Тема урока: «Удельная теплота плавления»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с цифрами «А», «Б», «В», «Г», тесты
Организационный этап
Добрый день, садитесь. Тема сегодняшнего урока «Удельная теплота плавления». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Для изучения нового материала нам необходимо повторить пройденный материал.
Проверка домашнего задания
Работа в группах – игра «Кто хочет стать отличником?»
Игра «Кто хочет стать отличником». Класс делится на две группы. Каждой группе раздаются карточки: «А», «Б», «В», «Г». На экране поочерёдно задаются вопросы и даётся четыре варианта ответа на каждый вопрос. Работая в группах, учащиеся за 10 секунд должны дать ответ на вопрос и поднять карточку. Ответы учащихся записываются в таблицу. По истечении времени (5 минут) подводятся итоги, даётся оценка работы каждой группы и отдельных учащихся.
Вопросы:
Формула Q=cm(t2-t1) используется для….
Вычисления плотности вещества
Определения скорости тела
Потенциальной энергии тела
Для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
Величина св формулеQ=cm(t2-t1) это…
Масса тела
Температура тела
Удельная теплоемкость вещества
Количество теплоты
По формуле Q=qm вычисляется…
плотность вещества
количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива
скорость тела
кинетическая энергия тела
Величина q – это….
масса вещества
удельная теплоемкость вещества
удельная теплота сгорания топлива
количество теплоты
Плавление тел – это…
Переход вещества из твердого состояния в жидкое
Переход вещества из жидкого в твердое
Переход вещества из газообразного в жидкое
Переход вещества из жидкого в газообразное
Температура плавления – это..
00С
1000С
Температура при которой вещество плавится
Любая температура, которая больше 00С
На рисунке показана зависимость температуры от времени для твердого тела. Какой участок относится к плавлению?
А) АВ; Б) ВС; В) СД; Г) ВСД.
Изучение нового материала
При изучении нового материала мы будем опираться на материал предыдущих уроков.
Мы с вами знаем, что называется процессами плавления и отвердевания, в чём отличие в молекулярном строении твёрдых тел от жидкостей, мы знаем, что при плавлении вещества идёт процесс разрушения его кристаллической решётки, при этом необходимо затратить энергию, а при кристаллизации эта энергия выделяется. Т.е. процессы плавления и отвердевания мы изучили качественно.
Следующая наша с вами задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно.
Давайте определим цель сегодняшнего урока. Что мы должны изучить сегодня?
(ответы учащихся)
(Четко сформулировать цель урока и задачи)
Цель:изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.
Задачи:
Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления».
Узнать единицы измерения данной величины.
Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.
Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.
Применять изученную на уроке формулу при решении задач.
Приводить примеры практического применения изученного материала.
Сейчас мы с вами попытаемся устно решить задачи, которые должны помочь нам научиться этому.
Учитель: При выполнении лабораторной работы было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340000 Дж теплоты. Используя эти данные, ответьте мне на вопрос: Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?(680000 Дж)а 10 кг? (3400000Дж) а m кг?
Q=340000*m
Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.
Учитель: А если я возьму другое вещество – золото, например? Кто мне скажет, как поступить?
-Какие данные мы использовали? (лаб.работы)
-Какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг золота?
-Проводили и такую лаб.работу и получили такой результат 67000Дж теплоты.
-теперь для любой массы золота мы можем вычислить количество теплоты, требуемого для плавления
Q=67000*m
Вывод: зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы золота.
А если взять серебро или олово?
Общий вывод: Для того, чтобы рассчитать какое количество теплоты потребуется для плавления того или иного вещества, нужно знать какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг вещества.
Опыты проводились для каждого вещества, но запомнить все величины мы не можем, поэтому их занесли в таблицу, фрагмент которой есть у вас в учебнике.
Может кто-то уже догадался, как называется эта величина.
Эту величину назвали удельная теплота плавления вещества. С аналогичными величинами мы встречались с вами ранее – это с и q.
Данную величину мы будем обозначать греческой буквой λ«лямбда».
Итак, λльда=340000 Дж/кг,
λзолота =67000 Дж/кг
Откройте учебники стр.37 и, найдите, чему равна удельная теплота плавления серебра, олова и др.
Попробуйте сформулировать физический смысл этой величины.
В общем виде формула примет вид: Q=λm
Закрепление изученных знаний
Работа с таблицей в учебнике
Решение задачи: Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить 400 г олова взятого при температуре плавления?
(работа с правильным оформлением задачи)
Где мы на практике можем использовать эти знания? Кому нужна формула, которую мы изучили?
-На данный момент вам она нужна для решения задач, возможно, кто-то будет сдавать ГИА по физике в 9 классе, там встречаются задачи на эту тему.
Пример практического применения изученного материала :металлургия. Используя изученную нами сегодня формулу, металлурги вычисляют количество теплоты, необходимое в доменных печах, мартенах. От правильности их вычислений зависит качество выплавленного чугуна, стали, других металлов. Для выплавки, например, чугуна требуется очень большое количества теплоты, а значит и сжигаемое в домнах топливо должно иметь большую теплоту сгорания. Одним из видов такого топлива является кокс, который получают из высококачественных сортов каменного угля – антрацит на специальных комбинатах. У нас на Алтае тоже имеется такой кокс - химический комбинат в г. Заринске.
Подведение итогов
Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Решили?
Добились поставленной цели?
Сейчас мы это и проверим. Предлагаю ответить на вопросы теста (3-4 минуты)-взаимопроверка в парах.
Кто ответил на все вопросы, встаньте! Молодцы! Кто на два? А есть, кто вообще не ответил?
Оценки за урок. Домашнее задание: п15, упр 8 №4 (комментарии)