СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умей отвечать за свои поступки человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы все люди и живём на одной планете. Подчиняемся одним законам. Не нарушай законы нашей среды обитания.

Просмотр содержимого документа
«Умей отвечать за свои поступки человек»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Залиманская основная общеобразовательная школа»








Воспитательский час на тему

«Умей отвечать за свои поступки»



в 12 классе





Подготовил и провел

Саламатин Андрей Владимирович











2018 год.



 Цели и задачи:

  • упорядочить знания учащихся о видах наказания за различные поступки: проступок, правонарушение, преступление, научить различать административную и уголовную ответственность;

  • учить нравственной оценке результатов своих поступков;

  • воспитывать - чувство ответственности за свои поступки;

- позитивное отношение к окружающим людям.

Оформление доски:

Плакат – «Хороший поступок - душа человека!»

«Жизнь даётся на короткий срок, и она сама по себе вели­чайшее счастье»           С. Н. Сергеев - Ценский

«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням»      А. А. Бестужев-Марлинский

«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира» Г. Филдинг

Оборудование: Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федера­ции, Кодекс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях, Устав школы, анкеты.

До классного часа с учащимися был проведён тест «Ваша ответственность».

Учитель: Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Имен­но в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал...», «Не думал...», «Не хотел...», - этот лепет часто приходит­ся слышать.

Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области - несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних - имуществен­ные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упомина­ются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - . . .?

Дети. Наказание. Выговор.

Учитель. Правильно, за плохие поступки мы несем ответственность. Цель нашего занятия – разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.

С юридической точки зрения выделяют проступок,   правонарушение,    преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? В чем различие?

Дети. Да / Нет. (говорят свои определения)

Учитель.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.

Какое наказание можно получить за совершение проступка, правонарушения, преступления?

Дети: Выговор, штраф, лишение свободы.

Учитель:  А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Я зачитываю ситуацию, один из вас высказывает свое мнение, если вы согласны с ним – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

 

Ситуация №1:

Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близ­лежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Дети. Устав школы.

Учитель. Вспомним его вместе.

Дети.  Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по томе занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других уча­щихся и работников школы.

Учитель. Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Дети. Проступком.

Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за просту­пок? Какое?

Дети. Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

 

Ситуация №2:

Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно рас­ценить их поведение?

Дети. По всей видимости, это правона­рушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Учитель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административ­ных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алко­гольной продукции в общественных местах».

Ситуация №3:

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь рас­скажут, им не поздоровится.

Как можно классифицировать дейст­вия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, зги ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымога­тельство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Ко­декса Российской Федерации.

Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Ситуация №4:

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа под­ростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны су­мочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрози­ли ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это по-вашему?

Дети. Это преступление.

Учитель. Назовите, какое именно преступление.

Дети. Кража. \ Грабеж.

Учитель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна расска­зать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

Учитель. Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче. Был ли шанс у Татьяны избежать данной си­туации?

Дети. Да, ей не нужно было кого-нибудь попросить, что­бы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружка­ми, либо попросить кто-нибудь из родственников встретить.

 

Ситуация №5:

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему?

Учитель. Объясните, почему это проступок?

Дети. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следователь­но, их действия можно расценить как проступок.

Учитель. Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

Ситуация №6:

Маша стала замечать, что у. нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попро­буй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», тветили ей девочки. Что это?

Дети. Преступление.

Учитель. Какое именно?

Дети. Кража - тайное хищение чужого имущества.

Учитель. Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Дети. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

Учитель. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Дети. Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

Ситуация №7:

Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортив­ном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Учитель. Все согласны, что это правонарушение? Докажите.

Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.

Учитель. Где об этом говориться?

Дети. В «Кодексе об административной ответственности».

Учитель. Верно.

Учитель. Молодцы с этим заданием вы справились! А с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?

Дети. Уголовная ответствен­ность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?

Дети. Родители.

Учитель. Какое наказание вы или ваши родители могут по­нести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

Учитель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поста­вить на учет в милицию, а могут ли за административное правона­рушение посадить в тюрьму?

Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.

Учитель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое нака­зание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Учитель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, ус­тановив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совер­шать правонарушения, то суд отменит условное наказание и напра­вит его в места лишения свободы. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.

В заключении хочется прочитать вам стихотворение:

Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.

Тест “Ваша ответственность”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.





 Источники:

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.Устав школы.

3. Пособие для классных руководителей. А.В. Давыдова.- М. ВАКО,2008г. (Учебный год)



 


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!