СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ум и душа России-великая Екатерина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторический вечер, посвящен удивительной женщине – Екатерине Великой. Обучающиеся систематизируют знания по теме, расширяют кругозор.

Просмотр содержимого документа
«"Ум и душа России-великая Екатерина"»



Разработала Бердникова Татьяна Вячеславовна учитель истории

в 5 – 7 классах

Исторический вечер «Ум и душа России – великая Екатерина»

«Вы не северное сияние, вы – самая блестящая звезда Севера,

и никогда не бывало светила столь благодетельного!»

( Вольтер, французский философ XVIII века)

Цель мероприятия:

Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России

Задачи:

  1. Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Эпоха Екатерины Великой»

  2. Развивающая: развивать интерес к истории как к науке, развивать внимание, коммуникативные навыки

  3. Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к прошлому своей Родины

Оборудование: компьютер, проектор, карточки

Сл. 1. Исторический вечер «Ум и душа России – Екатерина Великая»

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые взрослые. Я рада видеть вас на историческом вечере, посвященном удивительной женщине – Екатерине Великой. Наш вечер это приглашение к размышлению, которое я надеюсь, не закончится со звонком, а скорее всего только начнется.

Российский 18 век некоторые историки называют веком женщин. И действительно после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины, сменяя одна другую на императорском троне. Давайте назовем этих женщин.

Сл.2. Учащиеся называют имена императриц - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Из всей вереницы женщин самая яркая и талантливая на троне Екатерина II – деятельная и энергичная, умная и веселая, остроумная собеседница, чья сердечность и простота удивительно сочетались с истинным величием и мудростью правителя. Чем больше удаётся узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

Сл.3. Кем же была эта женщина? И какова ее роль в истории России? Что помогло иностранке, не имевшей права на российский престол, стать «Великой»? Попробуем ответить на эти вопросы в ходе нашего вечера.

Сл.4. Перед вами ключевые слова, выберите из них те, которые на ваш взгляд соответствуют Екатерине II, свой ответ аргументируйте (работа в группах)

(Архитектор, княгиня, героиня, иностранка, дипломат, изобретательница, патриотка, монахиня, писательница, философ, реформатор, святая, символ, учёная, императрица)

Ребята называют слова и аргументируют свой ответ, учитель закрепляет карточки со словами на доске.

Давайте вспомним, как же Екатерина оказалась в России.

Ш. Г.: Екатерина Великая появилась на свет 21 апреля, года 1729. в померанском маленьком городке Штеттине (север Германии) в семье принца среднего достатка Христиана-Августа Ангальт-Цербстского. Её назвали тройным именем, София-Августа-Фредерика, по лютеранскому обычаю. В 1744г., по приглашению императрицы Елизаветы Петровны юная принцесса София-Августа, (ей было пятнадцать) прибыла в Россию. Путешествие в Россию было похоже на сказку и оставило в памяти будущей императрицы неизгладимый след. Уже в первом российском городе — Риге их встречали с необычайной и непривычной для них торжественностью. Внимание, почет, богатый стол, собольи шубы с царского плеча. 3 февраля они прибыли в Петербург, ради высоких гостей устроили прием, представление слонов, на улицах оживленной праздничной столицы шумела разудалая масленица с ее балаганами, качелями, блинами, гигантскими снежными горами, визгом, криком и пением. Иной, нарядный, пестрый, неизвестный девочке мир…А 9 февраля они прибыли в Москву. Немецкая принцесса очень скоро сообразила, что для того, чтобы остаться в России, следует сделаться русской.

К. А. С первых же дней она с завидной настойчивостью и редким прилежанием взялась за изучение русского языка и русских обычаев. На обряде обращения в православную веру так четко произнесла исповедание по – русски, что очень удивила всех присутствующих, а императрица Елизавета Петровна даже прослезилась. Принцессу нарекли Екатериной Алексеевной (в память о матери Елизаветы Петровны).

Сл.5. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание Петра III и Екатерины. После смерти Елизаветы Петровны на престол вступил Петр III. Его правление было всего 186 дней. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

А. К.

До сей поры никто пока

Не видел в этом грешном мире

Царицу в праздничном мундире

Преображенского полка.



И вот малиновый трезвон

Стоит над северной столицей

В честь восхождения на трон

Молоденькой императрицы.



А кажется, еще вчера –

Августа-Софья-Фредерика…

А нынче мир дрожит от крика

Тысячекратного «Ура!».





Учитель: Когда в 1763 году, накануне коронации, придворный ювелир И.Позье изготовил большую императорскую корону, ныне хранящуюся в Оружейной палате как величайшее достояние России, то выяснилось, что она получилась весьма тяжелой – целых пять фунтов. Сл.6. Сосчитайте сколько это, если 1 фунт равен 0.358 кг (1.79.кг), но Екатерина осталась ею довольна, и сказала ювелиру, что в течение четырех или пяти часов во время церемонии как – нибудь продержит эту тяжесть на голове. И, действительно продержала «эту тяжесть» не только четыре – пять часов коронации в Успенском соборе Кремля, но и еще 34 года – столько длилось ее царствование.

Как же тяжел царский венец, она почувствовала уже с первых дней правления.

Чтобы стать той великой императрицей, которую знает история, Екатерине пришлось необыкновенно много учиться и еще больше трудиться. После Петра Первого не было на русском престоле другого такого упорного труженика, как она. Отличительной чертой личности Екатерины II было ее огромное трудолюбие. Ее день начинался в 6—7 часов утра в рабочем кабинете, где она трудилась над письмами, деловыми бумагами, проектами законов, научными и литературными сочинениями. К тому же она много читала, постоянно совершенствуя свой ум чтением. Книги по истории, начиная с Тацита до «Всеобщей истории Германии» Барра, приучали ее к историческому подходу к жизни и политике.

Но мы знаем, что просто читать, еще недостаточно, чтобы стать личностью и государем такого масштаба. Ведь гигантский книжный материал должен быть переработан в энергию, расчет, смелость и осторожность политика, в умение масштабно мыслить. Екатерина оказалась способной превратить книжный материал в идеи.

Сохранившиеся материалы Кабинета Екатерины II и других учреждений второй половины XVIII века однозначно говорят о невероятной трудоспособности императрицы, которая решилась не только реформировать государственную машину, но и создать практически самостоятельно, новый свод законов. Сотни сохранившихся автографов Екатерины, переплетенных в гигантские тома, свидетельствую о том, что царица заменяла собой целую комиссию по законодательству. И труд ее продолжался до конца жизни. За годы царствования Екатерина успела написать почти 10 тысяч писем, подписать 14.5 тысяч различных актов и постановлений! При этом можно не сомневаться – ни одной бумаги она не подписала вслепую…

Учитель: Какое название получила политика Екатерины?

Сл.7. Ответ детей - политика «Просвещенного абсолютизма» - государственная политика, в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, основанная на идеях французских просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

Учитель: назовите выдающихся французских мыслителей авторов идей «Просвещенного абсолютизма»

Сл.8. (ответы детей – Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.)

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии "Наказ", являвшийся по сути программой ее царствования.

Сл.9. Вспомним некоторые из положений этого «Наказа»

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы подвержены были тем же законам

- Вольность есть право всё то делать, что законами дозволяют

- Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живёт под защитой законов

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского

- Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан

- Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели.

“Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления – сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.

Учитель: Много сделала Екатерина и для распространения просвещения.

Колесникова Алина: Екатерина хотела ввести в стране всеобщее образование, но для этого не оказалось учителей. Тогда она открывает в Петербурге Учительскую семинарию. Это учебное заведение подготовило более 400 учителей. Подобные учебные заведения открывались по всей стране. В конце 18 века их было почти 300. Именно в таких учительских семинариях впервые появились классные доски, на которых мы и теперь пишем. Тогда же установили правило: если хочешь ответить, то для этого ученик должен поднять руку.

Сл.10. В Москве основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

Екатерина сделала национальной идеей путь к великому будущему России. Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы.

Слово «Родина» с легкой руки поэта Г.Державина впервые появилось именно при ней. Оно стало символом отношения к своему Отечеству.

Сл.11. Б. Л.

Как весело внимать, когда с тобой она

Поет про родину, отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!



О колыбель моих первоначальных дней!

Невинности моей и юности обитель!

Когда я освещусь опять твоей зарей

И твой по-прежнему всегдашний буду житель?



Когда наследственны стада я буду зреть,

Вас, дубы камские, от времени почтенны!

По Волге между сел на парусах лететь

И гробы обнимать родителей священны



Звучи, о арфа! ты всё о Казани мне!

Звучи, как Павел в ней явился благодатен!

Мила нам добра весть о нашей стороне:

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Учитель: Именно Екатерина основала Академию по изучению русского языка, первую публичную библиотеку и первый публичный театр, знаменитый Эрмитаж. Именно она строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские города.

Сл.12. Эрмитаж – этакий храм размышлений, место дружественного «без чинов» - общения. Стоило только человеку переступить порог Эрмитажа, как он попадал в иной, непривычный мир, царство прекрасного: картин, книг, скульптуры, музыки и пения, дружества, равенства, доброты. На щите при входе в Эрмитаж красовалась надпись: «Хозяйка здешних мест не терпит принужденья». Душой вечерних собраний была, конечно же, Екатерина, умевшая занять гостей содержательной и остроумной беседой.

В его залах звучала популярная в то время музыка Йозефа Гайдна, Вольфанга Амадея Моцарта, Иогана Себастьяна Баха. Давайте ненадолго задержимся в этих залах и полюбуемся их великолепием.

Сл.13,Сл.14.,Сл.15.,Сл.16.К. В. исполняет произведения И.С.Баха

« Прелюдия»

Учитель: Русская императрица Екатерина II была женщиной мужского ума. Очень многие из ее высказываний стали афоризмами. Вот лишь некоторые из них: «Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы»; «Лучшая слава и украшение монарха – есть его правосудие»; «Лучше простить десять виновных, чем осудить одного невинного»

Каждая группа получает по 2 афоризма, ваша задача прочитать их и раскрыть смысл.

1.Бранныя слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которыя входят.



2. Буде увидишь пороки ближнего, — не оказывай ему свои осуждения.



3.Человек только тогда счастлив, когда занят.



4.Во всяком возрасте почитай родителей

5.Ложь изо всех вреднейших есть порок

6.Нет стыда, признаться человеку в своей ошибке

8.Праздность есть мать скуки и многих пороков



9.Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность. Добрыя дела сами собою воздаяния приносят



Ребята зачитывают афоризмы и раскрывают их смысл. Ее афоризмы актуальны и для нас.

Учитель: Многому можно поучиться у Екатерины Великой, еще одной ее характерной чертой было умение обходиться с людьми. Она была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого.

Сл.17. «Будьте мягки, человеколюбивы, сострадательны и щедры. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали», - писала Екатерина Великая в «Нравственных идеалах».

Учитель: Возьмите за основу эти слова Екатерины Великой, и вам станет проще общаться с одноклассниками, у вас не будет ссор и обид.

Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде. Императрица ласково называла город «моя столица». До нее Петербург, построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным, и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира.

Сл.18.,Сл.19.

Сл.20. На одной из главных площадей столицы - Сенатской - вознёсся Медный Всадник - памятник Петру Великому автора Этьена Мориса Фальконе.

Иванов Сережа

И прямо в темной вышине

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне

– писал Пушкин. Вглядитесь в памятник. Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание – на языке скульптора обозначает, что Петр I раздавил всех врагов России. Петр в плаще с лавровым венком на голове. Коня на дыбы поднял – не боится, на самом краешке скалы. Екатерина Великая сама сочинила надпись: «Петру Первому – Екатерина последующая». Ей очень важно было доказать, что она – последовательница Петра.

И своими делами она это доказала: за 34 года правления императрицы (1762-1796)

Население страны увеличилось почти вдвое - с 19 млн. до 38 млн.

За три десятилетия было построено 144 города, государственная казна «потяжелела» в 4 раза.

Россия производила чугуна и железа в 2 раза больше, чем Англия.

Хлеб стали продавать на экспорт, прижилась в России и картошка – «второй хлеб».

Территория государства увеличилась почти на четверть. Петр прорубил «окно в Европу», Екатерина настежь распахнула «двери на Юг».

Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря.

Екатерина вернула все исконно славянские земли (Белоруссии и Западной Украины) и объединила братские народы.

Был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе.

При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Екатерина только отвечала на агрессию.

Сл.21.К 100 – летию восшествия на престол ей был поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Его авторы скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. Подножие памятника окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.

Интерес к жизни Екатерины всегда был и будет. Изучая ее жизнеописание, мы видим, что она человек яркий, незаурядный, полюбивший Россию всем сердцем, и правящий на ее благо. Екатерина – немка с русской душой и русским характером, ее величие, как монарха заключается в том, что она достигла своей цели – «Славы России».

Рефлексия

В заключение мы хотелось, чтобы вы поделились теми чувствами, которые испытывали на занятии, какие черты характера императрицы вас удивили и чему можно у нее поучиться?

Спасибо за активное участие в нашем историческом вечере. До новых встреч.

Использованная литература

Анисимов Е.В. Женщины на престоле. – СПб.: «Норинт», 2003. – 416с.

Голубева Т. Царские династии: Ил.О.Кокина, - М.: ООО «Издательство» «Росмэн – пресс», 2002. – 143с.

История России для детей и юношества: В 6 т. Том третий. Век Екатерины. М.: «Рипол Классик», 1998. – 528с.

Энциклопедия знаменитых россиян. М.: «Диадема – Пресс», 2001. 656с.

Энциклопедия для детей Т.5, Ч.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта +, 1997. – 704с.

Интернет - ресурсы

Имя России - Екатерина Великая http://ekaterina-ii.lit-info.ru/review/ekaterina-ii/003/239.htm

Екатерина Вторая Великая, история России http://www.kremlion.ru/referats/ekaterina_vtoray2/






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!