Урок русского языка в 6 классе по теме
«Удивительный мир фразеологизмов».
Цель урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Рада приветствовать всех на нашем уроке! Ребята, присаживайтесь.
Ребята, сегодня урок русского языка у нас пройдет в присутствии гостей.
Итак, прежде чем начать урок по теме, я бы хотела провести опрос на повторение изученного ранее материала. Ребята, очень вас прошу слушать меня внимательно. На столе у вас лежат файлы с материалами, я четко буду проговаривать, что с ними делать и какой материал использовать. Для повторения материала вам понадобятся карточки со словами ДА/НЕТ. Я буду задавать вопрос, а вы поднимаете карточку, с ответом. Например первый вопрос ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ?
(дети поднимают карточки)
Отлично, вот сейчас и проверим, как вы знаете правила.
- Имя существительное- это самост.часть речи? да
- Имя существительное обозначает действие предмета? нет
- Стол -нарицательное имя существительное? да
- Глагол – это служебная часть речи? нет
- Глагол обозначает действие предмета? да
- в слове пришил приставка при? Да
- В слове девчонка суффикс ек? нет
- мы- это наречие? нет
- в слове ель звуков больше чем букв? (нет)
- в слове дождь 4 звука? Да
- вы проснулись сегодня с хорошим настроением? да
- вы будете сегодня на уроке сидеть сложа руки? Нет
- вы готовы на уроке работать засучив рукава? да
Молодцы, ребята. Положите карточки на стол. Продолжаем.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» ну или «сидеть сложа руки», «работать засучив рукава»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока. Скажите, какая тема у нас будет сегодня?
(дети)
Верно, мы сегодня будем говорить о фразеологизмах. На прошлом уроке мы уже познакомились с вами с понятием фразеологизм, так что же это такое? (дети)
Фразеологизмы – это устойчивое сочетание слов в переносном значении, не могут делиться на отдельные слова, являются одним членом предложения.
Итак, открываем рабочие тетради, записываем дату и тему урока.
Восьмое ноября
Классная работа
Удивительный мир фразеологизмов.
Как вы думаете, чему новому вам сегодня предстоит научиться?
(Умело и правильно использовать фразеологизмы в речи).
Что же является целью нашего урока? Сформулируем вместе?
Что нам нужно сегодня вспомнить? узнать…, научиться…
Ребята, вспомним теоритический материал по теме.
Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Другой особенностью фразеологизмов является целостность его значения. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.
Чтобы лучше представить, чем отличаются свободные словосочетания от фразеологизмов, сопоставим еще раз их признаки»
Приведите пример фразеологизмов… (висел на телефоне, засучив рукава, провалиться сквозь землю и другие).
(дети)
Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами заполним таблицу, в которой укажем различие фразеологизмов с другими словосочетаниями.
(работа со слайдом) (подготовить таблицу!!!!!!!!!!!!!!!!)
Ребята, любой фразеологизм можно объяснить словами. Сейчас мы это и будем делать. На необходимо сопоставить фразеологизм и его значение.
(работаем вместе)
Исчезать Рассеиваться как дым
МолчатьДержать язык за зубами
БитьНамять бока
Неожиданно Как снег на голову
ТемноХоть глаз выколи
МеткоНе в бровь, а в глаз
ТесноЯблоку негде упасть
Опытный Стреляный воробей
ОбманыватьОбводить вокруг пальца
Отлично, а теперь из этого списка выберите фразеологизм, который вам более всего понравился. Составьте с ним предложение и запишите в рабочую тетрадь. Я начну.
Например: Если друг поделился со мной своим секретом, то я должна держать язык за зубами.
(ребята читают свои предложения) 3-4 шт.
Так, мы уже поработали, поэтому можем себе позволить отдых. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
--- Посмотрим друг другу в глаза.
-- а сейчас - возьмем себя в руки.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
Молодцы! Собираемся с силами и продолжаем работу!
Ребята, как вы думаете, могут ли фразеологизмы иметь при себе антонимы или синонимы?
(дети)
Вспоминаем, что такое антонимы.
Заварить кашу Не покладая рук
Чуть свет Жить душа в душу
Как кошка с собакой Расхлебывать кашу
Сидеть сложа руки На ночь глядя
Вспоминаем, что такое синонимы.
Кто во что горазд Ни то ни сё
Как снег на голову Кто в лес, кто по дрова
Ни рыба ни мясо Как гром среди ясного неба
Рукой подать в двух шагах
А сейчас ребята, у вас будет сложное задание. Я буду читать текст, в котором есть фразеологизмы. Вы должны слушая текст, записывать в тетрадь только фразеологизмы и ничего больше. Я буду читать медленно. Потом посмотрим, кто больше услышал и выписал.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни ругали вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, сказали ему, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другоевылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка двавершка только составлял. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветери сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню,снять с него стружкуи, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(ребята читают записанные фразеологизмы)
Ребята, мы с вами на уроке проделали большую работу… Адавайте вспомним какую именно. Итак, что мы сегодня дели на уроке
(ответы детей)
- вспомнили части речи, выучили что такое фразеологизмы и т.д.
Вот сколько много дел мы с вами сделали. Возьмите карточки с ответами да/нет. Я задам вам несколько вопросов, а вы в ответ поднимите карточку с ответом :
- вы поняли, что такое фразеологизм?
- вы поняли, чем он отличается от других словосочетаний?
- вы научились находить фразеологизмы в тексте?
- вам понравился этот урок?
ДЗ
Ребята, а сейчас домашнее задание. Я вам каждому приготовила небольшой подарок СЛОВАРИК ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, но заполнить вы его должны будете самостоятельно. Дома запишите в него все фразеологизмы, которые сегодня услышали.
Приберитесь на своих рабочих местах.
Ребята, мне очень хочется, чтобы с этого урока вы ушли не только с новыми знаниями, но и с хорошим настроением. А что поднимает нам настроение? Конечно сладости. Сейчас каждый загляните себе под стол, там вы увидите сюрприз.