Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид: проблемно – исследовательский.
Технология: развитие критического мышления
Цель: ознакомить учащихся с взаимопревращениями солей
Планируемые УУД:
Предметные:
Формулируют и воспроизводят понятия «Средние и кислые соли», «Взаимопревращения солей», «Условия необратимости реакций». Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.
Регулятивные:
Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.
Познавательные:
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные:
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
Задачи:
Обучающие:
1.Формирование знаний о химических свойствах карбонатов.
2.Формирование представления о реакциях, подтверждающих взаимопревращения солей.
3.Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
1.Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
2.Повышение уровня владения устной речью
3.Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
4.Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
1.Обучение взаимоконтролю
2.Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
3.Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.
Эпиграф к уроку –
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.
2. СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
Учитель: сегодня на уроке познакомимся со свойствами и применением карбонатов и гидрокарбонатов. В начале 19 века в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода - это насыщенный раствор оксида углерода(IV). CO2+H2O =H2CO3
H2CO3 - угольная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, образует 2 типа солей.
H2CO3 - угольная кислота
средние соли кислые соли
(карбонаты-CO32-) (гидрокарбонаты-HCO3-)
3.Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами. Взаимоконтроль
При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты.
1.Из перечня веществ выберите: В-1 - средние соли В-2- кислые соли
А) MgCO3 Б) NH4HCO3 В)Ba(HCO3)2 Г)K2CO3
2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3 В-2- CuCI2
А) кислая Б) щелочная В) нейтральная
3. Определите массовую долю углерода в соединении:
В-1 -- NaHCO3 В-2- Na2CO3
А) 14.3% Б)32% В) 11.3% Г)16.3%
4. Выберите характерные реакции для веществ:
В-1 -- Na2CO3 В-2- CaCO3
А) + кислота Б) разложение при нагревании В)+ SO2 Г)+K2O
4. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»
Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».
Учащиеся работают в группах, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 1).
Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
Химические вещества для опытов берутся в количествах, указанных в инструкции.
Осторожно обращайтесь с растворами кислот, они могут вызвать ожоги. Порчу одежды. В случае попадания капель на стол, руки или одежду немедленно смойте водой.
Зажигать горючее спичкой, пламя гасить колпачком от спиртовки.
При нагревании жидкости отверстие пробирки направляйте в сторону от себя и соседа. Нагревание начинайте со слабого прогревания всей пробирки, а затем пламя переместите в то место, где находиться вещество. Такой приём уменьшит возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.
Учитель: По крутой тропинке горной
Вниз сбежал ручей проворный
Внес он в горную породу углекислый газ и воду
Как-то, где-то и когда-то
Он, встречаясь с карбонатом
Говорил: «Тебя размою, зря стоишь передо мною»,
Но злосчастный известняк
Не откликнулся никак
Потому что растворился.
А ручей бурлил и злился
В озорстве не знал он меры
От того в Земле пещеры.
Какой процесс произошёл в природе?
(Опыт 1, приложение1)
Учитель: Жемчуг происходит от арабского слова «зеньчуг». Жемчуг - не камень, состоит в основном из арагонита – углекислого кальция.
Египетская царица Клеопатра, жившая в 1 в. до н.э., носила на мизинце кольцо с жемчужиной. Однажды она сняла его и положила в бокал. Вернувшийся после потери флота в сражении с римским императором Октавианом Марк Антоний был крайне расстроен. Он налил два бокала кислого вина, не заметив, что в одном из них находилось кольцо жены. Для лучшего утоления жажды в Египте его пили через тонкие, просверленные коралловые веточки. Когда бокалы были осушены, Клеопатра обнаружила кольцо, но без жемчужины. Что произошло с жемчужиной в уксусно - кислом вине?
(Опыт 2, приложение1)
Заполнить таблицу
Свойства
|
NaHCO3
гидрокарбонат натрия
|
Na2CO3
карбонат натрия
|
CaCO3
карбонат кальция
|
нагревание
|
|
|
|
Ca(OH)2
|
|
|
|
HCI
|
|
|
|
«Просто знать - еще не всё, знания нужно уметь использовать» /Гете/. Для закрепления проводим опыт 3 ( приложение1).
Заполнить таблицу
ионы
|
CO32-
|
SO42-
|
CI-
|
H+
|
CO2
|
|
|
Ba2+
|
|
BaSO4
белый осадок
|
|
Ag+
|
|
|
AgCI
белый творожистый осадок
|
6.Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).
Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном.
В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него.
Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть
флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг.
Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет.
(гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода)
Напишите уравнения реакций.
7.Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги и выставляет оценки.
РЕФЛЕКСИЯ:
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;
– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;
– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.
9. Домашнее задание: нарисовать схему «Круговорот углерода в природе».
Литература:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2018
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус.2011
Приложение 1
Инструкция по проведению лабораторной работы «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».
Опыт 1. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов.
В сухую пробирку поместите 2 лопаточки гидрокарбоната и присоедините пробку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1мл известковой воды. Нагрейте пробирку с гидрокарбонатом натрия. Наблюдайте помутнение известковой воды и дальнейшее растворение взвеси. Какие две последовательные реакции происходили в пробирке с известковой водой? Напишите уравнения реакций.
К прозрачному раствору прилейте 1-2 капли известковой воды, наблюдайте помутнение.
Как превратить гидрокарбонат в карбонат, не прибегая к нагреванию. Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами.
В три пробирки насыпьте по 1 лопаточки карбоната натрия, гидрокарбоната натрия и карбоната кальция. Во все пробирки прилейте по 1 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Назовите качественную реакцию на карбонат- ион.
Опыт 3. Распознавание карбонатов среди других солей.
В трёх пробирках даны соли: карбонат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. При помощи химических реакций определите, в какой
пробирке находится каждое из перечисленных веществ.
Запомните: если среди солей находится карбонат, распознавание надо начинать с карбонат – иона.
Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир взаимопревращений»
Заявка на участие в конкурсе «Методическая копилка»
E-mail (на который отправить диплом) | [email protected] |
Телефон | 89149057668 |
ФИО участника (или участников) | Суслопарова Наталья Вячеславовна |
Место работы (кратко по Уставу), населенный пункт | МБОУ г. Иркутска СОШ№31 |
Должность | учитель |
Название методической разработки | Урок химии по теме: « Удивительный мир взаимопревращений» |
Класс (возраст детей) | 9 класс |
Номинация | Предметные области. Естественнонаучная |
Согласен на обработку персональных данных | Да |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений».
Урок химии в 9 классе.
Суслопарова Наталья Вячеславовна
учитель химии
г. Иркутск 2023года
Тема урока: «Удивительный мир взаимопревращений»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид: проблемно – исследовательский.
Технология: развитие критического мышления
Цель: ознакомить учащихся с взаимопревращениями солей
Планируемые УУД:
Предметные:
Формулируют и воспроизводят понятия «Средние и кислые соли», «Взаимопревращения солей», «Условия необратимости реакций». Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.
Регулятивные:
Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.
Познавательные:
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные:
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
Задачи:
Обучающие:
1.Формирование знаний о химических свойствах карбонатов.
2.Формирование представления о реакциях, подтверждающих взаимопревращения солей.
3.Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
1.Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
2.Повышение уровня владения устной речью
3.Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
4.Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
1.Обучение взаимоконтролю
2.Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
3.Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций: растворы карбоната и гидрокарбоната натрия, гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата бария, нитрата серебра.
Эпиграф к уроку –
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие, создание положительной мотивации на восприятие новых знаний.
2. СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
Учитель: сегодня на уроке познакомимся со свойствами и применением карбонатов и гидрокарбонатов. В начале 19 века в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода - это насыщенный раствор оксида углерода(IV). CO2+H2O =H2CO3
H2CO3 - угольная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, образует 2 типа солей.
H2CO3 - угольная кислота
средние соли кислые соли
(карбонаты-CO32-) (гидрокарбонаты-HCO3-)
3.Контроль знаний (фронтальный)- работа с перфокартами. Взаимоконтроль
При работе с перфокартами происходит экономия времени урока, а у учащихся формируется умение самоконтроля. Учащиеся отмечают правильные буквы в соответствующей клетке перфокарты.
1.Из перечня веществ выберите: В-1 - средние соли В-2- кислые соли
А) MgCO3 Б) NH4HCO3 В)Ba(HCO3)2 Г)K2CO3
2.Определите среду растворов солей: В-1 - K2CO3 В-2- CuCI2
А) кислая Б) щелочная В) нейтральная
3. Определите массовую долю углерода в соединении:
В-1 -- NaHCO3 В-2- Na2CO3
А) 14.3% Б)32% В) 11.3% Г)16.3%
4. Выберите характерные реакции для веществ:
В-1 -- Na2CO3 В-2- CaCO3
А) + кислота Б) разложение при нагревании В)+ SO2 Г)+K2O
4. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ»
Лабораторная работа (групповая, дифференцированная): «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».
Учащиеся работают в группах, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (приложение 1).
Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
Химические вещества для опытов берутся в количествах, указанных в инструкции.
Осторожно обращайтесь с растворами кислот, они могут вызвать ожоги. Порчу одежды. В случае попадания капель на стол, руки или одежду немедленно смойте водой.
Зажигать горючее спичкой, пламя гасить колпачком от спиртовки.
При нагревании жидкости отверстие пробирки направляйте в сторону от себя и соседа. Нагревание начинайте со слабого прогревания всей пробирки, а затем пламя переместите в то место, где находиться вещество. Такой приём уменьшит возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.
Учитель: По крутой тропинке горной
Вниз сбежал ручей проворный
Внес он в горную породу углекислый газ и воду
Как-то, где-то и когда-то
Он, встречаясь с карбонатом
Говорил: «Тебя размою, зря стоишь передо мною»,
Но злосчастный известняк
Не откликнулся никак
Потому что растворился.
А ручей бурлил и злился
В озорстве не знал он меры
От того в Земле пещеры.
Какой процесс произошёл в природе?
(Опыт 1, приложение1)
Учитель: Жемчуг происходит от арабского слова «зеньчуг». Жемчуг - не камень, состоит в основном из арагонита – углекислого кальция.
Египетская царица Клеопатра, жившая в 1 в. до н.э., носила на мизинце кольцо с жемчужиной. Однажды она сняла его и положила в бокал. Вернувшийся после потери флота в сражении с римским императором Октавианом Марк Антоний был крайне расстроен. Он налил два бокала кислого вина, не заметив, что в одном из них находилось кольцо жены. Для лучшего утоления жажды в Египте его пили через тонкие, просверленные коралловые веточки. Когда бокалы были осушены, Клеопатра обнаружила кольцо, но без жемчужины. Что произошло с жемчужиной в уксусно - кислом вине?
(Опыт 2, приложение1)
Заполнить таблицу
Свойства | NaHCO3 гидрокарбонат натрия | Na2CO3 карбонат натрия | CaCO3 карбонат кальция |
нагревание | | | |
Ca(OH)2 | | | |
HCI | | | |
«Просто знать - еще не всё, знания нужно уметь использовать» /Гете/. Для закрепления проводим опыт 3 ( приложение1).
Заполнить таблицу
ионы | CO32- | SO42- | CI- |
H+ | CO2 | | |
Ba2+ | | BaSO4 белый осадок | |
Ag+ | | | AgCI белый творожистый осадок |
6.Изучение устройства и принципа действия огнетушителя (рублика «Очумелые ручки»).
Самодельный огнетушитель учащимися готовиться заранее. В пластмассовый флакон налить до половины насыщенный раствор соды. Добавить в раствор чайную ложку стирального порошка и хорошо перемешать. В пузырек из-под пенициллина налить (до 1/3 объёма) раствор какой- либо кислоты и закрыть (неплотно) бумажным тампоном.
В крышке флакона проделать отверстие и вставить гибкий шланг, чтобы он плотно вошёл в него.
Осторожно опустить пузырек с кислотой в раствор соды (пузырек должен плавать) и завинтить крышку со шлангом, чтобы он доходил до дна флакона. Если резко повернуть
флакон вверх дном, то кислота вступит в контакт с раствором соды, образуется углекислый газ, который будет вместе с пеной выходить через шланг.
Пену направьте на горящую свечу. Пламя гаснет.
(гидрокарбонат натрия + кислота = соль натрия + углекислый газ + вода)
Напишите уравнения реакций.
7.Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги и выставляет оценки.
РЕФЛЕКСИЯ:
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:
– "я” – как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;
– "мы” – насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;
– "дело” – достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.
9. Домашнее задание: нарисовать схему «Круговорот углерода в природе».
Литература:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Просвещение, 2018
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус.2011
Приложение 1
Инструкция по проведению лабораторной работы «Изучение свойств карбонатов и гидрокарбонатов. Их взаимопревращения».
Опыт 1. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов.
В сухую пробирку поместите 2 лопаточки гидрокарбоната и присоедините пробку с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1мл известковой воды. Нагрейте пробирку с гидрокарбонатом натрия. Наблюдайте помутнение известковой воды и дальнейшее растворение взвеси. Какие две последовательные реакции происходили в пробирке с известковой водой? Напишите уравнения реакций.
К прозрачному раствору прилейте 1-2 капли известковой воды, наблюдайте помутнение.
Как превратить гидрокарбонат в карбонат, не прибегая к нагреванию. Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами.
В три пробирки насыпьте по 1 лопаточки карбоната натрия, гидрокарбоната натрия и карбоната кальция. Во все пробирки прилейте по 1 мл разбавленной соляной кислоты. Напишите уравнения реакций.
Назовите качественную реакцию на карбонат- ион.
Опыт 3. Распознавание карбонатов среди других солей.
В трёх пробирках даны соли: карбонат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия. При помощи химических реакций определите, в какой
пробирке находится каждое из перечисленных веществ.
Запомните: если среди солей находится карбонат, распознавание надо начинать с карбонат – иона.
1