СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся читать лирическое произведение С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение

С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»

Просмотр содержимого документа
«Учимся читать лирическое произведение С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»»

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение

С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»

Это стихотворение С. А. Есенина вам наверняка известно. В нем, как и во многих лирических произ­ведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал стихотво­рение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли. Как постичь их? Сам текст подскажет нам путь ана­лиза.

Перечитайте стихи и постарайтесь почувствовать настроение поэта.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Обратите внимание на две первые строки. Представили нарисованную поэтом картину поздней осени? Какое настроение вызывает она? Вы скажете: унылое, грустное, тоскливое. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле.

И если вы умелый читатель, то, читая эти строки, обязательно заметите, что все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, ту­ман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непо­этичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.

Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом су­ществительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы –сини, солнце – тихое. И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и развора­чивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.

Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы пере­носятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называ­ется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зри­тельный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощу­щение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе пред­ложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки, от этого интонация становится более плавной. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…

А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само на­стоящее становится другим. Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая. Почувст­вуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмо­циональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой вол­шебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастиче­ское: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предло­жения – оно заняло теперь всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.

Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени. Волшебной силой ис­кусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сы­рость – в таинственную дымку. Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий ме­сяц и почувствовали, что мир полон чудес, что природа близка вам, что вы с нею связаны кровным род­ством, у нее те же мечты, те же радости и печали.

И каждый, читая это стихотворение и замечая переход от слов в прямом их значении к тропам, а также изменения характера синтаксиса, ощутит красоту и гармонию мира, в котором все обращено к че­ловеку, малой частичке этой великой и прекрасной Природы. Более того, мы почувствуем, что человек не просто ее частичка, а нечто особое, что он наделен духовностью – стремлением к идеалу и творче­скому осмыслению явлений. Мы осознаем, что слово способно не только запечатлевать, но и преобра­зовывать действительность.

Собственно, об этом и говорит вся лирическая поэзия, она помогает нам в обыкновенном увидеть прекрасное и полюбить его, всей душой воспринять его. И мы осознаем, что не зря живем на свете, что в нас есть дух творчества, что мы способны осуществить свое высокое назначение – очеловечивать, со­вершенствовать самих себя и окружающий нас мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!