СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Живой фотоаппарат"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 8-х классов. Проект направлен на углубление знаний о световых явлениях, о строении, функции глаза, роли зрения в рамках изучения физики.

После завершения проекта учащиеся смогут: применять полученные знания для объяснения процессов, происходящих в органе зрения человека, использовать полученные знания и умения для сохранения, предупреждения и профилактики нарушений зрения, для решения практических задач повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Живой фотоаппарат"»


Паспорт проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Алешкова Элиза Ильхамовна

Город, область

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой

Номер, название школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16»

Краткая аннотация проекта

Тема проекта

Глаз как оптическая система

Название проекта

Живой фотоаппарат

Краткое содержание проекта

Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы в соответствии с государственными стандартами в образовании. Проект направлен на углубление знаний о световых явлениях, о строении, функции глаза, роли зрения в рамках изучения физики.

В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений из учебных тем с использованием методических материалов учителей. Но основной упор делается на самостоятельное исследование учащихся. При выполнении творческих заданий учащимся предстоит интегрировать знания из разных предметных областей: физики, биологии и медицины. Результаты своей работы учащиеся смогут оформить в виде презентаций, смогут составить памятки для улучшения зрения, продумать комплекс упражнений для близоруких, дальнозорких глаз. После завершения проекта учащиеся смогут: применять полученные знания для объяснения процессов, происходящих в органе зрения человека, использовать полученные знания и умения для сохранения, предупреждения и профилактики нарушений зрения, для решения практических задач повседневной жизни.

Дидактические цели проекта:

  • формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование навыков работы в команде;

  • формирование навыков публичного выступления;

  • формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;

  • развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;

  • расширение знаний учащихся о световых явлениях и зрительном анализаторе;

  • развитие аналитического мышления;

  • развитие навыков практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • развитие критического мышления, умения  анализировать;

  • сформулировать проблему указать пути её решения;

  • приобретение навыков самостоятельного качественного исследования проблемы.



Тип проекта

По доминирующей деятельности: исследовательско-поисковый

По комплексности: межпредметный

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой



Предмет

Физика, биология

Класс

8 класс

Примерная продолжительность проекта

Длительность проекта составляет 2 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Данный учебный проект соответствует требованиям государственного стандарта в образовании по физике и содержит рассмотрение тем: распространение света, законы отражения и преломления света, линзы, оптическая сила линзы, изображения даваемые линзой, глаз, близорукость, дальнозоркость, фотоаппарат, очки.

Планируемые результаты обучения

Формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Умение на основании выявленной проблемы формулировать гипотезу.

  • Умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

  • Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

  • Умение обрабатывать результаты измерений.

  • Умения при­менять получен­ные знания для решения практи­ческих задач по­вседневной жизни.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему мы видим?

Проблемные вопросы

  • Почему мы не видим предметы вверх ногами?

  • Какие бывают дефекты зрения?

  • Может ли физика помочь сохранить зрение?

Учебные вопросы

  • Какое строение имеет глаз?

  • Какие физические характеристики глаза существуют?

  • Почему нарушается зрение?

  • Какое качество зрения у учащихся и учителей нашей школы?

  • Какие приборы позволяют увеличить угол зрения?

  • Какие правила нужно выполнять, чтобы не испортить зрение?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

По предмету

До начала выполнения проекта учащиеся должны знать:

  • понятие источник света;

  • закон прямолинейного распространения света;

  • законы отражения и преломления света.

Пользовательские навыки работы на ПК

Учащиеся должны уметь работать с ПК и с сетью Интернет:

  • составлять презентации в программе Microsoft Office Power Point,

  • находить и обрабатывать информацию в сети Интернет,

  • иметь пользовательские навыки в наборе и обработке текста документа.

Навыки самостоятельной деятельности

  • умение систематизировать собранный материал;

  • умение применять сведения из учебно–познавательной литературы;

  • умение работать с обширным материалом и умение выбирать наиболее главные тезисы.

Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения оказания взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Учебные мероприятия

Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Проблема

1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Построение дерева проблем.

4. Построение дерева целей.

Проектирование

1. Формирование групп по интересам:

2. Составление плана совместных действий.

Поиск информации

1. Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу.

2. Проведение практических работ.

3. Изготовление различных моделей, соответствующих выбранному направлению.

3. Анализ полученных результатов.

4. Формулировка выводов.

Продукт

1. Оформление отчѐта о проделанной работе.

2. Оформление буклета, доклада, презентации.

Презентация

1. Подготовка и проведение урока обобщения темы «Световые явления» в виде защиты мини-проектов по теме «Живой фотоаппарат».

Описание учебных мероприятий

Проблема. Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по темам проекта (для этого используется презентация учителя). Обсуждение вопросов происходит фронтально и по группам с построением «Дерева предположений».

Проектирование. Уточняется план работы в рамках проекта (оценивание плана работы групп на время выполнения работы или решения проблемного вопроса), происходит обсуждение общих критериев оценивания ученических работ, их корректировка.

Поиск информации. Далее осуществляется поиск информации по выбранной тематике (в помощь учащимся предлагается памятка по осуществлению подборки литературы по выполняемому исследованию). На этом этапе целесообразно привлечение активных родителей к деятельности в рамках проекта (буклет для родителей).

Учащиеся проводят сбор и анализ информации по проблемным вопросам своей группы: первая группа выясняет, какое строение имеет глаз человека, его физические характеристики, проводит оптические опыты для изучения физических характеристик глаза. Вторая группа исследует возможные дефекты зрения, их физическое объяснение. Третья группа проводит мониторинг качества зрения учащихся и учителей школы, осуществляет поиск путей решения проблемы качества зрения. Обратите внимание учащихся на то, что их исследования должны завершаться конкретными выводами и предложениями.

Выполнение и оценивание лабораторных и практических работ, примерная тематика: «Получение изображения с помощью линзы», «Исследование стереоскопического зрения», «Аккомодация глаза».

Во время выполнения исследовательской работы учащиеся ведут записи в «Дневнике проекта», в котором фиксируют свои этапы, размышления, наблюдения. Далее происходит обработка материала, оценивание списка наблюдений.

Продукт. На следующем этапе учащиеся включаются в итоговое обсуждение по группам и выполнение презентаций, буклетов, докладов– отчетов о проделанной исследовательской работе. Оценивание ведется с помощью оценочных листов (оценочные листы для самооценки и групповой работы).

Презентация. В завершении работы над проектом идет подготовка к итоговой конференции, на которой происходит выступление учащихся с итогами своей работы (при выступлении оценивается умение задавать и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход).

Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта, формулировка общего вывода.

Методы исследования

1. Изучение научной литературы.

2. Изучение Интернет-ресурсов.

3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками.

4. Обобщение теоретических знаний.

5. Проведение практической работы.

6. Анализ полученных результатов.

7. Обобщение и систематизация полученных знаний.

8. Углубление знаний.

План оценивания

График оценивания

До работы над

проектом

Ученики работают над

проектом и выполняют

задания

После завершения

работы над проектом

Входной контроль (выявление имеющихся знаний)

Схема Д-О-Д

Контрольный лист распределения обязанностей в группе

Формы по представлению

итогов работы

Самооценка

Взаимооценка

Критерии оценки презентации, буклетов, памяток, практической работы

Рефлексия.

Итоговое тестирование.

Описание методов оценивания

Перед началом выполнения проекта с учащимися проводится беседа для определения знаний по теме «Электрические явления», предусматривает выявление проблемных вопросов и постановку основополагающего вопроса. Стратегия Думать-Объединяться-Делиться просит учеников вначале обдумать вопрос, затем в паре с другим учеником обсудить возможные ответы на вопрос, а затем представить свои идеи всему классу для общей пользы. Это помогает ученикам организовать свои предварительные знания и выдвинуть новые идеи к решению проблемных вопросов своих групп.

В ходе выполнения учебного проекта учащимся предлагается таблица для заполнения самими учащимися и разделения обязанностей между собой в каждой группе. Формы по представлению итогов работы подразумевают записи - краткие регулярные добавления в дневник или журнал проекта или короткие формы, которые заполняются по заданным направляющим подсказкам. Самооценка и взаимооценка предусматривает под собой список вопросов на которые участники групп должны ответить. Так как итоговые продукты должны быть оценены, для учащихся приводится критерии оценки презентации, буклетов, памяток, практической работы, .

В заключении работы учебного проекта проводится рефлексия. Рефлексия предоставляется списком вопросов, которые предполагают выявление интереса к проделанной работе. И главным результатом является итоговое тестирование, которое направлено на выявление освоенности пройденной темы.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

(Проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

Одаренный ученик

Темы работ в каждой группе позволяют ученикам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьный конкурс работ, на научно-исследовательские и научно- практические конференции.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер, цифровая камера, проекционная система, интернет-соединение

Технологии – программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер Chrome от Google, текстовые редакторы, программы электронной почты Google, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

Учебник по физике для 8 класса, методические пособия по физике для 8 класса, справочный материал.

Другие принадлежности

Приборы и оборудование для проведения практических работ

Другие ресурсы

Для успешного проведения учебного проекта можно подключить родителей, а также пригласить их на итоговую защиту проектов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!