СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект по русскому языку на тему "Моё имя в мире имён", рассказывающий о исследовании в области имен: что такое имя, история имени, значение имени и подходит ли имя человеку.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект по русскому языку»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка























Автор: Мазницына Елизавета,

ученица 5 б класса

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина

Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы






Проект по русскому языку «Моё имя в мире имён»

Автор: Мазницына Елизавета, ученица 5 б класса

МБОУ СОШ №3 сл Б-Орловка

Руководитель: Панчехина Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы

(Слайд 1)

Имена, имена, имена

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Я. Маршак (Слайд 2)



1. Обоснование темы проекта (Слайд 3)

Имя каждому человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Но ему надо знать историю происхождения и значение своего имени. Также интерес должно вызывать и то, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён, и всегда ли имя, выбранное родителями для своего ребенка, оправдано. 

2. Цели проекта (Слайд 4)
Я хочу…

  • Узнать, что такое имя и какова история и происхождение имен;

  • Определить популярные, редкие и любимые имена среди учеников и учителей нашей школы;

  • Сравнить имена детей, рожденных в России, и имена учителей, рожденных в СССР;

  • Выяснить, что означают имена моих одноклассников и создать словарик их имён;

  • Узнать о происхождении и значении своего имени и почему меня так назвали;

  • Определить черты своего характера и сделать вывод о том, подходит ли мне моё имя или нет.


3. Задачи проекта (Слайд 5)
Для этого надо …

  • Познакомиться со словарями В.И.Даля и С.Ожегова и изучить определение имени;

  • Изучить из различных источников интернета историю и значение интересующих меня имён;

  • Провести анкетирование среди одноклассников об истории происхождения и значении их имён;

  • Рассмотреть списки обучающихся и учителей с целью определения частоты употребления имён;

  • Провести опрос среди учеников и учителей, с целью выяснения любимого женского и мужского имени;

  • Изучить информацию о происхождении и значении моего имени, о моих талисманах и покровителях, об известных людях с именем Елизавета;

  • Понаблюдать за своими поступками и сделать сравнение с добытой информацией;

  • Проанализировать и оформить полученные при исследовании результаты;

  • Сделать вывод.


4. Актуальность проекта(Слайд 6)

На уроках русского языка мы учимся правильно общаться: выбирать адресата в зависимости от речевой ситуации. Но как правильно обратиться к собеседнику? Мы постоянно ищем ответ на этот вопрос.

Поэтому разговор о наших именах как обращениях при общении вполне естественен.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и творчество людей. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Следовательно, тема моего проекта в наше время очень актуальна.

5. Работа со словарями(Слайд 7)

Посетив школьную библиотеку и познакомившись со словарями В.И.Даля и С.Ожегова, я узнала , что:

  • «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

  • Имя – это слово, которое мы чаще всего слышим в своей жизни. Имя имеет огромную власть над судьбой человека. (По словарю В. И. Даля)

  • Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное  название живого существа. (По толковому словарю С.Ожегова)

6.Что же такое имя? (Слайд 8)

Из интернет- источников я выяснила, что «Имена — это слова, но особые».

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.

В разделе русского языка «Этимология» я прочитала о том, что собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением,- антропонимикой (от греч. anthropos – « человек», onuma – «имя»).

7.Анкетирование(Слайд 9)

Каково значение наших имен, почему нас так назвали, кто назвал и в честь кого? В ходе исследования я решила узнать истории имен одноклассников, потому как некоторые ребята носят имена своих бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек, а некоторые получили имя, потому что оно красивое или что-то значит для папы или мамы.

Мною в классе было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты:

1.40% детей в классе названы мамами,

2.40% - названы папами,

3.10 % - названы бабушками,

4. 10 % - названы дедушками;

5. 10 % - названы в честь бабушки (девочки) ;

6.20 % - названы в честь прабабушки (девочки) ;

7. 10 %- названы в честь дедушки (мальчики);

Как и почему их так назвали, что имя означает, не знали 70% одноклассников. Теперь знают, благодаря проведенному мною анкетированию. Результатом данной работы стал составленный мною «Словарик имен 5б класса».

8. «Словарик имен 5б класса».

В словаре я расположила имена одноклассников в алфавитном порядке, указала окончание во множественном числе и род ( мужской или женский), объяснила значение имени, а так же указала все возможные производные от каждого имени и именины, если есть.

Что означают имена моих одноклассниц: (Слайд 10)

Анастасия – с древнегреческого как "воскресшая" ("возвращенная к жизни");

Дарья – с персидского «огонь великий»;

Елена –от греческого «избранная, светлая, сияющая»;

Елизавета - с древнееврейского «заклинающая богом»;

Татьяна - от греческого «устроительница»;

Эвелина – от древнееврейского «жизненная сила»;

Эйла - произошло от eyla, с древнесабейского наречия, на турецком языке означает «ореол света вокруг луны»;

Эльнара - от тюркского «радость народа»;

Шамазад – от греческого «мудрая».


Что означают имена моих одноклассников: (Слайд 11)

Александр - с греческого «защитник»,« оберегающий муж», «мужчина»;

Алишан – от арабского алшан, что значит «достоинство»;

Артем - с греческого «невредимый, здоровый»;

Максим - от латинского слова «максимус» - величайший.

Новруз - с персидского «новый день и дневной свет»; от названия праздника Новруз-байрам;

Рамазан - с арабского «жаркий месяц»; мальчик, рожденный в рамазан;

Руслан - с тюркского «лев»;

Эмрах - с турецкого «верный друг», «старший брат».


Фото одноклассников. (Слайд 12)


9. Работа со списками учеников и учителей нашей школы

(Слайд 13)

У школьного секретаря я взяла Список обучающихся и Список педагогических работников МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка на 2015-2016 учебный год . Из первого списка я узнала, что в нашей школе обучается 491 обучающийся: 250 девочек и 241 мальчиков. Я записала все имена в алфавитном порядке, посчитала, сколько отдельно девочек и сколько мальчиков имеет имя на каждую букву алфавита. Далее я выявила часто и редко употребляемые имена у девочек и мальчиков.

Девочки/мальчики

  • А - 51/56

  • Б - 0/8

  • В - 10/21

  • Г - 10/1

  • Д – 13/19

  • Е – 11/0

  • Ж – 3/1

  • З - 10/1

  • И – 5/19

  • К – 9/14

  • Л – 19/1

  • М – 18/16

  • Н – 14/9

  • О – 5/4

  • П – 0/9

  • Р – 4/28

  • С - 32/14

  • Т – 4/4

  • У – 1/1

  • Х – 2/4

  • Ф – 7/0

  • Ш – 2/7

  • Э – 15/9

  • Ю – 5/0

  • Я – 0/1

(Слайд 14)

Из второго списка учителей я узнала, что в нашей школе работает 52 педагога: 46 женщин и 6 мужчин. С этим списком я проделала такую же работу. Женщины/мужчины

  • А – 0/1

  • В - 5/0

  • Г – 1/0

  • Д – 0/1

  • Е – 4/0

  • И – 10/1

  • Л – 4/0

  • М – 3/1

  • Н – 9/2

  • О - 2/0

  • Р – 1/0

  • С – 6/0

  • Ю – 1/0

Сравнила имена, рожденные в России и рожденные в СССР.

Сравнение:
рожденные в России и рожденные в СССР
(Слайд 15)

  • Валентина -2/2

  • Виктория -2/2

  • Елена -2/4

  • Ирина – 1/8

  • Инна -1/1

  • Лариса –2/1

  • Любовь -1/2

  • Марина-2/1

  • Мария – 7/1

  • Надежда- 2/2

  • Наталья – 1/5

  • Ольга – 2/2

  • Светлана – 2/3

  • Севда – 2/1

  • Юлия – 3/1

Сравнение:
рожденные в России и рожденные в СССР
(Слайд 16)

  • Андрей – 3/1

  • Дмитрий – 7/1

  • Игорь – 1/1

  • Николай -2/2

10. Результаты: (Слайд 17)

Как мы видим, больше всего в нашей школе обучается девочек и мальчиков с именем на букву А (51/56). С именем на буквы Б, П, Я нет девочек, а с именем на буквы Е, Ф, Ю нет мальчиков.

82 девочки и 87 мальчиков имеют редкие неповторяющиеся имена.

Больше всего в нашей школе Анастасий (11), Александров (9), Артёмов (9) и Владиславов (9). Также часто встречаются имена Максим (8), Дмитрий(7), Мария(7), Лейла(7), Рамазан (7), Алина (6), Анна(6), Арзу(6), Данил (6), Альбина (5), Дарья (5), Диана (5), Елизавета (5), Илья (5), Кирилл (5) и Руслан (5).

Среди учителей больше всего с именем на букву И (10), Н (8), С(6) и В(5). Больше всего в нашей школе работает учителей с именем Ирина (8), Наталья(5)+ 1 Наталия, Елена (4).

Среди рожденных в России стали редко употребляться имена, часто встречающиеся среди рожденных в СССР, это: Вера, Галина, Ирина, Любовь, Наталья, Светлана, Татьяна, Надежда, Валерий, Василий, Константин, Павел, Пётр, Игорь и другие.

11.Опрос (Слайд 18)

Я провела среди учеников и учителей опрос, с целью выявления любимого женского и мужского имени. Вот что из этого вышло:

У учеников У учителей

женское имя женское имя

Елизавета (8) Екатерина (2), Ольга (2), Татьяна(2)

мужское имя мужское имя

Александр (9) Андрей (2)

Результат: победило моё имя Елизавета, набрав 8 голосов, среди мужских имён победило имя Александр, набрав 10 голосов.

12.Все обо мне и о моем имени.

А вот собственно и я – Мазницына Елизавета Викторовна! (Слайд 19)

А это я и мои родители, Мазницыны Виктор и Надежда, которые дали мне такое красивое имя Елизавета. (Слайд 20)

Я предполагаю, что меня назвали Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. (Слайд 21)

История выбора моего имени (Слайд 22)

Моё имя мне выбирал папа. Его выбор был между Валерией и Елизаветой. Папа остановился на имени Елизавета, так как в нашей семье еще не было такого имени.

А так меня все называют (Слайд 23)

Уменьшительно-ласкательные формы моего имени: Лизонька, Лизок, Лизавета, Лизунчик, Лизочек, Лизочка, Лизунька, Лиза, Лизаветка.

Мои известные тезки

(Слайд24)

Поэтесса (1887-1928) Елизавета Васильева

Елизавета Быкова (1913-1989) шахматистка

(Слайд25)

Певица, солистка Мариинского театра (1845-1919) Елизавета Лавровская

Российская актриса театра и кино Боярская Елизавета

(Слайд26)

Елизавета Туктамышева- фигуристка

Елизавета Андриенко- российская пловчиха

(Слайд27)

Елизавета Чавдар- оперная певица

Елизавета Иванцив- певица Елка

(Слайд28)

Елизавета Баварская - австрийская императрица

Елизавета Вторая- королева Великобритании

Елизавета Петровна – императрица


История моего имени (Слайд 29)

Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение и в переводе буквально означает« Бог мой- клятва», « почитающая Бога», « заклинающая Богом».

Талисманы и покровители моего имени:

  • Покровитель имени Елизавета-свиристель, лисица;

  • Камень- талисман Елизаветы - аметист;

  • Цвет имени Елизавета-сиреневый, оранжевый;

  • Благоприятное растение- сирень, олеандр;

  • Планета –Прозерпина.

Именины Елизавета празднует: 7 мая, 18 июля, 18 сентября, 4 ноября.


Характеристика моего имени (Слайд 30, 31)

  • Положительные черты имени Елизавета: любознательность, веселый нрав, обаятельность, подвижность, стремление к достижению цели, активная жизненная позиция. Лиза обычно растет смышленой девочкой с развитой логикой. Она очень щедра, усидчива, трудолюбива. Она всегда и во всем желает быть лучше, чем она есть.

  • Отрицательные черты имени Елизавета: больное самолюбие, обидчивость, эгоизм, безрассудная отвага. Часто совершает необдуманные и импульсивные поступки. Это имя пытается быть первым и не умеет проигрывать. Елизавете часто безразличны желания и мнения окружающих. Она особа капризная, ее лучше не злить. Очень категоричная в суждениях, любимое слово – «нет!» Слишком властна и норовит создать при себе свое маленькое королевство.


Святые покровители Елизаветы: (Слайд 32)

  • Елисавета Андрианопольская - мученица,

  • Елисавета Константинопольская – игумения,

  • Елисавета Праведная - Палестинская мать св. Иоанна Предтечи,

  • Елисавета Федоровна Алапаевская -преподобная мученица.


Именные песни (Слайд 33)

  • Аквариум « Елизавета»,

  • В.Власов « Ты ждешь, Лизавета»,

  • Дикий мед «Худенькая Лиза»,

  • Ф.Киркоров «Лиза»,

  • М.Круг « Красные карманы»,

  • А.Губин «Лиза»,

  • В.Чайка « Мона Лиза».


Результат работы (Слайд 34)

В мире имен моё имя не затерялось, оно популярное и часто употребимое. Я думаю, что мои родители назвали меня Елизаветой неслучайно, это имя мне должно подходить. Доказывая это, я:

  • Узнала у родителей, почему меня назвали Елизаветой;

  • Узнала, кто из известных людей носил или носит моё имя;

  • Изучила происхождение и значение моего имени;

  • Узнала талисманы и покровителей моего имени;

  • Понаблюдала за своими поступками и определила личные

  • качества;

  • Сравнила свои личные качества с полученными значениями своего имени;

  • Сделала вывод.


13.А вывод таков: (Слайд 35)


Меня назвали Елизаветой при рождении, не зная, какой я стану. Но сейчас я поняла, что моё имя мне очень подходит. Я буду относиться к своему имени с уважением! А ещё, проведя всю эту работу, я поняла, что в будущем я стану учителем русского языка и литературы.


Спасибо за внимание! (Слайд 36)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!