(1)Школьным библиотекам местные жители теперь часто дарят книги. (2)Их приносят в больших хозяйственных сумках, приносят стопочками, аккуратно перетянутыми бечёвками, порою приносят целые собрания сочинений… (3)Среди книжных завалов трепещущий библиофил может найти и трёхтомник братьев Стругацких, и когда-то сверхдефицитного Пильняка, и ветхий альманах «Хочу всё знать»… (4)Книги на любой вкус! (5)Но почему-то не видно тех книголюбов, которые с сияющими от счастья глазами готовы с головой зарыться в эту гору сокровищ.
(6)Да и к щедрым дарителям тоже относишься почему-то со смешанным чувством. (7)Вроде бы люди проявили бескорыстие, можно даже сказать, чувство высокой гражданской ответственности, позаботились о подрастающем поколении. (8)Но понимаешь и другое: книги отдали, потому что теперь они попросту стали ненужными.
(9)Собирателей домашних библиотек я бы разделил на четыре категории.
(10)Представители первой категории воспринимают книги как надёжный финансовый инструмент получения сверхприбылей. (11)Купил восьмитомник Вальтера Скотта за двенадцать рублей, а потом продаёшь его за восемьдесят. (12)И жадные книголюбы готовы у тебя с руками вырвать заветные тома! (13)Чем не бизнес?
(14)Представители второй категории покупают книги для престижа, для статуса. (15)Обладатель собрания сочинений Александра Дюма воспринимался в свое время как человек успешный, полезный, имеющий налаженные связи. (16)Дорогие фолианты в суперобложках красноречиво свидетельствовали о больших возможностях и авторитете их владельца. (17)Впрочем, были и такие, кто стал собирателем книг как бы поневоле: купил человек дорогую стенку, а в ней книжный шкаф. (18)Надо же чем-то его заполнить! (19)Вот и подбирали книги по цвету переплёта, как обои.
(20)Третий класс книголюбов составляют те, кого можно назвать энтузиастами моды. (21)Они наивно верят в то, что достаточно поставить на полку томик Пушкина – и через какое-то время можно стать духовным, культурным, образованным. (22)Внешне они выглядят как подлинные библиофилы: могут часами стоять в очереди за подпиской, нежно вытирают пыль с обложек и, боясь, что книга порвётся, берегут её как зеницу ока, никому не дают читать. (23)Кстати, и сами-то не читают, а если и читают, то делают это так, как пьют лекарство: это горько, противно, но никуда не деться – надо. (24)Вот почему их интерес не настоящий, он – подражание чужим вкусам, чужим мнениям, чужим увлечениям. (25)Если скажет им авторитетный человек, что нынче читают только зануды и неудачники, они тут же избавятся от библиотеки.
(26)И, наконец, есть четвёртая категория книголюбов, для которых книга всегда была верным и бескорыстным другом. (27)Это для них писали Толстой и Бальзак, Тургенев и Диккенс, Чехов и Сервантес. (28)Это они живут вместе с героями произведений, слышат их голоса, спорят с ними, радуются, когда им хорошо, плачут, когда им больно. (29)Они хорошо понимают, что без читателя книга – всего лишь пачка бумаги, испещрённой мёртвыми буквами, поэтому с готовностью делятся сокровищами из своей домашней библиотеки… (30)Скользнут сейчас чьи-то восторженные глаза по буквам – и произойдёт чудо: строки наполнятся гулом голосов, зашелестят паруса, засвистит ветер, зашумит целый мир… (31)И книга оживёт…
(32)Да, книга – живое существо. (33)Вот почему, когда трогаешь потрёпанные, запылённые тома, оставленные прежним владельцем, становится больно, как будто гладишь выброшенных из дома собак, которые доверчиво тянутся к тебе, надеясь, что хоть ты их пустишь к себе в дом.
(По М. Кузьмину)
22. О каком типе библиофилов, охарактеризованных в тексте, идёт речь в этом высказывании?
Они любят в книге всё: тугой корешок, картинки, запах типографской краски, хруст новых страниц. Не любят они только одного – читать.
1) о первом
2) о втором
3) о третьем
4) о четвертом
5) о третьем и о четвертом
23. Какое из перечисленных утверждений являются верными? 1)Предложения 7-8 поясняют содержание предложения 6. 2)В предложениях 10-13 представлено рассуждение. 3)Предложения 21-22 включают описание. 4)Предложения 33 содержат повествование. 5)В предложении 30 присутствует элемент описания. |
24. Из предложений 22-23 выпишите фразеологизм. |
25. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. |
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор, описывая типы книголюбов, использует разнообразные средства, которые выражают его отношение к этим людям. Так, книжное слово «даритель» имеет явную ироничную окраску. Такой приём, как А_____ («чужим» в предложении 24), тоже носит оценочный характер. Такой троп, как Б _____ («восторженные глаза», «верным и бескорыстным другом»), выражает благоговейное отношение к книге, а такое синтаксическое средство, как В_____ (в предложении 28), раскрывает бесконечное богатство жизни, воплощённое в книгах. В финальной части текста (предложение 33) автор использует такой троп, как _____, который подчёркивает отношение к сказанному». Список терминов: 1) ряд однородных членов 2) книжные слова 3) лексический повтор 4) литота 5) парцелляция 6) развёрнутое сравнение 7) диалектизм 8) эпитет 9) гипербола Ответ: |
| 22 | 3 | |
| 23 | 12 | |
| 24 | как зеницу ока | |
| 25 | 2 | |
| 26 | 3816 | |