликом «Лермонтов-художник».

Музыка романса очень проста и мелодична. Мелодия передаёт лиризм, поэтичность общего чувства и настроения.



Аудиозапись 1. Ролик 3

III. Основная часть.

Основная часть нашего сегодняшнего мероприятия будет проходить в форме игры. Вы будете работать в командах.



Правила игры:

Игра будет состоять из трёх раундов.

  • Первый раунд – кроссворд по биографии и творчеству писателя

(2 балла за каждое правильно угаданное слово).

  • Второй раунд будет проходить в форме телепередачи «Своя игра». Надеюсь, что все знакомы с правилами этой игры.

  • Третий раунд – творческий «Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова», который позволит оценить ваши актёрские способности. Вам необходимо выбрать одного чтеца, который будет представлять вашу команду.



Не забывайте, что вы работаете в группах (и оценка будет общей для всей группы), так как победившая команда получит отличные оценки в журнал, а остальные команды – по мере своей активности.

1раунд: «Кроссворд»

Приложение 1



По горизонтали:

1. Город, который М.Ю. Лермонтов упоминает в своем романе «Герой нашего времени»

Ответ: Пятигорск

2. Какое стихотворение Лермонтова стало последним в его жизни.

Ответ: Пророк.

3. Название поэмы Лермонтова, герой которой мальчик-горец.

Ответ: Мцыри

4. Фамилия русского поэта и писателя, которого Лермонтов считал своим литературным учителем.

Ответ: Пушкин

5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата.

Ответ: Бородино

6. Название горы, у подножия которой произошла последняя дуэль Лермонтова.

Ответ: Гора Машук

7. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые названия.

Ответ: Узник

8. Имя героини поэмы Лермонтова «Демон»

Ответ: Тамара

9. Фамилия человека, который убил Лермонтова.

Ответ: Мартынов

10. Фамилия бабушки поэта.

Ответ: Елизавета Алексеевна Арсеньева



По вертикали:

11. Любимое место Лермонтова в пансионе.

Ответ: Библиотека

12. Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником Врубелем.

Ответ: Демон

13. Название стихотворения, написанного Лермонтовым в 16 лет.

Ответ: Парус

14. Фамилия женщины, подруги юных лет поэта, дружеские чувства к которой Лермонтов пронёс через всю жизнь.

Ответ: Варвара Лопухина

15. Бабушка возила внука на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него.

Ответ: Кавказ

16. Город, в котором Лермонтов провел свои детские годы, и где он был похоронен.

Ответ: Пенза

17. Родовое имение Е.А. Арсеньевой.

Ответ: Тарханы

18. Любимый город М.Ю.Лермонтова.

Ответ: Москва



2раунд:

«Своя игра»



Приложение 2.



Презентация «Своя игра».





3раунд:

«Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»



Чтение стихотворений учащимися



Ролик 8



Подсчет результатов.



IV. Заключение.



Подведение итогов.

Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».

Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор.

Делая вывод, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.



Ролик 9





V. Рефлексия.









9


Просмотр содержимого документа
«Кроссворд»

Кроссворд



По горизонтали:

  1. Город, который М.Ю. Лермонтов упоминает в своем романе «Герой нашего времени»

Пятигорск

  1. Какое стихотворение Лермонтова стало последним в его жизни.

Пророк.

  1. Название поэмы Лермонтова, герой которой мальчик-горец.

Мцыри

  1. Фамилия русского поэта и писателя, которого Лермонтов считал своим литературным учителем.

Пушкин

  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата.

Бородино

  1. Название горы, у подножия которой произошла последняя дуэль Лермонтова.

Гора Машук

  1. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые названия.

Узник

  1. Имя героини поэмы Лермонтова «Демон»

Тамара

  1. Фамилия человека, который убил Лермонтова.

Мартынов

  1. Фамилия бабушки поэта.

Елизавета Алексеевна Арсеньева

По вертикали:

  1. Любимое место Лермонтова в пансионе.

библиотека

  1. Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником Врубелем.

Демон

  1. Название стихотворения, написанного Лермонтовым в 16 лет.

Парус

  1. Фамилия женщины, подруги юных лет поэта, дружеские чувства к которой Лермонтов пронёс через всю жизнь.

Варвара Лопухина

  1. Бабушка возила внука на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него.

Кавказ

  1. Город, в котором Лермонтов провел свои детские годы, и где он был похоронен.

Пенза

  1. Родовое имение Е.А. Арсеньевой.

Тарханы

  1. Любимый город М.Ю.Лермонтова.

Москва



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1




















































 























 



 

 

 

 

 

 

 

 

 














 




 



 



 















 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 


 



















 




 



 



 


















 

 

 

 

 

 



 



 














 





 










 














 





 







 



 













 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 














 





 







 



 








 






 








 

 

 

 

 











 






 












 











 






 

 

 

 

 

 







 











 






 






















 

 

 

 

 

 

 

 



 






















 







 






















 







 






















 







 






















 

 

 

 

 

 

 

 

 





















 







 






















 




























Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

В 11 лет Миша Лермонтов не расставался с одной книгой. Знал её наизусть. Подолгу смотрел на изображение курчавого юноши, автора поэмы.

Что за поэма? Кто её автор?


Ответ:А.Пушкин. Кавказский пленник

Лермонтов несколько раз заходил к художнику Заболотскому, когда тот работал над портретом унтер-офицера Московского полка гренадера Андреева, беседовал с позировавшим, который, как оказалось, происходил из пензенских мужиков.

Во что вылились эти беседы в 1837 году?


Ответ: Лермонтов написал стихотворение «Бородино».

Белеет парус одинокой 
В тумане моря голубом!.. 
Что ищет он в стране далекой? 
Что кинул он в краю родном?...

На какое море смотрел поэт, когда писал эти стоки?


Ответ: Лермонтов жил тогда в Петербурге. Финский залив. (Балтийское море)


В детстве маленький Миша Лермонтов иногда обзывал свою бабушку, бросался на слуг с палкой, с ножом - что под руку попадало.

Когда это случалось с Мишей?


Ответ: Когда по приказанию бабушки кого-нибудь из крепостных вели наказывать.

Какое лермонтовское стихотворение (о его современнике) сразу же стало знаменитым, можно сказать, самым знаменитым и читаемым?


Ответ: «Смерть поэта»


Ролик 4

Приятель Лермонтова, некто Юрьев, в 1835 году без ведома поэта отдал его сочинение «Хаджи Абрек» в печать.

Что сказал Лермонтов, когда обнаружил свою поэму напечатанной?


Ответ: «Ты не понимаешь, что ты наделал? Теперь могут обо мне судить по этой поэме как о плохом стихотворце».

В 1837 году в номере ставропольской гостиницы пировали Михаил Лермонтов и Александр Одоевский. Как и за что они оказались на Кавказе?


Ответ: Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта». Для декабриста Одоевского Кавказ был «послаблением» - ему разрешили сюда перебраться из сибирской ссылки

Демонической красотой блещут иногда горы Кавказа. Видимо, поэтому Лермонтов поселил там героя своей поэмы «Демон». И вот летит Демон над горами и видит: грань алмаза, змеиную трещину, львицу с косматой гривой. Это, с одной стороны, конечно поэтические метафоры. Но с другой - реальные географические объекты.

Так что же это: «грань алмаза», «трещина, жилище змея», «львица с косматой головой»?


Ответ: Под ним Казбек как грань алмаза
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел...

18 февраля 1840 года у Лермонтова в окрестностях Петербурга состоялась дуэль. Где и с кем стрелялся Михаил Юрьевич?


Ответ: Лермонтов стрелялся с Эрнестом де Барантом на Чёрной речке - на той самой, где несколькими годами ранее был смертельно ранен Пушкин


Ролик 5

«Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу».

Когда у Лермонтова рождались эти стихи, он находился под арестом в помещении Генерального штаба. Бумага у Михаила была. Но не было чернил и пера. Стихи надо было записать. Как Лермонтов вышел из положения?


Ответ: Лермонтов из печки достал сажу, развел её водой - вот и чернила. А писал спичкой.

В 1841 году в Георгиевске Лермонтов и его приятель Столыпин бросали монетку. Выпала «решетка», «решка» по-нашему.

Что это значило в судьбе Михаила Юрьевича?


Ответ: Лермонтов со Столыпиным должны были ехать в полк. Но в Георгиевске Лермонтов предложил: бросим монету, если решётка - едем в Пятигорск. Выпала «решётка». Лермонтов поехал в Пятигорск навстречу своей смерти.


Ролик 6

Александра Филиповна Кирхгоф некогда предсказала Пушкину, Что тот умрёт от «белой головы». В конце марта 1841 года у этой гадалки побывал и Михаил Лермонтов. О чём её спрашивал Михаил Юрьевич и что ему ответила Александра Филлиповна?


Ответ: Лермонтов интересовался у гадалки, выпустят ли его в отставку и оставят ли в Петербурге. Кирхгов сказала, что ему никогда больше в Петербурге не бывать и что ожидает его другая остановка, «после которой уж ни о чём просить не станешь».


Ролик 7

Многие считают, что проза Лермонтова прекраснее и богаче его стихов. И, кстати сказать, был такой единомышленник и среди современников Лермонтова. Этот человек говорил: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца».

Как звали этого «оценщика»?


Ответ: Николай Васильевич Гоголь

Родился он игрой судьбы случайной,

И пролетел как буря мимо нас;

Он миру чужд был. Все в нем было тайной,

День возвышенья — и паденья час!

О ком это?


Ответ: Наполеон

Когда Лермонтов погиб на дуэли, этот человек писал: «Никто ещё не играл так легкомысленно со своим талантом и так не старался оказать к нему какое-то хвастливое презренье, как Лермонтов».

Кто мог такое написать?


Ответ: Гоголь

13 июля 1841 года Лермонтов пригласил Эмилию Верзилину на тур вальса. Она не хотела с ним танцевать, так как Лермонтов над всеми издевался. Но Михаил Юрьевич произнёс такие странные слова, что Эмилия согласилась. Что сказал ей поэт?


Ответ: «Мадемуазель Эмилия, прошу вас на один тур вальса, последний раз в моей жизни». Это был действительно последний вальс в жизни Лермонтова. Через день поэт погиб на дуэли.



Просмотр содержимого презентации
«Своя игра»

2 раунд тема вопросы Биография Творчество 5 Интересный факт  5 10 Общие вопросы 10 15 5 20 15 10 5 10 20 15 20 15 20

2 раунд

тема

вопросы

Биография

Творчество

5

Интересный факт

5

10

Общие вопросы

10

15

5

20

15

10

5

10

20

15

20

15

20

Биография    5 баллов. В 11 лет Миша Лермонтов не расставался с одной книгой. Знал её наизусть. Подолгу смотрел на изображение курчавого юноши, автора поэмы. Что за поэма? Кто её автор? Ответ: А.Пушкин. «Кавказский пленник»

Биография

5 баллов.

В 11 лет Миша Лермонтов не расставался с одной книгой. Знал её наизусть. Подолгу смотрел на изображение курчавого юноши, автора поэмы.

Что за поэма? Кто её автор?

Ответ: А.Пушкин. «Кавказский пленник»

Биография    10 баллов.    Лермонтов несколько раз заходил к художнику Заболотскому, когда тот работал над портретом унтер-офицера Московского полка гренадера Андреева, беседовал с позировавшим, который, как оказалось, происходил из пензенских мужиков. Во что вылились эти беседы в 1837 году? Ответ: Лермонтов написал стихотворение «Бородино»

Биография

10 баллов.

Лермонтов несколько раз заходил к художнику Заболотскому, когда тот работал над портретом унтер-офицера Московского полка гренадера Андреева, беседовал с позировавшим, который, как оказалось, происходил из пензенских мужиков.

Во что вылились эти беседы в 1837 году?

Ответ: Лермонтов написал стихотворение «Бородино»

Биография    15 баллов. Белеет парус одинокой   В тумане моря голубом!..   Что ищет он в стране далекой?   Что кинул он в краю родном?... На какое море смотрел поэт, когда писал эти стоки? Ответ: Лермонтов жил тогда в Петербурге. Финский залив. (Балтийское море)

Биография

15 баллов.

Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?...

На какое море смотрел поэт, когда писал эти стоки?

Ответ: Лермонтов жил тогда в Петербурге. Финский залив. (Балтийское море)

Биография    20 баллов.  В детстве маленький Миша Лермонтов иногда обзывал свою бабушку, бросался на слуг с палкой, с ножом - что под руку попадало. Когда это случалось с Мишей? Ответ: Когда по приказанию бабушки кого-нибудь из крепостных вели наказывать.

Биография

20 баллов.

В детстве маленький Миша Лермонтов иногда обзывал свою бабушку, бросался на слуг с палкой, с ножом - что под руку попадало.

Когда это случалось с Мишей?

Ответ: Когда по приказанию бабушки кого-нибудь из крепостных вели наказывать.

Творчество     5 баллов.   Какое лермонтовское стихотворение (о его современнике) сразу же стало знаменитым, можно сказать, самым знаменитым и читаемым? Ответ : «Смерть поэта»

Творчество

5 баллов.

Какое лермонтовское стихотворение (о его современнике) сразу же стало знаменитым, можно сказать, самым знаменитым и читаемым?

Ответ : «Смерть поэта»

Творчество    10 баллов.  Приятель Лермонтова, некто Юрьев, в 1835 году без ведома поэта отдал его сочинение «Хаджи Абрек» в печать. Что сказал Лермонтов, когда обнаружил свою поэму напечатанной?  Ответ: «Ты не понимаешь, что ты наделал? Теперь могут обо мне судить по этой поэме как о плохом стихотворце».

Творчество

10 баллов.

Приятель Лермонтова, некто Юрьев, в 1835 году без ведома поэта отдал его сочинение «Хаджи Абрек» в печать.

Что сказал Лермонтов, когда обнаружил свою поэму напечатанной?

Ответ: «Ты не понимаешь, что ты наделал? Теперь могут обо мне судить по этой поэме как о плохом стихотворце».

Творчество    15 баллов. В 1837 году в номере ставропольской гостиницы пировали Михаил Лермонтов и Александр Одоевский. Как и за что они оказались на Кавказе? Ответ: Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта». Для декабриста Одоевского Кавказ был «послаблением» - ему разрешили сюда перебраться из сибирской ссылки

Творчество

15 баллов.

В 1837 году в номере ставропольской гостиницы пировали Михаил Лермонтов и Александр Одоевский. Как и за что они оказались на Кавказе?

Ответ: Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта». Для декабриста Одоевского Кавказ был «послаблением» - ему разрешили сюда перебраться из сибирской ссылки

Творчество    20 баллов.  Демонической красотой блещут иногда горы Кавказа. Видимо, поэтому Лермонтов поселил там героя своей поэмы «Демон». И вот летит Демон над горами и видит: грань алмаза, змеиную трещину, львицу с косматой гривой. Это, с одной стороны, конечно поэтические метафоры. Но с другой - реальные географические объекты. Так что же это: «грань алмаза», «трещина, жилище змея», «львица с косматой головой»?  Ответ: Под ним Казбек  как грань алмаза  Снегами вечными сиял,  И, глубоко внизу чернея,  Как трещина, жилище змея,  Вился излучистый Дарьял ,  И Т ерек , прыгая, как львица  С косматой гривой на хребте,  Ревел...

Творчество

20 баллов.

Демонической красотой блещут иногда горы Кавказа. Видимо, поэтому Лермонтов поселил там героя своей поэмы «Демон». И вот летит Демон над горами и видит: грань алмаза, змеиную трещину, львицу с косматой гривой. Это, с одной стороны, конечно поэтические метафоры. Но с другой - реальные географические объекты.

Так что же это: «грань алмаза», «трещина, жилище змея», «львица с косматой головой»?

Ответ: Под ним Казбек как грань алмаза Снегами вечными сиял, И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял , И Т ерек , прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел...

Интересный факт     5 баллов.  18 февраля 1840 года у Лермонтова в окрестностях Петербурга состоялась дуэль. Где и с кем стрелялся Михаил Юрьевич? Ответ: Лермонтов стрелялся с Эрнестом де Барантом на Чёрной речке - на той самой, где несколькими годами ранее был смертельно ранен Пушкин

Интересный факт

5 баллов.

18 февраля 1840 года у Лермонтова в окрестностях Петербурга состоялась дуэль. Где и с кем стрелялся Михаил Юрьевич?

Ответ: Лермонтов стрелялся с Эрнестом де Барантом на Чёрной речке - на той самой, где несколькими годами ранее был смертельно ранен Пушкин

Интересный факт     10 баллов.  «Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу». Когда у Лермонтова рождались эти стихи, он находился под арестом в помещении Генерального штаба. Бумага у Михаила была. Но не было чернил и пера. Стихи надо было записать. Как Лермонтов вышел из положения?  Ответ: Лермонтов из печки достал сажу, развел её водой - вот и чернила. А писал спичкой.

Интересный факт

10 баллов.

«Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу».

Когда у Лермонтова рождались эти стихи, он находился под арестом в помещении Генерального штаба. Бумага у Михаила была. Но не было чернил и пера. Стихи надо было записать. Как Лермонтов вышел из положения?

Ответ: Лермонтов из печки достал сажу, развел её водой - вот и чернила. А писал спичкой.

Интересный факт    15 баллов.  В 1841 году в Георгиевске Лермонтов и его приятель Столыпин бросали монетку. Выпала «решетка», «решка» по-нашему. Что это значило в судьбе Михаила Юрьевича?  Ответ:  Лермонтов со Столыпиным должны были ехать в полк. Но в Георгиевске Лермонтов предложил: бросим монету, если решётка - едем в Пятигорск. Выпала «решётка». Лермонтов поехал в Пятигорск навстречу своей смерти.

Интересный факт

15 баллов.

В 1841 году в Георгиевске Лермонтов и его приятель Столыпин бросали монетку. Выпала «решетка», «решка» по-нашему.

Что это значило в судьбе Михаила Юрьевича?

Ответ: Лермонтов со Столыпиным должны были ехать в полк. Но в Георгиевске Лермонтов предложил: бросим монету, если решётка - едем в Пятигорск. Выпала «решётка». Лермонтов поехал в Пятигорск навстречу своей смерти.

Интересный факт    20 баллов.   Александра Филиповна Кирхгоф некогда предсказала Пушкину, Что тот умрёт от «белой головы». В конце марта 1841 года у этой гадалки побывал и Михаил Лермонтов. О чём её спрашивал Михаил Юрьевич и что ему ответила Александра Филлиповна?  Ответ:  Лермонтов интересовался у гадалки, выпустят ли его в отставку и оставят ли в Петербурге. Кирхгов сказала, что ему никогда больше в Петербурге не бывать и что ожидает его другая остановка, «после которой уж ни о чём просить не станешь».

Интересный факт

20 баллов.

Александра Филиповна Кирхгоф некогда предсказала Пушкину, Что тот умрёт от «белой головы». В конце марта 1841 года у этой гадалки побывал и Михаил Лермонтов. О чём её спрашивал Михаил Юрьевич и что ему ответила Александра Филлиповна?

Ответ: Лермонтов интересовался у гадалки, выпустят ли его в отставку и оставят ли в Петербурге. Кирхгов сказала, что ему никогда больше в Петербурге не бывать и что ожидает его другая остановка, «после которой уж ни о чём просить не станешь».

Общие вопросы    5 баллов.  Многие считают, что проза Лермонтова прекраснее и богаче его стихов. И, кстати сказать, был такой единомышленник и среди современников Лермонтова. Этот человек говорил: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». Как звали этого «оценщика»?  Ответ: Николай Васильевич Гоголь

Общие вопросы

5 баллов.

Многие считают, что проза Лермонтова прекраснее и богаче его стихов. И, кстати сказать, был такой единомышленник и среди современников Лермонтова. Этот человек говорил: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца».

Как звали этого «оценщика»?

Ответ: Николай Васильевич Гоголь

Общие вопросы  10 баллов Родился он игрой судьбы случайной, И пролетел как буря мимо нас;  Он миру чужд был. Все в нем было тайной,  День возвышенья — и паденья час! О ком это?  Ответ: Наполеон

Общие вопросы

10 баллов

Родился он игрой судьбы случайной,

И пролетел как буря мимо нас;

Он миру чужд был. Все в нем было тайной,

День возвышенья — и паденья час!

О ком это?

Ответ: Наполеон

Общие вопросы 15 баллов.  Когда Лермонтов погиб на дуэли, этот человек писал: «Никто ещё не играл так легкомысленно со своим талантом и так не старался оказать к нему какое-то хвастливое презренье, как Лермонтов». Кто мог такое написать?  Ответ: Гоголь

Общие вопросы

15 баллов.

Когда Лермонтов погиб на дуэли, этот человек писал: «Никто ещё не играл так легкомысленно со своим талантом и так не старался оказать к нему какое-то хвастливое презренье, как Лермонтов».

Кто мог такое написать?

Ответ: Гоголь

Общие вопросы 20 баллов.   13 июля 1841 года Лермонтов пригласил Эмилию Верзилину на тур вальса. Она не хотела с ним танцевать, так как Лермонтов над всеми издевался. Но Михаил Юрьевич произнёс такие странные слова, что Эмилия согласилась. Что сказал ей поэт?  Ответ : «Мадемуазель Эмилия, прошу вас на один тур вальса, последний раз в моей жизни». Это был действительно последний вальс в жизни Лермонтова. Через день поэт погиб на дуэли.

Общие вопросы

20 баллов.

13 июля 1841 года Лермонтов пригласил Эмилию Верзилину на тур вальса. Она не хотела с ним танцевать, так как Лермонтов над всеми издевался. Но Михаил Юрьевич произнёс такие странные слова, что Эмилия согласилась. Что сказал ей поэт?

Ответ : «Мадемуазель Эмилия, прошу вас на один тур вальса, последний раз в моей жизни». Это был действительно последний вальс в жизни Лермонтова. Через день поэт погиб на дуэли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!