СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по риторике "Что открывает нам собственный текст"?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Открытый урок по риторике в  6классе « ЧТО ОТКРЫВАЕТ НАМ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ?» (опыт рецензирования  авторских текстов)

проходил в рамках педагогического совета- практикума « Реализация государственного стандарта на уроках и внеурочной деятельности. Пути  развития общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся всех ступеней образования». Он представляет интерес  не только для учителей – словесников, но и других предметников, так как ориентирован на овладение учащимися коммуникативных навыков, а также  способов рефлексивной деятельности: постановки цели, планирования, определения оптимального отношения цели и средств, владение навыками контроля и оценки своей работы, поиск и устранение причин возникших трудностей. 

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по риторике "Что открывает нам собственный текст"?»

Открытый урок по русскому языку 6класс.

« ЧТО ОТКРЫВАЕТ НАМ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ?»

( опыт рецензирования художественных текстов)


ЦЕЛЬ: создание условий для формирования общих учебных навыков и способов деятельности через воспитание критического мышления в общении с текстом, основанное на развитии информационно- коммуникативных умений учащихся.

ФОРМА: урок открытого общения (практикум).

Время урока: 2 часа

Содержание урока:

  1. Первый этап работы ( мотивационно-организационный)

Задача: снять напряжение учащихся в начале урока и направить на самостоятельное определение собственной задачи на практическом занятии.

Учащиеся в сопровождении учителя учатся самостоятельно организовывать учебную деятельность, ставить перед собой цели.

Слово учителя:

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада приветствовать вас, ваших родителей, своих коллег, которые пришли на урок общения , чтобы…..

  • Думаю, дальше продолжать не стоит, потому что…

  • Как вы думаете, почему?

Ученица:

-У каждого говорящего или слушающего своя цель в общении.

Учитель:

- Спасибо! Это очень важное дополнение к уроку.

Теперь ребята, обратите внимание на доску. Что изображено на ней? Как изображаемое может быть связано с нашим уроком?

Ответы учеников:

  • На доске изображен круг, возможно, потому что мы должны обязательно что- то открыть.

  • Мне представляется фигура нулем, потому что указывает на число, а тема наших уроков посвящена числительным.

Учитель:

- Добавьте, пожалуйста, к рисунку две портретные детали ( глаза, нос, рот..), чтобы получилось лицо человечка. Оно должно выражать то состояние, которое сейчас вы испытываете….

Ребята рисуют непродолжительное время.

Учитель проходит по классу ( комментарий вслух):

- Почему- то у некоторых ребят открытые глаза, кто- то нарисовал глаза прикрытыми. У одних - милая улыбка, другие же нарисовали сомкнутые губы… В чем причина? Чего- то боитесь? Почему?

Совет: Чтобы страх прошел, необходимо очень хорошо понимать:

ЧЕГО Я ХОЧУ? КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА Я ЖЕЛАЮ ДОСТИГНУТЬ?

УСЛОВИЕ: Ответ на заданный себе вопрос должен быть конкретным, простым и соотнесенным по времени.

Давайте попробуем воспользоваться советом и …

УПРАЖНЕНИЕ: Закончите фразу: Сегодня я хочу ( глагол Н.Ф)……… на уроке ( чему?)…..( предложение может быть записано на доске заранее или представлено как карточка- информатор на парты учащихся)

Учащиеся выполняют упражнение, записывая его в тетрадь.

Варианты:

Сегодня я хочу научиться на уроке давать оценку собственному тексту .

… я хочу понять тему урока .

… я хочу представить на уроке, как рождаются тексты.

… я хочу получить удовольствие от общения на уроке.

После заслушивания каждого ребенка, учитель подводит итог:

- Предложения, которые вы сейчас записали, в которых выразили свое желание, является вашей ЦЕЛЬЮ в организации нашего урока общения. Я тоже продолжу предложение: Сегодня я хочу создать условия для реализации ваших целей на уроке.

Первый этап занятия закончен. Учащиеся записывают число, форму работы тему урока и свою цель, которую поставили перед собой.
  1. Второй этап работы на уроке (подготовительный).

Задача: Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: - Прочитаем тему урока и попробуем определить ее особенности? « Что открывает собственный текст?»

( учащиеся читают тему вслух). Можно предложить наводящие вопросы классу или карточку - помощник.

Карточка- помощник.

Содержание заданий (тест - листы находятся на партах):

  1. В форме какой синтаксической конструкции представлена тема урока?

  • словосочетания

  • простого предложения.

  • Нераспространенного предложения.

  1. Какова цель высказывания в данной теме урока?

  • повествовательное

  • побудительное

  • вопросительное.


Ученики после выполнения задания проверяют ответы и делают вывод: тема урока представляет собой простое вопросительное предложение.

Учитель:

- Как вы на него ответите?

Ответы учащихся:

  • Текст открывает нам интересную информацию.

  • Текст открывает нам тему.

  • Текст открывает нам настроение автора или его впечатление от увиденного когда-то .

  • Текст открывает нам новые возможности пишущего…

Учитель:
  • Как можно сделать открытия в тексте? Какими методами или приемами следует воспользоваться?

Комментарий: Учащиеся, которые систематически работают с учителем, используя методологические аспекты, ответят на вопросы сразу: анализ текста.

3. Третий этап урока ( практико-ориентированный) начинается с ответа на проблемные вопросы.

Задача: организовать работу так, чтобы сами учащиеся заняли позицию экспериментаторов- исследователей, доказательно изложили свои результаты, сделали осознанно выводы. Проверить выполнение домашнего задания.

Ответы учеников:

- Внимательно прочитать текст

- Проанализировать некоторые интересные слова.

- Попробовать его разыграть по ролям.

Учитель:

- Ребята! А вы правы. Действительно, следует оценить текст, основываясь на некоторый критериях. Мы не первый раз пробуем работать над оценкой текстов. Раньше вместе с вами мы давали комментарий уже написанным авторитетными авторами текстам. Сегодня мы попробуем оценить тексты, написанные вами лично.

На предыдущем уроке общения я попросила вас написать текст на тему

« Что могло рассказать нам число?»( домашнее задание)

Работы проверены мной и вам отданы, но без рекомендаций, как это делалось раньше. Давайте мы попробуем поучиться давать рекомендации самостоятельно, основываясь на предложенных вам критериях:

КАРТОЧКА- ИНФОРМАТОР

Рекомендации по написанию отзыва ( рецензии)

0 баллов - не выражено

1 балл - представлено недостаточно.

2 балла - ярко выражено.

Критерии оценивания

Баллы

1. Понимание содержания рецензируемого текста:


- понимание основной мысли


- поднимаемых проблем


- логика развития основной мысли


-структура ее раскрытия


2. Понимание особенностей стиля автора работы:


- выбор формы текста


-типа речи текста


- стиля текста


- используемых средств выразительности


3. Отражение личности автора текста:


- его оценки


- его мнение


Впечатления


4. Ярко выраженное обращение к читателю, диалоговая форма текста.



Учащимся предлагаются три текста разных по содержанию и форме.

Первый представлен перед глазами на партах .

Методический комментарий к заданию: Учащиеся сначала знакомятся с ним по себя, затем читают вслух и вместе с учителем начинают по рекомендациям оценивать текст и делать небольшие пометы. После выполнения работы каждый ученик описывает рекомендации в форме текста и зачитывает вслух классу. Учитель комментирует, корректно поправляет ученика.

СОВЕТ: Важно, не указывать на ошибки, а привлечь внимание к ним со стороны ученика.

Второй текст исполняется ученицей.

Учитель:

  • Вам понравился текст? Какую информацию вы получили? Что привлекло ваше внимание? Что позволило автору работы привлечь ваше внимание и запомнить информацию?

Методический комментарий: Учащиеся самостоятельно оценивают его, опираясь на рекомендации. Учитель перед выступлениями учеников дает целевую установку: стремиться к созданию целостного текста.

Выслушивая ответы учащихся до конца, учитель дает собственную оценку услышанному.

Третий текст исполняется группой учащихся. Учитель: -Что открывает для вас этот текст?

Учащиеся вновь дают оценку тексту, отмечая, что в нем ярко заявлена авторская позиция через привлечение внимания к идее текста: единства всех героев .

Учитель предлагает после отзыва каждому ученику ответить на вопрос:

  • Каким вы представляете автора исполненного текста?

Методический комментарий: После выполнения задания учащиеся читают свои небольшие характеристики, объясняя (ссылаясь на текст), те или иные черты. Портретная характеристика помогла учащимся даже определить имя автора (одноклассницы).

Такая работа позволила закрепить навык создания текста- рецензии, создала условия для психологического раскрытия каждого ученика, способствовала развитию коммуникативных навыков в представлении портретной характеристики, определила пробелы в знаниях учащихся, которые следует восполнить, планируя следующий урок.

4.Четвертый этап урока (итоговый).

Задача: Дать оценку своей деятельности, определить, насколько поставленная цель была достигнута.

Учитель:

  • Ребята! Осталось подвести итог, ответив на главный проблемный вопрос урока:

  • Что открывает нам собственный текст?

Ответы учеников:

  • …рассказывает об авторе, его чертах характера, помогает понять его позицию.

  • …представляет интересную информацию.

  • …выявляет разнообразные формы текста, их возможности.

  • …представляет возможность для общения со словом или автором текста.

Учитель:

- Вы сами не заметили, но, оказывается, сегодня совершили вместе с одноклассниками открытия: смогли оценить текст и представить грамотно отзыв, исполнить собственный текст и раскрыть свою позицию, поняли, что в создании любого текста важно понимать то, что ты хочешь рассказать, прислушиваться к себе.

Уметь открывать в тексте интересную информацию не только содержательную, но и смысловую, словесную - очень важное условие РЕЧЕВОГО УСПЕХА!

Домашнее задание: написать отзыв на собственный текст, воспользовавшись карточками - информаторами и рекомендациями, полученными на уроке.


Варианты выполненных домашних работ.

1.

«В данном тексте поднята проблема изобретения людьми цифр. Основная мысль (предложение №3) развивается постепенно. Для этого автор использует монологическую форму, рассуждение с элементами повествования. К сожалению, в тексте не наблюдается ярко выраженной оценки автора, хотя можно определить его мнение: « Люди так часто пользуются счетом, что трудно даже представить себе, что они существовали не всегда, были изобретены человеком». Частицы: « так», « даже» проявляют автора.

Текст направлен на читателя, но не воздействует на него так сильно. Возможно, создатель текста ставил перед собой цель - проинформировать читателя» ( Петрович Софья).

2.

«Представленный для читателя текст о нуле. Автор пытается доказать, что нуль достоин внимания.

Во - первых, интересно представлено содержание текста. Сначала автор рассказывает о путешествии нуля по книге, затем о встрече героя с грибом- боровиком, который помогает ему ответить на вопросы.

Во-вторых, цельность тексту придает его структура, двух кратное повторение основной мысли: « Нуль-почемучка был очень любопытен».

В работе есть еще свои достоинства: удачно выбрана форма речи- диалог, что привлекает внимание читателя.

Тип речи - рассуждение с элементами повествования, что позволяет ярко представить содержание текста.

Автор - человек творческий, любит фантазировать».( Карпеченкова Ульяна).




3.

«Представленный для читателя текст об изобретении чисел достоин внимания. Во-первых, интересно представлено его содержание. Сначала автор рассказывает, что числа прилетели к людям для помощи. Затем о самом изобретении в форме рассказа о старце.

Цельность тексту придает и основная мысль: « Мудрец решил придумать и остальные числа».

Логическая структура стройная, помогает раскрыть цель автора. Но в тексте есть еще достоинства: диалогическая форма, художественно-публицистический стиль. Автор использует побудительные предложения. Возможно, для того, чтобы привлечь внимание к содержанию текста. Мне он понравился» ( Левин Григорий).









































Пояснительная записка.


Открытый урок по риторике в 6классе « ЧТО ОТКРЫВАЕТ НАМ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ?» (опыт рецензирования авторских текстов)

проходил в рамках педагогического совета- практикума « Реализация государственного стандарта на уроках и внеурочной деятельности. Пути развития общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся всех ступеней образования». Он представляет интерес не только для учителей – словесников, но и других предметников, так как ориентирован на овладение учащимися коммуникативных навыков, а также способов рефлексивной деятельности: постановки цели, планирования, определения оптимального отношения цели и средств, владение навыками контроля и оценки своей работы, поиск и устранение причин возникших трудностей.

Урок общения, представленный в рамках педагогического совета , проводился в классе, где большинство учащихся имеют хорошие прочные знания, умения и навыки, хотя, конечно, есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес. Ребята этого класса любят фантазировать, активно идут на творческие задания, любят эксперименты со словом. Особенно откликаются на сценическое воспроизведение собственных текстов. Давать оценку написанному или сказанному привыкли с пятого класса, поэтому данная форма урока не вызвала особых затруднений у всех учеников класса.

Это восьмое занятие по теме « Числительное». Оно подготовлено предшествующим материалом: знание морфологических и синтаксических признаков числительного, разрядов, а также их написания .

Обучающий аспект ТЦУ можно сформулировать широко: отработать умения правильного написания числительных, закрепить навыки создания текста по определенной теме, анализа полученных результатов, повторить основные понятия, входящие в тематическое поле предмета «Риторика».

Образовательный аспект позволяет развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически и творчески мыслить, формировать орфографическую зоркость.

Освоение материала шло на уроке самостоятельно, но было подготовлено

  • предыдущими занятиями, на которых учащиеся учились выходить из интеллектуальных затруднений;

  • изучением курса « Практическая риторика» Архаровой, Долининой;

  • хорошим запасом знаний по другим предметам;

  • высокой мотивацией к предмету, развитием творческих способностей.

Воспитательный и развивающий аспекты урока планировались в самом его содержании, выполнении домашнего задания и упражнений , через использование частично- поискового метода, индивидуально-групповые способы деятельности и психологическую атмосферу.

Отражение всех представленных задач можно увидеть в учебно - методической разработке .


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ- ПРАКТИКУМУ.


Карточка- информатор №1

Рекомендации по написанию отзыва(рецензии)

  1. Понимание содержания рецензируемого текста:

  • понимание основной мысли;

  • поднимаемых проблем;

  • логика развития основной мысли;

  • структура ее раскрытия;

  1. Понимание особенностей стиля автора работы:

  • выбор формы текста;

  • типа речи текста;

  • стиля текста;

  • используемых средств выразительности;

  1. Отражение личности автора текста:

  • его оценки;

  • его мнение;

  • впечатления;

  1. Ярко выраженное обращение к читателю, диалоговая форма текста.



Карточка- информатор № 2

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ текста.

( к сбору материала по отзыву- рецензии)

Критерии оценивания текста

баллы

1.

Понимание содержания текста



- основной мысли



- поднимаемых проблем



- логики доказательства основной мысли



-структуры текста


2.

Мастерство автора текста



- выбор формы текста



- выбор стиля текста



- выбор типа речи



- художественные средства, обороты.


3.

Личность автора текста, его позиция.



- оценочные предложения



- мнения, впечатления


4.

Общение с читателем.



- диалог



- монолог



Карточка- помощник № 3.

Содержание заданий (тест - листы находятся на партах):

- В форме, какой синтаксической конструкции представлена тема урока?

  • словосочетания

  • простого предложения.

  • Нераспространенного предложения.

- Какова цель высказывания в данной теме урока?

  • повествовательное

  • побудительное

  • вопросительное.


Вариант текста для анализа, составленный ученицей дома.

Что рассказало о себе число?

Представьте себе, что вы находитесь на числовой площади и видите, что идут, обнявшись, двойка и тройка, образовав число двадцать три. Недалеко от них шагают шеренгой и поют песню шесть первых цифр. Вы сразу произнесете: « Сто двадцать три тысячи четыреста пятьдесят шесть». Услышав это, к вам подбежит четверка с синим бантиком и любезно согласится вас сопровождать.

Удивлению нет предела. Между солидными многозначными числами шныряют озорники нулики, сбежавшие от своих мам из Десятичного переулка. Один из них, особенно бойкий, подбежал к числу сто двадцать пять и стал слева от единицы. Затем перебежал на другую сторону и встал рядом с пятеркой. На глазах у всех число стало расти, как на дрожжах. Поглядите, пред вами тысяча двести пятьдесят. Забавно, не правда ли?

Новой шалостью нулика была следующая операция: он снова забежал слева от единицы и отделил себя от числа сто двадцать пять запятой. Оно превратилось в десятичную дробь: ноль целых двадцать пять тысячных. Сожаление модно было прочитать в глазах преображенного числа: оно стало в тысячу раз меньше, чем было до сих пор. Исправили положение мамы. Они быстро поймали своих нуликов и на числовой площади воцарился порядок и спокойствие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!