СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать синквейн.Презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена с целью знакомства с правилами создания синквейна.Предназначена для студентов 1-2 курсов колледжа, техникума, учащихся старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать синквейн.Презентация»

Учимся писать синквейн! Автор презентации- Карелина Елена Григорьевна-преподаватель Вельского Экономического колледжа Архангельской области. 2017 г.

Учимся писать синквейн!

Автор презентации- Карелина Елена Григорьевна-преподаватель Вельского Экономического колледжа Архангельской области.

2017 г.

Цель  Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом  и  проверки усвоенного  материала на уроке.  Задачи  Научить приёмам и правилам составления синквейнов.  Показать многообразие вариантов составления синквейнов

Цель Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом  и  проверки усвоенного  материала на уроке. Задачи Научить приёмам и правилам составления синквейнов. Показать многообразие вариантов составления синквейнов

Цели синквейна на уроке:  -Снятие эмоционального напряжения.  -Развитие активности и самостоятельности.  -Формирование познавательного интереса.  -Развитие эмоциональной увлеченности предметом.  -Обогащение словарного аппарата.  - Создание ситуации успеха.

Цели синквейна на уроке:

-Снятие эмоционального напряжения. -Развитие активности и самостоятельности. -Формирование познавательного интереса. -Развитие эмоциональной увлеченности предметом. -Обогащение словарного аппарата. - Создание ситуации успеха.

Что такое синквейн и как его составлять ? Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.  Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Что такое синквейн и как его составлять ?

Синквейн короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Как же строится дидактический синквейн? первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия , рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово  (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Как же строится дидактический синквейн?

первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово  (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.  Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее!

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.

Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее!

Как работать с темой синквейна? Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка. Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть: бумажной или электронной; роскошно переплетенной и богато иллюстрированной; интересной, захватывающей; скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем; старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Как работать с темой синквейна?

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

бумажной или электронной;

роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;

интересной, захватывающей;

скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;

старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»). Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например: захватывающая, фантастическая; занудная, нравоучительная; яркая, интересная; старинная, пожелтевшая. Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

захватывающая, фантастическая;

занудная, нравоучительная;

яркая, интересная;

старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Третья строка – три глагола. Казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может  просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка–  развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история –  завораживает, волнует, будит воображение . При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Третья строка – три глагола. Казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может  просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка–  развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история –  завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у тех, кто привык, что отношение надо формулировать недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценки и формулируется более вольно. По сути, здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например « Начал читать в четыре года » или « У меня огромная библиотека », или « Терпеть не могу читать ») , но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что « бумажные книги – могилы деревьев » или « производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у тех, кто привык, что отношение надо формулировать недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценки и формулируется более вольно. По сути, здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например « Начал читать в четыре года » или « У меня огромная библиотека », или « Терпеть не могу читать ») , но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что « бумажные книги – могилы деревьев » или « производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо « я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так: могу читать до утра; часто читаю ночи напролет; увидел книгу – прощаюсь со сном.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо « я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

могу читать до утра;

часто читаю ночи напролет;

увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось. Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее: Книга. Художественная, научно-популярная. Просвещает, развлекает, помогает. Такая разная, у каждого своя. Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово « библиотека » (место, где собрано множество самых различных изданий) или же « разнообразие ».

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово « библиотека » (место, где собрано множество самых различных изданий) или же « разнообразие ».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например: Книга. Фантастическая, увлекательная. Восхищает, затягивает, лишает сна. Хочу жить в мире магии. Мечта. Книга. Толстая, занудная. Изучаем, анализируем, зубрим. Классика – кошмар для каждого студента. Тоска. После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого студента.

Тоска.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему ?

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему ?

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится серьезно напрягаться. Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты. Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале.

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале.

Образцы синквейна на другие темы: Александр I  1. Правитель  2. Победоносный, всероссийский   3. Разрабатывал, участвовал, возглавлял  4. Сочувствую, потому что нерешительный  5. Император Крымская война 1.Война 2.Кровопролитная, проигранная 3.Топила, взрывала, осаждала 4.Зря начатая, непродуманная, последствия 5.Потери

Образцы синквейна на другие темы:

Александр I 1. Правитель 2. Победоносный, всероссийский  3. Разрабатывал, участвовал, возглавлял 4. Сочувствую, потому что нерешительный 5. Император

Крымская война

1.Война

2.Кровопролитная, проигранная

3.Топила, взрывала, осаждала

4.Зря начатая, непродуманная, последствия

5.Потери

Характеризуем литературного героя: 1.Ассоль.  2.Странная, трепетная.   3.Фантазирует, ждет, верит в чудо.   4.Любовь пришла под парусом мечты.   5.Романтика. 

Характеризуем литературного героя:

1.Ассоль. 2.Странная, трепетная.  3.Фантазирует, ждет, верит в чудо.  4.Любовь пришла под парусом мечты.  5.Романтика. 

Лягушка. Земноводная, хордовая. Прыгает, мечет икру, ловит мух. Видит только то, что движется. Скользкая. Мыло. Прозрачное, клубничное. Моет, пахнет, пузырится. Запах сладкий, вкус противный. Разочарование. Чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любой дисциплине. Причем написание синквейна займёт меньше времени, чем полноценная проверочная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна достаточно 5-10 минут) и показательным.

Лягушка.

Земноводная, хордовая.

Прыгает, мечет икру, ловит мух.

Видит только то, что движется.

Скользкая.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любой дисциплине. Причем написание синквейна займёт меньше времени, чем полноценная проверочная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна достаточно 5-10 минут) и показательным.

Составление синквейнов-увлекательное занятие . 1.  Будущее.  2.  Счастливое, богатое.  3.  Задуматься, работать, создать.  4.  Будущее надо строить самому.  5.  Счастье.    

Составление синквейнов-увлекательное занятие .

1.  Будущее. 2.  Счастливое, богатое. 3.  Задуматься, работать, создать. 4.  Будущее надо строить самому. 5.  Счастье.    

1.Война. 1.Глагол. 2.Страшная, бесчеловечная. 2.Возвратный, совершенный. 3.Убивает, разоряет, жжет. 3.Описывает действие, спрягается, повелевает. 4.Мой прадед погиб на войне. 4.В предложении обычно бывает сказуемым. 5.Память. 5.Часть речи. Составление синквейна помогает развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

1.Война.

1.Глагол.

2.Страшная, бесчеловечная.

2.Возвратный, совершенный.

3.Убивает, разоряет, жжет.

3.Описывает действие, спрягается, повелевает.

4.Мой прадед погиб на войне.

4.В предложении обычно бывает сказуемым.

5.Память.

5.Часть речи.

Составление синквейна помогает развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Потренируемся Колледж Экономика Студенты Весна Спорт Любовь Семья Литература Молодость Удача Профессия

Потренируемся

Колледж

Экономика

Студенты

Весна

Спорт

Любовь

Семья

Литература

Молодость

Удача

Профессия

  1.Жизнь.  2.Активная, бурная.  3.Воспитывает, развивает, учит.  4.Дает возможность реализовать себя.  5.Искусство.

  1.Жизнь. 2.Активная, бурная. 3.Воспитывает, развивает, учит. 4.Дает возможность реализовать себя. 5.Искусство.

1.Семья  2.большая дружная  3.любят заботятся живут  4.все вместе под одной крышей  5.ячейка общества   1.Физическая культура  2.лечебная, адаптивная  3.формирует, развивает, укрепляет  4.направлена на сохранение и укрепление здоровья  5.спорт

1.Семья 2.большая дружная 3.любят заботятся живут 4.все вместе под одной крышей 5.ячейка общества

1.Физическая культура 2.лечебная, адаптивная 3.формирует, развивает, укрепляет 4.направлена на сохранение и укрепление здоровья 5.спорт

Подведём итоги: Синквейн – это пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех . Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. В составлении синквейна каждый может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Подведём итоги:

Синквейн – это пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех . Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. В составлении синквейна каждый может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.   В. Г. Белинский Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.   Н. Гоголь

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

  В. Г. Белинский

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н. Гоголь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!