Учимся беречь родную планету
Н.А.Гусева, О.Ю.Хакимхан
Учителя начальных классов муниципальной бюджетной образовательной организации «Средняя общеобразовательная школа №3» города Нижнекамска
По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих. [1 ]
Тема экологии в начальной школе затронута при изучении таких тем, как «Земля – наш общий дом», «Наша маленькая планета Земля», «Природа и мы», «Весна – пробуждение природы» и др.
В 4 классе на уроке окружающего мира УМК «Школа России» (А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой) при изучении темы «Мир глазами эколога» ставились цели: дать ученикам представление о взаимодействии человека и окружающего мира, об ответственности человека за состояние природы.
Ученики (в основном 10-летние дети) ознакомились с материалом учебника, и приложением к нему, поняли, что проблема загрязнения Земли, уничтожения «лёгких» планеты, животных существует. На вопрос: «Как можно помочь сохранить природу?» Были даны разные ответы, но зачастую эта забота касалась взрослых. А на вопрос: «Чем каждый из вас может помочь планете?», дети немного растерялись. Потом появились предложения:
- не ломать веток деревьев;
- не рвать цветы;
- не разорять муравейники и гнёзда птиц;
- помогать зимующим птицам пережить холодное время года: развешивать кормушки и постоянно подсыпать в них корм, …
На детей произвело огромное впечатление информация о размерах свалок и простой подсчёт какой урон наносят природе те, кто выбрасывает мусор где попало: если ребёнок в 5 лет поиграл бумажным самолётиком на улице и бросил его там, то бумага будет разлагаться 2 года и только когда он будет первоклассником, Земля избавится от этого мусора. Если они, 10-летние ученики, выбросят пластиковую бутылку, то она будет лежать около 180 лет. А это значит, что они оставят этот мусор своим прапрапрапраправнукам. После уроков и внеклассных мероприятий на экологическую тему, ученики стали более сознательно относиться к окружающей природе. Это может подтвердить такой опрос до и после уроков и бесед на тему экологии: на вопрос: «Кто может выбросить мусор на улице?» В начале года, перед изучением темы, «Да»,- ответили 15 человек из 25 (60%), то после только 3 человека (12%) сознались, что, если нет поблизости урны, они могут выбросить мусор. Дети придумывали знаки по охране природы, которые были бы понятны людям любого возраста. Большинство учеников поразили сроки разложения мусора:
Пищевые отходы — срок разложения 30 дней.
Газетная бумага — срок разложения 1-4 месяца
Листья, семена, веточки — срок разложения 3-4 месяца.
Картонные коробки — срок разложения 3 месяца.
Офисная бумага — срок разложения 2 года.
Доски — срок разложения 10 лет.
Железные банки — срок разложения 10 лет.
Старая обувь – срок разложения 10 лет.
Обломки кирпича и бетона — срок разложения 100 лет.
Электрические батарейки — срок разложения 110 лет.
Резиновые покрышки — срок разложения 120-140 лет.
Пластиковые бутылки — срок разложения 180-200 лет.
Алюминиевые банки — срок разложения 500 лет.
Стекло — срок разложения более 1000 лет.
При сборе информации по истории осознания экологической проблемы, ученики вместе с учителем выяснили, что Ярослав Мудрый ещё в XI веке издал закон об ограничении добычи лебедей, бобров и других ценных животных. А Указ Петра I, изданный в XVIII веке (1718 г.), предписывал преслушников, которые рубили дубовый лес и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать «в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. По другому указу об охране водоёмов, тому, кто осквернит Неву отбросами грозило быть наказанным кнутом или ссылкой в Сибирь.
Детям было интересно собирать информацию о животных Красной книги республики и мира. Они делились друг с другом новостями о том, как заботятся в России о тиграх и других животных, оказавшихся на грани вымирания, как растёт их численность.
Ученики класса предложили, а родители поддержали инициативу детей, помочь убрать пришкольную территорию. И, если вспомнить высказывание: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», то проверено, что там, где убрал сам с друзьями, не поднимется рука выбросить мусор. Значит, на небольшом пока участке Земли будет чище.
Ученики с гордостью рассказывали, что при проведении городской акции «Зелёная волна» вместе с родителями сажали деревья у своих домов, а потом помогали их поливать.
Продолжение уроков и бесед на экологические темы находит своё отражение в исследовательской деятельности учащихся.
При изучении темы во втором классе «Реки и озера», ученик Нуруллин Тимур заинтересовался вопросом «Что такое «живая» и «мертвая» вода?» Совместно с родителями была проведена исследовательская работа на тему: «Влияние живой и мертвой воды на живые организмы».
Объектом исследования являлась ВОДА.
Предмет исследования: свойства воды.
Цель исследования: уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ, раскрыть влияние качества воды на здоровье человека.
Задачи:
понять, что такое «живая» и «мёртвая» вода;
узнать, можно ли использовать «мёртвую» воду;
выяснить какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека;
дать рекомендации по улучшению качества воды.
Гипотезы:
Живая и мертвая вода существует.
Вода в зависимости от своей чистоты и различных свойств может быть «живой» или «мёртвой».
В живой воде могут жить живые организмы, в мертвой нет.
Мы предполагаем, что качество воды оказывает влияние на здоровье человека.
В своей работе он использовал следующими методами исследования: наблюдением, экспериментальным методом, проводил анализ и сравнение полученной информации, работал с интернет-ресурсами.
Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по улучшению качества воды на основе проведенного практического анализа.
Тимур исследовал теоретические понятия «живой» и «мертвой» воды, нашёл необходимые для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»; «Иван и чудо - юдо»; «Иван - мужицкий сын»; «Марья Моревна»; «Царевич Иван - Горох»; «Иван - царевич и Серый волк»; «Медное, серебряное и золотое царство».
Ознакомившись с собранным материалом, выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.
Ж ивая вода
В природе живая вода, это вода в горных реках, дождевая вода, вода в водопадах. Использование этих вод приводит к долголетию, и активно влияют на здоровье.
Живая вода – это щелочная вода. Щелочная вода очень мягкая, на вкус напоминает дождевую воду, бесцветная, без запаха.
Есть мнения, что живая вода это:
Серебряная вода;
Омагниченная вода;
Вода с хорошей информацией;
Святая вода;
Вода с минералами;
Талая вода;
Вода из фруктов и овощей;
Вода из артезианских скважин и источников, родников.
Живая вода имеет следующие характеристики:
не имеет опасных и вредных для организма химических веществ;
не имеет опасных и вредных для организма микроорганизмов;
содержит в своем составе необходимые для жизнедеятельности ионы минералов (кальция, калия, магния, кремния, натрия);
имеет щелочной характер;
имеет восстановительные свойства;
вода структурирована.
М ёртвая вода
Источниками мёртвой воды в природе могут быть водоемы со стоячей водой, болота, заброшенные колодцы. Вода в таких водоемах лишена жиз-ненной силы. По мнению лекарей, эта вода приводит к преждевременному старению.
Мёртвая вода – это кислая вода. Мёртвая вода обладает сильно действующими бактерицидными свойствами, она бесцветная, с выраженным запахом, со вкусом кислоты и вяжущими признаками.
Есть мнения, что мёртвая вода это:
Вода без минералов, дистиллированная вода;
Вода с плохой памятью;
Вода, прошедшая по трубам с прямыми углами;
Неструктурированная вода;
Серебряная вода;
Анодная вода;
Вода из реки, болота.
Тимур узнал, как «живая» и «мертвая» вода влияет на живые организмы. Для этого он провел ряд экспериментов.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 1
Воздействие «живой» и «мёртвой» воды на растения
В первом эксперименте набрал родниковой воды, водопроводной воды и кипяченой воды. Из литературы узнал, что обработанные живой водой семена быстрее прорастают. Проверил это утверждение, используя воду.
Взял семена гороха и разделил их на три группы по 10 семян в каждой группе. Одну группу положил в ткань, смоченную родниковой водой, другую группу положил в ткань, смоченную водой, взятой из-под крана. Третью группу семян положил в ткань, смоченную в кипяченой воде. Через день проверил семена. Семена в трех группах набухли, но в первой группе уже начали прорастать. Набухшие семена гороха посадил в грунт, каждую группу в отдельный стакан: в 1 стакан семена, смоченные родниковой водой, во второй – водопроводной, в третий – кипяченой. Поливал ростки гороха водой, соответствующей каждой группе: родниковой, водопроводной и кипяченой.
Наблюдение за проростанием семян гороха
| Родниковая вода | Водопроводная вода | Кипяченая вода |
Количество проросших семян гороха, шт. | 8 | 5 | 2 |
Средняя высота стебля гороха, см | 9 | 2 | 4 |
Вывод: Живая вода действительно обладает свойствами, способствующими быстрому росту растений.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 2
Наблюдение за развитием лука
Во втором эксперименте также использовал родниковую, водопроводную и кипяченую воду. Исследование проводилось по разработанной методике, которая включает в себя следующие этапы:
Приготовили 3 прозрачных стакана, чтобы можно было наблюдать за изменением развития лука. В каждый стакан налили пол – стакана воды: в 1 стакан – родниковую воду, во 2 стакан – водопроводную, в третий – кипяченую воду. Положили луковицы в каждый стакан.
Ежедневные наблюдения за ростом лука.
Уход. Добавление соответствующей воды в стакан по мере надобности.
Посадка луковиц в грунт.
Уход. Полив соответствующей водой по мере надобности.
Заполнение дневника наблюдений.
Наблюдение за развитием лука
Дата | Родниковая вода | Водопроводная вода | Кипяченая вода |
21 октября | замочил | замочил | замочил |
24 октября | посадил в грунт | посадил в грунт | посадил в грунт |
2 ноября | появились перья | перьев нет | перьев нет |
7 ноября | перья 6 см | появились перья | перьев нет |
16 ноября | перья 11 см, их больше | перья 4 см | появились перья |
22 ноября | перья 19 см | перья 9 см | перья 5 см |
Вывод: В ходе проведения эксперимента №2 подтвердился вывод, полученный при проведении эксперимента №1, а именно: живая вода действительно обладает свойствами, способствующими быстрому росту растений.
Вода действительно является источником жизни на земле. Она обладает различной силой. Данное высказывание можно подтвердить следующими наблюдениями:
Наблюдение № 1. Люди для того, чтобы отдохнуть, едут к берегу моря, реки или озера. Значит, вода умеет успокаивать и радовать.
Наблюдение № 2. Если человек заболел, он использует компрессы, примочки, принимает лечебные ванны или делает различные компрессы. Человеку, у которого проявляются простудные заболевания, рекомендуют обильное питьё. Значит, вода умеет лечить. Следовательно, вода обладает волшебной силой: она может успокоить человека и вылечить его.
Т ак как вода влияет на здоровье человека, необходимо обсудить вопрос качества воды. Тимур взял интервью у заведующей стационаром дневного пребывания НЦРМБ, врача высшей квалификационной категории Кашафутди-новой Фаили Джамалетдиновны.
Из беседы с заведующей стационаром дневного пребывания НЦРМБ, Нуруллин Тимур сделал следующие выводы, что многие болезни человек получает из-за плохой экологии (загрязнённый воздух, вода, почвы…). Экологическая ситуация в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск определяется высокой концентрацией предприятий нефтехимической промышленности и энергетики и, как следствие, высоким уровнем загрязненности атмосферного воздуха, отсутствием качественной питьевой воды, нерешенностью проблемы утилизации промышленных отходов и шлаков. А также, что через воду могут передаваться возбудители многих инфекционных заболеваний. Эта информация заставляет задуматься детей, и взрослых.
Таким образом, важным фактором сохранения здоровья населения и увеличения средней продолжительности жизни, как показателя экологического благополучия, является употребление чистой питьевой воды. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении и безвредной по химическому составу.
Были разработаны рекомендации населению по очищению питьевой воды
1. Очищение воды с помощью фильтров.
Виды фильтрации воды:
а) очистные системы насыпного типа;
б) сетчатые и дисковые фильтры механической очистки, удаляющие нерастворимые механические частицы, песок, ржавчину, взвеси и коллоиды;
в) ультрафиолетовые стерилизаторы, удаляющие микробы, бактерии и другие микроорганизмы;
г) окислительные фильтры, удаляющие железо, марганец, сероводород;
д) компактные бытовые смягчители и ионообменные фильтры, умягчающие, а также удаляющие железо, марганец, нитраты, нитриты, сульфаты, соли тяжелых металлов, органические соединения;
е) адсорбционные фильтры, улучшающие органолептические показатели (вкус, цвет, запах) и удаляющие остаточный хлор, растворенные газы, органические соединения;
ж) комбинированные фильтры – комплексные многоступенчатые ступени;
з) мембранные системы – обратноосмотические системы подготовки питьевой воды, высшая степень очистки.
2. Очищение питьевой воды, если под рукой нет фильтров:
а) отстаивание;
б) фильтрация через активизированный уголь.
3. При желании можно обратиться в СанПиН для проверки качества своей питьевой воды.
В ходе исследования ученик узнал много новой и интересной информации, которой он поделился с одноклассниками и ребятами из параллельных классов.
Тимур принял участие со своей работой на V Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» и был отмечен дипломом 3 степени.
Ученицу 4 класса Непряхину Арину заинтересовала тема «Плеснь – вред и польза». На протяжении жизни она периодически видела, как мама выбрасывает ещё не съеденный хлеб. Свой поступок объясняла, тем, что хлеб испортился, на нём появилась плесень. А совсем недавно Арина сама обнаружила в сумке заплесневелое яблоко, это ее сильно удивило, Арина считала, что яблоки гниют, а оно полюбуйтесь, всё покрылось плесенью! Именно этот случай, заставил ученицу задуматься - что такое плесень, почему и где она появляется, вред или пользу несёт в себе эта таинственная и загадочная плесень.
Цель исследования:
- определить сущность и одно из главных условий развития плесени, а так же её значимость в жизни человека.
Задачи:
- проанализировать полученные результаты анкетирования учащихся класса;
- из разных источников информации получить более подробное представление о плесени и её видах;
выявить отрицательную и положительную роль плесени в жизнедеятельности человека и наиболее опасные виды плесени;
экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов;
подобрав необходимые рекомендации по данной теме, сделать вывод по результатам исследовательской работы.
Объект исследования: плесень.
Предмет исследования: условия возникновения плесени и взаимосвязь её с окружающей средой, ответить на вопрос: «Вред или пользу несёт в себе плесень».
Гипотеза: плесень – это древнейшее живое существо до конца не изученная человеком. Она предпочитает влажность, быстро разрастается в благоприятных для неё условиях и ведёт активную борьбу за выживание. Приносит много пользы в жизнедеятельности человека.
В начале исследования Непряхина Арина провела анкетирование среди 229 учащихся начальных классов нашей школы и 26 учеников своего класса. По результатам анкетирования выяснила, что у ребят минимальное представление о видах плесени и её положительной роли в жизни каждого из нас, у некоторых складывается ошибочное мнение о пользе плесени, это вызывает чувство опасения за здоровье своих друзей. Из учащихся класса Арины плесень видели все. 86% учеников считают её врагом по отношению к человеку, и только 14% уверенны в том, что она ещё и друг. Из 229 учащихся начальных классов 24% посчитали, что плесень для человека является другом, 82,53% считают её врагом.
В ходе исследования при помощи источников информации и личных опытов Арина расширила свои знания о плесени, чтобы затем передать их своим друзьям.
Непряхина Арина узнала о положительной роли плесени. Плесень, выращенная в условиях промышленного производства - полезна. Своим участием в сложных процессах пищевой промышленности она улучшает вкусовые качества некоторых продуктов питания и напитков. Применение плесневых грибков в медицине является самой главной пользой приносимой плесенью для всех людей нашей планеты, так как без лекарств, полученных из плесени, жизнь многих людей была бы немыслимой.
Выяснила в чем заключается отрицательная роль. Грибки поражающие продукты и не изменяющие их внешнего вида являются наиболее опасными для человека. Они вырабатывают яд. Мы сталкиваемся с грибами гораздо чаще, чем принято думать и невидимые человеческому глазу они способны нанести серьёзный вред окружающему миру, но своими бесценными свойствами, сами спасают же его.
В первом эксперименте определила условия, необходимое для развития плесневых грибов.
Во втором эксперименте определила виды продуктов быстрее подвергающегося захвату плесени.
В третьем эксперименте определение условия сосуществования разных видов плесени.
Арина разработала рекомендации.
Существует масса советов, по снижению риска появления плесени, а так же по снижению риска заболевания от плесени. Плесень совсем уничтожить не возможно, она живуча, и быстро размножаема. В наших силах попытаться не создавать для неё благоприятных условий, соблюдая несколько важных рекомендаций.
- не употреблять продукты поражённые плесенью;
- ванную обрабатывать специальными или хлорсодержащими растворами, следить за исправностью кранов и состоянием труб;
-при появлении плесени на стенах удаляются обои, поражённые места зачищают шпателем и несколько раз обрабатываются противогрибковым раствором;
-помещение необходимо проветривать, регулярно проводить чистку кондиционеров;
- при профилактических мерах или борьбе с плесенью лучше использовать средства защиты: перчатки, марлевую повязку;
- если самостоятельная борьба с плесенью не дает положительных результатов, необходимо обращаться в специальные санитарные службы, проводящие профессиональную дезинфекцию помещений.
При попадании большого количества плесени с продуктом питания в желудок, необходимо сделать его промывание и обратиться к врачу, при незначительном количестве плесени токсины из организма поможет вывести активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса тела).
ПОМНИТЕ, что предупредить появление плесневого грибка гораздо легче и дешевле, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!
Арина рассказала о своей работе и выводах ученикам своего класса и параллельным классам.
На VII республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» Непряхина Арина была отмечена дипломом 3 степени.
Мы, учителя начальных классов, твёрдо уверены, что необходимо прививать детям культуру поведения в природе, привлекать к работам по подготовке и организации различных мероприятий и акций по охране природы для того, чтобы количество искренних защитников родной планеты росло с каждым годом. Ведь поколение нынешних школьников должно будет решать глобальные экологические проблемы, которые накопились и продолжают копиться в нашем общем доме – планете Земля.
Литература:
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А.Володин. – М: Аванта+, 2001. – 448 с.:ил.