СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир адыгейских музыкальных инструментов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционные адыгейские музыкальные инструменты не остаются лишь монускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу в наше современное время. Названия и классиикация адыгейских музыкальных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир адыгейских музыкальных инструментов»



Тема: «Удивительный мир адыгейских музыкальных инструментов».

( Учитель музыки Жане Фатимет Ильясовны).


Время возникновения музыкальных инструментов у адыгов говорить сложно. Такие инструменты как бжамий, камыл, упоминается в нартском эпосе. Костная флейта найдена в захоронении на территории Древней Синдики(VI – V века до н.э.). В преданиях о флейте нарта Ащамеза гласит о связи с миром души человека миром предков,духом вселенной. Появление на Кавказе таких инструментов как апапшин, пшинатарку, шичепшин, относятся к I тыс.н.э. Струны этих инструментов делались из не крученого волоса или жил, что связывает с мифологиями наконя, дыханием ветра, нити.

Украшались музыкальные инструменты серебром с позолотой или чернением, с резьбой, костными перемычками с традиционными орнаментами, геометрическими линиями и фигурами, подчёркивало связь инструментов с мотивами плодородия, изобилия, отношение к растениям, идее умирания и воскрешения.

Народные музыкальные инструменты адыгов чётко разделяются на основные группы: ударную(пхачич, шонтрипе), струнную (апапшина, пшинетарко, шичепшина, пхотепшина, пшинакаб),духовую(камыл, сырын, бжамий) и клавишно — пневматический инструмент пшина (гармоника).

Главный представитель группы ударных — пхачич. Это самозвучащий инструмент типа трещётки. Основная исполнительская функция пхачич- подчёркивание ритма в песенных танцевальных мелодиях. Название пхачич возникло из соединении слова«пхъэ»-дерево, с«кlыч»-подражание звуку, получающемуся при постукивании друг о друга сухих деревянных пластинок. Инструмент состоит из 3,5,7 хорошо высушенных звонких дощечек, 10-17 см в длину и 5-10 см в ширину, одним концом свободно привязанных при помощи тонкого, но прочного ремешка к такой же пластине с рукояткой. Общая длина 30-35 см. Раньше для пхачича подбирались мягкие сорта дерева. Современная гармоника превосходящая силой звука старинные национальные инструменты изготавливаются из твёрдых пород дерева: ясеня, каштана, чинары, граба, самшита.

Пхачич — любимый инструмент адыгами, без него не обходится ни один праздник. Он не только ровно держит темп, но и воодушевляет танцующих силой своих ударов. Это один из древнейших самобытных

народных инструментов. Щёлканье пхачича напоминает конский скок.

Адыги говорят так: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем — на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца».

Другой ударный инструмент- шонтрыпе: барабан обыкновенный массового производства. Используется как и пхачич для подчёркивания ритма, иногда выступает вместе с ним, иногда заменяя его в быстрых, зажигательных танцевальных мелодиях.

Группу струнных открывает апэпшинэ - трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, сохранившийся у моздокских адыгов- христиан. Хан-Гирей отмечал: «Апэпшин- род балалайки с тремя струнами, которым пользовалась только адыгская аристократия». Применялся в домашнем музицировании, а также в дни праздников и гуляний, при исполнении героических, любовных и лирических песен, различных танцев и сказаний нартского эпоса. Название апэпшинэ возникло из соединений двух слов: «апэ»-палец и пшинэ - музыкальный инструмент. Буквальный перевод «апэпшинэ»- «пальцевый музыкальный инструмент»,так как звук на нём извлекается непосредственно пальцами правой руки. Тембр (окраска звука) очень схож с балалаечным, но несколько мягче. Техника игры также близка к балалаечной. Хан- Гирей отмечал, что этот инструмент являлся инструментом аристократок. Этот инструмент был обнаружен у моздокских адыгов-христиан адыгейским поэтом и фольклористом А.М. Гадагатлем во время его поездки в Моздок в селения Курского района Ставропольского края в октябре 1959года. В 1975г. В Тбилиси мастером Б. Г. Аствацотуровым было реконструировано несколько апэпшин: прима, секунда, альт, бас, контрабас с ладами.

Следующий представитель струнной группы- пшинэтарко (адыгейская арфа-многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. Интересен тот факт, что на египетских фесках ХIVв до н.э. изображена арфа напоминающая лук охотника. Натянутая тетива арфы при выстреле издавала мелодичный звук. В древности на Востоке,в Турции, в Риме арфа была любимым инструментом. Особенным искусством игры на арфе славились народные певцы Ирландии - барды, они пели под её аккомпонимент свои саги. Изображение её вошло даже в национальный герб Ирландии. Около 1810г старинная арфа была усовершенствована

французским мастером С. Эрароен. Сегодня она представляет большую

деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Для удобства игры на арфе одни струны выкрашены в красный цвет,а другие в синий.


Адыгейская арфа - пшинэтарко, произошло от слова тарко (рогатина, что указывает на угловатую форму инструмента. По данным Хан - Гирея, внешним видом и устройством пшинэтарко была похожа на обыкновенную арфу и имела 24 струны из тонко перевитого конского волоса. Как и апэпшин пшинэтарко явилась инструментом аристократии.

Сведения о пшинэтарко имеются также у С. И. Тургенева.


Не меньший интерес представляет с собой пхотэпшин. Это древнейший музыкальный арфовидный инструмент адыгов. Найденные остатки детали хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербург относится к эпохе ранней бронзы

IIIтысячелетия до н.э. Реконструкция произведена по археологическим материалам археолога Александра Резеткина. В ауле Гобукай Республики Адыгея в музее имени Юсуфа Гисовича Сташ находится пхотэпшин — автором реконструкции является сам Ю.Г. Сташ- народный умелец, мастер реставратор адыгейских музыкальных инструментов. Пхотэпшин сделан из дерева груши, который растёт на высокогориях Северного Кавказа. Имеет 34 струны. В данное время это инструмент можно использовать.

Один из традиционных и любимейших инструментов адыгов- двухструнный смычковый шичепшинэ. Название шичепшинэ возникло из соединения двух слов: «шиче»- конский волос (что связано с материалом, из которого изготавливается волос смычка и струны) и «пшинэ» музыкальный инструмент. Таким образом, буквальный перевод «шичепшинэ» - «консковолосный музыкальный инструмент». Общая длина инструмента 70 см. Корпус инструмента изготавливался из груши, липы или клёна. Верхняя доска почти плоская, а задняя полукруглая. Шичепшин имеет две струны из конского волоса на колышках и мостике, как на скрипке. Смычок в виде арки, струны натянуты слабо. Основание инструмента опирается как у виолончели. Старинные сказания нартского эпоса и народные песни не отрывны от звучания шичепшинэ. Большим успехом пользуется также сольное исполнение на шичепшинэ песенных и танцевальных мелодии. Играли на шичепшинэ преимущественно мужчины певцы - сказители. Шичепшинэ участвовал не только во всякого рода народных торжествах — танцах, свадьбах и пр. Он использовался и в обряде ухаживания за больным, когда звуки музыки должны отвлечь последнего от тяжёлых мыслей и отогнать от него хворь, а также в домашнем музицировании. У адыгов шичепшин был популярным инструментом, являлся обязательной принадлежностью хачеща (гостиной, комнаты, предназначенной для приёма и расположения гостей). Здесь происходили состязания шичепшинистов. Хачеш являлся своеобразной школой обучения на шичепшинэ. Инструмент нередко использовался в ансамбле — с камылем или пхачич, а иногда и с тем и с другим. Этот инструмент был популярен как среди дворян, так и в широких массах.

Люди верили раньше в чудодейственную силу звука который извлекался на инструменте шичепшин. Хатх Магамет Гуаз жил в конце ХVIII - начале ХIХ вв.В одном из боевых сражений он был тяжело ранен. Надо было извлечь пулю засевшую далеко в теле. Чтобы не выдать стоном своих страданий, он попросил дать ему шичепшин, и, играя на нём, во время операции напевал мелодию, выдуманную им. В конце песни он произносил звук «ыг!»-стон с закрытым ртом. Это были самые тяжёлые, едва терпимые места во время операции.

Разновидностью шичепшинэ является пшинэкеб-смычковый струнный инструмент наподобие виолончели. Он выполняет те же функции, что и шичепшин, но отличается большим размером, более низким тембром и тыквообразной формой корпуса. Название происходит от слова «кэб»-тыква. Издревле пшинэкеб изготовлялся из тыквы. Когда плод начинал расти, части его удленялись. Тыкву срезали наполовину, проделывали отверствия и натягивали струны. Впервые пшинэкеб начали мастерить во 2-4вв. до н.э. У некоторых моздокских адыгов до сих пор хранятся эти музыкальные инструменты с многовековой историей.

Наиболее характерный и распрастранённый представитель группы духовых -камыл -открытая продольная флейта. В переводе с адыгейского

означает «камыш»,что указывает на материал, из которого в старину изготавливался инструмент. Репертуар его в первоначальной стадии существования ограничивался лишь подражанием звукам природы(пению птиц, шуму ветра, шелесту листвы и т.д.).

Первоначально материалом для камыля служил исключительно камыш.

Позднее инструмент стали изготавливать из более твёрдых пород дерева-сербы(бузины), бережий, имеющих мягкую сердцевину.Примерно с VI в.

начали применять бамбук. С изобретением железа появились камыли из

металла — тонкая медная или железная трубка, но чаще всего для камыля

использовали ружейный ствол, представляющий с собой идеальную «заготовку» инструмента. По сравнению с деревянными металические камыли были прочнее, долговечнее и имели более сильный звук. И те и другие богато отделывались особенно в среде состоятельных музыкантов, выступавших перед аристократической аудиторией. Музицирование на камыле занимало видное место в свадебных и праздничных церемониях.

Без него невозможно было исполнение древних и любимых народом танцев, таких, как «Удж» или «Загатлят».В больших прздниках участвоали 4 камылиста, игравших и вместе и поочерёдно. Охотно слушали и камыл и в хачешах - комнатах, предназначенных для размещения и приёма гостей. Камыл использовался также в ансамбле с шичепшинэ и пхачич. В старину на камыле играли только мужчины, т.к. считалось это не женским занятием.

К группе духовых инструментов относятся два древнейших инструмента:сырын и бжамый.

Сырын — продольная флейта типа свирели. Сырын представлял собой полую трубку - дудочку из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Первоначально репертуар сырын состоял из подражаний звукам природы. Потом инструмент стал использоваться для сопровождения хорового сольного пения, иногда танцев. Применялся он главным образом в напевах жизнерадостного, светлого характера.

Второй из духовых инструментов прошлого- бжамий — пастуший рог изготавливался из рог буйвола. Использовался как сигнальный инструмент

Употреблялся также при исполнении старинных «гыбзэ»-воплей, плачей, слагавшихся в память погибших героев.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом

является пшинэ- адыгейская гармонь. Она появилась в ХIХ веке. Он стал непременным участником народных гуляний и празднеств, свадеб и свадебных торжеств, домашнего музицирования.Чаще всего встречается в ансамбле с пхачичем или барабаном. По сравнению с адыгейскими инструментами звук пшинэ обладает большой силой, но он слишком резок и поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов, а в исполнении танцевальных адыгейских мелодий он великолепен и прекрасен.

Традиционные адыгейские музыкальные инструменты не остаютсялишь монскриптом истории, их изучение жизненно необходимо каждому адыгу в наше современное время.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!