А.В. Губинская,
учитель английского языка
МБОУ «Средняя школа № 3» , г. Няндома
Улучшение изучения английского языка в начальных школах с помощью нейропсихологических методов
Ученикам начальной школы часто бывает сложно изучать новые языки, особенно английский. Однако появляются специальные нейропсихологические методы, которые помогут справиться с этой проблемой, даже самым непоседливым и невнимательным школьникам. Детская нейропсихология, как молодая и быстроразвивающаяся наука, дает ответы на многие вопросы, связанные с детским поведением и восприятием.
Нейропсихология является наукой, изучающей мозговую организацию психических процессов. Нейропсихологические методы предлагают новаторские подходы к улучшению результатов обучения английскому языку в начальной школе. С помощью этих методов осознанно используется знание о функциях мозга и когнитивных процессов, чтобы оптимизировать усвоение и сохранение языка.
Интеграция разных сенсорных каналов (визуальных, слуховых, кинестетических) способствует более глубокому обучению. Учителя могут использовать наглядные пособия, мультипликацию, музыку и двигательные упражнения, чтобы задействовать различные органы чувств во время обучения языку.
Разбивка сложных языковых навыков на более мелкие, управляемые части способствует лучшему пониманию и развитию навыков. Структурируя уроки в последовательные этапы, учителя могут помочь ученикам постепенно овладеть английским словарным запасом, грамматикой и фонетикой. Этот метод согласуется с естественными процессами обучения мозга, повышая способность обучающихся приобретать и эффективно применять языковые навыки.[4, стр.16-65]
Применение стратегий улучшения памяти, таких как мнемотехника, визуальные образы и интервальное повторение, может значительно улучшить запоминание английского языка. Регулярное повторение и закрепление изученного материала посредством интервального повторения способствует консолидации долговременной памяти.
Включение коротких перерывов в работу мозга и физических упражнений в уроки английского языка повышает когнитивные функции и концентрацию внимания. Включение заряжающих энергией занятий, таких как растяжка, танцы или простые упражнения, может зарядить учащихся энергией и создать оптимальное состояние для изучения английского языка.
Привлечение обучающихся с помощью игр и интерактивных занятий способствует мотивации и активному участию. Включение образовательных игр, викторин, головоломок и интерактивного программного обеспечения в уроки английского языка создает веселую и динамичную среду обучения. Геймификация использует внутреннюю мотивацию обучающихся и побуждает их самостоятельно изучать и практиковать навыки английского языка. При помощи нейропсихологических игр ученики тренируются в произношении и говорении, обогащают лексический запас и отрабатывают грамматические правила.
Нейроигры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным, так как именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Использование нейропсихологических игр на уроке иностранного языка способствует: овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание и сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. [5]
Применяя нейропсихологические методики на уроках английского языка в начальной школе, учителя могут оптимизировать процесс усвоения и запоминания языка. Использование мультисенсорных подходов, сегментации и последовательности, методов запоминания, «мозговых пауз» и геймификации может привести к более увлекательному и эффективному обучению маленьких учеников.
Варианты нейропсихологических игр на уроках английского языка в начальной школе.
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность. Улучшается работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга. На уроках английского используем нейроскакалку для автоматизации лексики, тренируем диалогическую речь. Отлично подойдет для повторения и заучивания алфавита, счета, повторение слов по темам «My Family», «Animals», «Color» и т.д. Отработка конструкций «I can/ I can’t» и т.д.
Например, ребенок прыгает и считает 1-10 (20) и наоборот, считать десятками до 100 и наоборот и т.д. ; прыгает и перечисляет любимые цвета (I like red, green, black…), любимую еду (I like apples, bananas…), или то, что не любит (I don’t like…), любимое и нелюбимое можно чередовать; отрабатываем конструкцию I can/ I can’t.
Повышается качество запоминания, т.к. работают оба полушария головного мозга. Материал, отработанный таким образом, «откладывается» сразу в долговременной памяти. Повышается мотивация, т.к. ученики начальной школы очень любят подвижные игры, таким образом нам удаётся объединить процесс обучения и релаксации.
2. Упражнение «Лишняя буква».
Данное упражнение-игра направлены на развитие концентрации и распределения внимания. Задание такое: нужно найти в тексте лишние буквы, вычеркнуть их и прочитать текст. Например:
Fish and chipsi is English.Sushi’s Japapnese. Pizza is Italianl. So mozzarella chaeese! All around the worldp.People love to eat. The Russians think potatoes. Are really, really nicep! [2, стр.48]
Задание можно усложнить, если потом из лишних букв можно будет составить слово или короткую фразу. Выполнять это упражнение можно эффективно и в небольших группах, так и индивидуально.
3. Чтение и заучивание стихотворений под хлопки.
Этот метод известен давно. Некоторые дети используют его интуитивно, не зная о его эффективности. Метод похлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика) (Oh, Mother, Mother, Mummy, Mum! Your love to me, Is like the sun!It’s warm and happy.With a smiling face! No other Mother,Can take your place! [2, стр. 141]).
4. Посчитай, сколько букв в слове, сколько слов в фразе.
Эти игры подходят для учеников 2-х классов, которые уже выучили алфавит и учатся читать. Важное замечание: для подсчета букв в слова важно выбирать простые слова, без сложных многобуквенных сочетаний, т.к. данная игра нацелена на развитие слухового восприятия ребенка, а не на проверку орфографических навыков. Стараемся чередовать известные ученикам слова с неизвестными, но простыми для восприятия, например: ant, bed, cat, dog, flag, ink, jug, lamp, nest, pin, vest, zip, fat, red, sit, hat, pot, pig, daddy, stand, banana, milk, animal, etc. [3, стр 67, 105, 109]
Таким образом, систематическое использование нейропсихологических приемов на уроках английского языка в начальной школе способствует улучшению произвольного внимания и самоконтроля, восприятия, памяти. Улучшается мелкая моторика рук и пальцев, формируются навыки глобального чтения, что не только положительно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, а также на поведение и коммуникативные навыки.
Список информационных источников
Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский в фокусе. Английский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Express Publishing «Просвещение», 2016.
Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский в фокусе. Английский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Express Publishing «Просвещение», 2017.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2018.
Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.
Интернет источник https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2021/10/28/neyropsihologicheskie-igry-na-urokah-angliyskogo