СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать сочинение /ЕГЭ 2020/

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

по материалам Интернета

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сочинение /ЕГЭ 2020/»

(1)Школьным библиотекам местные жители теперь часто дарят книги. (2)Их приносят в больших хозяйственных сумках, приносят стопочками, аккуратно перетянутыми бечёвками, порою приносят целые собрания сочинений… (3)Среди книжных завалов трепещущий библиофил может найти и трёхтомник братьев Стругацких, и когда-то сверхдефицитного Пильняка, и ветхий альманах «Хочу всё знать»… (4)Книги на любой вкус! (5)Но почему-то не видно тех книголюбов, которые с сияющими от счастья глазами готовы с головой зарыться в эту гору сокровищ.

(6)Да и к щедрым дарителям тоже относишься почему-то со смешанным чувством. (7)Вроде бы люди проявили бескорыстие, можно даже сказать, чувство высокой гражданской ответственности, позаботились о подрастающем поколении. (8)Но понимаешь и другое: книги отдали, потому что теперь они попросту стали ненужными.

(9)Собирателей домашних библиотек я бы разделил на четыре категории.

(10)Представители первой категории воспринимают книги как надёжный финансовый инструмент получения сверхприбылей. (11)Купил восьмитомник Вальтера Скотта за двенадцать рублей, а потом продаёшь его за восемьдесят. (12)И жадные книголюбы готовы у тебя с руками вырвать заветные тома! (13)Чем не бизнес?

(14)Представители второй категории покупают книги для престижа, для статуса. (15)Обладатель собрания сочинений Александра Дюма воспринимался в свое время как человек успешный, полезный, имеющий налаженные связи. (16)Дорогие фолианты в суперобложках красноречиво свидетельствовали о больших возможностях и авторитете их владельца. (17)Впрочем, были и такие, кто стал собирателем книг как бы поневоле: купил человек дорогую стенку, а в ней книжный шкаф. (18)Надо же чем-то его заполнить! (19)Вот и подбирали книги по цвету переплёта, как обои.

(20)Третий класс книголюбов составляют те, кого можно назвать энтузиастами моды. (21)Они наивно верят в то, что достаточно поставить на полку томик Пушкина – и через какое-то время можно стать духовным, культурным, образованным. (22)Внешне они выглядят как подлинные библиофилы: могут часами стоять в очереди за подпиской, нежно вытирают пыль с обложек и, боясь, что книга порвётся, берегут её как зеницу ока, никому не дают читать. (23)Кстати, и сами-то не читают, а если и читают, то делают это так, как пьют лекарство: это горько, противно, но никуда не деться – надо. (24)Вот почему их интерес не настоящий, он – подражание чужим вкусам, чужим мнениям, чужим увлечениям. (25)Если скажет им авторитетный человек, что нынче читают только зануды и неудачники, они тут же избавятся от библиотеки.

(26)И, наконец, есть четвёртая категория книголюбов, для которых книга всегда была верным и бескорыстным другом. (27)Это для них писали Толстой и Бальзак, Тургенев и Диккенс, Чехов и Сервантес. (28)Это они живут вместе с героями произведений, слышат их голоса, спорят с ними, радуются, когда им хорошо, плачут, когда им больно. (29)Они хорошо понимают, что без читателя книга – всего лишь пачка бумаги, испещрённой мёртвыми буквами, поэтому с готовностью делятся сокровищами из своей домашней библиотеки… (30)Скользнут сейчас чьи-то восторженные глаза по буквам – и произойдёт чудо: строки наполнятся гулом голосов, зашелестят паруса, засвистит ветер, зашумит целый мир… (31)И книга оживёт…

(32)Да, книга – живое существо. (33)Вот почему, когда трогаешь потрёпанные, запылённые тома, оставленные прежним владельцем, становится больно, как будто гладишь выброшенных из дома собак, которые доверчиво тянутся к тебе, надеясь, что хоть ты их пустишь к себе в дом.

(По М. Кузьмину)

22. О каком типе библиофилов, охарактеризованных в тексте, идёт речь в этом высказывании?

Они любят в книге всё: тугой корешок, картинки, запах типографской краски, хруст новых страниц. Не любят они только одного – читать.

1) о первом

2) о втором

3) о третьем

4) о четвертом

5) о третьем и о четвертом

23. Какое из перечисленных утверждений являются верными?

1)Предложения 7-8 поясняют содержание предложения 6.

2)В предложениях 10-13 представлено рассуждение.

3)Предложения 21-22  включают описание.

4)Предложения 33  содержат повествование.

5)В предложении 30 присутствует элемент описания.

24. Из предложений 22-23 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



26. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка. 

«Автор, описывая типы книголюбов, использует разнообразные средства, которые выражают его отношение к этим людям. Так, книжное слово «даритель» имеет явную ироничную окраску. Такой приём, как А_____ («чужим» в предложении 24), тоже носит оценочный характер. Такой троп, как Б _____ («восторженные глаза», «верным и бескорыстным другом»), выражает благоговейное отношение к книге, а такое синтаксическое средство, как В_____ (в предложении 28), раскрывает бесконечное богатство жизни, воплощённое в книгах. В финальной части текста (предложение 33) автор использует такой троп, как _____, который подчёркивает отношение к сказанному».

Список терминов:

1) ряд однородных членов

2) книжные слова

3) лексический повтор

4) литота

5) парцелляция

6) развёрнутое сравнение

7) диалектизм

8) эпитет

9) гипербола

А

Б

В

Г









Ответ:






22

3





23

12





24

как зеницу ока





25

2





26

3816






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!