СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные задания эвристического и проблемного характера

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития детского творчества является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активности  личности, обладающей способностью к использованию различных вариантов решения  проблемных ситуаций как образовательного, так и социального свойства, в том числе – использовать нестандартные подходы к решению разнообразных проблем. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, заключающаяся в выявлении наиболее существенных противоречий в процессе обучения школьников основам продуктивной деятельности и поиске практических способов организации занятий с элементами учебного исследования, проектирования, моделирования на основе творческого поиска.

Просмотр содержимого документа
«Учебные задания эвристического и проблемного характера»







Учебные задания эвристического и проблемного характера, способствующие активизации художественного творчества обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.




























Развивающие задания проблемного уровня по изобразительному искусству, направленные на активизацию художественно- творческой деятельности обучающихся в школе и учреждениях дополнительного образования

Проблема развития детского творчества является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой активности личности, обладающей способностью к использованию различных вариантов решения проблемных ситуаций как образовательного, так и социального свойства, в том числе – использовать нестандартные подходы к решению разнообразных проблем. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, заключающаяся в выявлении наиболее существенных противоречий в процессе обучения школьников основам продуктивной деятельности и поиске практических способов организации занятий с элементами учебного исследования, проектирования, моделирования на основе творческого поиска.

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Изобразительное искусство как составная часть ОО «Искусство» предполагает развитие художественной деятельности, творческой фантазии, воспитания эстетических потребностей и эмоций, пробуждение интереса к искусству. Преподавание изобразительного искусства основано на широком использование всех известных в педагогике методов, как репродуктивных, так и эвристических, исследовательских.

В настоящее время все активнее в педагогической практике встречается использование учителями технологий проблемного обучения, в которых широкое распространение получил метод проблемного изложения, где учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения – в той или иной степени базируются на определении и выявлении наиболее существенных противоречий в фактах, явлениях, событиях, персоналиях, как основе массива учебного материала. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для высокой результативности уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. Задача школы на современном этапе - формирование умений обучающихся к самостоятельному освоению и усвоению системы знаний и умений – требует совершенствования не только методов преподавания, но и методов учения. Развивающее, проблемное обучение, комплексное применение разных методов дают возможности для организации системно- деятельностного подхода ко всему процессу эстетического воспитания и творческого развития обучающихся в школе.

На всех этапах занятий, по возможности, следует вводить творческие, импровизационные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. В процессе выполнения заданий по изобразительному искусству, перед обучающимися конструируются проблемы, стимулирующие поиск и предполагающие их творческое решение. Любая работа, выполненная по программе изобразительного искусства, может быть решена в плане проблемного обучения. На развитие пространственных представлений можно составить много краткосрочных упражнений, оживляющих работу и активизирующих обучающихся. Например:

1.упражнение на развитие пространственной ориентации на плоскости листа бумаги.

Написать в разных направлениях своё имя на листе бумаги. В обычном написании – слева направо, снизу вверх, сверху вниз и в зеркальном отображении. В процессе написания бумагу нельзя переворачивать. Правильность зеркального написания проверяется на просвет.










Это упражнение требует гибкости ума и способствует развитию пространственного воображения.

2.упражнение на обогащение палитры.

Д

Б


Б


Б


К


К


К


аны три оттенка красного цвета: красный, красный + белый, красный +белый + белый. Каждый обучающийся получает определённый цвет и должен соответственно найти три его оттенка.







Задание можно усложнять зачернением, добавлением другого цвета и т. п. Например, обучающийся должен составить жёлто- зелёный цвет и дать три ступени его «зачернения», затем «забеления», затем «зазеленения». Все решения изображаются в колонку, одно под другим. Можно объяснить, как в виде формулы передать состав цвета. Сложные цвета тоже можно записать.

Задача: дан сине-зелёный-чёрный цвет, надо найти две ступени его осветления. Запись будет иметь такой вид.

с

С

з

З



ч

Ч



Б

С

Б

Ч

Б

З















Такие схемы могут пояснить составленные учеником цвета. Они помогают осознанию цветоведческой задачи, дают представление о составе сложного цвета и обогащают палитру обучающихся.

Можно предложить школьникам и такое упражнение: составьте сложный цвет из трёх красок и запишите его формулу.

Задания могут носить иной характер, например, на подбор определённой цветовой гаммы, на овладение тем или иным техническим приёмом и т. д. Например, составить из цветовых пятен коврик с определённым настроением (светлый, яркий, тёмный, мрачный) и т. п.

На уроках можно проводить коротенькие упражнения на развитие воображения, композиционных способностей, выдумки, изобретательности, анализа форм. Можно назвать их забавными графическими разминками. Эти упражнения заинтересовывают обучающихся, активизируют их творческий потенциал, тренируют воображение, наблюдательность, внимание, композиционные навыки.

Упражнения эти могут быть самыми разнообразными. Например:

3. упражнение на составление рисунков из цифр.

Используя начертания цифр в разных масштабах, составить какое-нибудь изображение (лицо, куклу, цыплёнка, кошку и т.д.).

Объясняя суть упражнения детям, можно выполнить один-два рисунка на доске или заготовить их заранее в виде таблиц. Выполнение рисунка на доске имеет свои преимущества, заинтересовывает обучающихся, вовлекает их в творческий процесс. Затем ученики анализируют изображение, «читают» его. После этого можно предложить обучающимся составить своё изображение. «Читая» изображение, школьники приобретают навыки наблюдательности и устойчивого внимания.

























П




одобные упражнения – забавы увлекают обучающихся, они не только занимательны, но и полезны.


4.упражнения на составление изображений предметов из геометрических фигур.

Задание: составить человеческую фигуру из прямоугольников или треугольников.

Упражнения эти учат анализу формы, обобщённому её видению, вносят элементы новизны и занимательности.




Фигуры можно не рисовать, а складывать из набора цветных вырезок из бумаги. Такие упражнения способствуют также развитию способностей к декоративному творчеству.

Можно использовать на уроках изобразительного искусства карточки-задания (циклограммы) на проверку знаний терминологии предмета.



  1. Л






С Т





И А

К (ластик)

2.

(силуэт)

















3.

(карандаш)

4.

(мольберт)



5.

(орнамент)

6.

(набросок)

7.

(гармония)

Подобные занимательно-проблемные задания способствуют развитию творческих способностей обучающихся, развивают наблюдательность, пространственное воображение и помогают сделать из ученика активного участника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей к творческой деятельности и потребности в ней, оно способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

При запуске темы урока и активизации опорных знаний обучающихся можно использовать такие приёмы, как: «Ситуация порождения сомнения» и «Вопросительные слова». Например, при изучении темы «Чёрное и белое - основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в 6 классе в начале урока можно задать вопрос «Тень - это силуэт?», таким образом, создаётся проблема: любая ли тень может быть силуэтом? Учащиеся высказывают свои мнения и, обсуждая проблему, приходят к правильному ответу: не всякая тень может быть силуэтом, а лишь та, которая правдиво и выразительно характеризует объект в зависимости от освещения, что в ходе урока при выполнении практического задания и подтверждается.

В начале урока, приглашая обучающихся к диалогу, рекомендуется использовать приём «Вопросительные слова». Например, на уроке в 8 классе по теме «Введение в искусство архитектуры» учащиеся составляют вопросы, на которые затем совместно с учителем отвечают.


ЧТО? Что такое архитектура?

ГДЕ? Где появилась архитектура?

КОГДА? Когда появилась архитектура?

КТО? Кто проектирует и строит здания?

КАК? Как называли архитектуру в Древней Руси?

КАКОЙ? Какой памятник архитектуры является

Символом России?

КАКИЕ? Какие средства художественной вырази-

тельности использует архитектура?

ПОЧЕМУ? Почему архитектуру называют «застывшей

Музыкой»?

ЗАЧЕМ? Зачем нужна архитектура?


Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создаёт очень хорошие условия для развития творчества. При объяснении используется также простейшая форма решения проблемных задач - постановка перед школьниками вопросов.

Изучая жанры живописи и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, я использую игровую деятельность. Составляю, например, кроссворд, в котором слово для запоминания образуется из выделенных букв других слов, известных ребенку. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Игра-головоломка «Слово по вертикали».

В основе игры – головоломки – занимательное задание, в которой умственная нагрузка замаскирована занимательным внешним сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.

Подсказка – справа слово – сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.

На доске оформляется заготовка для игры:


1. О А Н Р Е М Т В Н - орнамент « в »

2. Х О И М А О Л Х - хохлома « и »

3. А Л П П И А К Я И Т Ц - аппликация « т »

4. Д О О Р Р Г Е Ц - Городец « р »

5. И А А З К О М А - мозаика « а »

6. Е Ь Г Ж Ж Л - Гжель « ж »

Задание:

Слева в столбик выписаны необычные слова (все, что вы знаете по ИЗО), но нарушен порядок букв. Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся слово рядом на строчке, а лишнюю букву записать между двумя звездочками.

Если задание выполнено верно, то из букв по вертикали получится хорошо знакомое вам слово.

Игры-соревнования между двумя и тремя группами.

Детям предлагаю поочередно, выходя к доске, разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов.

Во время проведения таких игр-соревнований использую различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения заданий. По итогам игры выявляем победителя.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Обучающиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества.

Реализация в учебном процессе методов проблемного обучения стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

В соответствии с возможными подходами к проблемному обучению, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения проблемных задач, как постановка перед школьниками вопросов. Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладони в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком, другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, мобилей, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых материалов» (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т. п. всегда выступает для учащихся проблемной задачей. Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться только как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на освоение образовательного материала по данному учебному разделу, предмету, образовательному компоненту.













Список использованной литературы

  1. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А.С. Смолова. М-просвещение, 2010 г.

  2. Селевко К.Г. энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. МНИИИ Школьных технологий, 2006 г.

  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с.— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №4)

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. 4 издание под рук. В.М. Неменского. М просвещение, 2008 г.

5.Глинская И.П. Изобразительное искусство. Радянська школа, 1981г.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!