Открытое учебное занятие по географии в 6 классе.
Тема: Воздушная оболочка Земли.
Цель: сформировать представление об атмосфере как внешней газовой оболочке, заинтересовав обучающихся данной темы.
Задачи:
образовательные – сформировать представления об атмосфере, тропосфере, стратосфере, вещественном составе атмосферы;
развивающие – развивать устную речь, память, мышление, умение самостоятельно добывать знания, способность выделять главное из текста, анализировать;
воспитательные – формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование: учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии, 6 кл. - М.: Дрофа;
1.Оргмомент (приветствие)
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, мотивация, целеполагание).
Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока (Слайд №1)
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
Формулирование темы урока
Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю?
Как оно называется? (Атмосфера)
Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет!
Может, это гидросфера? – Нет!
Может, это просто точка? – Нет!
Значит это оболочка? – Да!
(Е.В. Бровко)
Так что же мы будем сегодня изучать? (атмосферу)
А какая это оболочка? (воздушная). Таким образом тема нашего урока…
ТЕМА: ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Слайд№2
Слайд№2
3. Формирование (усвоение) новых знаний. Первичная проверка понимания изученного.
Какие оболочки Земли мы уже изучили? (гидросферу, литосферу)
По какому плану мы изучали оболочки Земли – литосферу, гидросферу (мы говорили об их границах, строении, составе).
Ребята, атмосфера тоже имеет свои границы, характерное строение и определенный состав. Это мы сегодня и должны с вами узнать. Слайд №3 Задачи Слайд №4
Из чего же, ребята, состоит атмосфера? Давайте отгадаем загадку.
(загадка)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Что такое воздух? (ответы учащихся)
Воздух – это смесь газов.
Значит, атмосфера состоит из воздуха.
А как вы думаете что – то ещё может входить в состав атмосферы? (пыль, копоть, пепел и т.д).
Давайте поработаем со схемой «Состав атмосферы» Слайд №5
В вашем рабочем листе есть данная схема и текст с пропущенными словами, которые вы должны вставить, используя выражения из схемы (составление коллективного рассказа на заданную тему)
Состав атмосферы
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/01/s_5891c31beec81/544980_1.png)
Проверка получившегося текста (монологическая речь)
Слайд №6
Как вы думаете, где проходят границы атмосферы? Какие они? Какие слои составляют атмосферу?
Работа с учебником.
1 вариант (стр104 тропосфера)
2 вариант (стр105 стратосфера)
Читаем текст учебника, затем рассказываем друг другу прочитанное по плану:
Название слоя.
Граница, мощность.
Состав.
Изменение температуры с высотой
Какие явления происходят.
1 вариант (ответ)
Тропосфера
Нижней границей является земная поверхность, верхняя – стратосфера. Толщина у экватора 18 км, у полюсов – 8-10 км.
Содержится 80% воздуха, пыль, пепел, копоть.
Температура воздуха с высотой понижается (на каждый км примерно на 6 0 С)
Происходят изменения погоды, образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры, меняется температура.
2 вариант (ответ)
Стратосфера
Нижняя граница – тропосфера, верхняя – верхние слои атмосферы переходящие в космическое пространство. Простирается до высоты 50 км.
Плотность воздуха понижается, у верхней границы в составе преобладает водород, содержится много озона.
Температура с высотой понижается, с высоты 20-30 км начинает повышаться.
Поглощение ультрафиолетовых лучей озоновым слоем, очень редко образуются перламутровые облака.
(работа в парах - монологическая речь).
Подведение итогов работы в парах.
Составление схемы на доске (умение слушать и слышать друг друга - активное слушание).
Где проходят границы атмосферы? (Нижняя земная поверхность, верхняя плавно переходит в космическое пространство)
Ребята, какие новые понятия вы узнали на занятии (атмосфера, тропосфера, стратосфера, воздух). Давайте все вместе еще раз проговорим их.
Хоровое проговаривание Слайд №7
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Тропосфера - самый нижний слой атмосферы.
Стратосфера - это слой атмосферы, простирающийся до высоты 50 км.
Воздух – смесь газов.
Посмотрите внимательно на получившуюся схему. Мы видим облака, осадки, северное сияние и т.д. вам не интересно как это все образуется?
Изучением всего этого мы займемся на последующих уроках географии.
Подведение итогов занятия и рефлексия.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд №8
Сегодня на уроке
я узнал (а)…
было интересно…
было трудно…
мне захотелось…