Конспект открытого урока по математике в 1 «в» классе
Тема:
«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
УМК: «Школа России»
Составила: Пашкова Наталья Геннадьевна
Цель: познакомить учащихся с компонентами вычитания, читать выражения используя эти термины, способствовать развитию логического мышления и вычислительных навыков учащихся.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
мультимедийное приложение WorkSpace
учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
-Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
- Мы пришли сюда учиться – не лениться, а …
Дети: Трудиться!
- Работаем старательно, слушаем…
Дети: Внимательно!
-Садитесь!
- Какое у вас настроение? Покажите его с помощью смайликов.
(рефлексия смайлик)
- Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Сегодня нас ждут новые открытия!
-Покажите своей посадкой, что вы готовы к новым открытиям!
Садимся правильно, удобно. Открываем тетради, кладем с наклоном. Отступаем 4 клеточки вниз и записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
- Теперь мы выполним математический диктант. Ответы записываем через запятую.
-Запишите двузначное число (10)
- Самое большое однозначное число. (9)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько ног у паука? (8)
- Каким числом обозначаем пару предметов? (2)
- У какого числа «соседи» 4 и 6? (5)
- Число ног у насекомых? (6)
-Давайте проверим, какие числа у вас получились? Оцените себя.
Запишите эти числа в порядке возрастания. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга.
3. Самоопределение к деятельности.
Работа по презентации. Слайды 1-3
3 + 1 = 4
Прочитайте пример на сложение разными способами.
- Как называются числа при сложении. (слагаемое, слагаемое, сумма) Выставить на доску.
- Прочитаем выражения используя эти названия. (1 слагаемое – 1, 2 слагаемое – 3, сумма – 4; сумма чисел 1 и 3 равна 4).
(Дети называют способы)
4 – 3 = 1
Прочитайте разным способом.
Называют 3 способа.
- Можем ли мы еще прочитать данные выражения? (Нет, так как не знаем, как называются числа при вычитании).
-Значит, какая тема нашего урока?
( названия чисел при вычитании)
- Это будет урок повторения или открытия новых знаний?
(открытие новых знаний) А для чего нам нужны эти знания?
- В будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения.
Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить, как называются числа при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.)
4. «Открытие» нового знания.
- Давайте еще раз посмотрим на сумму чисел. Слагаемые – это как части, которые при сложении дают целое – самое большое число. Проведем небольшой эксперимент. У меня в руке 3 яблока. Это одно из слагаемых. Сейчас я добавлю второе слагаемое –еще 1 яблоко). Что произошло с яблоками? (Их количество увеличилось).
- Тоже произошло и с числами при сложении.
-В примере на вычитание , какое из трех чисел самое большое? (Первое)
- Как вы думаете, почему? (Это целое, из которого мы можем взять часть).
- Что происходит с первым, самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).
-Как может называться это число? («уменьшаемое»)
-На письме каким знаком можем обозначить этот процесс? (Знак минус).
-А действие вычитание.
- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)
-А раз мы число вычитаем, то его так и назвали «вычитаемое».
-А третье число показывает разницу между 1 числом и вторым?
-Вопрос «на сколько» задают при сравнении, чтобы найти разницу.
-Как же называется третье число? («разность»)
Все названия вывешиваются на доске.
-Давайте прочитаем получившуюся запись. Используя названия компонентов: Уменьшаемое-Вычитаемое=Разность.
-Откроем стр. 29 учебника и посмотрим, как можно еще прочитать числа при вычитании?
П
осмотрите на иллюстрацию.
Что вы видите?
Сколько было снегирей?
Сколько улетело?
– Уменьшаемое 5;
вычитаемое 2;
разность равна трем.
разность чисел 5 и 2 равна 3.
Ребята, какие новые слова вы сейчас узнали? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Мы сейчас сделали для себя новое открытие!
5. Физминутка
Встали!
Руки вверх на раз подняли,
на 2-3 притопнули,
на 4 –хлопнули!
Опустили руки вниз-
и сказали всем садись
6.Работа по учебнику (с. 29)
Выполним коллективно №1, на с.29.
(Один ученик с комментированием пишет выражение на доске, а остальные в тетрадях).
9 – 4 = 5
(9 – уменьшаемое, 4 вычитаемое, 5 разность )
(Молодец садись!)
-Проверьте с доски ребята. У всех так получилось
-Молодцы! Решение задач
задача №2 с.29.-коллективный разбор задачи, а решение самостоятельно.
(Учитель читает задачу)
- О чем эта задача?
-Что известно в задаче?
-Какой вопрос задачи?
-Каким действием решаем задачу?
-Запишите решение в тетрадь. (слайд)
6-4=2 (яб.)
Ответ: 2 яблока
-Проверка.
Прочитайте решение используя название компонентов при вычитании (хором)
7. Гимнастика для глаз.
Теперь наши глазки немного отдохнут:
Глазки вправо, глазки влево, и по кругу проведём.
Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились и на места отправились.
8. Итог урока.
- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока. Смогли мы их выполнить?
- Сейчас мы проверим, возьмите карточки и выделите правильный ответ.
9. Рефлексия. Работа в парах по карточкам
Карточка
1. Укажи в выражении вычитаемое
8 - 6 = 2
2. Укажи в выражении значение разности
7 – 5 = 2
3. Укажи в выражении уменьшаемое
10 - 6 = 4
5. Подчеркни синим карандашом уменьшаемое, зеленым – вычитаемое, жёлтым – значение разности
9 – 5 = 4
- Посмотрим, как вы справились с заданием (просмотр результатов на слайде).
Игра (резерв)
-Если согласны, хлопаете. Если нет, топаете.
1.Сумма чисел 4 и 3 равна 6?
2.Если 10 уменьшить на 3 получится 7?
3.В тарелке 7 яблок, съели 2 яблока, осталось 5 яблок?
4. 8 это 7 и 2?
Проверка( -, +, +,-)
- Вы сегодня хорошо поработали. Я вами горжусь.
-Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?
-Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?
-Почему второе называется вычитаемым?
-Оцените свои знания. Нарисуй в тетради.
- Вот и подошёл к концу урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания.
-Встаньте те, кому было все понятно на уроке?
-Встаньте те, кому было трудно?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.
-Спасибо за урок!