СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учимся понимать друг друга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью классного часа является работа по формированию толерантного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях.

Просмотр содержимого документа
«"Учимся понимать друг друга"»


Час воспитателя

Тема: «Учимся понимать друг друга»


Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия обучающихся друг с другом.

Задачи:

1.Продолжить работу по формированию толерантного отношения друг к другу.

2. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях.

3.Продолжить работу по развитию коммуникативных навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, презентация музыкальное сопровождение, дерево с листочками.



Ход занятия



«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу


«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

Г.Форд



Какое отношение имеют эти слова к нашему классному часу?

Прежде чем мы учиться понимать, я предлагаю выяснить на сколько мы знаем друг друга. Я предлагаю игру «Узнай меня». Становимся в круг.


Игра «Узнай меня»

Суворовцы встают в круг. В центр круга выходит один, который закрывает глаза. Воспитатель включает спокойную музыку, под которую дети начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, суворовец, находящийся в центре круга пробует угадать на ощупь, кто из одноклассников стоит перед ним. Если он угадывает, в центр становится другой. С какой целью мы проводили эту игру? (Узнать, насколько мы знаем товарищей внешне)

Задание «Жемчужина в раковине»

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных

позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

Вывод: Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Но у людей есть не только достоинства, но и недостатки тоже. И мы к ним должны относиться как? (ответы суворовцев) С пониманием. А как называется это качество? Толерантность. Мы все такие разные: умом и характером, цветом волос и кожи, а также национальными традициями, религиозными убеждениями. И нам нужно уметь строить наши отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире, т.е. быть толерантным. Сейчас понятие «толерантность» очень модное и это слово можно часто услышать.

В 1996г. Генеральная Ассамблея ООН (организация объединенных наций) предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. По-другому этот день называется днем толерантности. Кто знает, что такое толерантность? (ответы суворовцев)

Понятие связано с именем Талейрана Перигора, князя Беневентского, бывшего министром иностранных дел при разных французских правительствах: и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, не ущемляя интересы других людей. При этом он сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Толерантность - это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; она необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Давайте посмотрим, как оно переводиться с разных языков мира:

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. (Русский)

- способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский)

- готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение (Арабский).

(диалог с детьми)

  • Какое из определений вам ближе?

  • А вы считаете себя толерантными?

  • Какими качествами должен обладать толерантный человек?

  • Что нужно для того, чтобы стать толерантным? (варианты ответов)

Что бы стать толерантным человеком нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто остался один, кому плохо. Ведь все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия мы принадлежим к роду человеческому и каждый из нас неповторим и значим.

«Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты – это ты.

Но если мы встретили и поняли друг друга - То это прекрасно!


Как вы его понимаете? (Каждый человек имеет право на индивидуальность и нужно уважать это право) (варианты ответов)

Многие произведения классической литературы затрагивают проблемы толерантности и взаимопонимания. КАКИЕ? «Маугли» (Киплинг), «Гадкий утенок» (Андерсен), «Малыш и Карлсон», также знаменитый русский баснописец Крылов писал, как его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…». Писатели стараются показать, что толерантность – важнейшая черта в становлении личности.

Предлагаю вашему вниманию короткометражных мультфильма с особенным смыслом, который мы обсудим чуть позже. (просмотр мультфильмов, обсуждение)

- каким был главный герой? - почему над ним смеялись? и т.д.

В жизни часто встречаются ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остается один, его считают «белой вороной», все над ним смеются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы над тем, что чувствует человек в такой ситуации? Хотели бы вы оказаться на его месте? Чем закончилась история? Почему все были счастливы? (варианты ответов)

Задание «Знаток».

Обучающимся предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.

Вывод:

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения. Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.


Игра «Комплименты»

Марк Лисянский

«Добрые слова».

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела нужны?

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты. Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д.

(можно взять игрушку и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

Вывод:

Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.

Подведение итогов
Какая игра вам понравилась больше всего?
Что было труднее: понять другого или объяснять самому?
Научились ли вы лучше понимать своих одноклассников?
Вы все большие молодцы. Я надеюсь, что наш класс с каждым днем, неделей, месяцем будет становиться сплочённее, вы будете искренне уважать друг друга, помогать, никогда не бросите в беде.

 -Хотелось бы закончить наше занятие на сплочение коллектива так же как и начинали (В кругу участники передают друг другу игрушку и делятся своими впечатлениями о занятии: «Я желаю тебе….»)

Рефлексия. Анализируем и оформляем:

«Дерево толерантности»

Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наша группа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

Возможные варианты:

* Помогать друг другу, быть дружнее, защищать

слабых.

* Не ссориться, стараться понять друг друга

* Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

* Больше общаться, узнавать друг друга

* Уважать друг друга, стараться самому стать лучше















Воспитатель _________________ Ногаева З.Р.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!