Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
урок2
Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?
- Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
- Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю.
Прочитай текст. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Придумай заголовок к тексту. Подчеркни орфограммы в словах.
От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.
Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают её, взлетают... Брызги над лужей — фонтаном.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.
В каком предложении заключена главная мысль текста. - Как озаглавили текст?
Запишем предложение, в котором заключена главная мысль текста.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них удовольствие.
- Подчеркните основу предложения.
Укажите какими частями речи они
выражены.
- Найдите прилагательное. Разберите как часть речи.
Утреннее (купание) – прил., какое?,
н.ф. – утренний, с.р., В.п.,, ед. ч.,
втор. чл. пред..
- Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.
Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать .
- В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни.
Самый известный маяк — Александрийский. Его высота
достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по
приказу Александра
Македонского
в 3 веке до нашей эры
на острове Фарос.
- Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «маяк». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.
Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основная мысль текста?
Синичка необыкновенная
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков,
московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я
не могу согласиться!
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,
подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи.
Работа с текстом
- Главные герои рассказа "Синичка необыкновенная" и их характеристика
- Главная мысль рассказа "Синичка необыкновенная»
- Чему учит рассказ "Синичка необыкновенная«
- Пересказ рассказа "Синичка необыкновенная"
- 8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?
Осеннее солнце
Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров.
(Ф. Абрамов)
Верба
Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.
(Ф. Абрамов)
Землеройка
Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва на земле вздыбилась, отдельные листики стали на ребро, потом в другом месте послышался писк и показался хоботок, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка.
(М. Пришвин)
Итог урока.
Что такое текст?
Каковы признаки текста?
Что такое тема текста?
Что такое главная мысль текста?
Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте объединены общей темой.)
Текст имеет основную мысль. Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чём пойдёт дальше речь. В основной части содержится самая важная информация.Заключение – это подведение итогов и вывод. К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.)
Рефлексия
- Может ли заголовок текста указывать на тему текста?
- А может ли заголовок передавать основную мысль текста?
— Оцените свою работу.
На уроке я научился….
Я понял….
Мне было сложно…
Да, может. По названию уже можно понять, о чем рассказ.) (Нет, основную мысль текста можно понять только после прочтения текста.)