СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удельная теплота плавления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удельная теплота плавления. конспект урока по физике в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Удельная теплота плавления»

Тема урока: «Удельная теплота плавления»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с цифрами «А», «Б», «В», «Г», тесты

  1. Организационный этап

Добрый день, садитесь. Тема сегодняшнего урока «Удельная теплота плавления». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Для изучения нового материала нам необходимо повторить пройденный материал.

  1. Проверка домашнего задания

Работа в группах – игра «Кто хочет стать отличником?»

Игра «Кто хочет стать отличником». Класс делится на две группы. Каждой группе раздаются карточки: «А», «Б», «В», «Г». На экране поочерёдно задаются вопросы и даётся четыре варианта ответа на каждый вопрос. Работая в группах, учащиеся за 10 секунд должны дать ответ на вопрос и поднять карточку. Ответы учащихся записываются в таблицу. По истечении времени (5 минут) подводятся итоги, даётся оценка работы каждой группы и отдельных учащихся.

Вопросы:

  1. Формула Q=cm(t2-t1) используется для….

  1. Вычисления плотности вещества

  2. Определения скорости тела

  3. Потенциальной энергии тела

  4. Для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

  1. Величина св формулеQ=cm(t2-t1) это…

  1. Масса тела

  2. Температура тела

  3. Удельная теплоемкость вещества

  4. Количество теплоты

  1. По формуле Q=qm вычисляется…

  1. плотность вещества

  2. количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива

  3. скорость тела

  4. кинетическая энергия тела

  1. Величина q – это….

  1. масса вещества

  2. удельная теплоемкость вещества

  3. удельная теплота сгорания топлива

  4. количество теплоты

  1. Плавление тел – это…

  1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое

  2. Переход вещества из жидкого в твердое

  3. Переход вещества из газообразного в жидкое

  4. Переход вещества из жидкого в газообразное

  1. Температура плавления – это..

  1. 00С

  2. 1000С

  3. Температура при которой вещество плавится

  4. Любая температура, которая больше 00С

  1. На рисунке показана зависимость температуры от времени для твердого тела. Какой участок относится к плавлению?

А) АВ; Б) ВС; В) СД; Г) ВСД.


  1. Изучение нового материала

При изучении нового материала мы будем опираться на материал предыдущих уроков.

Мы с вами знаем, что называется процессами плавления и отвердевания, в чём отличие в молекулярном строении твёрдых тел от жидкостей, мы знаем, что при плавлении вещества идёт процесс разрушения его кристаллической решётки, при этом необходимо затратить энергию, а при кристаллизации эта энергия выделяется. Т.е. процессы плавления и отвердевания мы изучили качественно.

Следующая наша с вами задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно.

Давайте определим цель сегодняшнего урока. Что мы должны изучить сегодня?

(ответы учащихся)

(Четко сформулировать цель урока и задачи)

Цель:изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Задачи:

  • Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Узнать единицы измерения данной величины.

  • Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

  • Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

  • Приводить примеры практического применения изученного материала.

Сейчас мы с вами попытаемся устно решить задачи, которые должны помочь нам научиться этому.

Учитель: При выполнении лабораторной работы было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340000 Дж теплоты. Используя эти данные, ответьте мне на вопрос: Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?(680000 Дж)а 10 кг? (3400000Дж) а m кг?

Q=340000*m

Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.

Учитель: А если я возьму другое вещество – золото, например? Кто мне скажет, как поступить?

-Какие данные мы использовали? (лаб.работы)

-Какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг золота?

-Проводили и такую лаб.работу и получили такой результат 67000Дж теплоты.

-теперь для любой массы золота мы можем вычислить количество теплоты, требуемого для плавления

Q=67000*m

Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы золота.

А если взять серебро или олово?

Общий вывод: Для того, чтобы рассчитать какое количество теплоты потребуется для плавления того или иного вещества, нужно знать какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг вещества.

Опыты проводились для каждого вещества, но запомнить все величины мы не можем, поэтому их занесли в таблицу, фрагмент которой есть у вас в учебнике.

Может кто-то уже догадался, как называется эта величина.

Эту величину назвали удельная теплота плавления вещества. С аналогичными величинами мы встречались с вами ранее – это с и q.

Данную величину мы будем обозначать греческой буквой λ«лямбда».

Итак, λльда=340000 Дж/кг,

λзолота =67000 Дж/кг

Откройте учебники стр.37 и, найдите, чему равна удельная теплота плавления серебра, олова и др.

Попробуйте сформулировать физический смысл этой величины.

В общем виде формула примет вид: Q=λm

  1. Закрепление изученных знаний

  1. Работа с таблицей в учебнике

  2. Решение задачи: Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить 400 г олова взятого при температуре плавления?

(работа с правильным оформлением задачи)

Где мы на практике можем использовать эти знания? Кому нужна формула, которую мы изучили?

-На данный момент вам она нужна для решения задач, возможно, кто-то будет сдавать ГИА по физике в 9 классе, там встречаются задачи на эту тему.

Пример практического применения изученного материала :металлургия. Используя изученную нами сегодня формулу, металлурги вычисляют количество теплоты, необходимое в доменных печах, мартенах. От правильности их вычислений зависит качество выплавленного чугуна, стали, других металлов. Для выплавки, например, чугуна требуется очень большое количества теплоты, а значит и сжигаемое в домнах топливо должно иметь большую теплоту сгорания. Одним из видов такого топлива является кокс, который получают из высококачественных сортов каменного угля – антрацит на специальных комбинатах. У нас на Алтае тоже имеется такой кокс - химический комбинат в г. Заринске.

  1. Подведение итогов

Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Решили?

Добились поставленной цели?

Сейчас мы это и проверим. Предлагаю ответить на вопросы теста (3-4 минуты)-взаимопроверка в парах.

Кто ответил на все вопросы, встаньте! Молодцы! Кто на два? А есть, кто вообще не ответил?

  1. Оценки за урок. Домашнее задание: п15, упр 8 №4 (комментарии)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!