СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Просмотр содержимого документа
«Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста»

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста урок2

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

урок2

Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?

Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста — это то   главное, что хотел сказать    автор читателю.
  • Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
  • Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю.
Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Придумай заголовок к тексту. Подчеркни орфограммы в словах.  От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.  Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном.  Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. В каком предложении заключена главная мысль текста. - Как озаглавили текст?

Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Придумай заголовок к тексту. Подчеркни орфограммы в словах.

От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.

Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.

В каком предложении заключена главная мысль текста. - Как озаглавили текст?

Запишем предложение, в котором заключена главная мысль текста.  Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие. Подчеркните основу предложения. Укажите какими частями речи они выражены.

Запишем предложение, в котором заключена главная мысль текста.

Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.

  • Подчеркните основу предложения.

Укажите какими частями речи они

выражены.

Найдите прилагательное. Разберите как часть речи. Утреннее (купание) – прил., какое?, н.ф. – утренний, с.р., В.п.,, ед. ч., втор. чл. пред..
  • Найдите прилагательное. Разберите как часть речи.

Утреннее (купание) – прил., какое?,

н.ф. – утренний, с.р., В.п.,, ед. ч.,

втор. чл. пред..

Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.
  • Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.
Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать . В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать руко­творную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал море­плавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни.

Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать .

  • В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать руко­творную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал море­плавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни.
Самый известный маяк — Александрийский. Его высота достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по приказу Александра Македонского в 3 веке до нашей эры на острове Фарос.

Самый известный маяк — Александрийский. Его высота

достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по

приказу Александра

Македонского

в 3 веке до нашей эры

на острове Фарос.

Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «ма­як». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.
  • Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «ма­як». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.
Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основ­ная мысль текста? Синичка необыкновенная Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу на­зывают большой или обыкновенной. Что боль­шая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков, московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я  не могу согласиться!

Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основ­ная мысль текста?

Синичка необыкновенная

Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу на­зывают большой или обыкновенной. Что боль­шая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков,

московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я

не могу согласиться!

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я рас­терянно разжал руку. Синичка неподвижно ле­жала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я рас­терянно разжал руку. Синичка неподвижно ле­жала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,

подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! Какая же она обыкновенная, если такая не­обыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, за­хочет — воскреснет. Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их поло­жить спинкой вниз. Но у синички это получа­ется лучше всех и часто спасает её от неволи.

подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая не­обыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, за­хочет — воскреснет.

Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их поло­жить спинкой вниз. Но у синички это получа­ется лучше всех и часто спасает её от неволи.

Работа с текстом Главные герои рассказа

Работа с текстом

  • Главные герои рассказа "Синичка необыкновенная" и их характеристика
  • Главная мысль рассказа "Синичка необыкновенная»
  • Чему учит рассказ "Синичка необыкновенная«
  • Пересказ рассказа "Синичка необыкновенная"
8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?
  • 8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?
Осеннее солнце Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров. (Ф. Абрамов) Верба Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве. (Ф. Абрамов)

Осеннее солнце

Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров.

(Ф. Абрамов)

Верба

Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.

(Ф. Абрамов)

Землеройка Вдруг на моих глазах плотно убитая дождя­ми и снегом листва на земле вздыбилась, от­дельные листики стали на ребро, потом в дру­гом месте послышался писк и показался хобо­ток, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка. (М. Пришвин)

Землеройка

Вдруг на моих глазах плотно убитая дождя­ми и снегом листва на земле вздыбилась, от­дельные листики стали на ребро, потом в дру­гом месте послышался писк и показался хобо­ток, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка.

(М. Пришвин)

Итог урока. Что такое текст?  Каковы признаки текста?  Что такое тема текста?  Что такое главная мысль текста? Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте объединены общей темой.) Текст имеет основную мысль. Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чём пойдёт дальше речь. В основной части содержится самая важная информация.Заключение – это подведение итогов и вывод. К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.)

Итог урока.

Что такое текст?

Каковы признаки текста?

Что такое тема текста?

Что такое главная мысль текста?

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте объединены общей темой.)

Текст имеет основную мысль. Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чём пойдёт дальше речь. В основной части содержится самая важная информация.Заключение – это подведение итогов и вывод. К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.)

Рефлексия Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста? — Оцените свою работу. На уроке я научился…. Я понял…. Мне было сложно… Да, может. По названию уже можно понять, о чем рассказ.) (Нет, основную мысль текста можно понять только после прочтения текста.)

Рефлексия

  • Может ли заголовок текста указывать на тему текста?
  • А может ли заголовок передавать основную мысль текста?

— Оцените свою работу.

На уроке я научился….

Я понял….

Мне было сложно…

Да, может. По названию уже можно понять, о чем рассказ.) (Нет, основную мысль текста можно понять только после прочтения текста.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя