СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир взаимопревращений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид: проблемно – исследовательский.

Технология: развитие критического мышления

Цель: ознакомить учащихся с взаимопревращениями солей

Планируемые УУД:

Предметные:

Формулируют и воспроизводят понятия «Средние и кислые соли», «Взаимопревращения солей», «Условия необратимости реакций». Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Регулятивные:

Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные:

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные:

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные:

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

 Задачи:

Обучающие:

1.Формирование знаний о химических свойствах карбонатов.

2.Формирование представления о реакциях, подтверждающих взаимопревращения солей.

3.Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений 

Развивающие:

1.Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)

2.Повышение уровня владения устной речью

3.Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)

4.Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии

Воспитывающие:

1.Обучение взаимоконтролю

2.Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии

3.Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся

Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.

Эпиграф к уроку –

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.

2. СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Учитель: сегодня на уроке познакомимся со свойствами и применением карбонатов и гидрокарбонатов. В начале 19 века в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода - это насыщенный раствор оксида углерода(IV). CO2+H2O =H2CO3

H2CO3 - угольная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, образует 2 типа солей.

 

 

 

H2CO3 - угольная кислота

 

       
   
 
 

 

 

средние соли                               кислые соли

(карбонаты-CO32-)                       (гидрокарбонаты-HCO3-)

 

 

3.Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами. Взаимоконтроль

При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты.

                                                                                                                   

   1.Из перечня веществ выберите: В-1 - средние соли     В-2-  кислые соли

 

                  А) MgCO3           Б) NH4HCO3           В)Ba(HCO3)2         Г)K2CO3

                                                                    

   2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3                   В-2- CuCI2

 

                                  А) кислая   Б) щелочная   В) нейтральная

 

   3.  Определите массовую долю углерода в соединении:

                                                                            

                                                                          В-1 -- NaHCO3                В-2-  Na2CO3

 

                                  А)   14.3%        Б)32%           В) 11.3%        Г)16.3%

 

  4. Выберите характерные реакции для веществ:

                                                                            

                                                                           В-1 --  Na2CO3                            В-2-  CaCO3

 

                                 А) + кислота   Б) разложение при нагревании   В)+ SO2    Г)+K2O

 

4. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»

Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».

Учащиеся работают в группах, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 1).

Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

Химические вещества для опытов берутся в количествах, указанных в инструкции.

Осторожно обращайтесь с растворами кислот, они могут вызвать ожоги. Порчу одежды. В случае попадания капель на стол, руки или одежду немедленно смойте водой.

Зажигать горючее спичкой, пламя гасить колпачком от спиртовки.

При нагревании жидкости отверстие пробирки направляйте в сторону от себя и соседа. Нагревание начинайте со слабого прогревания всей пробирки, а затем пламя переместите в то место, где находиться вещество. Такой приём уменьшит возможность растрескивания  пробирки или выброса жидкости.

Учитель: По крутой тропинке горной

Вниз сбежал ручей проворный

Внес он в горную породу углекислый газ и воду

 

 

Как-то, где-то и когда-то

Он, встречаясь с карбонатом

Говорил: «Тебя размою, зря стоишь передо мною»,

Но злосчастный известняк

Не откликнулся никак

Потому что растворился.

А ручей бурлил и злился

В озорстве не знал он меры

От того в Земле пещеры.

Какой процесс произошёл в природе?

(Опыт 1, приложение1)

Учитель: Жемчуг происходит от арабского слова «зеньчуг». Жемчуг - не камень, состоит в основном из арагонита – углекислого кальция. 

Египетская царица Клеопатра, жившая в 1 в. до н.э., носила на мизинце кольцо с жемчужиной. Однажды она сняла его и положила в бокал. Вернувшийся после потери флота в сражении с римским императором Октавианом Марк Антоний был крайне расстроен. Он налил два бокала кислого вина, не заметив, что в одном из них находилось кольцо жены. Для лучшего утоления жажды в Египте его пили через тонкие, просверленные коралловые веточки.  Когда бокалы были осушены, Клеопатра обнаружила кольцо, но без жемчужины. Что произошло с жемчужиной в уксусно - кислом вине?

(Опыт 2, приложение1)

Заполнить таблицу

Свойства

NaHCO3

гидрокарбонат натрия

Na2CO3

карбонат натрия

CaCO3

карбонат кальция

нагревание

 

 

 

Ca(OH)2

 

 

 

HCI

 

 

 

«Просто знать - еще не всё, знания нужно уметь использовать» /Гете/. Для закрепления проводим опыт 3 ( приложение1).

Заполнить таблицу

ионы

CO32-

 SO42-

CI-

H+

CO2

 

 

Ba2+

 

BaSO4

белый осадок

 

Ag+

 

 

AgCI

белый творожистый осадок

 

6.Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).

Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном.

В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него.

Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть

 

флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг.

Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет.

(гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода)

Напишите уравнения реакций.

7.Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги и выставляет оценки.

РЕФЛЕКСИЯ:

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:

– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;

– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;

– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.

9. Домашнее задание: нарисовать схему «Круговорот углерода в природе».

 

Литература:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2018

Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус.2011

 

Приложение 1

 Инструкция по проведению лабораторной работы «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».

Опыт 1. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов.

В сухую пробирку поместите 2 лопаточки гидрокарбоната и присоедините пробку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1мл известковой воды. Нагрейте пробирку с гидрокарбонатом натрия. Наблюдайте помутнение известковой воды и дальнейшее растворение взвеси. Какие две последовательные реакции происходили в пробирке с известковой водой? Напишите уравнения реакций.

К прозрачному раствору прилейте 1-2 капли известковой воды, наблюдайте помутнение.

Как превратить гидрокарбонат в карбонат, не прибегая к нагреванию. Напишите уравнения реакций.

Опыт 2. Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами.

В три пробирки насыпьте по 1 лопаточки карбоната натрия, гидрокарбоната натрия и карбоната кальция. Во все пробирки прилейте по 1 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Назовите качественную реакцию на карбонат- ион.

Опыт 3. Распознавание карбонатов среди других солей.

В трёх пробирках даны соли: карбонат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. При помощи химических реакций определите, в какой

пробирке находится каждое из перечисленных веществ.

Запомните: если среди солей находится карбонат, распознавание надо начинать с карбонат – иона.

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир взаимопревращений»




Заявка на участие в конкурсе «Методическая копилка»



  1. E-mail (на который отправить диплом)

[email protected]

  1. Телефон

89149057668

  1. ФИО участника (или участников)

Суслопарова Наталья Вячеславовна

  1. Место работы (кратко по Уставу), населенный пункт

МБОУ г. Иркутска СОШ№31

  1. Должность

учитель

  1. Название методической разработки

Урок химии по теме: « Удивительный мир взаимопревращений»

  1. Класс (возраст детей)

9 класс

  1. Номинация

Предметные области. Естественнонаучная

  1. Согласен на обработку персональных данных

Да






































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31


Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений».


Урок химии в 9 классе.

Суслопарова Наталья Вячеславовна

учитель химии

























г. Иркутск 2023года

Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид: проблемно – исследовательский.

Технология: развитие критического мышления

Цель: ознакомить учащихся с взаимопревращениями солей

Планируемые УУД:

Предметные:

Формулируют и воспроизводят понятия «Средние и кислые соли», «Взаимопревращения солей», «Условия необратимости реакций». Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Регулятивные:

Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные:

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные:

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные:

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

Задачи:

Обучающие:

1.Формирование знаний о химических свойствах карбонатов.

2.Формирование представления о реакциях, подтверждающих взаимопревращения солей.

3.Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений

Развивающие:

1.Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)

2.Повышение уровня владения устной речью

3.Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)

4.Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии

Воспитывающие:

1.Обучение взаимоконтролю

2.Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии

3.Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся

Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.

Эпиграф к уроку –

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.

2. СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Учитель: сегодня на уроке познакомимся со свойствами и применением карбонатов и гидрокарбонатов. В начале 19 века в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода - это насыщенный раствор оксида углерода(IV). CO2+H2O =H2CO3

H2CO3 - угольная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, образует 2 типа солей.



H2CO3 - угольная кислота



средние соли кислые соли

(карбонаты-CO32-) (гидрокарбонаты-HCO3-)



3.Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами. Взаимоконтроль

При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты.

1.Из перечня веществ выберите: В-1 - средние соли В-2- кислые соли


А) MgCO3 Б) NH4HCO3 В)Ba(HCO3)2 Г)K2CO3

2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3 В-2- CuCI2


А) кислая Б) щелочная В) нейтральная

3. Определите массовую долю углерода в соединении:

В-1 -- NaHCO3 В-2- Na2CO3


А) 14.3% Б)32% В) 11.3% Г)16.3%

4. Выберите характерные реакции для веществ:

В-1 -- Na2CO3 В-2- CaCO3


А) + кислота Б) разложение при нагревании В)+ SO2 Г)+K2O


4. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»

Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».

Учащиеся работают в группах, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 1).

Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

Химические вещества для опытов берутся в количествах, указанных в инструкции.

Осторожно обращайтесь с растворами кислот, они могут вызвать ожоги. Порчу одежды. В случае попадания капель на стол, руки или одежду немедленно смойте водой.

Зажигать горючее спичкой, пламя гасить колпачком от спиртовки.

При нагревании жидкости отверстие пробирки направляйте в сторону от себя и соседа. Нагревание начинайте со слабого прогревания всей пробирки, а затем пламя переместите в то место, где находиться вещество. Такой приём уменьшит возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.

Учитель: По крутой тропинке горной

Вниз сбежал ручей проворный

Внес он в горную породу углекислый газ и воду


Как-то, где-то и когда-то

Он, встречаясь с карбонатом

Говорил: «Тебя размою, зря стоишь передо мною»,

Но злосчастный известняк

Не откликнулся никак

Потому что растворился.

А ручей бурлил и злился

В озорстве не знал он меры

От того в Земле пещеры.

Какой процесс произошёл в природе?

(Опыт 1, приложение1)

Учитель: Жемчуг происходит от арабского слова «зеньчуг». Жемчуг - не камень, состоит в основном из арагонита – углекислого кальция.

Египетская царица Клеопатра, жившая в 1 в. до н.э., носила на мизинце кольцо с жемчужиной. Однажды она сняла его и положила в бокал. Вернувшийся после потери флота в сражении с римским императором Октавианом Марк Антоний был крайне расстроен. Он налил два бокала кислого вина, не заметив, что в одном из них находилось кольцо жены. Для лучшего утоления жажды в Египте его пили через тонкие, просверленные коралловые веточки. Когда бокалы были осушены, Клеопатра обнаружила кольцо, но без жемчужины. Что произошло с жемчужиной в уксусно - кислом вине?

(Опыт 2, приложение1)

Заполнить таблицу

Свойства

NaHCO3

гидрокарбонат натрия

Na2CO3

карбонат натрия

CaCO3

карбонат кальция

нагревание




Ca(OH)2




HCI




«Просто знать - еще не всё, знания нужно уметь использовать» /Гете/. Для закрепления проводим опыт 3 ( приложение1).

Заполнить таблицу

ионы

CO32-

SO42-

CI-

H+

CO2



Ba2+


BaSO4

белый осадок


Ag+



AgCI

белый творожистый осадок


6.Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).

Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном.

В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него.

Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть

флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг.

Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет.

(гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода)

Напишите уравнения реакций.

7.Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги и выставляет оценки.

РЕФЛЕКСИЯ:

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:

– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;

– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;

– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.

9. Домашнее задание: нарисовать схему «Круговорот углерода в природе».


Литература:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2018

Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус.2011

Приложение 1

Инструкция по проведению лабораторной работы «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».

Опыт 1. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов.

В сухую пробирку поместите 2 лопаточки гидрокарбоната и присоедините пробку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1мл известковой воды. Нагрейте пробирку с гидрокарбонатом натрия. Наблюдайте помутнение известковой воды и дальнейшее растворение взвеси. Какие две последовательные реакции происходили в пробирке с известковой водой? Напишите уравнения реакций.

К прозрачному раствору прилейте 1-2 капли известковой воды, наблюдайте помутнение.

Как превратить гидрокарбонат в карбонат, не прибегая к нагреванию. Напишите уравнения реакций.

Опыт 2. Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами.

В три пробирки насыпьте по 1 лопаточки карбоната натрия, гидрокарбоната натрия и карбоната кальция. Во все пробирки прилейте по 1 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите уравнения реакций.

Назовите качественную реакцию на карбонат- ион.

Опыт 3. Распознавание карбонатов среди других солей.

В трёх пробирках даны соли: карбонат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. При помощи химических реакций определите, в какой

пробирке находится каждое из перечисленных веществ.

Запомните: если среди солей находится карбонат, распознавание надо начинать с карбонат – иона.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!