СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель, которого я выбираю. Урок – размышление по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Учитель, которого я выбираю. Урок – размышление  по рассказу В.Г. Распутина «Уроки  французского».

Цель урока: на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе  нравственности и пробудить потребность творить добро.

Задачи урока:

1. Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями.

2. Формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;

3. Воспитывать у учащихся эмпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Учитель, которого я выбираю. Урок – размышление по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».»

Тема: Учитель, которого я выбираю. Урок – размышление по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цель урока: на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро.

Задачи урока:

1. Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями.

2. Формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;

3. Воспитывать у учащихся эмпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности.


I. Организационный момент  (2 мин.)

– Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! 

– Ребята! Все вы школьники и сможете легко ответить на вопрос: без чего или кого не может существовать школа? (Учащиеся отвечают). 


Учителя и ученики взаимосвязаны друг с другом, необходимы друг другу. Вот и для проведения этого урока мне необходима ваша помощь, а вам – моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать  в трудную минуту. Кто согласен?






– Действительно, школа не может существовать  без учителя и его учеников.


II. Формулирование темы и цели урока.

А разговор у нас сегодня пойдет о героях рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».


И начнем урок с ваших впечатлений от рассказа, с того, что затронуло вашу душу.

Мне очень приятно слышать, что рассказ никого из вас не оставил равнодушным.

Вы верно подметили доброту учительницы, понимание, отзывчивость, т.е те качества человеческого характера, которые ценил автор, и которые вызывают симпатию к героям рассказа и у читателей.


Цель, задачи:

А чему вы еще хотели бы сегодня научиться?

Что понять?

Что вы хотели бы обсудить на уроке?




Цель: Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.


А сформулировать тему урока нам помогут душевные слова В.П. Астафьева, с чьим творчеством мы познакомимся на следующих уроках:

,,Фамилию учителя можно и забыть, важно,

чтоб осталось слово ,,Учитель”.


Тема нашего урока звучит так: Учитель, которого я выбираю.

"В этом рассказе мне понравилась доброта, дружба и понимание между учителем и учеником. Запомнился эпизод, где учительница играла с мальчиком на деньги."


"Запомнилось, как учительница помогала голодающему ученику, который, сам того не подозревая, брал эту помощь"


"Рассказ мне очень понравился. Он заставляет о многом задуматься. Там есть захватывающие эпизоды. Например, когда Лидия Михайловна передала посылку с макаронами и гематогеном главному герою, их игра в пристенок".


III. Слово о писателе.

Говорить о произведении писателя, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в Сибири. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области – родина писателя.

Распутин на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами.

Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать наравне со взрослыми.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского».

А посвящено произведение учительнице, отдавшей детям всю свою жизнь, матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне Копыловой.


Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось» . Это Лидия Михайловна Молокова- учительница французского.



Время в рассказе.

– Какое время показано в рассказе? (1948 год)

– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?


































(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).

Каким мы видим мальчика?





А Лидию Михайловну?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:



Как вы думаете, почему эти описания автор поставил рядом?

Как называется этот прием?

Антитеза (термин знаком учащимся)


В трудной ситуации оказался главный герой рассказа “ Уроки французского”?



Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка?







Что предпринимает учительница?



Тощий диковатый мальчишка, неопрятный, одинокий, разбитое лицо, застиранный пиджачишка, маркие светло-зеленые штаны, чирки.


«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая…….и что я здесь делаю?»



Подчеркивает трудное положение мальчика



Один в чужой семье, голод, страх, неуверенность, проблемы с французским языком, избит мальчишками. 


Лидия Михайловна. Она была не только учительницей французского языка, но и классным руководителем.

Лидия Михайловна заметила, что с ее учеником творится что-то неладное; когда он пришел в школу избитым, она узнала, что он играет на деньги.


Она решает выяснить, почему ее ученик играет на деньги, приглашает мальчика для беседы после уроков.

Давайте посмотрим  отрывок из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». 


Что вы заметили в образе Лидии Михайловны? Подчеркните самое главное, характеризующее учителя. 


Правильно ли поступила Лидия Михайловна, не сообщив директору об этом происшествии? Почему она так поступила? Дискуссия.




Почему именно героя-рассказчика Лидия Михайловна выбрала для дополнительных занятий французским языком?



Как относится мальчик к занятиям?

Как об этом говорит писатель? Зачитайте.










Для чего Лидия Михайловна стала приглашать мальчика на занятия к себе домой?






Что он чувствовал, находясь у Лидии Михайловны? Выборочный пересказ.




Просмотр отрывка.




Забота о детях, материнское начало, внимательность.




Мнения могут быть разными.






«Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».


Так начались для меня мучительные и неловкие дни. С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной, и, ломая язык, повторять вслед за ней неудобные для произношения, придуманные только для наказания слова... И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.


…я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле.


Я шел туда как на пытку. И без того от природы робкий и стеснительный … буквально каменел и боялся дышать.
Забившись в угол, я слушал, не чая дождаться, когда меня отпустят домой. 

Какая ещё была попытка учительницы помочь ученику?

Случай с посылкой. Кто расскажет нам об этом случае?


Как сама Лидия Михайловна объяснила свой поступок? Зачитать (стр. 155).




— Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь — единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.

Инсценировка. Оцените актерские способности учащихся.

Сценка. Игра в «замеряшки».


Почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником?

Как вы расцениваете этот поступок?

Понял ли герой рассказа сразу истинную причину игры на деньги со своей учительницей?


Как ведёт себя учительница во время прихода директора?

Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?







Она хотела помочь ему незаметно, бескорыстно. Это он понял позже.





Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.
— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
  Через три дня Лидия Михайловна уехала.— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

IV. Подведём итоги.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты.


А какие еще черты характера вы заметили в ней?

В чем они проявляются? 




Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно).

А те учителя, у которых вы учитесь, помогают вам в затруднительных ситуациях?


Обычно учителя оценивают учеников, но сегодня вы попробуете сделать наоборот.

Предлагаю вам в парах определить по 2 качества характера из перечисленных на листе с подсказками, свойственных учителям, которые вас обучают, которым вы доверяете, которых уважаете. 


Учащиеся называют и вывешивают на доске карточки с названиями  соответствующих качеств.


Вывод: Прошло 60 лет, а качества характера учителей все те же: честность и благородство, профессионализм и порядочность, щедрость и, конечно, доброта













  • Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя;

  • благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал;

  • она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.



Творческая работа. Письмо учителям. Работа с иллюстрациями.

–  Валентин Григорьевич Распутин в благодарность за доброту и участие в его судьбе написал о своей учительнице Лидии Михайловне рассказ «Уроки французского». 


Безусловно, ваши учителя тоже заслуживают внимания и благодарности с вашей стороны.

Давайте послушаем, какое письмо учителю  поучилось у ваших одноклассников.


Работа с иллюстрациями к рассказу.

Вы, конечно же, обратили внимание на иллюстрации к рассказу В. Распутина, Предлагаю юным художницам выйти и рассказать, почему именно эти эпизоды им захотелось запечатлеть.


Слово учителя. Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру».

Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе.


Выводы. Оценки:

– Спасибо вам, ребята! Вы были активными и принципиальными, честными и добрыми. Мы с вами выполнили все, что запланировали.

Рефлексия: Самооценка.


Работа с карточками самооценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!