УДК 621.313.333
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТЫХ МЕДНЫХ
КОРОТКОЗАМКНУТЫХ ОБМОТОК РОТОРОВ АСИНХРОННЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
Железняков Андрей Владимирович
Кандидат технических наук
Преподаватель специальных дисциплин
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
Аннотация
В статье рассмотрен способ повышения качества изготовления литых медных короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей.
Исследования, проведённые в США, Франции, Италии, Германии, Польше, Бразилии, Индии и Корее показали, что применение в асинхронных двигателях (АД) литой медной короткозамкнутой обмоткой (ЛМКО) ротора вместо литой алюминиевой короткозамкнутой обмотки (ЛАКО) в значительной степени решает проблемы энергоресурсосбережения [1].
Литая медная короткозамкнутая обмотка ротора, пакет листов ротора, литниковая система, инертные газы.
Проблемы заливки медью обмоток сердечников роторов обусловлены, главным образом, её низкой жидкотекучестью, весьма активным взаимодействием с воздушной средой и литейной формой. Роторы имеют, как правило, большую длину, что при заливке может сопровождаться снижением электропроводности меди при введении компонентов для повышения её жидкотекучести, а также чревато образованием литейных дефектов. В силу этих причин долгое время попытки организовать производство АД с ЛМКО ротора были неудачными.
Таким образом, предпринимались попытки освоения ЛМКО, как правило, на АД малых габаритов и с массой заливаемой меди до 3 кг. Вместе с тем, в связи с необходимостью внедрения энергосберегающих технологий добычи полезных ископаемых, интерес к ЛМКО ротора мощных АД возрастает. Поэтому в последние годы подобные исследования активизировались: создаются новые сплавы, в том числе с высокой электропроводностью, совершенствуется технология плавки и заливки обмоток роторов медью [2].
Известны различные способы изготовления литых короткозамкнутых обмоток роторов: под давлением и статический, когда расплав заполняет форму и формирует стержни и короткозамыкающие кольца под действием силы тяжести [3].
Указанные способы имеют ряд недостатков:
− из-за наличия литниковой системы − сложность, а следовательно, высокая стоимость литейной оснастки;
− турбулентное движение расплава при заполнении литейной формы;
− невозможность предотвращения попадания в расплав шлаков из разливочного ковша;
−частое появление литьевого брака − рыхлость, пористость, недоливы, утяжки;
− для литых из меди обмоток роторов контакт расплава с атмосферой ведёт к появлению «водородной болезни»;
− наличие термического оборудования отдельно для нагрева оснастки и для приготовления расплава.
Указанные недостатки приводят к неудовлетворительному качеству (наличие литейных дефектов и высокому удельному сопротивлению материала отливки) литых короткозамкнутых обмоток роторов и к повышению стоимости их изготовления.
Для улучшения качества изготовления литых короткозамкнутых обмоток роторов предложен способ изготовления в среде инертных газов (рис.1).
Пакет листов ротора 1 на оправке 4, зажатый с двух сторон литейными формами 6 и 7 и зафиксированный штифтом 5 помещён в нагревательную печь 8, имеющую крышку 9, нагревательный элемент 11, подвижную плиту 13 и основание 14.
Процесс изготовления литой короткозамкнутой обмотки ротора происходит следующим образом.
Пакет листов ротора 1 собирают на оправке 4, зажимают с обеих сторон формами 6 и 7 и закрепляют всю сборку штифтом 5. Опилки или измельченную стружку материала обмотки ротора через отверстия 10 засыпают в полость 15 формы 7, и далее через пазы 2 пакета листов ротора, в полость 3 формы 6. Полость3 имеет форму и размеры короткозамыкающего кольца. Полость 15 имеет увеличенные размеры для компенсации усадки материала обмотки при расплавлении.
Затем всю конструкцию, с засыпанным материалом обмотки, устанавливают на подвижную плиту 13 в нагревательной печи. После этого печь закрывается крышкой 9 и в пространство 12 подаётся инертный газ (углекислый, аргон и т.д.). Защитная атмосфера предотвращает контакт разогретых элементов конструкции ротора (листов ротора, листового покрытия) с кислородом атмосферы, что предотвращает их окисление. При использовании в качестве материала короткозамкнутой обмотки ротора меди, защитная атмосфера исключает контакт расплава меди с водородом атмосферы, что предотвращает появление «водородной болезни».
Затем с помощью нагревательного элемента 11 печи (индуктор, спираль сопротивления) сборка нагревается до температуры плавления материала обмотки ротора (медь, алюминий) и выдерживается при этой температуре необходимое время, достаточное для расплавления и осадки всей засыпки.
В течение этого времени производится периодическое встряхивание, например, с помощью кулачкового механизма 1 (рис. 2). Благодаря этому происходит медленное плотное заполнение форм расплавом, что благоприятно
сказывается на качестве литой короткозамкнутой обмотки ротора. При этом отсутствуют такие дефекты литья, как рыхлости и раковины, которые присущи литью под давлением и статическому литью. После расплавления всей засыпки получается отливка короткозамкнутой обмотки ротора с короткозамыкающими кольцами 2 и стержнями 3.
После этого печь отключают и сборке дают остыть вместе с печью. Затем производится открытие печи, извлечение сборки. Благодаря отсутствию литников и выпоров значительно уменьшается трудоёмкость разборки, уменьшается материалоёмкость процесса изготовления обмотки, удешевляется дальнейшая обработка.
Данный способ позволяет легко автоматизировать процесс изготовления роторов с литой короткозамкнутой обмоткой, особенно при серийном и массовом производстве [4].
Способ изготовления короткозамкнутых обмоток роторов отличается тем, что с целью повышения качества отливки и уменьшения себестоимости изготовления:
− применена защитная атмосфера из инертных газов;
− ликвидирована литниковая система (литник, выпор, питатели, стояк, коллектор);
− применено периодическое встряхивание расплава.
Список используемых источников:
1. Чувашев В.А. Технологические аспекты изготовления литой медной короткозамкнутой обмотки ротора взрывозащищённых электродвигателей / В.А. Чувашев, В.Ю. Чуванков, А.В. Железняков, Ю.Н. Папазов // Сб. науч. тр. Украинского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института взрывозащищённого и рудничного электрооборудования с опытно-экспериментальным производством. Сер., Взрывозащищённое электрооборудование / УкрНИИВЭ. − 2007. − С. 225-241.
2. Чувашев В.А. Энергоэффективные асинхронные двигатели для угольной промышленности Украины / А.В. Чувашев, Ю.Н. Папазов, В.Ю. Чуванков, А.М. Паршиков, А.А. Велков // Науково-практичний журнал Електротехніка і Електромеханіка. 2006. №6. – С. 46-53.
3. Виноградов Н.В. Производство электрических машин: Учеб. пособие для вузов / Н.В. Виноградов. М.: Энергия, 1970. – 288 с.
4. Патент України на корисну модель № 50706. Спосіб виготовлення литих короткозамкнених обмоток роторів двигунів / автори: Чуванков В.Ю., Железняков А.В., Папазов Ю.М.; патентовласники: Чуванков В.Ю., Железняков А.В., Папазов Ю.М. зареєстровано в Державному реєстрі патентів України на корисні моделі 25.06.2010.