СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный процесс в образовательном учреждении в условиях функционирования режима Чрезвычайной ситуации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС

Просмотр содержимого документа
«Учебный процесс в образовательном учреждении в условиях функционирования режима Чрезвычайной ситуации»

Учебный процесс в образовательном учреждении в условиях функционирования режима Чрезвычайной ситуации






Главная задача Гражданской обороны в РФ на 2015 год предупреждение возможных (прогнозируемых) чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического и природного характера, в том числе террористических актов, оперативное реагирование при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, профилактики экстремизма и терроризма.

Справка «Режим ЧС в Крыму»

Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) введен в Крыму в связи с прекращением электроснабжения полуострова с территории Украины. В Крыму вводят графики отключения электричества и воды для населения.

О введении режима ЧС сообщил замначальника регионального управления МЧС Алексей Фридман.

«В связи с отключением электроэнергии в Республике Крым введен режим ЧС решением главы правительства. В связи с этим все подразделения МЧС приведены в готовность»..

По данным МЧС, сейчас в Крыму работают мобильные бригады по мониторингу обеспечения электроэнергией социально значимых объектов, жизнеобеспечения.

«Ситуация сейчас стабильная, паники нету, ситуация находится под полным контролем все социально значимые объекты подключены к генерируемым и мобильным установкам».

Энергосистема Крыма работает в изолированном режиме в связи с прекращением поставок электроэнергии на полуостров с территории Украины.

«В связи с полным отключением Республики Крым от энергосистемы Украины в настоящий момент энергосистема Крыма работает в изолированном режиме», — говорится в сообщении оперативного штаба по ликвидации ЧС.

В Крыму вводят графики отключения электричества и воды для населения.

В министерстве топлива и энергетики Крыма обещают доводить графики отключения до населения каждые два часа.
Этой ночью Крым остался без поставок электроэнергии из Украины, в 00:22 во всех его населенных пунктах погас свет. Согласно информации из Киева, причиной этого стали подрывы линий электропередач, ведущих на полуостров.

При этом, по словам Шеремета, все крупные города полуострова подключены к электроснабжению после полного ограничения поставок с территории Украины.

«У нас практически все города подключены. В те регионы, где у нас есть затруднения с поставками электричества, будут направлены мощные источники энергопитания».


Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


Из Министерства образования, науки и молодежи Крыма, во все школы республики направлены рекомендации об оптимизации рабочего процесса.

Администрация школы, как объектовое звено Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в условиях ЧС в республики Крым выполняет следующие основные задачи:

  1. Участие в проведении единой государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  2. Защита жизни и здоровья персонала, членов их семей и учащихся, материальных ценностей, уменьшение возможного ущерба от ЧС, определение потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС.

  3. Обеспечение постоянной готовности органов управления, средств связи и оповещения.

  4. Планирование, подготовка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС в школе.

  5. Создание запасов СИЗ для постоянного состава и учащихся.

  6. Обучение персонала и учащихся действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации руководящего состава и членов КЧС и ПБ.

  7. Учет всех возможных потенциальных источников ЧС, в том числе за пределами школы, определение степени их опасности.

Общие требования и правила поведения учителя и учащихся при угрозе ЧС



Общие правила поведения учителя:

1. действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях‑памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;

2. в каждом классе, кабинете, учебной мастерской на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;

3. в каждом кабинете, классе, учебной мастерской должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;

4. во всех помещениях образовательного учреждения обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;

5. во всех общеобразовательных учреждениях должна иметься местная или собственная радиоточка, радиосеть, по которой в случае чрезвычайных ситуаций будут передаваться сообщения, оповещения, предупреждения или указания учителям о необходимых действиях;

6. учителю ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни учащихся;

7. чтобы облегчить учителю его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;

8. чтобы аварии не были неожиданностью, учителю необходимо знать, какие предприятия находятся вблизи образовательного учреждения и каковы могут быть аварии (взрывы, выбросы ядовитых газов, пожары с выделением токсических веществ и т.д.). Нужно всегда помнить о том, что многие предприятия находятся в настоящее время в предаварийном состоянии из‑за сильной изношенности основного оборудования и очистных систем. В связи с этим могут быть залповые выбросы в атмосферу или в систему стоков вредных и опасных для жизни веществ;

9. учителю необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий.

Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения учителю необходимо ориентироваться.

Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.

В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.

В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения.

В чрезвычайной ситуации на руководящий состав учебных заведений возлагаются следующие задачи:

• доведение информации штаба ГО и ЧС до всех преподавателей и учащихся;

• своевременное обеспечение их средствами индивидуальной и медицинской защиты;

• организация и проведение экстренной профилактики учащихся и пораженных;

• ведение спасательных работ.

Особенность спасательных работ в школе заключается в том, что они должны начинаться с момента получения сигнала об опасности или начала бедствия и проводиться до полного их завершения.

Услышав сигнал «Внимание всем!», необходимо действовать быстро и решительно. Для этого в школе должен быть разработан алгоритм действий для учителей и учащихся в двух вариантах – действия во время перемены и во время урока.

При угрозе ЧС во время перемены учитель должен действовать следующим образом:

►услышав сигнал «Внимание всем!», учитель направляет учеников в класс, в котором должен быть урок по расписанию;

►по классному журналу он проверяет наличие учеников;

►уточняет информацию у дежурного администратора: порядок, направление движения и место сбора;

►в случае необходимости эвакуации выводит учащихся из школы;

►закрывает двери после вывода детей в целях уменьшения скорости распространения пожара по зданию;

►незамедлительно докладывает начальнику ГО школы или начальнику штаба ГО.

Учащиеся, услышав во время перемены сигнал «Внимание всем!»

 должны:

►быстро и организованно зайти в класс согласно расписанию уроков;

►внимательно слушать и выполнять все распоряжения учителя;

►организованно следовать в случае необходимости к пункту сбора (эвакуации);

►помочь учителю быстро провести перекличку.

Аналогичные действия предусматриваются и при поступлении сигнала во время занятий.

Спасательные работы в образовательном учреждении можно

разделить на два этапа:


• первый этап – с момента получения сигнала об опасности или чрезвычайном происшествии и до прибытия в район бедствия спасателей (формирований ГО, воинских частей ГО);

• второй этап – с момента прибытия формирований ГО и до выполнения ими поставленных задач, т. е. вывоза (вывода) всех учащихся в безопасную зону и эвакуации раненых в лечебную зону.

Особое внимание должно быть уделено организованному и быстрому проведению необходимых мероприятий.

Порядок действий при чрезвычайной ситуации (ЧС).


Последовательность действий персонала и обучающихся школы разбиты на 5 этапов:


1. Тревога (включение звуковой сигнализации);

2. Вызов пожарной охраны, МЧС, скорой помощи, милиции;

3. Эвакуация из школы.

4. Сбор всего состава школы в отведенном месте.

5. Перекличка (проверка обучающихся и персонала школы).


ТРЕВОГА

Любой человек - ученик или член персонала школы - при обнаружении пожара, ЧС должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы. ВЫЗОВ пожарной охраны, милиции, МЧС О любом возникновении ЧС, пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар, нужно немедленно сообщить пожарной охране, милиции, МЧС.


ЭВАКУАЦИЯ

Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединится к своему классу или группе. Весь персонал: повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

СБОР

Место сбора - стадион

ПЕРЕКЛИЧКА

По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший урок, должен немедленно сообщить директору (дежурному администратору) о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски - при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.


Директор школы или лицо, его заменяющее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен последовать к выходу из школы, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны, милиции, МЧС начальника караула встречает директор школы и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.


Основной задачей учебного заведения в области защиты обучающихся и персонала от ЧС является изучение основных мероприятий ГО и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

В образовательном учреждении для защиты обучающихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план ГО. В них предусматриваются следующие мероприятия:

- укрытие обучающихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

- эвакуация обучающихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

- организация медицинской защиты: применение профилактических медицинских препаратов - антидотов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.



В учебном заведении создаются формирования (НАСФ) из постоянного состава. В учебных целях в образовательном учреждении, как правило, из числа обучающихся старших классов могут создаваться учебно-тренировочные формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост.

Каждый обучающийся образовательного учреждения должен уметь:

- действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожных покровов;

- предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

- проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

- работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

- пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

- оказывать помощь себе и другим в условиях ЧС.


Комплексная безопасность образовательного учрежденияэто совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.


Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, правила техники безопасности, гражданская оборона, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в следующих направлениях:

- защита здоровья и сохранение жизни;

- соблюдение ТБ учащимися и работниками школы;

- обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.


Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь наш педагогический коллектив, конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.




Учитель ОБЖ

полковник запаса Д.В. Баубатрын


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!