Конспект урока по природоведению
Тема: Уход за комнатными растениями.
Практическая работа: «Приемы ухода за комнатными растениями»
Цель: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.
Задачи:
-
Образовательные:
-
расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе;
-
обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
-
Развивающие:
-
Воспитывающие:
-
воспитывать экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
-
прививать любовь к природе.
-
Коррекционные:
-
развивать мышление, связную речь, память, воображение;
-
Развивать внимание и наблюдательность;
-
Развивать умение слушать, вступать в диалог.
Форма урока: комбинированный
Методические приемы: объяснение нового материала, закрепление, обобщение изученного материала
Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: 5 класс
УМК: учебник, карточки-инструкции.
Средства наглядности:
Оборудование: таблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;
Технологии:
- наблюдение, распознавание и описание;
- здоровьесберегающая;
- групповая;
- игровая;
- компьютерные средства обучения.
I. Организационный момент
Приветствие гостей.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, когда мы свои знания будем применять самостоятельно в практической деятельности.
- Надеемся, вы сегодня пришли с хорошим настроением в школу, и оно останется таким до конца урока.
- У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению сейчас, и покажите нам.
- Спасибо, хорошо! Будем надеяться, что ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
II. Мотивация
Учитель: Тему данного урока мы определим вместе с вами.
-Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет чему будет посвящен наш урок: Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут и растут (комнатные растения)
-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить сегодня на уроке? (о комнатных растениях)
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе. А также, поговорим какие условия надо создать для их жизни рядом с нами, как мы можем заботиться о них, чтобы эти растения радовали нас своей красотой.
-Но, сначала вспомним, что мы уже знаем о комнатных растениях?
Фронтальная беседа с учащимися.
Задание №1:
На листочках вопросы. Прочитать и дать устно ответ.
1. Чем похожи комнатные растения? Какие части во внешнем строении они имеют?
Корень. ______._______ .________
2. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.
Растут _______,________,_____
3. Какие условия для растений необходимо создать:
почва______, _______, _________,_______, _______.
4. Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов –
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. ____________
5. Значение комнатных растений для человека
красивые ……..
( дать ответы на вопросы по сложности ответа)
слабые учащиеся №1 и №4 средние № 2 и №4 сильные №3 и №5
IV. Объяснение нового материала
Учитель: Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелёными и даже цветут в домашних условиях?
(Ученики высказывают свои предположения)
Учитель: Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.
Вот сегодня на уроке и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?
Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают благоприятную среду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.
Давайте сегодня мы побудим натуралистами.
Представим, что мы купили комнатное растение..
Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями.
Узнаем небольшую о нем информацию, для того чтобы найти ему место в квартире, как правильно за ним ухаживать
Для этого выполним следующее - задание №2
(Раздать содержание о растении).
Найти ответ на вопрос:
1. Название комнатного растения, что оно обозначает
2. Родина этого растения, признаки внешнего вида
3. Условия содержания в квартире
слабые-№1 средние -№2 сильные-№3
- Ребята, определите, кто на какой вопрос будет давать ответ.
1. группа. « фиалочки»
2. Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)
1.Узамбарская фиалка
.Фиалка появилась в 19 веке, родом комнатная фиалка из Африки. На своей родине вырастает до 30 см
В далекой и жаркой Африке, у подножья Узамбарских гор ежегодно расцветают фиолетовые красавицы. Отсюда и название «фиалки»
Сообщение учителя: Сегодня трудно поверить, что когда – то эти цветы встречались только в данной местности. Может, еще долгие годы не получили бы узамбарские фиалки такой всемирной славы, если бы не случай с бароном Сен – Полем и его возлюбленной. Будучи губернатором Восточной Африки, барон любил горные прогулки, во время одной из которых он увидел незнакомые фиолетовые цветы, имеющие интересные листья.
Сен – Поль отослал цветы отцу, а тот в свою очередь отправил их директору ботанического сада. Барон даже не подозревал, что найденные им цветы увековечат в своем названии его имя - они были названы сенполиями, а европейцы назвали их фиалками
3. Условия содержания фиалок:
1. Фиалки любят много света, но не терпят прямых солнечных лучей. Поэтому ставить их лучше на северное или западное окно
2. Растение нужно беречь от сквозняков
3. Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.
4.Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной, чтобы корни не загнили. Поливать в поддон
2.группа «хлорофитики»
-
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом.
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
(Хлорофитум)
Хлорофитум.
2. Родина – Южной Африка
1. А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
2. Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение. Хлорофитум быстро растет.
относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет.. Хорошо растет около восточного или западного окна
Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного
3.группа «кактусята»
( Дима)
Алоэ
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час.
( Алоэ)
-
Алоэ известен как «столетник», название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней, переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Листья у алоэ мясистые, сочные.
-
Его родина – Африка. Вечнозелёное многолетнее растение, В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной!
-
В комнатных условиях Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, поливать редко.
-
Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудка и крови.
Учитель:
Вывод: Учащиеся сообщили некоторые факты из жизни комнатных растений. Эти рекомендации можно использовать для ухода за растениями в домашних условиях. IV. Здоровьесберегающая пауза
-
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. ( медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
К солнышку листочки (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
Повернут цветочки, (соединяют ладошки над головой)
Развернут бутоны, (раскрывают ладошки бутоны)
В солнышке утонут.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.
V. Практическая часть «Уход за комнатными растениями»
Задание №3
Учитель:
- Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать в комнате и хорошо за ними ухаживать.
Чтобы правильно это делать познакомимся с Памяткой по уходу за комнатными растениями и только тогда приступим к выполнению задания№3
При этом мы будем выполнять следующие виды заданий:
1.Полив комнатных растений
2. Удаление пыли с листьев
3.Рыхление почвы
Памятка по уходу за комнатными растениями
Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.
-
Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
-
Вода, которой мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром
-
Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается
-
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
-
Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
-
Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
-
Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.
-
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
.Закрепление темы. »Комнатные растения и уход за ними» тест
1.Где надо ставить большинство комнатных растений?
а) в тени б) ближе к свету в)в затененных местах
2.Как по- научному называется герань?
а) пеларгония б)сансевьера в)аспарагус
3.Как надо поливать растение?
а ) Сильной струей сверху б) держа лейку сбоку в) держа лейку сверху
4.Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
а) чтобы почва была мягкой б) чтобы к корням проходил воздух
в) чтобы земля не давила на корни
5.Почему комнатные растения весь год зеленые?
а) за ними хорошо ухаживают б) они находятся в теплом помещении
в) их привезли из стран. где нет зимы
VI. Обобщение изученного материала
Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Учитель: Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Учитель: Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?
Дети вспоминают и называют. В помощь им на стенах висят пословицы:
-
умелые руки не знают скуки;
-
дело мастера боится;
-
кончил дело- гуляй смело;
-
без труда не вытащишь рыбку из пруда.
VП. Рефлексия
-
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились на уроке?
-
Что сделали полезного?
-
Появилось ли у вас желание еще принять участие в практической работе?
-
Поднимите свой смайлик: изменилось ваше настроение или нет.
VШ. Итоги урока.
Оценки за урок.
IХ. Домашнее задание
Знаете ли вы, что:
-
что цветы чувствуют атмосферу;
-
к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;
-
у цветов характер как у маленьких детей;
-
обижать цветы нельзя!
Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)
2