СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уход за комнатными растениями

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уход за комнатными растениями»

Конспект урока по природоведению

Тема: Уход за комнатными растениями.

  Практическая работа: «Приемы ухода за  комнатными растениями»  

Цель: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении  правил ухода за комнатными растениями.

Задачи:

  1. Образовательные:  

  • расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся  в классе;

  • обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

  1. Развивающие: 

  • познакомить содержанием  правил по  уходу за  комнатными растениями ;

  • научить приемам ухода за  комнатными растениями.

  1. Воспитывающие:

  • воспитывать экологическую культуру; воспитывать  трудолюбие, бережное отношение к растениям;

  • прививать любовь к природе.

  1. Коррекционные:  

  • развивать мышление, связную речь, память, воображение;

  • Развивать внимание и наблюдательность;

  • Развивать умение слушать, вступать в диалог.

Форма урока: комбинированный

Методические приемы: объяснение нового материала, закрепление, обобщение изученного материала

Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 5 класс

УМК: учебник, карточки-инструкции.

Средства наглядности:

  • раздаточный материал: карточки содержанием о комнатных растениях, их изображением, с текстом загадок;

  • презентация к уроку

Оборудованиетаблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;

Технологии:

- наблюдение,  распознавание и описание;

- здоровьесберегающая;

- групповая;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

I. Организационный момент

Приветствие гостей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, когда мы свои знания будем применять самостоятельно  в практической деятельности.

- Надеемся, вы сегодня пришли с  хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца урока.

- У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению сейчас, и покажите нам.

- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.

II. Мотивация

Учитель: Тему данного урока мы определим вместе с вами.

-Для этого вы должны будете отгадать  загадку, которая и подскажет чему будет посвящен наш урок:                                            Очищают воздух,

                                                             Создают уют,                          

                                                             На окнах зеленеют,

                                                          Круглый год цветут и растут    (комнатные растения)

-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить сегодня на уроке?  (о комнатных растениях)

 III.  Сообщение темы урока. 

-Сегодня на уроке мы  будем продолжать знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе. А также, поговорим  какие условия надо создать  для их жизни рядом с нами, как мы можем заботиться о них,  чтобы эти растения радовали нас своей   красотой.

 -Но, сначала  вспомним, что мы уже знаем о комнатных  растениях?

Фронтальная беседа с учащимися.

Задание №1:   

На листочках   вопросы. Прочитать и дать устно ответ.

1. Чем похожи комнатные растения?  Какие части во внешнем  строении они имеют?

Корень.  ______._______ .________                        

2. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.

  Растут         _______,________,_____        

3. Какие условия  для растений необходимо создать:

почва______,  _______,  _________,_______,   _______.          

4. Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов –
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. ____________                        

5. Значение комнатных растений для человека                          

      красивые ……..                                                  

   

      ( дать ответы на вопросы по сложности ответа)

слабые учащиеся №1 и №4        средние № 2 и №4        сильные №3 и №5

IV.     Объяснение нового материала

Учитель:   Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут в домашних условиях?          

 (Ученики высказывают свои предположения)

Учитель:   Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни,  научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно  наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.

Вот сегодня на уроке и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?

 Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают  благоприятную среду,  хорошо  влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и  являются  их украшением.

Давайте сегодня мы побудим  натуралистами.

Представим, что мы купили комнатное  растение..

 Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями. 

Узнаем небольшую о нем информацию, для того чтобы найти ему место в квартире, как правильно  за ним ухаживать 

Для этого выполним следующее  -  задание №2  

(Раздать содержание  о растении).

Найти ответ на вопрос:

 1. Название комнатного растения, что оно обозначает

2. Родина этого растения, признаки внешнего вида

3. Условия содержания в квартире

слабые-№1     средние -№2    сильные-№3

- Ребята, определите, кто на какой вопрос будет давать ответ.

1. группа.                « фиалочки»                   

       

2.    Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски.            (Фиалки)

1.Узамбарская фиалка

.Фиалка появилась в 19 веке, родом комнатная фиалка из  Африки. На своей родине вырастает до 30 см 

В далекой и жаркой Африке, у подножья Узамбарских гор ежегодно расцветают фиолетовые красавицы. Отсюда и название «фиалки» 

 

Сообщение учителя:     Сегодня трудно поверить, что когда – то эти цветы встречались только в данной местности. Может, еще долгие годы не получили бы узамбарские фиалки такой всемирной славы, если бы не случай с бароном Сен – Полем и его возлюбленной. Будучи губернатором Восточной Африки, барон любил горные прогулки, во время одной из которых он увидел незнакомые фиолетовые цветы, имеющие интересные листья.

Сен – Поль отослал цветы отцу, а тот в свою очередь отправил их директору ботанического сада. Барон даже не подозревал, что найденные им цветы увековечат в своем названии его имя - они были названы сенполиями, а европейцы назвали их фиалками

     3.  Условия содержания фиалок:

1. Фиалки любят много света, но не терпят прямых солнечных лучей. Поэтому ставить их лучше на северное или западное окно

2. Растение нужно беречь от сквозняков

3. Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.

4.Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной,  чтобы корни не загнили.  Поливать в поддон

2.группа             «хлорофитики»

  1. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    (Хлорофитум)

Хлорофитум.

2. Родина – Южной Африка  

1. А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое. 

2. Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение. Хлорофитум быстро растет.

относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет.. Хорошо растет около восточного или западного окна

Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного

3.группа  «кактусята»    

(  Дима)

                                      Алоэ 

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час.

                                                  ( Алоэ)

  1. Алоэ известен как «столетник»,  название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней,  переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус.  Листья у алоэ мясистые,  сочные.

  2. Его родина –  Африка.   Вечнозелёное многолетнее растение,  В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной!

  3. В комнатных условиях Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, поливать редко.

  4. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудка и крови.

Учитель:

 Вывод:    Учащиеся сообщили некоторые факты из жизни комнатных растений. Эти рекомендации можно использовать для ухода за растениями в домашних условиях.    IV. Здоровьесберегающая пауза

  1. На окне в горшочках          (дети сидят на корточках)
    Поднялись цветочки.          ( медленно встают)
    К солнцу потянулись,         ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
    Солнцу улыбнулись.           (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
    К солнышку листочки         (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
    Повернут цветочки,             (соединяют ладошки над головой)
    Развернут бутоны,                (раскрывают ладошки бутоны)
    В солнышке утонут.

Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

V. Практическая часть     «Уход за комнатными растениями»

Задание №3

Учитель:

- Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать в комнате и хорошо за ними ухаживать.

Чтобы правильно это делать познакомимся с Памяткой по уходу за комнатными растениями  и только тогда приступим к выполнению задания№3

 При этом мы будем выполнять следующие виды заданий:

1.Полив комнатных растений      

2. Удаление пыли с листьев  

3.Рыхление почвы    

 Памятка по уходу за комнатными растениями

Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.

  1. Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.

  2. Вода, которой мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром

  3. Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка  понемножку. Ждать пока вода впитается

  4. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

  5.  Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.

  6.  Следи за чистотой цветочных горшков  и подставок.

  7. Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.

  8.  Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь       осторожен – не повреди корни растения.

.Закрепление темы.    »Комнатные растения и уход за ними»   тест 

1.Где надо ставить большинство комнатных растений?

          а) в тени     б) ближе к свету     в)в затененных местах

2.Как по- научному называется герань?

 а) пеларгония           б)сансевьера     в)аспарагус  

 3.Как надо поливать растение?

           а ) Сильной струей сверху    б) держа лейку сбоку  в) держа лейку сверху

4.Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?

   а) чтобы почва была мягкой     б) чтобы к корням проходил воздух

   в) чтобы земля не давила на корни

  5.Почему комнатные растения весь год зеленые?

          а) за ними хорошо ухаживают    б) они находятся в теплом помещении

          в) их привезли из стран. где нет зимы

VI. Обобщение изученного материала

Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?

Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие

Учитель: Что вы делали, чтобы цветы стали такими?

Учитель: Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?

Дети вспоминают и называют. В помощь им на стенах висят пословицы:

  • умелые руки не знают скуки;

  • дело мастера боится;

  • кончил дело- гуляй смело;

  • без труда не вытащишь рыбку из пруда.

VП. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке? 

  • Чему научились на уроке?

  • Что сделали полезного?

  • Появилось ли у вас желание еще принять участие в практической работе?

  • Поднимите свой смайлик: изменилось ваше настроение или нет.

VШ. Итоги урока.

Оценки за урок.

IХ. Домашнее задание

  • Выучить правила ухода за комнатными растениями.

  • Нарисовать любое комнатное растение 

Знаете ли вы, что:

  • что цветы чувствуют атмосферу;

  • к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;

  • у цветов характер как у маленьких детей;

  • обижать цветы нельзя!

Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)

                                       

                                                                                      2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя