СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ». Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Осада Дубно. Анализ 4– 5 глав».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;
    2. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,
    3. совершенствовать технику чтения;
    4. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ». Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Осада Дубно. Анализ 4– 5 глав».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Осада Дубно. Анализ 4– 5 глав».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;

    2. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,

    3. совершенствовать технику чтения;

    4. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

  2. Развивающие:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: пищаль, осада, отречение

    2. развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения

    3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    4. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    5. развивать умение давать характеристику действующим лицам;

    6. развивать самостоятельность, мышление

  3. Воспитательные

    1. развивать патриотические чувства;

    2. бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголь; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.



- Какое домашнее задание вы выполнили дома?

1.Прочитать 5 главу.

2.Давать сравнительную характеристику Остапа и Андрия (по 2-3 главам) см. Приложение №1

3.

Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке мы будем анализировать 5 главу повести, поговорим об осаде города Дубно.

Мы будем анализировать …

Мы будем работать над образом…

Мы будем делать выводы

4.

Открытие нового знания. Анализ 5 главы повести.

Осада Дубно.

1.Вступительное слово





2. Аналитическая беседа по содержанию.

-Как себя проявили Остап и Андрий в начале похода?

Задание. Обобщить по тексту наблюдения Бульбы за сыновьями и ответить на вопрос, почему, по мнению отца, «Остап— не Андрий»?

-В чем они одинаковы?

-Чем братья отличаются?

-Как о сыновьях говорил Бульба?




-Почему войско решило идти на город Дубно?


-Как жители города защищали город? Опишите первую атаку запорожцев.











-Началась осада города.

-Как расположились запорожцы вокруг города?




-Чем занимались во время осады запорожцы?

-Как сыновья Тараса относились к такой жизни?


-Что говорил Тарас Андрию, который заметно скучал?




-Какой полк пришёл на помощь козакам?


-Почему Андрий не мог уснуть?



-Чему он подивился, обходя козацкие ряды?

Чтение в лицах разговора Андрия с татаркой, служанкой панночки.

-Что сделал Андрий для спасения панночки и её семьи?

-Почему Андрий идет в осажденный город?

-Почему Андрий отрекается от Отчизны Украины?











Оба «возмужали», «были одни из первых» и т. д.

Бульба видит в Остапе опытного воина: ему «... на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела», потому что Остап «ни разу не смутился (не потерял «знанья») ни от какого случая...». В нем отец видит «наклонности будущего вождя» и «... рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Об Остапе: «будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт».

Об Андрие: «И это добрый – враг бы не взял его! – вояка!».





Дополните предложения стр.194

Жители города решили защищаться до … .

вал защищал город. Гарнизон был … . Запорожцы полезли на вал, но были … картечью. Мещане и городские обыватели стояли кучею … . Даже женщины решили участвовать, и на головы запорожцам полетели .., .., .., .. .

Запорожцы … дело с крепостями. Кошевой велел .. .




& Словарная работа

Осада - военная блокада города или крепости с намерением захватить объект последующим штурмом.






Сынам Тараса Бульбы не нравилась такая жизнь.




«Терпи, козак, - атаманом будешь! … тот добрый воин, кто и на безделье не скучает, кто всё вытерпит..».







Андрий чувствовал какую – то духоту на сердце.






стр.197-198







& Словарная работа

Отрекаться -1. Отказываться от чего-л., не признавать своим, себе принадлежащим. 2. Отказываться от кого-л. близкого

5.

Подведение итогов урока.

Выводы.

Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины и природы). Он не такой, как все.

Остапа же отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он – воин. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу, который выделяет его перед Андрием. Андрия объединяет с Сечью дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры. В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь.


6.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4.«Я оцениваю свои знания…, потому что…»

Заполняют бланк самооценки.

7.

Домашнее задание

1.Дополнить предложения (по содержанию 5 главы).

2. Прочитать 7-9 главы «Первый бой под Дубно»

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Приложение №1

Сравнительная характеристика


Остап

Андрий

внешность

«два дюжие молодца», «крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос»; «при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты»

Отношение к учению

«в первый год бежал»; «четыре раза закапывал он свой букварь»; «начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими»

«он учился охотнее и без напряжения»; «он был более изобретателен»;

Отношение к товарищам

«считался одним из лучших товарищей»; «редко предводительствовал»; «никогда не выдавал своих товарищей; никакие розги и плети не могли заставить его это сделать»;

«чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»

Черты характера

«Он был прямодушен с равными»; «он имел доброту …»; «он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни»; «он душевно был тронут слезами бедной матери»

«имел чувства живее и более развитые»; «тяжёлый и сильный характер»; «с помощью изобретательного ума умел увёртываться от наказания»; «он также кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам»

Поведение в бою

«был на роду написан битвенный путь»»; «крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва»

«бешеную негу и упоенье он видел в битве»; «весь погрузился в очаровательную музыку мечей и пуль»; «он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать»

Приложение №2

Дополните предложения

Запорожцы решили идти на город ..

Жители решили защищаться до …

Кошевой велел …

Запорожцы расположились вокруг города …

Тарас сказал сыну: «Терпи, козак, - …».

Товкач привёл … полк, в котором было больше …

У каждого запорожца на поясе висели .., .., ..

Андрий увидел татарку, …

Панночка находилась в … , потому что старый пан сидит …

Панночка послала татарку к Ардрию, чтобы он дал ей …

Андрий и татарка вошли в город через …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!