СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся беречь родную планету

Нажмите, чтобы узнать подробности

По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

Просмотр содержимого документа
«Учимся беречь родную планету»

Учимся беречь родную планету



Н.А.Гусева, О.Ю.Хакимхан

Учителя начальных классов муниципальной бюджетной образовательной организации «Средняя общеобразовательная школа №3» города Нижнекамска



По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука». Экология – наука о доме, о месте жительства. Наука о доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих. [1 ]

Тема экологии в начальной школе затронута при изучении таких тем, как «Земля – наш общий дом», «Наша маленькая планета Земля», «Природа и мы», «Весна – пробуждение природы» и др.

В 4 классе на уроке окружающего мира УМК «Школа России» (А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой) при изучении темы «Мир глазами эколога» ставились цели: дать ученикам представление о взаимодействии человека и окружающего мира, об ответственности человека за состояние природы.

Ученики (в основном 10-летние дети) ознакомились с материалом учебника, и приложением к нему, поняли, что проблема загрязнения Земли, уничтожения «лёгких» планеты, животных существует. На вопрос: «Как можно помочь сохранить природу?» Были даны разные ответы, но зачастую эта забота касалась взрослых. А на вопрос: «Чем каждый из вас может помочь планете?», дети немного растерялись. Потом появились предложения:

- не ломать веток деревьев;

- не рвать цветы;

- не разорять муравейники и гнёзда птиц;

- помогать зимующим птицам пережить холодное время года: развешивать кормушки и постоянно подсыпать в них корм, …

На детей произвело огромное впечатление информация о размерах свалок и простой подсчёт какой урон наносят природе те, кто выбрасывает мусор где попало: если ребёнок в 5 лет поиграл бумажным самолётиком на улице и бросил его там, то бумага будет разлагаться 2 года и только когда он будет первоклассником, Земля избавится от этого мусора. Если они, 10-летние ученики, выбросят пластиковую бутылку, то она будет лежать около 180 лет. А это значит, что они оставят этот мусор своим прапрапрапраправнукам. После уроков и внеклассных мероприятий на экологическую тему, ученики стали более сознательно относиться к окружающей природе. Это может подтвердить такой опрос до и после уроков и бесед на тему экологии: на вопрос: «Кто может выбросить мусор на улице?» В начале года, перед изучением темы, «Да»,- ответили 15 человек из 25 (60%), то после только 3 человека (12%) сознались, что, если нет поблизости урны, они могут выбросить мусор. Дети придумывали знаки по охране природы, которые были бы понятны людям любого возраста. Большинство учеников поразили сроки разложения мусора:

Пищевые отходы — срок разложения 30 дней.

Газетная бумага — срок разложения 1-4 месяца

Листья, семена, веточки — срок разложения 3-4 месяца.

Картонные коробки — срок разложения 3 месяца.

Офисная бумага — срок разложения 2 года.

Доски — срок разложения 10 лет.

Железные банки — срок разложения 10 лет.

Старая обувь – срок разложения 10 лет.

Обломки кирпича и бетона — срок разложения 100 лет.

Электрические батарейки — срок разложения 110 лет.

Резиновые покрышки — срок разложения 120-140 лет.

Пластиковые бутылки — срок разложения 180-200 лет.

Алюминиевые банки — срок разложения 500 лет.

Стекло — срок разложения более 1000 лет.

При сборе информации по истории осознания экологической проблемы, ученики вместе с учителем выяснили, что Ярослав Мудрый ещё в XI веке издал закон об ограничении добычи лебедей, бобров и других ценных животных. А Указ Петра I, изданный в XVIII веке (1718 г.), предписывал преслушников, которые рубили дубовый лес и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать «в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. По другому указу об охране водоёмов, тому, кто осквернит Неву отбросами грозило быть наказанным кнутом или ссылкой в Сибирь.

Детям было интересно собирать информацию о животных Красной книги республики и мира. Они делились друг с другом новостями о том, как заботятся в России о тиграх и других животных, оказавшихся на грани вымирания, как растёт их численность.

Ученики класса предложили, а родители поддержали инициативу детей, помочь убрать пришкольную территорию. И, если вспомнить высказывание: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», то проверено, что там, где убрал сам с друзьями, не поднимется рука выбросить мусор. Значит, на небольшом пока участке Земли будет чище.

Ученики с гордостью рассказывали, что при проведении городской акции «Зелёная волна» вместе с родителями сажали деревья у своих домов, а потом помогали их поливать.

Продолжение уроков и бесед на экологические темы находит своё отражение в исследовательской деятельности учащихся.

При изучении темы во втором классе «Реки и озера», ученик Нуруллин Тимур заинтересовался вопросом «Что такое «живая» и «мертвая» вода?» Совместно с родителями была проведена исследовательская работа на тему: «Влияние живой и мертвой воды на живые организмы».

Объектом исследования являлась ВОДА.

Предмет исследования: свойства воды.

Цель исследования: уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ, раскрыть влияние качества воды на здоровье человека.

Задачи:

  • понять, что такое «живая» и «мёртвая» вода;

  • узнать, можно ли использовать «мёртвую» воду;

  • выяснить какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека;

  • дать рекомендации по улучшению качества воды.

Гипотезы:

  1. Живая и мертвая вода существует.

  2. Вода в зависимости от своей чистоты и различных свойств может быть «живой» или «мёртвой».

  3. В живой воде могут жить живые организмы, в мертвой нет.

  4. Мы предполагаем, что качество воды оказывает влияние на здоровье человека.

В своей работе он использовал следующими методами исследования: наблюдением, экспериментальным методом, проводил анализ и сравнение полученной информации, работал с интернет-ресурсами.

Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по улучшению качества воды на основе проведенного практического анализа.

Тимур исследовал теоретические понятия «живой» и «мертвой» воды, нашёл необходимые для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»; «Иван и чудо - юдо»; «Иван - мужицкий сын»; «Марья Моревна»; «Царевич Иван - Горох»; «Иван - царевич и Серый волк»; «Медное, серебряное и золотое царство».

Ознакомившись с собранным материалом, выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.

Ж ивая вода

В природе живая вода, это вода в горных реках, дождевая вода, вода в водопадах. Использование этих вод приводит к долголетию, и активно влияют на здоровье.

Живая вода – это щелочная вода. Щелочная вода очень мягкая, на вкус напоминает дождевую воду, бесцветная, без запаха.

Есть мнения, что живая вода это:

  • Серебряная вода;

  • Омагниченная вода;

  • Вода с хорошей информацией;

  • Святая вода;

  • Вода с минералами;

  • Талая вода;

  • Вода из фруктов и овощей;

  • Вода из артезианских скважин и источников, родников.

    Живая вода имеет следующие характеристики:

  • не имеет опасных и вредных для организма химических веществ;

  • не имеет опасных и вредных для организма микроорганизмов;

  • содержит в своем составе необходимые для жизнедеятельности ионы минералов (кальция, калия, магния, кремния, натрия);

  • имеет щелочной характер;

  • имеет восстановительные свойства;

  • вода структурирована.

    М ёртвая вода

    Источниками мёртвой воды в природе могут быть водоемы со стоячей водой, болота, заброшенные колодцы. Вода в таких водоемах лишена жиз-ненной силы. По мнению лекарей, эта вода приводит к преждевременному старению.

    Мёртвая вода – это кислая вода. Мёртвая вода обладает сильно действующими бактерицидными свойствами, она бесцветная, с выраженным запахом, со вкусом кислоты и вяжущими признаками.

    Есть мнения, что мёртвая вода это:

    1. Вода без минералов, дистиллированная вода;

    2. Вода с плохой памятью;

    3. Вода, прошедшая по трубам с прямыми углами;

    4. Неструктурированная вода;

    5. Серебряная вода;

    6. Анодная вода;

    7. Вода из реки, болота.

    Тимур узнал, как «живая» и «мертвая» вода влияет на живые организмы. Для этого он провел ряд экспериментов.


    ЭКСПЕРИМЕНТ № 1

    Воздействие «живой» и «мёртвой» воды на растения

    В первом эксперименте набрал родниковой воды, водопроводной воды и кипяченой воды. Из литературы узнал, что обработанные живой водой семена быстрее прорастают. Проверил это утверждение, используя воду.

    Взял семена гороха и разделил их на три группы по 10 семян в каждой группе. Одну группу положил в ткань, смоченную родниковой водой, другую группу положил в ткань, смоченную водой, взятой из-под крана. Третью группу семян положил в ткань, смоченную в кипяченой воде. Через день проверил семена. Семена в трех группах набухли, но в первой группе уже начали прорастать. Набухшие семена гороха посадил в грунт, каждую группу в отдельный стакан: в 1 стакан семена, смоченные родниковой водой, во второй – водопроводной, в третий – кипяченой. Поливал ростки гороха водой, соответствующей каждой группе: родниковой, водопроводной и кипяченой.

    Наблюдение за проростанием семян гороха


    Родниковая вода

    Водопроводная вода

    Кипяченая вода

    Количество проросших семян гороха, шт.

    8

    5

    2

    Средняя высота стебля гороха, см

    9

    2

    4

    Вывод: Живая вода действительно обладает свойствами, способствующими быстрому росту растений.

    ЭКСПЕРИМЕНТ № 2

    Наблюдение за развитием лука

    Во втором эксперименте также использовал родниковую, водопроводную и кипяченую воду. Исследование проводилось по разработанной методике, которая включает в себя следующие этапы:

          1. Приготовили 3 прозрачных стакана, чтобы можно было наблюдать за изменением развития лука. В каждый стакан налили пол – стакана воды: в 1 стакан – родниковую воду, во 2 стакан – водопроводную, в третий – кипяченую воду. Положили луковицы в каждый стакан.

          2. Ежедневные наблюдения за ростом лука.

          3. Уход. Добавление соответствующей воды в стакан по мере надобности.

          4. Посадка луковиц в грунт.

          5. Уход. Полив соответствующей водой по мере надобности.

          6. Заполнение дневника наблюдений.

    Наблюдение за развитием лука

    Дата

    Родниковая вода

    Водопроводная вода

    Кипяченая вода

    21 октября

    замочил

    замочил

    замочил

    24 октября

    посадил в грунт

    посадил в грунт

    посадил в грунт

    2 ноября

    появились перья

    перьев нет

    перьев нет

    7 ноября

    перья 6 см

    появились перья

    перьев нет

    16 ноября

    перья 11 см, их больше

    перья 4 см

    появились перья

    22 ноября

    перья 19 см

    перья 9 см

    перья 5 см

    Вывод: В ходе проведения эксперимента №2 подтвердился вывод, полученный при проведении эксперимента №1, а именно: живая вода действительно обладает свойствами, способствующими быстрому росту растений.

    Вода действительно является источником жизни на земле. Она обладает различной силой. Данное высказывание можно подтвердить следующими наблюдениями:

    Наблюдение № 1. Люди для того, чтобы отдохнуть, едут к берегу моря, реки или озера. Значит, вода умеет успокаивать и радовать.

    Наблюдение № 2. Если человек заболел, он использует компрессы, примочки, принимает лечебные ванны или делает различные компрессы. Человеку, у которого проявляются простудные заболевания, рекомендуют обильное питьё. Значит, вода умеет лечить. Следовательно, вода обладает волшебной силой: она может успокоить человека и вылечить его.

    Т ак как вода влияет на здоровье человека, необходимо обсудить вопрос качества воды. Тимур взял интервью у заведующей стационаром дневного пребывания НЦРМБ, врача высшей квалификационной категории Кашафутди-новой Фаили Джамалетдиновны.

    Из беседы с заведующей стационаром дневного пребывания НЦРМБ, Нуруллин Тимур сделал следующие выводы, что многие болезни человек получает из-за плохой экологии (загрязнённый воздух, вода, почвы…). Экологическая ситуация в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск определяется высокой концентрацией предприятий нефтехимической промышленности и энергетики и, как следствие, высоким уровнем загрязненности атмосферного воздуха, отсутствием качественной питьевой воды, нерешенностью проблемы утилизации промышленных отходов и шлаков. А также, что через воду могут передаваться возбудители многих инфекционных заболеваний. Эта информация заставляет задуматься детей, и взрослых.

    Таким образом, важным фактором сохранения здоровья населения и увеличения средней продолжительности жизни, как показателя экологического благополучия, является употребление чистой питьевой воды. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении и безвредной по химическому составу.

    Были разработаны рекомендации населению по очищению питьевой воды

    1. Очищение воды с помощью фильтров.

    Виды фильтрации воды:

    а) очистные системы насыпного типа;

    б) сетчатые и дисковые фильтры механической очистки, удаляющие нерастворимые механические частицы, песок, ржавчину, взвеси и коллоиды;

    в) ультрафиолетовые стерилизаторы, удаляющие микробы, бактерии и другие микроорганизмы;

    г) окислительные фильтры, удаляющие железо, марганец, сероводород;

    д) компактные бытовые смягчители и ионообменные фильтры, умягчающие, а также удаляющие железо, марганец, нитраты, нитриты, сульфаты, соли тяжелых металлов, органические соединения;

    е) адсорбционные фильтры, улучшающие органолептические показатели (вкус, цвет, запах) и удаляющие остаточный хлор, растворенные газы, органические соединения;

    ж) комбинированные фильтры – комплексные многоступенчатые ступени;

    з) мембранные системы – обратноосмотические системы подготовки питьевой воды, высшая степень очистки.

    2. Очищение питьевой воды, если под рукой нет фильтров:

    а) отстаивание;

    б) фильтрация через активизированный уголь.

    3. При желании можно обратиться в СанПиН для проверки качества своей питьевой воды.

    В ходе исследования ученик узнал много новой и интересной информации, которой он поделился с одноклассниками и ребятами из параллельных классов.

    Тимур принял участие со своей работой на V Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» и был отмечен дипломом 3 степени.

    Ученицу 4 класса Непряхину Арину заинтересовала тема «Плеснь – вред и польза». На протяжении жизни она периодически видела, как мама выбрасывает ещё не съеденный хлеб. Свой поступок объясняла, тем, что хлеб испортился, на нём появилась плесень. А совсем недавно Арина сама обнаружила в сумке заплесневелое яблоко, это ее сильно удивило, Арина считала, что яблоки гниют, а оно полюбуйтесь, всё покрылось плесенью! Именно этот случай, заставил ученицу задуматься - что такое плесень, почему и где она появляется, вред или пользу несёт в себе эта таинственная и загадочная плесень.

    Цель исследования:

    - определить сущность и одно из главных условий развития плесени, а так же её значимость в жизни человека.

    Задачи:

    - проанализировать полученные результаты анкетирования учащихся класса;

    - из разных источников информации получить более подробное представление о плесени и её видах;

    • выявить отрицательную и положительную роль плесени в жизнедеятельности человека и наиболее опасные виды плесени;

    • экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов;

    • подобрав необходимые рекомендации по данной теме, сделать вывод по результатам исследовательской работы.

    Объект исследования: плесень.

    Предмет исследования: условия возникновения плесени и взаимосвязь её с окружающей средой, ответить на вопрос: «Вред или пользу несёт в себе плесень».

    Гипотеза: плесень – это древнейшее живое существо до конца не изученная человеком. Она предпочитает влажность, быстро разрастается в благоприятных для неё условиях и ведёт активную борьбу за выживание. Приносит много пользы в жизнедеятельности человека.

    В начале исследования Непряхина Арина провела анкетирование среди 229 учащихся начальных классов нашей школы и 26 учеников своего класса. По результатам анкетирования выяснила, что у ребят минимальное представление о видах плесени и её положительной роли в жизни каждого из нас, у некоторых складывается ошибочное мнение о пользе плесени, это вызывает чувство опасения за здоровье своих друзей. Из учащихся класса Арины плесень видели все. 86% учеников считают её врагом по отношению к человеку, и только 14% уверенны в том, что она ещё и друг. Из 229 учащихся начальных классов 24% посчитали, что плесень для человека является другом, 82,53% считают её врагом.

    В ходе исследования при помощи источников информации и личных опытов Арина расширила свои знания о плесени, чтобы затем передать их своим друзьям.

    Непряхина Арина узнала о положительной роли плесени. Плесень, выращенная в условиях промышленного производства - полезна. Своим участием в сложных процессах пищевой промышленности она улучшает вкусовые качества некоторых продуктов питания и напитков. Применение плесневых грибков в медицине является самой главной пользой приносимой плесенью для всех людей нашей планеты, так как без лекарств, полученных из плесени, жизнь многих людей была бы немыслимой.

    Выяснила в чем заключается отрицательная роль. Грибки поражающие продукты и не изменяющие их внешнего вида являются наиболее опасными для человека. Они вырабатывают яд. Мы сталкиваемся с грибами гораздо чаще, чем принято думать и невидимые человеческому глазу они способны нанести серьёзный вред окружающему миру, но своими бесценными свойствами, сами спасают же его.

    В первом эксперименте определила условия, необходимое для развития плесневых грибов.

    Во втором эксперименте определила виды продуктов быстрее подвергающегося захвату плесени.

    В третьем эксперименте определение условия сосуществования разных видов плесени.


    Арина разработала рекомендации.

    Существует масса советов, по снижению риска появления плесени, а так же по снижению риска заболевания от плесени. Плесень совсем уничтожить не возможно, она живуча, и быстро размножаема. В наших силах попытаться не создавать для неё благоприятных условий, соблюдая несколько важных рекомендаций.

    - не употреблять продукты поражённые плесенью;

    - ванную обрабатывать специальными или хлорсодержащими растворами, следить за исправностью кранов и состоянием труб;

    -при появлении плесени на стенах удаляются обои, поражённые места зачищают шпателем и несколько раз обрабатываются противогрибковым раствором;

    -помещение необходимо проветривать, регулярно проводить чистку кондиционеров;

    - при профилактических мерах или борьбе с плесенью лучше использовать средства защиты: перчатки, марлевую повязку;

    - если самостоятельная борьба с плесенью не дает положительных результатов, необходимо обращаться в специальные санитарные службы, проводящие профессиональную дезинфекцию помещений.

    При попадании большого количества плесени с продуктом питания в желудок, необходимо сделать его промывание и обратиться к врачу, при незначительном количестве плесени токсины из организма поможет вывести активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса тела).

    ПОМНИТЕ, что предупредить появление плесневого грибка гораздо легче и дешевле, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!

    Арина рассказала о своей работе и выводах ученикам своего класса и параллельным классам.

    На VII республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» Непряхина Арина была отмечена дипломом 3 степени.

    Мы, учителя начальных классов, твёрдо уверены, что необходимо прививать детям культуру поведения в природе, привлекать к работам по подготовке и организации различных мероприятий и акций по охране природы для того, чтобы количество искренних защитников родной планеты росло с каждым годом. Ведь поколение нынешних школьников должно будет решать глобальные экологические проблемы, которые накопились и продолжают копиться в нашем общем доме – планете Земля.

    Литература:

      1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав.ред. В.А.Володин. – М: Аванта+, 2001. – 448 с.:ил.








  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!