СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Украинский костюм

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

а)      познакомить учащихся с историей украинского народного костюма, народным творчеством;

б)      закрепить знания, полученные на предыдущих уроках о быте украинских крестьян;

в)      научить проявлять любовь и бережное отношение к народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Украинский костюм»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»

г.Саки Республика Крым









План-конспект занятия

педагога дополнительного образования

Танской Ирины Яковлевны

на тему: «Украинский народный костюм»


Тема занятия: «Украинский народный костюм»

Вид занятия: Изображение на плоскости

Цель занятия:

а) познакомить учащихся с историей украинского народного костюма, народным творчеством;

б) закрепить знания, полученные на предыдущих уроках о быте украинских крестьян;

в) научить проявлять любовь и бережное отношение к народному творчеству.

Характеристика воспитанников: четвертый год обучения 5,6,7 классы.

Источники информации:

  1. Украинское декоративное искусство. Вышивка. М.Л. Струнка.

  2. Первые шаги в мире искусства. Н.А. Горячева.

Оборудование:

а) для педагога: методические разработки, творческие работы, таблицы с украинскими костюмами, украинские сорочки;

б) для учащихся: краски акварельные, кисти беличьи, палитра, простой карандаш, ластик.

Ход занятия

1. Организация рабочего места.

2. Объяснение темы: Украинский народный костюм различных регионов Украины (на уроке звучат украинские песни).

Ключевые вопросы, которые активизируют детей:

  • Как вы думаете, откуда взялась одежда, когда и почему возникла?

  • Почему в разных регионах костюм разный?

Каждый народ-художник, у всех народов и каждой национальности свои замечательные традиции и культурное наследие.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками, и по предположению, там и был изобретен способ вышивания ткани нитями разных цветов. При раскопках славянских курганов и поселений археологии нашли обрывки ткани со следами вышивок.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украинской одежды и быта. Вышивка различалась лицевым (сюжетным) и орнаментальным шитьем. Лицевое шитье тесно перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Изображение святых, сюжеты на религиозную тему служили украшением храмов наравне с фресками, иконами. Вышивка выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани - тафта, атлас, камка.

Традиции украшать одежду идет еще с тех времен, когда люди украшали свое тело татуировками. Эти традиции до недавнего прошлого можно было наблюдать у племен Центральной и Южной Африки, у индейцев Америки.

Нанесение на тело или одежду знаков или орнаментов имело прежде всего магическое значение. Исследователи украинской народной вышивки отмечают,

что расположение орнамента на женских сорочках (узор покрывал весь рукав) связан с почитанием материнских золотых рук. Орнаменты и знаки должны были предать ей силу, ловкость.



Смысловое значение этих символов в основном давно забыто. Простейшие из них можно объяснить:

- земля


- горы




- огонь

- солнце


-дом, деревня


- засеянное поле или строящийся дом

Поэтому вышитая сорочка была своего рода оберегом, защищающим от недоброго глаза, от злых сил, болезней. Также швы сорочки, обработанные красной ниткой, создавали непроходящую преграду для зла.

В вышивках славян часто используют символ растущего дерева - древа жизни, состоящего из листьев, цветов, фантастических птиц. С "древом жизни" имеет сходство рисунок других растительных мотивов — вазона и букета.

Мотив вазона - сосуд, из которого растет дерево, куст или цветок.

Не менее популярным в украинской вышивке пользуется мотив "вьющейся ветки" - бесконечного стебля, от которого в определенном ритме отходят листья, цветы, бутоны, грозди винограда.

Вышивка делилась на городскую и народную (сельскую). Городские постоянно испытывали влияние моды с Запада, а народная вышивка была связана со стародавними традициями, обрядами, обычаями крестьян. Так, крестьянские девушки к 15 годам должны были приготовить себе приданое - вышить скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала сорочками жениха и его родственников. Перед свадьбой устраивали выставку работ.

Украинский народный костюм - неотъемлемая часть не только материальной и духовной культуры народа. В нем нашли отражение вековые традиции, эстетический вкус, фантазии и мудрость народа.

Костюм отражает целый мир.

Так подол украшен символами земли, воды; плахты, юбки фартуки - растительными мотивами - цветы, деревья, травы; рукава, пазуху - легкими цветочными композициями - ветками, цветами, листьями; а вот головной убор - символизирует небо, ленты - дождь.

Во многих украинских песнях упоминается украинская сорочка.

А в тiм теремi

Красна панна

Шила - вишивала.

По бiлому бiлим шила,

Iнеем рубила

Сорочечку-чумаченьку,

Що вiрно любила.

Исходя из отличительных особенностей украинской вышивки, которые выражаются в колорите, техниках выполнения, типовых орнаментальных мотивах и композициях, условно выделяют такие этнографические территории: Полтавщина, Киевщина, Подолье, Полесье, Западная Украина.

Подолье включаете себя Хмельницкую, Винницкую, Тернопольскую области.

Полесье - Волынская, Ровенская, Житомирская, северные районы Киевской, Черниговская области и Сумской обл.

Западная Украина - Черновицкая, Ивано-Франковская, Львовская область.

Основными элементами украинского костюма являлись сорочка, юбка, фартук. В разных регионах Украины он отличался деталями одежды и кроя. Так, головной убор мог быть для незамужних — ленты, венки, для замужних - платки, очипки, вместо юбки - запаски, плахты с фартукам.

Неотъемлемой частью женского и мужского костюмов являлась безрукавка, в декоре которой применяли вышивку, аппликацию, цветной шнур, ленты из атласа, бархата, сатина.

В разных регионах безрукавки назывались по-разному - свиты, кожухи, сердаки, короткий кожушанок.

Если крестьяне южных областей Украины могли все лето проходить в льняных одеждах, то в Карпатах, где климат более холодный, необходимы были шерстяные и кожаные изделия.

Так, постолы в Хмельницкой области выполняли из бересты ( кора берёзы ), А на Буковине постолы из кожи, да ещё с капуурями (шерстяные гольфы или носки).

Каждый район имеет свои любимые техники вышивки, их традиционное цветовое решение.

Так, классической техникой Подолья является низь чёрного или красного цветов, которые ложатся густыми, насыщенными линиями геометрического орнамента. Так для этого региона характерны ажурные соединительные швы "шабак", которые выполняются в четыре цвета: черным, красным, белым, синим. В западных областях "паучки" вышиваются в более насыщенной гамме - черным, белым, красным цветом по желтой основе.

Для Киевщины характерны вышивки красного, иногда черного цвета. Они выделяются мелко очерченными орнаментальными мотивами. Любимыми мотивами являются грозди винограда, веточки с ягодками, цветы. Они чаще всего красного цвета с графичным очернением рисунка чёрным, Для этого региона характерным является контрастное составление белого поля сорочки со звучным аккордом красного и красно - чёрного рисунков.

В Киевском и Черниговском Полесье вместе с геометрическими популярны растительно-геометрические мотивы в красно-синей гамме. Любимыми мотивами являются "берёзки", "хмель", "барвинок", "розы", а также "гусиные лапки", "сливки".

Используются ажурные вышивки. Для Черниговщины типичен элемент ажурного соединения двух частей сорочки с помощью мережки, так называемой черниговской расшивки. На Киевском Полесье распространенными являются мотивы крупных форм, в которых цвета ложатся сплошными плоскостями с преобладанием красного. Весь рукав сорочки густо, как ковёр, заполняется любимыми мотивами - "калинка", "копыта", "крапива".

В Буковине вышивка отличается богатством и щедростью. Ярко и разнообразно украшались рукава праздничных сорочек. Вышивали разноцветными шерстяными, хлопчатобумажными нитками, использовали шёлк, золотую и серебряную нитку, металлические пластинки. В некоторых областях вышивка сплошная, без белых пробелов. Основу их орнаментации составляют мелкие геометрические мотивы в соединении с геометризованными растительными формами ярких малиновых, голубых, желтых, зелёных тонов. Композиция создается из крупных орнаментальных мотивов растительного характера в виде букетов роз, иногда в вышивке встречаются мотивы птиц.

На Полтавщине преобладает белый цвет. Вышивка белыми нитками создает рисунок высокого рельефа со светло-теневым моделированием. В зависимости от направления света узор по-разному то отражает, то поглощает свет, создавая богатую его игру.

Разнообразие мотивов достигается за счёт использования огромного арсенала техник. Вышивки Полтавщины рассчитаны на долгий внимательный взгляд вблизи. Только тогда раскрывается все богатство и красота, ювелирность их исполнения.

3. Постановка учебной и творческой задачи. Выполнение композиции на тему: «Человек в национальном костюме на фоне соответствующей природы».

Для успешного выполнения работы мы повторяем пропорции человеческой фигуры и основы перспективы - линия горизонта, ближние предметы ниже и крупнее, дальние - выше и меньше.

а) работа над композицией в карандаше - фигура человека в национальном костюме с прорисовкой мелких деталей узора (раздаю карточки с украинским национальным костюмом разных регионов Украины), намечаем линии горизонта и окружающую среду.

б) выполнение работы в цвете на втором занятии.

  1. Завершение занятия.

  2. Выставка готовых работ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!